СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку биологии в 6 - м классе "Зоны корня".

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку биологии в 6-м классе "Зоны корня".

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку биологии в 6 - м классе "Зоны корня".»

Зоны корня Чернецова Н. И. , учитель биологии

Зоны корня

Чернецова Н. И. ,

учитель биологии

Задачи урока: продолжить знакомство учащихся со строением корня;   сформировать понятие о зонах корня;  раскрыть особенности строения клеток различных зон корня в связи с выполняемой функцией; продолжить формирование понятия о тканях и показать на конкретных примерах зон корня определенные виды тканей; продолжать вырабатывать умения работы с лабораторным оборудованием.
  • Задачи урока:
  • продолжить знакомство учащихся со строением корня;
  •   сформировать понятие о зонах корня;
  • раскрыть особенности строения клеток различных зон корня в связи с выполняемой функцией;
  • продолжить формирование понятия о тканях и показать на конкретных примерах зон корня определенные виды тканей;
  • продолжать вырабатывать умения работы с лабораторным оборудованием.
Основные понятия урока: главный, боковые, придаточные корни; стержневая и мочковатая корневые системы.
  • Основные понятия урока:
  • главный,
  • боковые,
  • придаточные корни;
  • стержневая и мочковатая корневые системы.
I. Проверка знаний и умений 1. Проверка знаний о функциях корня, видах корней и типах корневых систем.  (Индивидуальный опрос с использованием натуральных объектов.) 2. Проверка умения распознавать типы корневых систем. (Работа учащихся по распознаванию типов корневых систем на живых расте- ниях, проростках или гербарных экземплярах.)

I. Проверка знаний и умений

  • 1. Проверка знаний о функциях корня, видах корней и типах корневых систем.
  • (Индивидуальный опрос с использованием натуральных объектов.)
  • 2. Проверка умения распознавать типы корневых систем.
  • (Работа учащихся по распознаванию типов корневых систем на живых расте- ниях, проростках или гербарных экземплярах.)
Актуализация знаний. Какие функции выполняет корень? 1.Опорная. Любое растение удерживается в почве благодаря хорошо разветвлённым корням. 2.Питающая. С  помощью корней растения получают воду и минеральные соли. 3. Запасающая . В корнях  многих растений откладываются про запас питательные вещества.
  • Актуализация знаний.
  • Какие функции выполняет корень?
  • 1.Опорная. Любое растение удерживается в почве благодаря хорошо разветвлённым корням.
  • 2.Питающая. С  помощью корней растения получают воду и минеральные соли.
  • 3. Запасающая . В корнях  многих растений откладываются про запас питательные вещества.
Дайте определение трем типам корней Выделяют  3 типа корней : Главный - развивающийся из зародышевого корешка. Боковые -отходящие  от главного корня. Придаточные – образуются на нижней части стебля.
  • Дайте определение трем типам корней
  • Выделяют  3 типа корней :
  • Главный - развивающийся из зародышевого корешка.
  • Боковые -отходящие  от главного корня.
  • Придаточные – образуются на нижней части стебля.
Изучение нового материала Из чего развивается корень?  Развиваясь из  маленького корешка зародыша , корень растущего дерева ветвится, глубоко проникая в почву, достигает больших размеров и удерживает ствол и ветви с листьями.
  • Изучение нового материала
  • Из чего развивается корень?
  • Развиваясь из  маленького корешка зародыша , корень растущего дерева ветвится, глубоко проникая в почву, достигает больших размеров и удерживает ствол и ветви с листьями.
Куда направляется рост корня? Растет он своей верхушкой вниз.  Такой тип роста называется верхушечным. (учебник , Рис. 8, стр.17)
  • Куда направляется рост корня?
  • Растет он своей верхушкой вниз.
  • Такой тип роста называется верхушечным. (учебник , Рис. 8, стр.17)
Верхушечный тип роста корня
  • Верхушечный тип роста корня
II. Изучение нового материала Зоны (участки) корня. Взаимосвязь строения клеток зоны с выполняемой функцией.

II. Изучение нового материала

  • Зоны (участки) корня.
  • Взаимосвязь строения клеток зоны с выполняемой функцией.
Зоны (участки) корня. Рис.7, стр.17
  • Зоны (участки) корня. Рис.7, стр.17
Микроскопическое строение корня
  • Микроскопическое строение корня
зона проведения корневые волоски зона роста зона всасывания зона деления корневой чехлик кончик корня

зона проведения

корневые волоски

зона роста

зона всасывания

зона деления

корневой чехлик

кончик корня

Зоны (участки) корня.  Корневые волоски - тончайшие выросты клеток наружного слоя молодого корня. В старых корнях деревьев и многолетних трав основную часть длины составляет именно зона проведения.  

Зоны (участки) корня.

  • Корневые волоски - тончайшие выросты клеток наружного слоя молодого корня.
  • В старых корнях деревьев и многолетних трав основную часть длины составляет именно зона проведения.
  •  
Лабораторная работа «Корневой чехлик и корневые волоски».   Работа выполняется по инструктивной карточке учебника в § 3 на с. 18. Оформляется в рабочей тетради. Рис. 7, стр.17. в рабочую тетрадь.

Лабораторная работа «Корневой чехлик и корневые волоски».

  • Работа выполняется по инструктивной карточке учебника в § 3 на с. 18.
  • Оформляется в рабочей тетради.
  • Рис. 7, стр.17. в рабочую тетрадь.
Вспомните !!! Что такое ткань? Ткань  – группа клеток, сходных по строению и выполняющих одинаковые функции. Какие виды растительных тканей вы знаете? покровные, основные,  механические, Проводящие, образовательные.
  • Вспомните !!!
  • Что такое ткань?
  • Ткань  – группа клеток, сходных по строению и выполняющих одинаковые функции.
  • Какие виды растительных тканей вы знаете?
  • покровные, основные,
  • механические,
  • Проводящие,
  • образовательные.

Зона корня Рабочая ткань Покровная ткань Особенности участка корня и его клеток Функции Живые клетки, которые постоянно обновляются. Клетки выделяют слизь, она покрывает поверхность молодого корня. Корне Защищает зону деления; вой чехлик облегчает продвижение корня в почве; обеспечивает ориентацию корня в пространстве.

Зона корня

Рабочая ткань

Покровная ткань

Особенности участка корня и его клеток

Функции

Живые клетки, которые постоянно обновляются. Клетки выделяют слизь, она покрывает поверхность молодого корня.

Корне

  • Защищает зону деления;

вой чехлик

  • облегчает продвижение корня в почве;
  • обеспечивает ориентацию корня в пространстве.
Зона корня Зона деления. Рабочая ткань Особенности участка корня и его клеток Функции Длина около 1 мм. Клетки тонкостенные и заполнены цитоплазмой, вакуоли отсутствуют. Зону деления можно отличить на живом корешке по желтоватой окраске, Образователь Обеспечивает рост корня . ная ткань даёт начало корневому чехлику,  дают начало первичной коре

Зона корня

Зона деления.

Рабочая ткань

Особенности участка корня и его клеток

Функции

Длина около 1 мм.

Клетки тонкостенные и заполнены цитоплазмой, вакуоли отсутствуют. Зону деления можно отличить на живом корешке по желтоватой окраске,

Образователь

Обеспечивает рост корня .

ная ткань

даёт начало корневому чехлику,

дают начало первичной коре

Зона корня Рабочая ткань Зона роста Особенности участка корня и его клеток Образовательная ткань Функции Клетки уже не делятся, они растягиваются в продольном направлении, проталкивая корневое окончание вглубь почвы. Клетки вытягиваются за счёт увеличения вакуоли. Обеспечивает рост корня растяжением. В пределах зоны роста происходит разделение клеток на ткани. .

Зона корня

Рабочая ткань

Зона роста

Особенности участка корня и его клеток

Образовательная ткань

Функции

Клетки уже не делятся, они растягиваются в продольном направлении, проталкивая корневое окончание вглубь почвы. Клетки вытягиваются за счёт увеличения вакуоли.

Обеспечивает рост корня растяжением.

В пределах зоны роста происходит разделение клеток на ткани.

.

Зона корня Зона всасывания Рабочая ткань Особенности участка корня и его клеток Длина от нескольких мл до нескольких см. В отличие от зоны роста участки этой зоны уже не смещаются относительно частиц почвы. Функции Участвует в поглощении воды и минеральных веществ. Покров Корневые волоски  — это выросты клеток поверхностной ткани поглощающей зоны корня растения. Они содержат слой протоплазмы, ядро, крупную вакуоль; их тонкие, легко проницаемые для воды, оболочки плотно склеиваются с комочками почвы. Корневые волоски выделяют в почву различные вещества. ная ткань Основную массу воды и питательных веществ молодые корни всасывают с помощью корневых волосков. Их длина у разных видов растений от 0,06 до 10 мм. С увеличением влажности почвы образование замедляется; не образуются они и в очень сухой почве.

Зона корня

Зона всасывания

Рабочая ткань

Особенности участка корня и его клеток

Длина от нескольких мл до нескольких см. В отличие от зоны роста участки этой зоны уже не смещаются относительно частиц почвы.

Функции

Участвует в поглощении воды и минеральных веществ.

Покров

Корневые волоски  — это выросты клеток поверхностной ткани поглощающей зоны корня растения. Они содержат слой протоплазмы, ядро, крупную вакуоль; их тонкие, легко проницаемые для воды, оболочки плотно склеиваются с комочками почвы.

Корневые волоски выделяют в почву различные вещества.

ная ткань

Основную массу воды и питательных веществ молодые корни всасывают с помощью корневых волосков.

Их длина у разных видов растений от 0,06 до 10 мм.

С увеличением влажности почвы образование замедляется; не образуются они и в очень сухой почве.

Зона корня Зона проведе Рабочая ткань Особенности участка корня и его клеток ния В состав проводящих тканей этой зоны корня входят: Функции Проводя Проведение поглощённых веществ в надземную часть. сосуды — по ним вода с мин. веществами поступает в стебель и листья; клетки , по которым в корень поступают органические вещества, образовавшиеся в листьях и стеблях. Щая  ткань

Зона корня

Зона проведе

Рабочая ткань

Особенности участка корня и его клеток

ния

В состав проводящих тканей этой зоны корня входят:

Функции

Проводя

Проведение поглощённых веществ в надземную часть.

  • сосуды — по ним вода с мин. веществами поступает в стебель и листья;
  • клетки , по которым в корень поступают органические вещества, образовавшиеся в листьях и стеблях.

Щая

ткань

III. Закрепление знаний Фронтальная беседа о зонах корня и взаимосвязях строения тканей корня с их функциями.  

III. Закрепление знаний

  • Фронтальная беседа о зонах корня и взаимосвязях строения тканей корня с их функциями.

 

Корень Корневой чехлик Зона деления Зона роста Зона всасывания Зона проведения Рост корня, развитие других зон Рост корня, развития Всасывание воды и минераль Проведение воды и минеральных веществ из других зон к верхним органам ных веществ

Корень

Корневой чехлик

Зона деления

Зона роста

Зона всасывания

Зона проведения

Рост корня, развитие других зон

Рост корня, развития

Всасывание воды и минераль

Проведение воды и минеральных веществ из других зон к верхним органам

ных веществ

Закрепление знаний. 1. Первым при прорастании семени появляется корень: а) главный в) придаточный б) боковой г) главный или боковой 2. Мочковатая корневая система характерна для растении: а) пшеницы и ржи  б) ржи и лопуха  в) лопуха и одуванчика  г) одуванчика и подорожника
  • Закрепление знаний.
  • 1. Первым при прорастании семени появляется корень:
  • а) главный в) придаточный
  • б) боковой г) главный или боковой
  • 2. Мочковатая корневая система характерна для растении:
  • а) пшеницы и ржи
  • б) ржи и лопуха
  • в) лопуха и одуванчика
  • г) одуванчика и подорожника
3 .Стержневая корневая система характерна для растений: а) одуванчика и подорожника  б) подорожника и лопуха в) лопуха и одуванчика г) все ответы верны 4. Функции корня: а)опорная                 в)запасающая б)транспортная     г) все ответы верны
  • 3 .Стержневая корневая система характерна для растений:
  • а) одуванчика и подорожника
  • б) подорожника и лопуха
  • в) лопуха и одуванчика
  • г) все ответы верны
  • 4. Функции корня:
  • а)опорная                 в)запасающая
  • б)транспортная     г) все ответы верны
Проверь себя 1 – а 2 – а 3 – в 4 - г
  • Проверь себя
  • 1 – а
  • 2 – а
  • 3 – в
  • 4 - г
Основная функция корня  — питание растения веществами, всасываемыми из почвы.  Минеральное питание — поглощение корнями растений необходимых элементов из почвы, их передвижение и усвоение растениями.
  • Основная функция корня

питание растения веществами, всасываемыми из почвы.

  • Минеральное питание — поглощение корнями растений необходимых элементов из почвы, их передвижение и усвоение растениями.

Минеральные удобрения — специальные комплексы, состоящие из одного либо нескольких минеральных компонентов .
  • Минеральные удобрения — специальные комплексы, состоящие из одного либо нескольких минеральных компонентов .
Азот Необходим для нормального роста и развития. При недостатке азота растение отстаёт в развитии, листья желтеют и опадают, боковые побеги не развиваются. Фосфор Обеспечивает образование клеточной оболочки, способствует накоплению углеводов в плодах и масла в семенах. Калий Обеспечивает развитие опорной ткани растения, нормальное развитие корней и корнеплодов и отложение питательных веществ в запас.

Азот

Необходим для нормального роста и развития.

При недостатке азота растение отстаёт в развитии, листья желтеют и опадают, боковые побеги не развиваются.

Фосфор

Обеспечивает образование клеточной оболочки, способствует накоплению углеводов в плодах и масла в семенах.

Калий

Обеспечивает развитие опорной ткани растения, нормальное развитие корней и корнеплодов и отложение питательных веществ в запас.

Органические удобрения — вещества растительного и животного происхождения: навоз, торф, птичий помёт.
  • Органические удобрения — вещества растительного и животного происхождения: навоз, торф, птичий помёт.
IV. Задание на дом: Изучить § 3,  Ответить на вопросы №1-9 (Устно)  Выполнить задания в конце параграфа, стр. 20.

IV. Задание на дом:

  • Изучить § 3,
  • Ответить на вопросы №1-9 (Устно)
  • Выполнить задания в конце параграфа, стр. 20.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя