СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку биологии в 8 классе "Строение спинного мозга"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку биологии в 8 классе "Строение спинного мозга".

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку биологии в 8 классе "Строение спинного мозга"»

Строение и функции спинного мозга Мудрицкая С.В., учитель биологии МАОУ СОШ № 50 г. Калининграда, заслуженный учитель РФ

Строение и функции спинного мозга

Мудрицкая С.В., учитель биологии МАОУ СОШ № 50 г. Калининграда, заслуженный учитель РФ

Цели урока: Изучить строение спинного мозга и функции, которые он выполняет в нашем организме. Стимулировать развитие познавательного интереса  Прогнозировать последствия для человека нарушения функций спинного мозга

Цели урока:

  • Изучить строение спинного мозга и функции, которые он выполняет в нашем организме.
  • Стимулировать развитие познавательного интереса
  • Прогнозировать последствия для человека нарушения функций спинного мозга
Что обозначено на рисунках цифрами 1-5? 2

Что обозначено на рисунках цифрами 1-5?

2

Вставьте пропущенные слова Отростки, по которым возбуждение передается к телу нейрона называются ______.  Отростки, проводящие нервный импульс от тела нейрона к другим клеткам или органам, называются ________________. Основными свойствами нервной ткани является ____________ и _______________. Тела вставочных и двигательных нейронов образуют _____________ вещество спинного и головного мозга. Нервный импульс, дойдя до следующего нейрона, вызывает его ________________.

Вставьте пропущенные слова

  • Отростки, по которым возбуждение передается к телу нейрона называются ______.
  • Отростки, проводящие нервный импульс от тела нейрона к другим клеткам или органам, называются ________________.
  • Основными свойствами нервной ткани является ____________ и _______________.
  • Тела вставочных и двигательных нейронов образуют _____________ вещество спинного и головного мозга.
  • Нервный импульс, дойдя до следующего нейрона, вызывает его ________________.
6. Чувствительные нервные окончания (рецепторы) образованы концевыми окончаниями дендритов ____________ нейронов. 7. Нейроны, по которым возбуждение передается к ЦНС, называются _______________. 8. Нейроны, по которым возбуждение передается от ЦНС к рабочему органу или железе, называются ________________. 9. Нейроны, по которым возбуждение передается от одного нейрона на другой, называются ___________________. 10. Скопление тел нервных клеток за пределами ЦНС - ________________.

6. Чувствительные нервные окончания (рецепторы) образованы концевыми окончаниями дендритов ____________ нейронов.

7. Нейроны, по которым возбуждение передается к ЦНС, называются _______________.

8. Нейроны, по которым возбуждение передается от ЦНС к рабочему органу или железе, называются ________________.

9. Нейроны, по которым возбуждение передается от одного нейрона на другой, называются ___________________.

10. Скопление тел нервных клеток за пределами ЦНС - ________________.

Спинной мозг расположен в позвоночном канале и у взрослых представляет собой длинный (45 см у мужчин и 41-42 см у женщин) цилиндрический тяж, массой 34-38 г и диаметром около1 см. Начинается спинной мозг на уровне большого затылочного отверстия черепа и заканчивается коническим заострением, на уровне 2-го поясничного позвонка. Спинной мозг намного короче позвоночника и из-за этого нервные корешки, отходящие от спинного мозга образуют густой пучок, который носит название “конского хвоста”.

Спинной мозг расположен в позвоночном канале и у взрослых представляет собой длинный (45 см у мужчин и 41-42 см у женщин) цилиндрический тяж, массой 34-38 г и диаметром около1 см.

Начинается спинной мозг на уровне большого затылочного отверстия черепа и заканчивается коническим заострением, на уровне 2-го поясничного позвонка.

Спинной мозг намного короче позвоночника и из-за этого нервные корешки, отходящие от спинного мозга образуют густой пучок, который носит название “конского хвоста”.

  • Пять отделов: шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчиковый
  • Длина 45 см у мужчин (41-42 у женщин)
  • Масса 34 -38 г
  • Диаметр 1 см
  • Окружен тремя оболочками:

Спинной мозг

Мягкая

Паутинная

Нервную систему образуют головной и спинной мозг, а также все их ответвления – нервы и нервные узлы. Нервная система – это огромное сообщество, состоящее из десяти с лишним миллиардов слаженно работающих клеток – нейронов.

Самая древняя и самая прочная часть нервной системы человека – спинной мозг. Сегодня на уроке вы познакомитесь с особенностями внешнего и внутреннего строения и функциями спинного мозга.

Спинной мозг расположен в позвоночном канале и у взрослых представляет собой длинный (45 см у мужчин и 41-42 см у женщин) цилиндрический тяж, массой 30-40 г и диаметром около1 см. (Cлайд № 3)

Начинается спинной мозг на уровне большого затылочного отверстия черепа и заканчивается коническим заострением, на уровне 2-го поясничного позвонка. Спинной мозг намного короче позвоночника и из-за этого нервные корешки, отходящие от спинного мозга образуют густой пучок, который носит название “конского хвоста”.

Твердая

Имеет два утолщения: шейное , связанное с иннервацией рук, и поясничное , связанное с иннервацией ног.

Поперечный разрез спинного мозга Белое вещество Серое вещество Передней и задней продольными бороздами он делится на две симметричные половины. На поперечном разрезе хорошо видно, что в центре спинного мозга вокруг спинномозгового канала находятся тела нейронов, образующие серое веще­ство спинного мозга. Вокруг серого вещества расположены отростки нерв­ных клеток самого спинного мозга, а также приходящие в спинной мозг ак­соны нейронов головного мозга и периферических нервных узлов, которые и образуют белое вещество спинного мозга. На поперечном разрезе серое вещество похоже на бабочку; в нем разли­чают передние, задние и боковые рога Спинномозговой канал – заполнен спинномозговой жидкостью

Поперечный разрез спинного мозга

Белое вещество

Серое вещество

Передней и задней продольными бороздами он делится на две симметричные половины. На поперечном разрезе хорошо видно, что в центре спинного мозга вокруг спинномозгового канала находятся тела нейронов, образующие серое веще­ство спинного мозга. Вокруг серого вещества расположены отростки нерв­ных клеток самого спинного мозга, а также приходящие в спинной мозг ак­соны нейронов головного мозга и периферических нервных узлов, которые и образуют белое вещество спинного мозга.

На поперечном разрезе серое вещество похоже на бабочку; в нем разли­чают передние, задние и боковые рога

Спинномозговой канал – заполнен спинномозговой жидкостью

Спинномозговая жидкость: Количество: 120 – 150 мл в сутки Способна обновляться до шести раз в сутки Значение спинномозговой жидкости Проведение питательных веществ к клеткам спинного мозга Амортизатор Принимает участие в удалении продуктов обмена Обладает бактерицидными свойствами

Спинномозговая жидкость:

  • Количество: 120 – 150 мл в сутки
  • Способна обновляться до шести раз в сутки

Значение спинномозговой жидкости

  • Проведение питательных веществ к клеткам спинного мозга
  • Амортизатор
  • Принимает участие в удалении продуктов обмена
  • Обладает бактерицидными свойствами
Поперечный разрез спинного мозга Передние корешки - аксоны двигательных нейронов Передние рога

Поперечный разрез спинного мозга

Передние корешки - аксоны

двигательных нейронов

Передние рога

Поперечный разрез спинного мозга Задние корешки - аксоны чувствительных нейронов Задние рога

Поперечный разрез спинного мозга

Задние корешки - аксоны

чувствительных нейронов

Задние рога

Поперечный разрез спинного мозга: Боковые рога

Поперечный разрез спинного мозга:

Боковые рога

Поперечный разрез спинного мозга В передних рогах расположены тела двигательных нейронов (мотонейроны), по аксонам которых возбуждение достигает скелетных мышц конечностей и туловища, заставляя их сокращаться. Двигательные нейроны (мотонейроны)

Поперечный разрез спинного мозга

В передних рогах расположены тела двигательных нейронов (мотонейроны), по аксонам которых возбуждение достигает скелетных мышц конечностей и туловища, заставляя их сокращаться.

Двигательные нейроны (мотонейроны)

Поперечный разрез спинного мозга Вставочные нейроны

Поперечный разрез спинного мозга

Вставочные нейроны

Поперечный разрез спинного мозга Нейроны симпатического отдела вегетативной нервной системы

Поперечный разрез спинного мозга

Нейроны симпатического отдела вегетативной нервной системы

Спинной мозг разделяется на сегменты, от каждого из которых отходит пара смешанных (т. е. содержащих двигательные и чувствительные волокна) спинномозговых нервов. Всего таких пар 31. Нервы нижних поясничных и крестцовых сегментов управляют работой мышц нижних конечностей и органами, расположенными в тазовой области Нервы шейных и верхних грудных сегментов иннервируют мышцы шеи , верхние конечности и органы, расположенные в грудной полости  Нервы н ижних грудных и верхних поясничных сегментов иннервируют мыш­цы туловища и органы брюшной полости. Каждый сегмент спинного мозга иннервирует определенный участок тела человека.

Спинной мозг разделяется на сегменты, от каждого из которых отходит пара смешанных (т. е. содержащих двигательные и чувствительные волокна) спинномозговых нервов.

Всего таких пар 31.

Нервы нижних поясничных и крестцовых сегментов управляют работой мышц нижних конечностей и органами, расположенными в тазовой области

Нервы шейных и верхних грудных сегментов иннервируют мышцы шеи , верхние конечности и органы, расположенные в грудной полости

Нервы н ижних грудных и верхних поясничных сегментов иннервируют мыш­цы туловища и органы брюшной полости.

Каждый сегмент спинного мозга иннервирует определенный участок тела человека.

Функции спинного мозга Рефлекторная  Серое вещество Проводниковая  Проведение двигательных импульсов на мышцы тела по нисходящим проводящим путям Белое вещество Проведение чувствительных импульсов от кожи, сухожилий, суставов, болевых и температурных рецепторов Осуществляет произвольные движения По восходящим путям, связь головного и спинного мозга

Функции спинного мозга

Рефлекторная

Серое вещество

Проводниковая

Проведение двигательных импульсов на мышцы тела по нисходящим проводящим путям

Белое вещество

Проведение чувствительных импульсов от кожи, сухожилий, суставов, болевых и температурных рецепторов

Осуществляет произвольные движения

По восходящим путям,

связь головного и спинного мозга

Повреждения спинного мозга Полное повреждение: наблюдается полная потеря чувствительности и функций мышц ниже уровня повреждения. Частичное повреждение:  частично сохраняются функции тела ниже уровня повреждения. В большинстве случаев, при повреждении спинного мозга, обе стороны тела затронуты одинаково. Повреждения верхних шейных отделов спинного мозга может вызвать паралич обеих рук и обеих ног. Если повреждение спинного мозга происходит в нижней части спины, это может вызвать паралич обеих ног.

Повреждения спинного мозга

Полное повреждение:

наблюдается полная потеря чувствительности и функций мышц ниже уровня повреждения.

Частичное повреждение:

частично сохраняются функции тела ниже уровня повреждения.

В большинстве случаев, при повреждении спинного мозга, обе стороны тела затронуты одинаково. Повреждения верхних шейных отделов спинного мозга может вызвать паралич обеих рук и обеих ног.

Если повреждение спинного мозга происходит в нижней части спины, это может вызвать паралич обеих ног.

Лабораторная работа «Строение и функции спинного мозга» Цель работы: Изучить рефлекторную функцию спинного мозга на примере строения рефлекторной дуги коленного рефлекса Оборудование: рисунки учебника

Лабораторная работа «Строение и функции спинного мозга»

Цель работы: Изучить рефлекторную функцию

спинного мозга на примере строения

рефлекторной дуги коленного рефлекса

Оборудование: рисунки учебника

Коленный рефлекс

Коленный рефлекс

1. Рассмотрите рисунок и назовите части рефлекторной дуги, обозначенные цифрами 1 2 3 5 4 2. Перечислите функции каждой выделенной части рефлекторной дуги 3. Чем отличается чувствительный нейрон от двигательного (исполнительного)?

1. Рассмотрите рисунок и назовите части рефлекторной дуги, обозначенные цифрами

1

2

3

5

4

2. Перечислите функции каждой выделенной части рефлекторной дуги

3. Чем отличается чувствительный нейрон от

двигательного (исполнительного)?

Что обозначено на рисунке цифрами 1-11?

Что обозначено на рисунке цифрами 1-11?

Выводы Спинной мозг находится в позвоночном канале. В спинном мозге различают серое и белое вещество От спинного мозга отходит 31 пара нервов. Они начинаются передними и задними корешками, а затем сливаются в смешанный нерв. Чувствительные нейроны располагаются в задних корешках, где находятся нервные узлы. Спинной мозг выполняет рефлекторную и проводниковую функции. Рефлекторная дуга состоит из 5 отделов: -рецептор; - чувствительный нейрон; - отдел ЦНС; - двигательный нейрон;-рабочий орган

Выводы

  • Спинной мозг находится в позвоночном канале.
  • В спинном мозге различают серое и белое вещество
  • От спинного мозга отходит 31 пара нервов. Они начинаются передними и задними корешками, а затем сливаются в смешанный нерв.
  • Чувствительные нейроны располагаются в задних корешках, где находятся нервные узлы.
  • Спинной мозг выполняет рефлекторную и проводниковую функции.
  • Рефлекторная дуга состоит из 5 отделов:

-рецептор; - чувствительный нейрон;

- отдел ЦНС; - двигательный нейрон;-рабочий орган

Домашнее задание: Учебник, с. 60-63. Подготовить рассказ о передвижении нервного импульса по нервной системе.

Домашнее задание:

Учебник, с. 60-63.

Подготовить рассказ о передвижении нервного импульса по нервной системе.

Литература Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. Человек. Учебник для 8 класса. Издательство «Дрофа», 2004 год. Книга для учителя к уч.Сонина Н.И., Сапина М.Р. Биология. Человек. 8 класс. Издательство «Дрофа», 2010 год. Батуев А.С. Биология. Человек. – М.: Дрофа, 1999. Залесский М. Занимательная анатомия. – М.: Росмен, 2000. Картинки: http://www.liveinternet.ru/community/4751246/page1.html http://site-zdorovie.ru/anatomiya/spinnoy-mozg.htm http://distant-lessons.ru/stroenie-spinnogo-mozga.html http://jobinherndon.com/spinal-cord-cross-section-labeled http://doctorclub.ru/enc/1035

Литература

Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. Человек. Учебник для 8 класса. Издательство «Дрофа», 2004 год.

Книга для учителя к уч.Сонина Н.И., Сапина М.Р. Биология. Человек. 8 класс. Издательство «Дрофа», 2010 год.

Батуев А.С. Биология. Человек. – М.: Дрофа, 1999.

Залесский М. Занимательная анатомия. – М.: Росмен, 2000.

Картинки:

http://www.liveinternet.ru/community/4751246/page1.html

http://site-zdorovie.ru/anatomiya/spinnoy-mozg.htm

http://distant-lessons.ru/stroenie-spinnogo-mozga.html

http://jobinherndon.com/spinal-cord-cross-section-labeled

http://doctorclub.ru/enc/1035


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!