Дисграфия. Методы коррекции.
МКОУ «Хучнинская СОШ1»
Азизова З.Ф.
Урок проведен совместно с учителем-логопедом.
2018 год, Хучни.
Причины возникновения нарушений письма
Родовые травмы
Внутри-утробные
Влияние негативных факторов в раннем детстве
Социально-психологические
Педагогическая запущенность
Дисграфия
60%
учащиеся среднего звена
80 %
учащиеся начальных классов
Сравните "предложение" — "бретлошение" и "предложение" — "придложение". В этом примере отчетлива видна разница между простым незнанием правильного написания (правила) и дисграфией.
Дисграфия — это не психическое заболевание, но и не «пройдет само».
Дисграфия
Неправильное произношение звуков
Артикуляторно-акустическая
Недостаточность слуховых дифференцировок
На основе нарушения фонемного распознавания или акустическая
Нарушение языкового анализа и синтеза
На почве нарушения языкового анализа и синтеза
Недоразвитие грам. строя речи
Аграмматическая
Несформирован-ность зрительно- пространственных функций
Оптическая
АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ
ОПТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ
Коррекционная работа.
Упражнение на дифференциацию простых символов и изображений, которые наложены друг на друга.
Коррекционная работа.
Задание на развитие восприятия величины предметов.
Коррекционная работа.
Р азвитие корректной ориентации в окружающем пространстве и зрительно-моторной координации.
Коррекционная работа.
Н айти на изображении правильно написанные буквы и закрасить их.
Коррекционная работа.
- Оптическая дисграфия. Распознавания букв со схожим графическим выражением.
Буква «и» обозначается цифрой 2, потому что в ней 2 крючочка, а буква «ш» обозначается цифрой 3, потому что в ней 3 крючочка, то как правильно записать зашифрованные слова: — мальч2к; — л2л2я; — л2сток; — 3таны; — ло3адь; — 323ка.
АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ
Коррекционная работа.
1 . Дифференциация оппозиционных звуков (звонкие и глухие согласные).
2. Найди по звуку слово.
3. Назови слово, которое отличается от остальных.
УДОЧКА-УДОЧКА-УТОЧКА-УДОЧКА;
ДАЧКА - ТАЧКА - ТАЧКА –ТАЧКА.
4. Игры с мячом.
- "Я знаю пять слов".
- «Любопытный».
- «Будь внимательным».
Коррекционная работа.
5. Игры со словами.
- Угадай слово . *Педагог на доске пишет только согласные буквы с-п-г-, м-л-к-. .
- Подбери слова к заданным схемам. -а-, -а-а,
- Составь слова из данных букв. (л,к,ж,у,а) (р,ы,б,а,к)
- Придумай из каждой буквы данного слова другие слова КОШКА
- Запиши слова, в которых 3,4,5,6 букв
- Составить как можно больше слов из букв данного слова. СТРОИТЕЛЬ
Соль, тесто, роль, рис, отель, лес, лось, литр, лист, :..
- Расшифруй слова и назови одним словом.
- а ) п,и,к,а,т, т,ф,и,у,л, б,и,и,т,н,о,к, г,а,о,п,и,с
- б) ь,о,ч,н, ч,е,е,р,в, у,о,р,т, н,е,д,ь
Коррекционная работа.
5. Игры со словами.
1.Раздели слово ЧЕРЕПАХА на слоги.
2.Прочитай слово по слогам, начиная с конца.
3.Прочитай слово, пропустив первый или несколько заданных слогов
4.Прочитай слово по заданной последовательности 2,4,1,3; 4,1,3,2
АГРАММАТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ
Коррекционная работа.
- Аграмматическая дисграфия.
1. Замени словосочетание словом с приставкой. Образец: часы на стене – настенные часы
Час перед рассветом
Переход под землей
Повязка на руке
Камни под водой
Шаг без шума
Совет без пользы
Коррекционная работа.
- Аграмматическая дисграфия.
2. Поиграй с волшебными суффиксами - ИК-, -ИЩ-, -ИН-. Преврати предметы для гнома в маленькие, а для великаны в большие
РУКА НОГА ДОМ
Коррекционная работа.
- Аграмматическая дисграфия.
3. Запиши предложения, используя предлоги К - ОТ
Коррекционная работа.
- Аграмматическая дисграфия.
4. Составь рассыпавшиеся предложения. Запиши предложения и укажи в них предлоги С-СО.
Лампу, стола, со, убрали.
Кошка, котёнком, спят, с, крыше, на.
5. Рассели слова в домики. Проведи от слов к домикам стрелки по образцу.
Коррекционная работа. Аграмматическая дисграфия.
7. Прочитай слова. Составь из них словосочетания.
6. Собери цепочку из слов-предметов и слов – признаков, используя картинки и вопросы. Запиши получившиеся цепочки слов .
Коррекционная работа.
- Аграмматическая дисграфия.
8 . Почему их так назвали? Образец: Пчеловод разводит (кого) ... .
Рыболов, лесоруб, пчеловод, свинопас, цветовод, землекоп, дровосек, садовод, сталевар, полотер, скотовод;
9 . Закончить предложения, используя слова, данные в скобках.
Стол изготовлен из ... . Стакан сделан из ... . Сапоги сшиты из ... . Коньки сделаны из ... . Носки связаны из ... . Шубка сшита из ... .
Слова для справок : шерсть, стекло, кожа, дерево, мех, сталь.
10 . Замени словосочетания из существительных словосочетаниями из прилагательных. Ветка сосны – сосновая ветка; кора дуба----- ; поля картофеля – -----; зверь леса – -----; цветок поля – ------ .
ДИСГРАФИЯ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
Коррекционная работа.
- Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
1.Подружи слова . Найди ошибки в употреблении слов и предлогов (маленьких слов). Прочти правильно, запиши.
Птица летит над небом.
На столе лежит красная яблоко.
2.Тесты с пропусками гласных. Разные уровни сложности. Вставь гласные. Запиши.
Б_лк_.
Б_лк_ ж_в_т в д_пл_. _ б_лк_ п_ш_ст_йхв_ст . _ б_лк_ т_пл__ шк_рк_йз_м_йт_пл_.
3.Сбежавшие гласные. Вставь в набор из согласных слева гласные, стоящие справа.
Смьрзтмрь–днрзтржь. е а о е о и а о е
Бзтрд н втщшь _ pбкпрд. Е уа е ыаи и ыу и уа
4. Буквы-прилипалы. Вычеркни повторяющиеся буквы, составь предложения. Прочти рассказ(запиши).
Слклолронлаллстлулплилтзлиллмлал.
Коррекционная работа.
- Дисграфия из-за проблем языкового анализа и синтеза.
5.Морской бой. Прочитай шифр и напиши слова.
- А1Г3 – Г2А4Д3 –
- Д1Б2 – Б3Д2 –
- Г4Д4 - Б4А2 –
Коррекционная работа. Дисграфия из-за проблем языкового анализа и синтеза
Филворд. Найди и подчеркни названия птиц (читая буквы по вертикали и
горизонтали)
Дидактическая игра «Улитка».
Чего нельзя делать?
НЕ ПРЕДЛАГАЙТЕ ДЕТЯМ ИСПРАВЛЯТЬ ОШИБКИ.
НАУЧИТЕ ИХ НЕ ДЕЛАТЬ ОШИБОК.