СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку: «Экосистемы и присущие им закономерности. Биосфера»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку: «Экосистемы и присущие им закономерности. Биосфера»»

Эпиграф «Все связано со всем» Барри Коммонер

Эпиграф «Все связано со всем»

Барри Коммонер

Обобщающий урок по теме: «Экосистемы и присущие им закономерности. Биосфера.»

Обобщающий урок по теме: «Экосистемы и присущие им закономерности. Биосфера.»

Цель:   проверим степень сформированности знаний о строении и функционировании экосистем и биосферы, круговороте веществ и превращении энергии, взаимосвязи организма и окружающей среды, применим данные навыки в решении тематических заданий ЕГЭ.

Цель:  

проверим степень сформированности знаний о строении и функционировании экосистем и биосферы, круговороте веществ и превращении энергии, взаимосвязи организма и окружающей среды, применим данные навыки в решении тематических заданий ЕГЭ.

Ответим на следующие вопросы: Что называется экологическими факторами? Назовите три основные группы экологических факторов Приведите примеры абиотических факторов для разных сред обитания

Ответим на следующие вопросы:

  • Что называется экологическими факторами?
  • Назовите три основные группы экологических факторов
  • Приведите примеры абиотических факторов для разных сред обитания
Задание 1. Группа 1

Задание 1. Группа 1

Задание 1.Группа 2

Задание 1.Группа 2

Проверим себя Группа 1 Ответ 4,5  Группа 2 Ответ 2,4

Проверим себя

  • Группа 1
  • Ответ 4,5
  • Группа 2
  • Ответ 2,4
Ответим на следующие вопросы: Что такое адаптация? Какую роль она играет в жизни организма? Каждый организм оптимально приспособлен, но имеет пределы выносливости по отношению к факторам среды. Вспомните закон минимума Либиха.

Ответим на следующие вопросы:

  • Что такое адаптация?
  • Какую роль она играет в жизни организма?
  • Каждый организм оптимально приспособлен, но имеет пределы выносливости по отношению к факторам среды.
  • Вспомните закон минимума Либиха.
Задание 2.

Задание 2.

Проверим себя А 25 Б 15-35 В 5-45, 35-45 Г 5, 45 Д 10, 40

Проверим себя

  • А 25
  • Б 15-35
  • В 5-45, 35-45
  • Г 5, 45
  • Д 10, 40
Ответим на следующие вопросы: Какие вам известны типы взаимодействий между организмами? Положительные Отрицательные Нейтральные

Ответим на следующие вопросы:

  • Какие вам известны типы взаимодействий между организмами?

Положительные

Отрицательные

Нейтральные

Положительные Отрицательные Нейтральные Симбиоз: - мутуализм - протокооперация -комменсализм - квартиранство - Паразитизм - нейтрализм сотрапезничество нахлебничество - Конкуренция - Хищничество

Положительные

Отрицательные

Нейтральные

Симбиоз:

- мутуализм

- протокооперация

-комменсализм

- квартиранство

- Паразитизм

- нейтрализм

  • сотрапезничество
  • нахлебничество

- Конкуренция

- Хищничество

Задание 3 Проверим себя сами! Ключ к заданию: 1. 1 2. 5. 3. 2 4. 4 6. 2 4 4 7. 4 8. 3

Задание 3

Проверим себя сами!

Ключ к заданию:

1.

1

2.

5.

3.

2

4.

4

6.

2

4

4

7.

4

8.

3

   ___________ = РАСТЕНИЯ +ЖИВОТНЫЕ+ МИКРООРГАНИЗМЫ + ЕДИНАЯ ТЕРРИТОРИЯ

___________ = РАСТЕНИЯ +ЖИВОТНЫЕ+ МИКРООРГАНИЗМЫ + ЕДИНАЯ ТЕРРИТОРИЯ

БИОЦЕНОЗ АБИОТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СРЕДЫ + ______________ =

БИОЦЕНОЗ

АБИОТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СРЕДЫ

+

______________

=

Основная характеристика биоценоза Название характеристики Описание характеристики Видовое разнообразие.  2. Плотность видовых популяций организма.  3. Пространственная структура.  4. Биомасса.  5. Биологическая продуктивность  1. Число ___________в данном биогеоценозе.  2. Количество _____________   3. Расположение__________________   4. Масса _________________________________ 5. Скорость образования ___________________

Основная характеристика биоценоза

Название характеристики

Описание характеристики

  • Видовое разнообразие.

2. Плотность видовых популяций организма. 3. Пространственная структура.

4. Биомасса.

5. Биологическая продуктивность

1. Число ___________в данном биогеоценозе. 2. Количество _____________

3. Расположение__________________

4. Масса _________________________________

5. Скорость образования ___________________

Основная характеристика биоценоза Название характеристики Описание характеристики Видовое разнообразие.  2. Плотность видовых популяций организма.  3. Пространственная структура.  4. Биомасса.  5. Биологическая продуктивность  1. Число видов растений и животных в данном биогеоценозе.  2. Количество особей данного вида на единице площади или объема.  3. Сложение растительной части (фитоценозов) по ярусам.  4. Масса организмов определённой группы или сообщества в целом.  5. Скорость образования биомассы в биогеоценозе.

Основная характеристика биоценоза

Название характеристики

Описание характеристики

  • Видовое разнообразие.

2. Плотность видовых популяций организма. 3. Пространственная структура.

4. Биомасса.

5. Биологическая продуктивность

1. Число видов растений и животных в данном биогеоценозе. 2. Количество особей данного вида на единице площади или объема. 3. Сложение растительной части (фитоценозов) по ярусам. 4. Масса организмов определённой группы или сообщества в целом. 5. Скорость образования биомассы в биогеоценозе.

Ответим на вопрос: Какой биоценоз можно считать устойчивым?

Ответим на вопрос:

  • Какой биоценоз можно считать устойчивым?
Задание 4

Задание 4

Проверим себя сами!   № 1 146 № 2 126 № 3 235

Проверим себя сами!

  • № 1 146
  • № 2 126
  • № 3 235
Ответим на следующие вопросы: кедровые орехи — белка — норка — микроорганизмы Что за последовательность здесь изображена? Назовите продуцентов, консументов и редуцентов.

Ответим на следующие вопросы:

кедровые орехи — белка — норка — микроорганизмы

  • Что за последовательность здесь изображена?
  • Назовите продуцентов, консументов и редуцентов.
Ответим на следующие вопросы: Какая пищевая цепь называется пастбищной, какая детритной?  Какие типы организмов играют основную роль в поддержании круговорота биогенных элементов?

Ответим на следующие вопросы:

  • Какая пищевая цепь называется пастбищной, какая детритной?
  • Какие типы организмов играют основную роль в поддержании круговорота биогенных элементов?
Задание 18   №   10608  Установите соответствие между особенностями обитателей биогеоценоза и их принадлежностью к функциональной группе.     Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:     ОСОБЕННОСТИ   А) включает растения, некоторые бактерии Б) поглощает готовые органические вещества В) поглощает неорганические вещества Г) включает животных Д) аккумулирует солнечную энергию Е) источник энергии — животная и растительная пища ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА   1) продуценты 2) консументы

Задание 18     10608 Установите соответствие между особенностями обитателей биогеоценоза и их принадлежностью к функциональной группе.   Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

ОСОБЕННОСТИ

 

А) включает растения, некоторые бактерии

Б) поглощает готовые органические вещества

В) поглощает неорганические вещества

Г) включает животных

Д) аккумулирует солнечную энергию

Е) источник энергии — животная и растительная пища

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА

 

1) продуценты

2) консументы

    Задание 18   №   10605  Различие роли участия консументов первого порядка и продуцентов в круговороте веществ и превра ­ щении энергии в экосистеме  луга состоит в том что они:     Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:   РОЛЬ В ЭКОСИСТЕМЕ   А) аккумулируют солнечную энергию Б) потребляют органические вещества В) синтезируют органические вещества из неорганических Г) преобразуют органические вещества Д) освобождают заключенную в органических веществах энер­гию Е) используют в качестве источника углерода углекислый газ   ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА 1) консументы первого порядка 2) продуценты А   Б   В Г     Д   Е  

 

 

Задание 18     10605 Различие роли участия консументов первого порядка и продуцентов в круговороте веществ и превра ­ щении энергии в экосистеме луга состоит в том что они:   Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

РОЛЬ В ЭКОСИСТЕМЕ

 

А) аккумулируют солнечную энергию

Б) потребляют органические вещества

В) синтезируют органические вещества из неорганических

Г) преобразуют органические вещества

Д) освобождают заключенную в органических веществах энер­гию

Е) используют в качестве источника углерода углекислый газ

 

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА

1) консументы первого порядка

2) продуценты

А

 

Б

 

В

Г

 

 

Д

 

Е

 

Задание 5 Проверим себя сами! Ключ к заданию: 1. 2. 121212 212112

Задание 5

Проверим себя сами!

Ключ к заданию:

1.

2.

121212

212112

Ответим на следующие вопросы: Что такое экологическая пирамида? Какие процессы в сообществе она отражает?

Ответим на следующие вопросы:

  • Что такое экологическая пирамида? Какие процессы в сообществе она отражает?
Массу планктона укажите в кг

Массу планктона укажите в кг

Ответим на следующие вопросы: ________- глобальная экосистема.

Ответим на следующие вопросы:

  • ________- глобальная экосистема.
Ответим на следующие вопросы:

Ответим на следующие вопросы:

Ответим на следующие вопросы: Алгоритм выполнения задания № 26 Внимательно прочитайте задание. Проанализируйте, о каком биологическом объекте (структуре, процессе, явлении) идёт речь. Сформулируйте и запишите  от 3 до 6  развёрнутых аргументированных ответов. Лучше использовать в ответе научный язык и биологическую терминологию, чем отвечать своими словами. Примечание: иногда, чтобы получить максимум 3 балла, нужно осветить до  4 критериев , а иногда — не менее 5!  Задание 26. Каковы главные отрицательные последствия кислотных дождей? Ответ поясните.

Ответим на следующие вопросы:

Алгоритм выполнения задания № 26

  • Внимательно прочитайте задание.
  • Проанализируйте, о каком биологическом объекте (структуре, процессе, явлении) идёт речь.
  • Сформулируйте и запишите  от 3 до 6  развёрнутых аргументированных ответов. Лучше использовать в ответе научный язык и биологическую терминологию, чем отвечать своими словами.

Примечание: иногда, чтобы получить максимум 3 балла, нужно осветить до  4 критериев , а иногда — не менее 5! 

Задание 26. Каковы главные отрицательные последствия кислотных дождей? Ответ поясните.

Ответим на следующие вопросы: Задание 26  Элементы ответа: 1) прямое воздействие на растения, приводящее к их гибели; 2) подкисление почвы, вызывающее снижение её плодородия; 3) закисление водоёмов, снижающее их продуктивность.

Ответим на следующие вопросы:

Задание 26 Элементы ответа:

1) прямое воздействие на растения, приводящее к их гибели;

2) подкисление почвы, вызывающее снижение её плодородия;

3) закисление водоёмов, снижающее их продуктивность.

Задание 26. Какие процессы живого вещества биосферы обеспечивают относительное постоянство газового состава атмосферы (кислорода, углекислого газа, азота)? Укажите не менее трёх процессов и поясните их.

Задание 26.

Какие процессы живого вещества биосферы обеспечивают относительное постоянство газового состава атмосферы (кислорода, углекислого газа, азота)?

Укажите не менее трёх процессов и поясните их.

Д/З Задание №26 1. Нефть нерастворима в воде и слаботоксична. Почему же загрязнение вод нефтепродуктами считается одним из самых опасных?   2. Какие преимущества и недостатки имеют альтернативные источники энергии – солнечная, ветровая, энергия приливов и отливов?

Д/З Задание №26

1. Нефть нерастворима в воде и слаботоксична. Почему же загрязнение вод нефтепродуктами считается одним из самых опасных?

 

2. Какие преимущества и недостатки имеют альтернативные источники энергии – солнечная, ветровая, энергия приливов и отливов?

Домашнее задание Задание формата ЕГЭ в файле  Сделать на выбор два из них .Продолжаем с помощью доп. источников информации решать задания №26.

Домашнее задание

  • Задание формата ЕГЭ в файле
  • Сделать на выбор два из них
  • .Продолжаем с помощью доп. источников информации решать задания №26.
Рефлексия Эпиграф «Все связано со всем»   объясните, как вы понимаете эпиграф с точки зрения нашего урока буквально (предметно) и метафорически.

Рефлексия

Эпиграф «Все связано со всем»

  • объясните, как вы понимаете эпиграф с точки зрения нашего урока буквально (предметно) и метафорически.


Скачать

© 2023, 140 6

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!