МАОУ «СОШ № 57 г. Улан-Удэ»
Автор: учитель
Харнутова Аксана Александровна
Предмет
Кто?
Что?
Падеж
Имя
существительное
Собствен/
нарицат.
Число
Одушевл/
неодуш.
Род
Склонение
Верные и неверные утверждения
1)Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет.
2)В предложении имена существительные могут быть любым членом предложения.
3)Имена существительные изменяются по родам.
4)Существительные рояль, тюль и шампунь женского рода.
5)Имена существительные изменяются по падежам и числам.
(верно)
(верно)
(неверно)
(неверно)
( верно)
Загадки
1)Зубасты, а не кусаются.
(Грабли)
2)Без ног, а ходят, без рук, а указывают.
(Часы)
3)Какая водица только для письма годится?
(Чернила)
Имена существительные, имеющие форму только множественного числа
Задачи урока:
Познакомиться
с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа;
Учиться находить
их среди других существительных ;
Правильно употреблять
в речи.
Обратите внимание!
Не все существительные, обозначающие парные предметы,
имеют форму только множественного числа:
ботинки - ботинок
сапоги - сапог
Продукты
Канцтовары
Косметика
Парные предметы
Вещества
Ножницы, тиски, шорты, сани, лосины,
Временные промежутки
Сливки, духи, хлопья, тефтели,
Географиче- ские названия
Именины, каникулы, сумерки, сутки,
Игры
Альпы, Карпаты,
Жмурки,
прятки
Работа с текстами
«Из мира простых вещей»
Задание . Прочитайте предложенный текст. Отгадайте, о каком предмете идет речь. Предложите другим группам назвать описываемое в тексте слово. Вставьте пропущенные буквы.
Текст 1
Эту ткань изг_тавливали в XVI веке в городе Генуя, который итальянцы называли Дженовой. Из этой ткани шили брюки для м_ряков. Потом их стали экспортировать в Калифорнию для п_стухов и золотоискателей. Сейчас их носят люди всех возр_стов. Это…
о
про чн ой
проч_ной
о
а
а
Текст 2
Кто и когда их изобрел – . В Древней Грец_и для них использовали о…шлифованные кристаллы горного хрусталя. Родиной их все же считается Венец_ я – царица зеркал и стеклянной посуды. На Руси их стали н_сить с XV века. Это... ______
неизвес_но
неизвес т но
и
т
и
о
Текст 3
На н_чном небе в созвездии Большого Пса есть зв_зда, которую можно видеть только летом. В эту пору работать было т_ жело
жары и люди о_ дыхали. Этот летний период и был назван по имени этой звезды. Позже школьники этим словом стали называть и осенний отдых, и зимний, и весенний. Это _______.
о
е
я
из(за)
из-за
т
Рассказ на тему «Весенние каникулы».
Слова для справок: каникулы, будни, хлопоты, качели, очки, джинсы, салки. прятки.
Используя данные слова, составьте рассказ из 3-4 предложений на тему «Весенние каникулы»
Исправьте ошибки .
вожжи
- Отец шёл рядом с лошадью и держался за вожжу.
- После летних каникул началась учебная будня.
- У девочки были красивые кудри.
- Держась за перило, Сергей быстро взбежал по лестнице.
- В магазине я купил консерву.
начались учебные будни
перила
консервы
Найди «лишнее» слово
Школа ,
санки ,
урок
окно,
дом ,
Грабли,
усталость
кино,
Гвозди ,
молотки,
тиски,
болты
Кроссворд
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
- самый распространенный злак
2) место, где ты родился или живешь
3) красная девица сидит в темнице, а коса на улице
4) проявление мужества, отваги
5) … от семи недуг
6) белый камушек растаял, на доске следы оставил
7) её собирают на болоте
Оцени свою работу на уроке
Умею . Чему каждый из нас научился?
Интерес. Было интересно…
Творчество. Я умею…
Обучение . Я понял …
Главное. Сегодняшний урок принес каждому из нас…
Домашнее задание:
- 1)Найдите и выпишите из все упражнений п. 34 существительные, которые могут употребляться только во множественном числе;
- 2) Внимательно прочитайте группы фразеологических оборотов. Определите их значения. Из каждой группы выпишите фразеологический оборот, который соответствует теме сегодняшнего урока. Дополните своими примерами
- 3) Ребята, на столах у вас лежат карточки с домашним заданием. Ваша задача: восстановить деформированный текст, вставив в него подходящие слова.
Благодарим всех за активную работу на уроке.