Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку истории по теме "Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX века. Сельское хозяйство"»
Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX века. Сельское хозяйство
- Урок истории. Параграф 1
- страница 12-18
Основные вопросы урока
- Общая характеристика развития сельского хозяйства
- Основные обязанности крестьян
- Экстенсивный и интенсивный путь повышения доходности хозяйства
- Новые явления в сельском хозяйстве
Общая характеристика развития сельского хозяйства
Общая характеристика сельского хозяйства
- Крепостное право тормозит развитие хозяйства
- Общинные порядки в деревне
- Господствующая система земледелия - трехполье
яровые -
посев весной
озимые - посев осенью, под зиму
под паром - отдыхает
Основные обязанности крестьян
- Барщина-работа на помещика
работа на полях
перевозка грузов
изготовление тканей
рыбная ловля
сбор грибов и ягод
Основные обязанности крестьян
- Оброк - выплата дани помещику продуктами или деньгами
- Месячина - содержание, которое получали безземельные крестьяне от помещика за 6 дней барщины
Экстенсивный и иненсивный путь развития
1. Увеличение посевных площадей
1.Многопольный севооборот (многократное чередование различных культур)
2. Увеличение повинностей: "брат за брата", урочная система - установление дневной нормы выработки
2. использование новых машин, удобрений
3. Увеличение количества работников
3. Посев новых сортов зерна
4. Разведение новых пород скота
Новые явления в сельском хозяйстве
- Отходничество - временный уход крестьян на заработки
- Развитие товарно-денежных отношений в деревне
Лирическое отступление
Один среди своих владений,
Чтоб только время проводить,
Сперва задумал наш Евгений
Порядок новый учредить.
В своей глуши мудрец пустынный,
Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил;
И раб судьбу благословил
Вопросы к уроку
1. Какой способ повышения доходности - экстенсивный или интенсивный - выбрал Онегин в своем хозяйстве? Объясните свой ответ
2. Почему отходничество ведёт к развитию товрано-денежных отношений?
3. Какими способами помещики пытались повысить доходность своего хозяйства?