Презентация к уроку ИЗО в 3 классе по теме: "Буквица"

Категория: ИЗО

Презентация к уроку ИЗО в 3 классе "Буквица". Можно использовать в любом классе. Материал очень интересный для любого возраста.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку ИЗО в 3 классе по теме: "Буквица"»

уквица

уквица

Буквица  (устар.) – книга для первоначального обучения грамоте (азбука или букварь).  уквица – крупная, цветная, расписная заглавная буква, искусно орнаментированная затейливым декором в виде растений, птиц и животных, сцен из жизни человечества. Выполняет функцию украшения рукописного (в прошлом) или печатного издания, иллюстрирующая текст в начале книги, страницы с новой темой, нового абзаца или раздела. Буквица может являться не просто украшением произведения, но и отражать его тему (где-то - тайный смысл).   Изображается только в начале абзаца, «с красной строки» (красивой строки)  Буквица-иллюстрация   - декоративно оформлена и выполнена в едином стиле с иллюстрациями в книге. Также она может быть элементом иллюстрации одновременно. Наборная буквица  - увеличенного размера и выделенная цветом. Она может быть рисованной декоративной, а может быть того же стиля что и текст книги.

Буквица  (устар.) – книга для первоначального обучения грамоте (азбука или букварь).

уквица

крупная, цветная, расписная заглавная буква, искусно орнаментированная затейливым декором в виде растений, птиц и животных, сцен из жизни человечества.

Выполняет функцию украшения рукописного (в прошлом) или печатного издания, иллюстрирующая текст в начале книги, страницы с новой темой, нового абзаца или раздела.

Буквица может являться не просто украшением произведения, но и отражать его тему (где-то - тайный смысл).

 

Изображается только в начале абзаца, «с красной строки» (красивой строки)

Буквица-иллюстрация   - декоративно оформлена и выполнена в едином стиле с иллюстрациями в книге. Также она может быть элементом иллюстрации одновременно.

Наборная буквица  - увеличенного размера и выделенная цветом. Она может быть рисованной декоративной, а может быть того же стиля что и текст книги.

Открываем книгу  Древнерусские рукописные книги отличаются высокой культурой художественного оформления, самобытной каллиграфией.   Яркие разноцветные буквицы, коричневые столбцы текста в сочетании с розово-желтыми полями пергаментного листа вызывают мысль о рукописной книге как произведении искусства.   Наряду с буквицами, художественным оформлением книг являлись заставки - графические декоративные или сюжетные изображения в начале главы или крупного раздела книги, перед текстом, а также- концовки и миниатюры-выполненные от руки иллюстрации.           

Открываем книгу

Древнерусские рукописные книги отличаются высокой культурой художественного оформления, самобытной каллиграфией.

Яркие разноцветные буквицы, коричневые столбцы текста в сочетании с розово-желтыми полями пергаментного листа вызывают мысль о рукописной книге как произведении искусства.

Наряду с буквицами, художественным оформлением книг являлись заставки - графические декоративные или сюжетные изображения в начале главы или крупного раздела книги, перед текстом, а также- концовки и миниатюры-выполненные от руки иллюстрации.

          

Б уквица- чертеж мира  Создатели славянского алфавита Кирилл и Мефодий давали наименования буквам, чтобы азбука звучала осмысленно, утверждая ценность слова и мысли. Древнерусский книжник, наполняя букву орнаментом, передавал и украшал мысль текста. Есть Добро Глаголь Буки Веди Аз . Мыслете Люди Живете Како  И Земля Твердо Мыслете Он Покой Рцы Слово Хр Червь Цы Ферт Ук Древнеславянская Буквица имела 49 букв

Б уквица- чертеж мира

Создатели славянского алфавита Кирилл и Мефодий давали наименования буквам, чтобы азбука звучала осмысленно, утверждая ценность слова и мысли.

Древнерусский книжник, наполняя букву орнаментом, передавал и украшал мысль текста.

Есть

Добро

Глаголь

Буки

Веди

Аз

. Мыслете

Люди

Живете

Како

И

Земля

Твердо

Мыслете

Он

Покой

Рцы

Слово

Хр

Червь

Цы

Ферт

Ук

Древнеславянская Буквица имела 49 букв

Буквица - лист на дереве жизни   Здесь можно увидеть изгиб крыла, поступь зверя, сплетение корней. Эти буквы поют, щебечут, издают звериный рык, летают, скачут, говорят человеческим голосом.  Каждая буквица индивидуальна, неповторима, как неповторим каждый лист на дереве жизни.

Буквица - лист на дереве жизни

Здесь можно увидеть изгиб крыла, поступь зверя, сплетение корней. Эти буквы поют, щебечут, издают звериный рык, летают, скачут, говорят человеческим голосом.

Каждая буквица индивидуальна, неповторима, как неповторим каждый лист на дереве жизни.

С тили книжных украшений  В древних рукописных книгах несколько орнаментных стилей.     Cтаровизантийский (или растительный ) орнамент ХI-ХII вв. Этот стиль отличается простотой и естественностью в изображении растений, переплетенных геометрическими фигурами (кругами, квадратами, ромбами и т.д.).  На заставках и буквицах также встречаются изображения птиц, животных, человеческих лиц и фигур.

С тили книжных украшений

В древних рукописных книгах несколько орнаментных стилей.

Cтаровизантийский (или растительный ) орнамент ХI-ХII вв. Этот стиль отличается простотой и естественностью в изображении растений, переплетенных геометрическими фигурами (кругами, квадратами, ромбами и т.д.).

На заставках и буквицах также встречаются изображения птиц, животных, человеческих лиц и фигур.

О стромирова Е вангелие  Буквицы Остромирова Евангелия (1056-1057) - одна из первых рукописных книг Руси (старовизантийский стиль).   Каждая буквица оригинальна, отличается особым рисунком и комбинацией цветов. Загадочные головы хищных птиц, фантастических химер, крокодилов и саламандр. В сложный орнамент удивительно вписаны и человеческие лица.  Фон этих причудливых буквиц в оригинале исполнен золотом.

О стромирова Е вангелие

Буквицы Остромирова Евангелия (1056-1057) - одна из первых рукописных книг Руси (старовизантийский стиль).

Каждая буквица оригинальна, отличается особым рисунком и комбинацией цветов. Загадочные головы хищных птиц, фантастических химер, крокодилов и саламандр. В сложный орнамент удивительно вписаны и человеческие лица.

Фон этих причудливых буквиц в оригинале исполнен золотом.

С тили книжных украшений  Орнамент ХIII-ХIV вв. известен под названием тератологического или «чудовищного» (от греческого слова «терас», «тератос»-чудовище.  Для этого стиля характерны изображения фантастических зверей и птиц (драконов, змей, грифонов), а также людей, перевитых сложными сплетениями ремней или ветвей.

С тили книжных украшений

Орнамент ХIII-ХIV вв. известен под названием тератологического или «чудовищного» (от греческого слова «терас», «тератос»-чудовище.

Для этого стиля характерны изображения фантастических зверей и птиц (драконов, змей, грифонов), а также людей, перевитых сложными сплетениями ремней или ветвей.

С тили книжных украшений  Конец XIV - начало XVI века - неовизантийский стиль (стилизованное изображение растений на золотом фоне в геометрически правильных прямоугольных рамках) и «жгутоватого» плетеного (балканского) стиля.

С тили книжных украшений

Конец XIV - начало XVI века - неовизантийский стиль (стилизованное изображение растений на золотом фоне в геометрически правильных прямоугольных рамках) и «жгутоватого» плетеного (балканского) стиля.

Инициал  Буквица может существовать только в книге - настолько органична их связь. Инициал - начальные буквы имени, отчества, фамилии (ранее — начальные буквы каких-либо названий, словосочетаний, предметов). Инициал может обозначать принадлежность различных предметов, объединенных в декоративную композицию, владельцу начальной буквы.  Формы некоторых инициалов развиваются подобно росчерку пера, свободно и размашисто. Очень часто в таком размашистом и богатом «танцующими» линиями инициале буква остается почти незаметной.

Инициал

Буквица может существовать только в книге - настолько органична их связь.

Инициал - начальные буквы имени, отчества, фамилии (ранее — начальные буквы каких-либо названий, словосочетаний, предметов). Инициал может обозначать принадлежность различных предметов, объединенных в декоративную композицию, владельцу начальной буквы.

Формы некоторых инициалов развиваются подобно росчерку пера, свободно и размашисто. Очень часто в таком размашистом и богатом «танцующими» линиями инициале буква остается почти незаметной.

Инициал  Инициалы А. Терце представляют из себя целую серию - «Мир артиста» - Милан 1902г. Серия инициалов Г. Фиорини – «Букеты» (1900г.)

Инициал

Инициалы А. Терце представляют из себя целую серию - «Мир артиста» - Милан 1902г.

Серия инициалов Г. Фиорини – «Букеты» (1900г.)

Художники книги  И.Я. Билибин, М.В. Добужинский, А.Н.Бенуа, В.А. Фаворский, Т. Маврина

Художники книги

И.Я. Билибин, М.В. Добужинский, А.Н.Бенуа, В.А. Фаворский, Т. Маврина

Художники книги

Художники книги

 Образы животных и растений в буквицах и инициалах

Образы животных и растений в буквицах и инициалах

 Образ пейзажа в буквицах

Образ пейзажа в буквицах

 Образ пейзажа в инициалах (ФИО)

Образ пейзажа в инициалах (ФИО)

 Буквицы к басням и сказкам «Царевна-Лягушка» «Кот в сапогах» «Лиса и виноград»  «Буратино» «Зима и Весна» «Колобок»

Буквицы к басням и сказкам

«Царевна-Лягушка»

«Кот в сапогах»

«Лиса и виноград»

«Буратино»

«Зима и Весна»

«Колобок»

" Новгородские сказки"

 Буквицы к сказкам

Буквицы к сказкам

 Буквицы к сказкам

Буквицы к сказкам


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей