Декоративные
древнегреческие вазы
Вазы в Древней Греции изготовлялись из обожжённой глины.
Древнегреческие мастера создавали великое множество сосудов самого разного назначения. Формы сосудов столь же различны, как и их функции.
Амфоры – сосуды для хранения оливкового масла и вина
Кратеры – большие сосуды для смешивания вина с водой.
Динос – разновидность кратера
Килики – чаши для пития
Лекифы – сосуды с одной ручкой для хранения оливкового масла, которые спортсмены прикрепляли к поясу.
Пифос
большой древнегреческий кувшин (мог быть размером с человека и более), сосуд для хранения продуктов — зерна, вина, оливкового масла, соленой рыбы, воды, мёда, соли.
Гидрия – сосуд для воды
Ойнохойя
кувшин для разлива вина и воды. Из-за трилистникового венчика ойнохойю также называют «вазой с тремя носиками». Профессиональные виночерпии, приглашаемые на симпосии (пир), искусно разливали с помощью ойнохойи вино сразу в три сосуда.
Канфар
сосуд для питья в форме кубка с двумя вертикальными ручками.
Киаф - черпак для вина и воды.
Лагинос
сосуд, использовавшийся для хранения ароматических масел. Лагинос напоминает ойнохойю, однако имеет более плоскую форму, и у него отсутствует типичный для ойнохойи венчик в форме трилистника.
Чернофигурная вазопись возникла в Коринфе около 700 г. до н. э
Наиболее популярными мотивами изображений на вазах были пиршества, сражения, мифологические сцены, повествующие о жизни Геракла и о Троянской войне.
В технике чернофигурной вазописи изображаемый сюжет наносился на вазу глиняным шликером* на подсушеннюю необожженнюю глину. Мелкие детали прочерчивались штихелем.
Горлышко и дно сосудов украшались узором, в том числе орнаментами, в основу которых положены вьющиеся растения и пальмовые листья ( пальметты ). После обжига основа становилась красной, а глянцевая глина приобретала чёрный цвет.
*Шликер - Смешанная с водой и подкрашенная глина, использовавшаяся в древности для росписи керамики.
Краснофигурная вазопись появилась приблизительно в 530 г. до н. э. в Афинах.
За несколько десятилетий краснофигурная вазопись вытеснила господствовавшую до этого чернофигурную вазопись.
Мотивами изображений на вазах стали особенности повседневной жизни эллинов, их ритуалов и воззрений, а также древнегреческой мифологии. Выразительные женские фигурки, воссоздают образы древних гречанок, их повседневные занятия, изысканную моду древней Греции.
В технике краснофигурной вазописи изображаемый сюжет ( контуры человеческих фигур и остальные детали изображения ) наносился перед обжигом на поверхность подсохшей вазы.
Вазы проходили трёхкратный обжиг, в результате которого шликер приобретал свой характерный чёрный или тёмно-коричневый цвет.
Самой излюбленной темой для греческих живописцев была мифология греков, насыщенная богами, героями и фантастическими существами.
Элементы древнегреческого орнамента носят символический характер, имеют
стилизованную форму: волны, цветов
лотоса, виноградной лозы, сцены из жизни человека
Меандр – орнамент, в виде непрерывной изогнутой под прямым углом линией
Древнегреческие орнаменты
Древнегреческие орнаменты
Древнегреческие орнаменты
Виды греческого орнамента
Меандр
Волна
Полоса языков
Лучи
Овы
Виды греческого орнамента
Розетка
Бутоны лотоса
Листья оливы
Пальмета
Ветка плюща
Практическая работа: изобразить вазу в древнегреческом стиле
Алгоритм выполнения задания:
1. Выбрать форму для будущей вазы. Выбрать технику (краснофигурная или чернофигурная). Отступить от каждого края не менее одного сантиметра, по центру изобразить ось симметрии. Построить форму вазы.
2. Придумать сюжет для украшения вазы, используя древнегреческий орнамент, мифы Древней Греции, фантастические существа.
Не обязательно брать фигуры для композиции, достаточно разнообразного орнамента. По центру изобразить главный образ (выделить размером), вокруг – мелкие элементы.
3. Выполнить работу в цвете. Можно использовать цветную бумагу, цветные карандаши, фломастеры.
Детские работы