ОНОРЕ ДЕ БАЛЬЗАК «ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ» Идея, замысел, воплощение
(1799-1850гг.)
«Человеческая комедия» — цикл произведений культового французского писателя Оноре де Бальзака.
- Этот грандиозный труд стал самой амбициозной литературной задумкой XIX века. Бальзак включил в цикл все романы, написанные им за двадцатилетнюю творческую карьеру.
- Несмотря на то что каждая составляющая цикла является самостоятельным литературным произведением, «Человеческая комедия» есть единое целое, как говорил Бальзак, «мое большое произведение… о человеке и жизни».
Параллель с миром животных
Общество подобно Природе: общество создает из человека, соответственно среде, где он действует, столько же разнообразных видов, сколько их существует в животном мире.
Но есть много различий: общественное состояние отмечено случайностями, которых никогда не допускает природа.
У животных не бывает внутренней борьбы – они только преследуют друг друга. У людей борьба более сложная, они обладают разумом.
Уникальность замысла Бальзака
В мировой культуре существует масса сухих фактографий, посвященных истории различных стран и эпох, а труда, который бы освещал историю нравов общества, нет. Бальзак взялся исследовать нравы французского общества XIX века (быть точными, период с 1815 по 1848 годы). Ему предстояло создать большое произведение с двумя-тремя тысячами типичных для данной конкретной эпохи персонажей.
Замысел был, безусловно, очень амбициозным, издатели саркастично желали писателю «долгой жизни», но великого Бальзака это не останавливает — наряду с талантом у него были поразительная выносливость, самодисциплина и работоспособность.
По аналогии с «Божественной комедией» Данте он называет свой труд «Человеческой комедией», делая акцент на реалистическом методе трактовки современной действительности.
Оноре де Бальзак разделил свою «Человеческую комедию» на три структурно-смысловых части. Визуально эту композицию можно изобразить в виде пирамиды.
Вершина «пирамиды» — «Аналитические этюды». Из пяти задуманных автор успел завершить только два произведения.
Второй ярус «пирамиды» — «Философские этюды», в которых было запланировано 27 произведений и написано — 22.
Самая крупная часть (она же основание) носит название «Этюды нравов» и включает тематические подразделы/сцены (частная, провинциальная, военная, деревенская жизнь и жизнь Парижа). В «Этюды нравов» планировалось включить 111 произведений, Бальзак успел написать 71.
"Мое произведение, - писал Бальзак, - должно вобрать в себя все типы людей, все общественные положения, оно должно воплотить все социальные сдвиги, так, чтобы ни одна жизненная ситуация, ни одно лицо, ни один характер, мужской или женский, ни чьи-либо взгляды... не остались забытыми".
« Человеческая комедия» является грандиозной историей нравов Франции второй четверти XIX столетия .
Она представляет собой своеобразную социальную эпопею, в которой Бальзак описал жизнь общества: процесс становления и обогащения французской буржуазии, проникновение выскочек и нуворишей в аристократическую среду парижского высшего света, их путь наверх, быт, обычаи и философию людей, исповедующих веру только в одного бога - деньги.
Оноре де Бальзак дал драматическую картину человеческих страстей, порожденных богатством и бедностью, жаждой власти и полным бесправием.
ОСНОВА ЗАМЫСЛА состоит в следующем:
главный герой "Человеческой комедии" - общество, поэтому частные судьбы интересны Бальзаку не сами по себе - они лишь подробности всей картины.
В "Человеческой комедии" Бальзака кроме людей, действует могучая сила , подчинившая себе не только частную, но и общественную жизнь, политику, семью, мораль и искусство. И это - деньги.
Все может стать предметом денежных сделок, все подчинено закону купли-продажи. Они дают власть, влияние в обществе, возможность удовлетворять честолюбивые замыслы, просто прожигать жизнь. Войти в элиту такого общества на равных, добиться его расположения на деле означает отказ от основных заповедей нравственности и морали . Сохранить в чистоте свой духовный мир - значит отказаться от честолюбивых желаний и преуспевания.
Эту общую для "Человеческой комедии" коллизию переживает почти каждый герой бальзаковских "Этюдов о нравах", почти каждый выдерживает маленькую битву с собой. В конце ее либо путь наверх и проданные дьяволу души, либо вниз - на обочину общественной жизни и все мучительные страсти, сопровождающие уничижение человека.
В отличие от романтиков, которые основным предметом художественного рассмотрения делали личность, Бальзак таковым делает семью. С анализа семейной жизни он начинает изучение общественного организма. И с сожалением убеждается, что распад семьи отражает общее неблагополучие жизни.
Наряду с одиночными персонажами в "Человеческой комедии"перед нами проходят десятки разнообразных семейных драм, отражающих различные варианты все той же трагичной борьбы за власть и золото.
Этюды о нравах
- Сцены из частной жизни «Гобсек», «Отец Горио»
- Сцены из провинциальной жизни «Евгения Гранде»
- Сцены из жизни Парижа «Блеск и нищета куртизанок»
- Сцены из политической жизни
- Сцены из военной жизни
- Сцены из деревенской жизни
Сцены из частной жизни «Гобсек», «Отец Горио»
Культовые «Отец Горио» и «Гобсек» повествуют историю жизней двух величайших скупцов — «неизлечимого отца» Горио, болезненно обожающего своих дочерей, и ростовщика Гобсека, не признающего никаких идеалов, кроме власти золота.
Сцены из провинциальной жизни
Роман «Евгения Гранде» повествует о провинциальной жизни богатого семейства Гранде — скупого отца-тирана, безропотной матушки и их юной красавицы-дочери Евгении. Роман очень полюбился отечественной публике, был неоднократно переведен на русский язык и экранизирован на советской киностудии в 1960 году.
Философские этюды
Бальзак хотел показать причины явлений: глубокое препарирование характеров, анализ социальных двигателей всех жизненных событий и собственно сама жизнь в схватке с желанием
«Иисус Христос во Фландрии»,
«Неведомый шедевр»
«Проклятое дитя»
«Мэтр Корнелиус»,
«Красная гостиница»,
"Шагреневая кожа",
"Элексир долголетия",
"Поиски абсолюта",
"Драма на взморье»
- Главный герой «Шагреневой кожи» поэт Рафаэль де Валентен безуспешно пытается сделать карьеру в Париже. Однажды он становится обладателем магического артефакта — лоскута шагрени, который исполняет любое желание, произнесенное вслух. Валентен тут же становится богат, успешен, любим. Но вскоре ему открывается обратная сторона волшебства — с каждым исполненным желанием шагрень уменьшается, а вместе с ней жизнь самого Рафаэля. Когда шагреневая кожа исчезнет, не станет и его самого.
- Валентену предстоит выбрать между долгим существованием в постоянных лишениях или яркой, но короткой жизнью, исполненной наслаждений.
«Письма к незнакомке»
Эвелина Ганская
АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ
Писатель пытается определить философские основы человеческого бытия, раскрыть законы жизни общества
- В предисловии сам Бальзак отмечает, что этот раздел находится на стадии разработки, а потому на данном этапе автор вынужден отказаться от содержательных комментариев.
- Для «Аналитических этюдов» писатель запланировал пять работ, но завершил лишь две — это «Физиология брака», написанная в 1929 году, и «Мелкие невзгоды супружеской жизни», выпущенные в 1846 году.