12/1/19
Атомно-молекулярное учение
Глава І
Первоначальные химические понятия
8 класс
Цель урока:
- Обобщить знания об атомно-молекулярном учении.
- Научить объяснять сущность физических и химических явлений в свете представлений о строении вещества.
- Формировать умение составлять конспект урока.
- Основные понятия .
- Атомно - молекулярное учение.
- Планируемые результаты обучения
- Предметные .
- Знать основные положения атомно-молекулярного учения.
- Уметь иллюстрировать их примерами.
- Основные виды деятельности учащихся.
- Составлять конспект урока.
- 1. Наука о веществах и их превращениях.
- (химия)
- 2. Оборудование для проведения опытов.
- (пробирка)
- 3. Определенный вид атомов.
- (химический элемент)
- 4. Условная символика химического элемента, где берется начальная буква с латинского названия элемента.
- (химический знак)
Блиц-турнир
- 5. Явления, при которых не происходит превращений одних веществ в другие
- (физические).
- 6. Явления, при которых происходит превращение одних веществ в другие
- (химические).
- 7. Вещества, состоящие из атомов одного вида
- (простые).
- 8. Вещества, состоящие из атомов разных видов
- (сложные).
Блиц-турнир
- 9. Всякое чистое вещество имеет постоянный состав, независимо от способа получения и местонахождения.
- (Закон постоянства состава вещества)
- 10. Кто сформулировал этот закон?
- (Ж.Пруст)
- 11. Что такое индекс?
- (цифра, обозначающая число атомов в молекуле)
Блиц-турнир
- 12. Условная запись состава вещества с помощью химических знаков и индексов
- (химическая формула)
- 13. Свойство атомов присоединять определенное число других атомов (валентность).
- 14.Материал, из которого изготовлена лабораторная посуда
- (стекло).
АТОМНО-МОЛЕКУЛЯРНОЕ УЧЕНИЕ
ДЕМОКРИТ О СТРОЕНИИ МАТЕРИИ
- «…Начала вселенной – атомы и пустота. Атомы не поддаются никакому воздействию, которое бы изменило их…»
- «…деление материи останавливается на атомах и не идет в бесконечность.»
- «… Атомы наталкиваются друг на друга и отскакивают, расходятся и сходятся снова между собой , и таким образом они производят и все сложные тела, и их состояния и ощущения.»
ЭПИКУР О СТРОЕНИИ МАТЕРИИ
- «Вселенная вечна , так как атомы, из которых состоят все тела, вечны и неистребимы , поэтому из ничего не может возникнуть мир даже по Божьей воле»
- «Атомы не в состоянии разрушить никакая сила»
- «Атомы различных веществ различаются по форме, этим объясняется разнообразие в свойствах тел»
ЛУКРЕЦИЙ КАР О СТРОЕНИИ МАТЕРИИ
Ветер, во-первых, неистово волны бичует,
Рушит громады судов и небесные тучи разносит.
… Стало быть, ветры – частицы, незримые нами,
Раз и по свойствам своим и по действиям могут сравниться
С водами мощных рек, обладающих видимым телом.
… Далее, запахи мы обоняем различного рода,
Хоть и не видим совсем, как в ноздри они проникают.
… И, наконец, на морском берегу, разбивающем волны,
Платье сыреет всегда, а на солнце, вися, высыхает.
Видеть, однако, нельзя, как влага на нем оседает,
Как и не видно того, как от зноя она исчезает.
Значит, дробится вода на такие мельчайшие части,
Что недоступны они совершенно для нашего взора .
О природе вещей .
М. В. ЛОМОНОСОВ О СТРОЕНИИ МАТЕРИИ
- Атом – элемент
- Молекула – корпускула
Элемент есть часть тела, не состоящая из каких-либо меньших и отличных между собою тел… Корпускулы однородны, если состоят из одинакового числа одних и тех же элементов , соединенных одинаковым образом… Корпускулы разнородны, когда элементы их различны и соединены различным образом или в различном числе; от этого зависит бесконечное разнообразие тел
- А.С. Пушкин писал: «Он создал первый университет, но лучше сказать, сам был первым нашим университетом».
Д. ДАЛЬТОН О СТРОЕНИИ МАТЕРИИ
Уже одно наблюдение различных агрегатных состояний должно привести к тому заключению, что все тела состоят из колоссального количества крайне ничтожных частиц или атомов , связанных между собой более или менее значительной в зависимости от обстоятельств силой притяжения.
Мы также не в состоянии сотворить или разрушить атом .… Все изменения, которые мы можем производить, заключаются в разделении прежде связанных атомов и в соединении прежде разделенных атомов
- заложили в 17-18 вв. ученые разных стран:
- анг. Р.Бойль , фран. А.Лавуазье,.
- В России М.В.Ломоносов.
- Представления о том, что вещество состоит из отдельных частиц, появились еще в глубокой древности.
- Философские школы др. Индии (1 тыс. до н.э.) признавали не только существование первичных неделимых частиц вещества, но и их способность соединяться друг с другом, образуя новые частицы.
- В 19 в. развивали химическую атомистику труды
- Д.Дальтона (Англия), Ж.Пруста (Франция),
- А.Авогадро (Италия), Я.Берцелиуса (Швеция),
- А.М.Бутлерова, Д.И.Менделеева (Россия).
- Химия интернациональная.
- Основной теорией химии, сохранившей свое значение и до наших дней является атомно-молекулярное учение (АМУ).
- Атомно-молекулярное учение – это учение, в основу которого положено представление о том, что наименьшими структурными единицами веществ являются атомы, молекулы и ионы.
- многие неметаллы
- (инертные газы, С, Si, B, Se, As, Te).
- Из молекул состоят:
- все органические вещества;
- некоторые неорганические:
- простые газы (N 2 , H 2 , Cl 2 , F 2 ),
- сложные (CO 2 , NO 2 , SO 3 , SO 2 ).
- Из ионов состоят:
- все соли; многие основания, кислоты.
- В 1741 г. в одной из своих работ М.В. Ломоносов «Элементы математической химии» сформулировал важнейшие положения атомно-молекулярной теории.
- Прочитать §18 . стр. 61. Составить конспект:
- В тетрадях кратко выписать основные положения теории и проиллюстрировать их конкретными примерами (упр.1).
- Изложите сущность основных положений атомно-молекулярного учения.
Атомно-молекулярное учение
- Атомно-молекулярное учение – учение об атомах и молекулах.
- Не все вещества состоят из молекул, причем большинство веществ в неорганической химии немолекулярное строение имеют.
- Атомно-молекулярное учение
- 1.С уществуют вещества с молекулярным и немолекулярным строением.
- 2. Между молекулами имеются промежутки, размеры которых зависят от агрегатного состояния вещества и температуры. Наибольшее расстояния имеются между молекулами газов.
- 3. Молекулы находятся в непрерывном движении. Скорость движения молекул зависит от температуры. С повышением температуры скорость возрастает.
- 4. Между молекулами существуют силы взаимного притяжения и отталкивания. Наиболее выражены – в твёрдых вещества, наименее – в газах.
- Атомно-молекулярное учение
- 5 . Молекулы состоят из атомов, которые, находятся в непрерывном движении.
- 6. Атомы одного вида отличаются от атомы другого вида свойствами.
- 7. При физических процессах – молекулы сохраняются, при химических – разрушаются.
- 8. У веществ с молекулярным строением в твёрдом состоянии в узлах кристаллической решетки находятся молекулы. Связи между молекулами слабые и при нагревании разрушаются.
- 9. У веществ с немолекулярным строением в узлах кристаллических решеток находятся атомы или другие частицы. Между ними химические связи сильные.
- 1 . Все вещества состоят молекул.
- 2. Молекулы состоят из атомов.
- 3. Молекулы и атомы находятся в постоянном движении.
- 4 . Молекулы простых веществ состоят из одинаковых атомов, молекулы сложных – из разных.
- Дополнили атомно-молекулярное учение
- Открытия Гей-Люссака, А.Авогадро.
- Окончательно утвердилось лишь в 1860 г. в г.Карсруэ на Международном съезде химиков, где было дано определение атома и молекулы.
- Атом – наименьшая частица химического элемента, сохраняющая все его свойства.
- Молекула – наименьшая частица простого и сложного вещества, обладающая его химическими свойствами.
- АТОМНО-МОЛЕКУЛЯРНОЕ УЧЕНИЕ. Вывод:
- Исходя из АМУчения можно объяснять некоторые физические и химические явления.
- Температуры плавления, кипения веществ
- Процесс диффузии
- Изменение агрегатного состояния вещества.
- Превращение и образование новых веществ.
- Указать формулу вещества, отличающуюся от других.
- 1. N 2 , О 2 , Cl 2, Р
- (формулы молекул, лишнее – атом).
- 2 . H 2 О, HCl, H 2 , HNO 3
- (сложные вещества, лишнее – молекула простого вещества).
- 3. Al, SO 3 , Zn, S
- (формулы атомов, лишнее – мол-ла сложного вещества).
- 4. P, Al, Zn, Cu
- (все атомы металлов, лишнее – неметалл).
- Атомно-молекулярное учение
- § 18,
- упр. 2—3.
- Приготовить краткие сообщения о жизни и деятельности М. В. Ломоносова и
- Дж. Дальтона, сопровождаемые компьютерными презентациями.
Электронная тетрадь по химии 8 класс...
Электронная тетрадь по химии 9 класс...
Химия. Вводный курс. 7 класс ФГОС
Химия. Сложные вопросы
Электронная тетрадь по химии 10 класс...
Химия 10 класс ФГОС
Электронная тетрадь по химии 7 класс...
Химия 11 класс ФГОС
© 2019, Чернецова Надежда Ивановна 6912 530
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей