СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку химии в 8 классе "Атомно-молекулярное учение"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "Атомно-молекулярное учение" можно использовать на уроках химии в 8классе и физики в 7 классе.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку химии в 8 классе "Атомно-молекулярное учение"»

12/1/19 Атомно-молекулярное учение Глава І Первоначальные химические понятия 8 класс

12/1/19

Атомно-молекулярное учение

Глава І

Первоначальные химические понятия

8 класс

Цель урока: Обобщить знания об атомно-молекулярном учении. Научить объяснять сущность физических и химических явлений в свете представлений о строении вещества. Формировать умение составлять конспект урока. Основные понятия .  Атомно - молекулярное учение.

Цель урока:

  • Обобщить знания об атомно-молекулярном учении.
  • Научить объяснять сущность физических и химических явлений в свете представлений о строении вещества.
  • Формировать умение составлять конспект урока.
  • Основные понятия .
  • Атомно - молекулярное учение.
Планируемые результаты обучения Предметные . Знать основные положения атомно-молекулярного учения. Уметь иллюстрировать их примерами. Основные виды деятельности учащихся. Составлять конспект урока.
  • Планируемые результаты обучения
  • Предметные .
  • Знать основные положения атомно-молекулярного учения.
  • Уметь иллюстрировать их примерами.
  • Основные виды деятельности учащихся.
  • Составлять конспект урока.
Блиц-турнир 1. Наука о веществах и их превращениях. (химия) 2. Оборудование для проведения опытов. (пробирка) 3. Определенный вид атомов. (химический элемент) 4. Условная символика химического элемента, где берется начальная буква с латинского названия элемента. (химический знак)
  • Блиц-турнир
  • 1. Наука о веществах и их превращениях.
  • (химия)
  • 2. Оборудование для проведения опытов.
  • (пробирка)
  • 3. Определенный вид атомов.
  • (химический элемент)
  • 4. Условная символика химического элемента, где берется начальная буква с латинского названия элемента.
  • (химический знак)
Блиц-турнир 5. Явления, при которых не происходит превращений одних веществ в другие (физические). 6. Явления, при которых происходит превращение одних веществ в другие (химические). 7. Вещества, состоящие из атомов одного вида (простые). 8. Вещества, состоящие из атомов разных видов (сложные).

Блиц-турнир

  • 5. Явления, при которых не происходит превращений одних веществ в другие
  • (физические).
  • 6. Явления, при которых происходит превращение одних веществ в другие
  • (химические).
  • 7. Вещества, состоящие из атомов одного вида
  • (простые).
  • 8. Вещества, состоящие из атомов разных видов
  • (сложные).
Блиц-турнир 9. Всякое чистое вещество имеет постоянный состав, независимо от способа получения и местонахождения. (Закон постоянства состава вещества) 10. Кто сформулировал этот закон?  (Ж.Пруст) 11. Что такое индекс? (цифра, обозначающая число атомов в молекуле)

Блиц-турнир

  • 9. Всякое чистое вещество имеет постоянный состав, независимо от способа получения и местонахождения.
  • (Закон постоянства состава вещества)
  • 10. Кто сформулировал этот закон?
  • (Ж.Пруст)
  • 11. Что такое индекс?
  • (цифра, обозначающая число атомов в молекуле)
Блиц-турнир 12. Условная запись состава вещества с помощью химических знаков и индексов  (химическая формула) 13. Свойство атомов присоединять определенное число других атомов (валентность). 14.Материал, из которого изготовлена лабораторная посуда (стекло).

Блиц-турнир

  • 12. Условная запись состава вещества с помощью химических знаков и индексов
  • (химическая формула)
  • 13. Свойство атомов присоединять определенное число других атомов (валентность).
  • 14.Материал, из которого изготовлена лабораторная посуда
  • (стекло).
АТОМНО-МОЛЕКУЛЯРНОЕ УЧЕНИЕ

АТОМНО-МОЛЕКУЛЯРНОЕ УЧЕНИЕ

ДЕМОКРИТ  О СТРОЕНИИ МАТЕРИИ  «…Начала вселенной – атомы и пустота.  Атомы не поддаются никакому воздействию, которое бы изменило их…»   «…деление материи останавливается на атомах и не идет в бесконечность.»   «… Атомы наталкиваются друг на друга и отскакивают, расходятся и сходятся снова между собой , и таким образом они производят и все сложные тела, и их состояния и ощущения.»

ДЕМОКРИТ О СТРОЕНИИ МАТЕРИИ

  • «…Начала вселенной – атомы и пустота. Атомы не поддаются никакому воздействию, которое бы изменило их…»

  • «…деление материи останавливается на атомах и не идет в бесконечность.»

  • «… Атомы наталкиваются друг на друга и отскакивают, расходятся и сходятся снова между собой , и таким образом они производят и все сложные тела, и их состояния и ощущения.»
ЭПИКУР  О СТРОЕНИИ МАТЕРИИ  «Вселенная вечна , так как атомы, из которых состоят все тела, вечны и неистребимы , поэтому из ничего не может возникнуть мир даже по Божьей воле»   «Атомы не в состоянии разрушить никакая сила»   «Атомы различных веществ различаются по форме, этим объясняется разнообразие в свойствах тел»

ЭПИКУР О СТРОЕНИИ МАТЕРИИ

  • «Вселенная вечна , так как атомы, из которых состоят все тела, вечны и неистребимы , поэтому из ничего не может возникнуть мир даже по Божьей воле»

  • «Атомы не в состоянии разрушить никакая сила»

  • «Атомы различных веществ различаются по форме, этим объясняется разнообразие в свойствах тел»
ЛУКРЕЦИЙ КАР О СТРОЕНИИ МАТЕРИИ  Ветер, во-первых, неистово волны бичует, Рушит громады судов и небесные тучи разносит. … Стало быть, ветры – частицы, незримые нами, Раз и по свойствам своим и по действиям могут сравниться С водами мощных рек, обладающих видимым телом. … Далее, запахи мы обоняем различного рода, Хоть и не видим совсем, как в ноздри они проникают. … И, наконец, на морском берегу, разбивающем волны, Платье сыреет всегда, а на солнце, вися, высыхает. Видеть, однако, нельзя, как влага на нем оседает, Как и не видно того, как от зноя она исчезает. Значит, дробится вода на такие мельчайшие части, Что недоступны они совершенно для нашего взора .     О природе вещей  . 

ЛУКРЕЦИЙ КАР О СТРОЕНИИ МАТЕРИИ

Ветер, во-первых, неистово волны бичует,

Рушит громады судов и небесные тучи разносит.

Стало быть, ветры – частицы, незримые нами,

Раз и по свойствам своим и по действиям могут сравниться

С водами мощных рек, обладающих видимым телом.

Далее, запахи мы обоняем различного рода,

Хоть и не видим совсем, как в ноздри они проникают.

И, наконец, на морском берегу, разбивающем волны,

Платье сыреет всегда, а на солнце, вися, высыхает.

Видеть, однако, нельзя, как влага на нем оседает,

Как и не видно того, как от зноя она исчезает.

Значит, дробится вода на такие мельчайшие части,

Что недоступны они совершенно для нашего взора .

О природе вещей

М. В. ЛОМОНОСОВ  О СТРОЕНИИ МАТЕРИИ Атом –  элемент  Молекула –  корпускула   Элемент  есть часть тела, не состоящая из каких-либо меньших и отличных между собою тел… Корпускулы однородны, если состоят из одинакового числа одних и тех же элементов , соединенных одинаковым образом… Корпускулы разнородны, когда элементы их различны и соединены различным образом или в различном числе; от этого зависит бесконечное разнообразие тел     А.С. Пушкин писал: «Он создал первый университет, но лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

М. В. ЛОМОНОСОВ О СТРОЕНИИ МАТЕРИИ

  • Атом – элемент
  • Молекула – корпускула

Элемент есть часть тела, не состоящая из каких-либо меньших и отличных между собою тел… Корпускулы однородны, если состоят из одинакового числа одних и тех же элементов , соединенных одинаковым образом… Корпускулы разнородны, когда элементы их различны и соединены различным образом или в различном числе; от этого зависит бесконечное разнообразие тел

  • А.С. Пушкин писал: «Он создал первый университет, но лучше сказать, сам был первым нашим университетом».
Д. ДАЛЬТОН О СТРОЕНИИ МАТЕРИИ  Уже одно наблюдение различных агрегатных состояний должно привести к тому заключению, что все тела состоят из колоссального количества крайне ничтожных частиц или атомов , связанных между собой более или менее значительной в зависимости от обстоятельств силой притяжения. Мы  также не в состоянии  сотворить или разрушить атом .… Все изменения, которые мы можем производить, заключаются в разделении прежде связанных атомов и в соединении прежде разделенных атомов     1808 год

Д. ДАЛЬТОН О СТРОЕНИИ МАТЕРИИ

Уже одно наблюдение различных агрегатных состояний должно привести к тому заключению, что все тела состоят из колоссального количества крайне ничтожных частиц или атомов , связанных между собой более или менее значительной в зависимости от обстоятельств силой притяжения.

Мы также не в состоянии сотворить или разрушить атом .… Все изменения, которые мы можем производить, заключаются в разделении прежде связанных атомов и в соединении прежде разделенных атомов

  • 1808 год
Фундамент научной химии заложили в 17-18 вв. ученые разных стран: анг. Р.Бойль , фран. А.Лавуазье,. В России М.В.Ломоносов. Представления о том, что вещество состоит из отдельных частиц, появились еще в глубокой древности. Философские школы др. Индии (1 тыс. до н.э.) признавали не только существование первичных неделимых частиц вещества, но и их способность соединяться друг с другом, образуя новые частицы.
  • Фундамент научной химии
  • заложили в 17-18 вв. ученые разных стран:
  • анг. Р.Бойль , фран. А.Лавуазье,.
  • В России М.В.Ломоносов.
  • Представления о том, что вещество состоит из отдельных частиц, появились еще в глубокой древности.
  • Философские школы др. Индии (1 тыс. до н.э.) признавали не только существование первичных неделимых частиц вещества, но и их способность соединяться друг с другом, образуя новые частицы.
Фундамент научной химии В 19 в. развивали химическую атомистику труды Д.Дальтона (Англия), Ж.Пруста (Франция), А.Авогадро (Италия), Я.Берцелиуса (Швеция), А.М.Бутлерова, Д.И.Менделеева (Россия). Химия интернациональная. Основной теорией химии, сохранившей свое значение и до наших дней является атомно-молекулярное учение (АМУ).  Атомно-молекулярное учение – это учение, в основу которого положено представление о том, что наименьшими структурными единицами веществ являются атомы, молекулы и ионы.
  • Фундамент научной химии
  • В 19 в. развивали химическую атомистику труды
  • Д.Дальтона (Англия), Ж.Пруста (Франция),
  • А.Авогадро (Италия), Я.Берцелиуса (Швеция),
  • А.М.Бутлерова, Д.И.Менделеева (Россия).
  • Химия интернациональная.
  • Основной теорией химии, сохранившей свое значение и до наших дней является атомно-молекулярное учение (АМУ).
  • Атомно-молекулярное учение – это учение, в основу которого положено представление о том, что наименьшими структурными единицами веществ являются атомы, молекулы и ионы.

 Из атомов состоят: все металлы; многие неметаллы (инертные газы, С, Si, B, Se, As, Te). Из молекул состоят: все органические вещества; некоторые неорганические: простые газы (N 2 , H 2 , Cl 2 , F 2 ), сложные (CO 2 , NO 2 , SO 3 , SO 2 ). Из ионов состоят: все соли; многие основания, кислоты.
  • Из атомов состоят:
  • все металлы;
  • многие неметаллы
  • (инертные газы, С, Si, B, Se, As, Te).
  • Из молекул состоят:
  • все органические вещества;
  • некоторые неорганические:
  • простые газы (N 2 , H 2 , Cl 2 , F 2 ),
  • сложные (CO 2 , NO 2 , SO 3 , SO 2 ).
  • Из ионов состоят:
  • все соли; многие основания, кислоты.
Самостоятельная работа. В 1741 г. в одной из своих работ М.В. Ломоносов «Элементы математической химии» сформулировал важнейшие положения атомно-молекулярной теории. Прочитать §18 . стр. 61. Составить конспект: В тетрадях кратко выписать основные положения теории и проиллюстрировать их конкретными примерами (упр.1). Изложите сущность основных положений атомно-молекулярного учения.
  • Самостоятельная работа.
  • В 1741 г. в одной из своих работ М.В. Ломоносов «Элементы математической химии» сформулировал важнейшие положения атомно-молекулярной теории.
  • Прочитать §18 . стр. 61. Составить конспект:
  • В тетрадях кратко выписать основные положения теории и проиллюстрировать их конкретными примерами (упр.1).
  • Изложите сущность основных положений атомно-молекулярного учения.
Атомно-молекулярное учение Атомно-молекулярное учение – учение об атомах и молекулах. Не все вещества состоят из молекул, причем большинство веществ в неорганической химии немолекулярное строение имеют.

Атомно-молекулярное учение

  • Атомно-молекулярное учение – учение об атомах и молекулах.
  • Не все вещества состоят из молекул, причем большинство веществ в неорганической химии немолекулярное строение имеют.

Атомно-молекулярное учение 1.С уществуют вещества с молекулярным и немолекулярным строением. 2. Между молекулами имеются промежутки, размеры которых зависят от агрегатного состояния вещества и температуры. Наибольшее расстояния имеются между молекулами газов. 3. Молекулы находятся в непрерывном движении. Скорость движения молекул зависит от температуры. С повышением температуры скорость возрастает.  4. Между молекулами существуют силы взаимного притяжения и отталкивания. Наиболее выражены – в твёрдых вещества, наименее – в газах.
  • Атомно-молекулярное учение
  • 1.С уществуют вещества с молекулярным и немолекулярным строением.
  • 2. Между молекулами имеются промежутки, размеры которых зависят от агрегатного состояния вещества и температуры. Наибольшее расстояния имеются между молекулами газов.
  • 3. Молекулы находятся в непрерывном движении. Скорость движения молекул зависит от температуры. С повышением температуры скорость возрастает.
  • 4. Между молекулами существуют силы взаимного притяжения и отталкивания. Наиболее выражены – в твёрдых вещества, наименее – в газах.

Атомно-молекулярное учение 5 . Молекулы состоят из атомов, которые, находятся в непрерывном движении. 6. Атомы одного вида отличаются от атомы другого вида свойствами. 7. При физических процессах – молекулы сохраняются, при химических – разрушаются. 8. У веществ с молекулярным строением в твёрдом состоянии в узлах кристаллической решетки находятся молекулы. Связи между молекулами слабые и при нагревании разрушаются. 9. У веществ с немолекулярным строением в узлах кристаллических решеток находятся атомы или другие частицы. Между ними химические связи сильные.
  • Атомно-молекулярное учение
  • 5 . Молекулы состоят из атомов, которые, находятся в непрерывном движении.
  • 6. Атомы одного вида отличаются от атомы другого вида свойствами.
  • 7. При физических процессах – молекулы сохраняются, при химических – разрушаются.
  • 8. У веществ с молекулярным строением в твёрдом состоянии в узлах кристаллической решетки находятся молекулы. Связи между молекулами слабые и при нагревании разрушаются.
  • 9. У веществ с немолекулярным строением в узлах кристаллических решеток находятся атомы или другие частицы. Между ними химические связи сильные.

Краткий вывод:  1 . Все вещества состоят молекул. 2. Молекулы состоят из атомов. 3. Молекулы и атомы находятся в постоянном движении. 4 . Молекулы простых веществ состоят из одинаковых атомов, молекулы сложных – из разных.
  • Краткий вывод:
  • 1 . Все вещества состоят молекул.
  • 2. Молекулы состоят из атомов.
  • 3. Молекулы и атомы находятся в постоянном движении.
  • 4 . Молекулы простых веществ состоят из одинаковых атомов, молекулы сложных – из разных.
Дополнили атомно-молекулярное учение Открытия Гей-Люссака, А.Авогадро. Окончательно утвердилось лишь в 1860 г. в г.Карсруэ на Международном съезде химиков, где было дано определение атома и молекулы. Атом – наименьшая частица химического элемента, сохраняющая все его свойства. Молекула – наименьшая частица простого и сложного вещества, обладающая его химическими свойствами.
  • Дополнили атомно-молекулярное учение
  • Открытия Гей-Люссака, А.Авогадро.
  • Окончательно утвердилось лишь в 1860 г. в г.Карсруэ на Международном съезде химиков, где было дано определение атома и молекулы.
  • Атом – наименьшая частица химического элемента, сохраняющая все его свойства.
  • Молекула – наименьшая частица простого и сложного вещества, обладающая его химическими свойствами.
АТОМНО-МОЛЕКУЛЯРНОЕ УЧЕНИЕ.  Вывод: Исходя из АМУчения можно объяснять некоторые физические и химические явления. Температуры плавления, кипения веществ Процесс диффузии Изменение агрегатного состояния вещества. Превращение и образование новых веществ.
  • АТОМНО-МОЛЕКУЛЯРНОЕ УЧЕНИЕ. Вывод:
  • Исходя из АМУчения можно объяснять некоторые физические и химические явления.
  • Температуры плавления, кипения веществ
  • Процесс диффузии
  • Изменение агрегатного состояния вещества.
  • Превращение и образование новых веществ.
 Игра «Найди ошибку» Указать формулу вещества, отличающуюся от других. 1. N 2 , О 2 , Cl 2, Р  (формулы молекул, лишнее – атом). 2 . H 2 О, HCl, H 2 , HNO 3 (сложные вещества, лишнее – молекула простого вещества). 3. Al, SO 3 , Zn, S  (формулы атомов, лишнее – мол-ла сложного вещества). 4. P, Al, Zn, Cu  (все атомы металлов, лишнее – неметалл).
  • Игра «Найди ошибку»
  • Указать формулу вещества, отличающуюся от других.
  • 1. N 2 , О 2 , Cl 2, Р
  • (формулы молекул, лишнее – атом).
  • 2 . H 2 О, HCl, H 2 , HNO 3
  • (сложные вещества, лишнее – молекула простого вещества).
  • 3. Al, SO 3 , Zn, S
  • (формулы атомов, лишнее – мол-ла сложного вещества).
  • 4. P, Al, Zn, Cu
  • (все атомы металлов, лишнее – неметалл).
Атомно-молекулярное учение Домашнее задание: § 18, упр. 2—3.   Приготовить краткие сообщения о жизни и деятельности М. В. Ломоносова и Дж. Дальтона, сопровождаемые компьютерными презентациями.
  • Атомно-молекулярное учение
  • Домашнее задание:
  • § 18,
  • упр. 2—3.
  • Приготовить краткие сообщения о жизни и деятельности М. В. Ломоносова и
  • Дж. Дальтона, сопровождаемые компьютерными презентациями.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!