СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Леля и Минька". Проблемы воспитания

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Урок внеклассного чтения в 5 «а» классе  проводится в форме семейных чтений. Для этого  приглашаются родители и бабушки, рассказы во многих семьях читаются совместно, иллюстрации также готовятся вместе с родителями, с братьями и сестрами.  

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Леля и Минька". Проблемы воспитания»

Урок внеклассного чтения в 5 классе

по циклу рассказов Михаила Зощенко «Леля и Минька».



Эпиграф: Мне, может быть, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился. И то хорошо.

М.Зощенко


Цель урока: раскрытие проблем воспитания в семье, развитие нравственных качеств обучающихся с использованием рассказов М.Зощенко.

Задачи:

1. Дать представление о личности Михаила Зощенко и его творчестве, показать особенности воспитания в семье детей.

2. Продолжить формирование навыков анализа прозаического произведения.

3. Воспитывать интерес к чтению книг, продолжать духовно-нравственное воспитание.


План урока

1. Вступительное слово учителя

2. Определение темы урока и его цели

3. Определение задачи урока

4.Выступление ученика

5. Беседа по вопросам

6. Задания по текстам

7. Композиция рассказов

8. Работа над рассказами

9.Выводы по уроку

10.Рефлексия

11. Оценивание друг друга

12. Домашняя работа



1.Вступительное слово учителя.

- Здравствуйте. Сегодня у нас необычный урок, т.к. проведем мы с вами семейные чтения. Это когда семья садится вместе и читает какую-то книгу и делится впечатлениями по прочитанному тексту. Для этого у нас все в сборе. Мамы есть, дети есть, тети тоже пришли к нам в гости. Значит можно начинать.





2. Определение темы урока и его цели.


Мы знаем, чьи рассказы будем анализировать, т.к., готовясь к этому занятию, прочитали несколько его рассказов. Но мы еще не определились с темой нашего урока. Сейчас вы выполните задания по группам, найдете ключевое слово, чтобы было легче сформулировать сегодняшнюю тему.

Задание по группам.

1 ряд работает над текстом

2 ряд – над схемой

3 ряд – над рисунком


Вывод: ключевое слово – «воспитание». И если соединить с автором и названием циклов рассказов, то получится такая тема: «Раскрытие проблемы воспитания при изучении цикла рассказов М.Зощенко «Лёля и Минька».


3. Определение задачи урока:

– определить, кто и как воспитывал детей в рассказах;

– выяснить, какое воспитание лучше для подрастающего поколения;


Запишите тему урока. А эпиграфом я взяла такие слова: «Мне, может быть, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился. И то хорошо». Откуда эти слова и кто их автор?

- Это слова самого Зощенко из рассказа «Бабушкин подарок».


Конечно же, нельзя изучать рассказы писателя, не узнав о его жизни, о его творчестве, о его характере, поэтому нас сейчас с биографией автора познакомит …


4. Выступление ученика.

Михаил Михайлович Зощенко был сыном потомственного дворянина, художника Михаила Ивановича Зощенко и Елены Иосифовны, увлекающейся до замужества актерским искусством и литературой. Родился будущий писатель и сатирик 10 августа 1894 года в Петербурге. С ранних лет мальчик заинтересовался литературой. Первые «пробы пера были сделаны еще в семилетнем возрасте, а первый рассказ «Пальто» появился уже в 1907 году. Во время первой мировой Зощенко командует батальоном, был ранен, а также отравлен вражескими газами, приведшими к серьезной болезни сердца. Ранения и болезнь сердца давали о себе знать. Плохое самочувствие усложнялось постоянными поисками заработка. В этот период Зощенко сменил несколько специальностей, начиная от сапожника и актера и заканчивая милиционером. Своими рассказами Зощенко получил огромную популярность среди советских граждан. Его текстами зачитывались на работе, дома, его цитировали, превращая некоторые его строки в «крылатые фразы». Михаил Зощенко - имя в детской литературе особенное, потому что ни один писатель не смог так тонко, так деликатно и неназойливо соединить в своих рассказах юмор и назидательность. И удивительное дело, это вовсе не раздражает, не отталкивает от чтения, более того, произведения Зощенко завоевали огромную любовь детей. Как же так получается?


5. Беседа по вопросам

1) Кто прочитал все 8 рассказов? Кто 7? И т.д.

2) Кто читал их вместе с родителями? С бабушками, сестрами и братиками?


6. Задания по текстам

А теперь переходим к самим рассказам. Какие у них названия?

1) Соберите названия рассказов

1) Бабушкин

А) тридцать лет

2) Галоши и

Б) врать

3) Не надо

В) путешественники

4) Через

Г) слова

5) Великие

Д) подарок

6) Золотые

Е) мороженое



2) Угадай рассказ по иллюстрациям


7. Композиция рассказов

Почти все рассказы имеют одинаковую композицию, т.е. одинаково построены.

1. Воспоминания («Когда я был маленьким»,

«Когда мне было шесть лет»)

2. Смешная история

3. Отношение к этому мамы или бабушки

4. Папины слова и поступки

5. Обращение к детям-читателям

6. Выводы на всю жизнь (мораль)


8. Работа над рассказами

Вопрос: 1) Кто является главными героями рассказов?

- Лёля, Минька и автор-рассказчик. Это взрослый человек, который вспоминает поучительные и комические эпизоды из своего детства.

2) Автор-рассказчик – это кто?

- Это Минька, он сам в детстве. Но это художественное произведение, поэтому есть и выдумка.

Рассказ «Ёлка»

Первый рассказ – это «Ёлка». Сейчас мы просмотрим эпизод из мультфильма и познакомимся с самим автором.


1.Просмотр видео

2.Сценка «Леля и Минька на ёлке»

3.Краткий пересказ продолжения рассказа

4.Беседа по вопросам:

  1. Как ведет себя мама?

  2. А что говорит папа и как он поступает?


Но вдруг в комнату вошёл наш папа.

Он сказал:

— Такое воспитание губит моих детей. Я не хочу, чтобы они дрались, ссорились и выгоняли гостей. Им будет трудно жить на свете, и они умрут в одиночестве.

И папа подошёл к ёлке и потушил все свечи. Потом сказал:

— Моментально ложитесь спать. А завтра все игрушки я отдам гостям.


И вот, ребята, прошло с тех пор 35 лет, и я до сих пор хорошо помню эту ёлку.

И за эти 35 лет я, дети, не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня.

  1. Уроки Зощенко (записи в тетрадях)

Урок 1-ый: Нельзя драться, ссориться и выгонять гостей, иначе трудно будет жить на свете в одиночестве.

Урок 2-ой: Нельзя ударить того, кто слабее тебя.


Физкультминутка «Ёлочка»

К нам в гости пришла сама ёлочка, чтобы провести у вас физкультминутку.


Рассказ «Бабушкин подарок»

1.Краткий пересказ

2. Беседа по вопросам:

1) Правильно ли поступила бабушка?

У нас сегодня на уроке есть мама, и мы сейчас у нее спросим.


И вот, дети, с тех пор прошло много лет. Но папины слова я до сих пор великолепно помню. Мне, может быть, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился. И то хорошо.

Урок 3-ий: нужно уметь делиться.

Урок бабушкам: лучшая бабушка на свете та, которая дарит всем детям.


Рассказ «Не надо врать»

1.Краткий пересказ

2. Беседа по вопросам:

1) Чему учит этот рассказ?

Урок 4-ый: Не надо врать


Рассказ «Великие путешественники»

1.Краткий пересказ

2. Беседа по вопросам:

1) Чему учит этот рассказ?

Урок 5-ый: нельзя без предупреждения, без разрешения родителей никуда уходить


Рассказ «Галоши и мороженое»

1.Краткий пересказ

2. Беседа по вопросам:

1) Чему учит этот рассказ?

2) Как поступает папа?

- Собрал все игрушки, отдал их тряпичнику, а на эти деньги купил галоши тете Оле и дяде Коле. И запретил им есть мороженое 2 года.


Урок 6-ой:

И даже теперь, дети, когда я стал совсем взрослый и даже немножко старый, даже и теперь иной раз, кушая мороженое, я ощущаю в горле какое-то сжатие и какую-то неловкость. И при этом всякий раз, по детской своей привычке думаю: «Заслужил ли я это сладкое, не соврал ли и не надул ли кого-нибудь?»

И я бы, дети, очень хотел, чтобы все люди, кушая мороженое, думали бы о том, о чём я думаю, когда ем это сладкое.


9.Выводы по уроку

1) Зачем Зощенко писал эти рассказы для детей?

- Писатель желал помочь детям стать хорошими людьми, хотел научить юных читателей быть храбрыми и сильными, добрыми и умными.

2) Какие они, все рассказы Зощенко?

- Добрые, поучительные.

3) Как их воспитывал отец?

- Детей воспитывал в строгости.



10.Рефлексия

Узнал

Я Удивился

Сделал для себя вывод


11. Оценивание друг друга

12. Домашняя работа

Дома написать рассказ наподобие рассказов Зощенко: вспомнить интересный, смешной момент из детства, в конце должна быть мораль.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!