Его интересовало всё, что связано с Уральскими горами, с их богатством.
Очень он любил этот край, его природу. Хорошо знал, как живут мастеровые люди. Многих людей привлекали Уральские горы. В этих старых горах скопились не только залежи угля и железной руды, золота, других полезных ископаемых, но и знаменитых уральских самоцветов.
Балаган - мелкое имущество, домашние вещи Голбчик – временная легкая деревянная постройка Пожитки – приступка для всхода на печь.
На житьё не плакались – неудобно, неловко Несподручно – не жаловались на свою жизнь
Пособник – хорошее дело Покосные ложки – имеющий своеобразный запах животного
Статочное ли дело (устар.) - помощник в делах.
Бирюзовый – широкие овраги, где косят траву
Душной (козлик) – зеленовато-голубой
- Самый красивый, Самый богатый На весь ми знаменит Наш Тагильский МАЛАХИТ.
- Малахит считается уральским камнем. Здесь впервые он был найден.Одно из самых крупных месторождений мира было открыто в 1702 г. в Полевском районе.
- Гордость уральских недр составляют: гелиодоры и аквамарины, аметисты и морионы, розовые турмалины, изумруды, александриты и многие другие самоцветы.
- Символами природных богатств Урала являются малахит, яшма, родонит
В той местности, которая описана в сказе, дикими козликами называли косуль и оленей, так как и те, и другие имели рога.
Сибирская косуля
Благородный олень
- Размер: средний и крупный олень
- Рога: от 5 и более отростков
- Всю зиму ходит в рогах, сбрасывает рога весной
- Размер: маленький олень
- Рожки: не более 2-3 отростков
- Сбрасывает рога осенью
Сказ
Сказка
Литературный жанр,
описывающий
реальную жизнь героев,
в которой происходят
необыкновенные ,
фантастические,
волшебные события.
Повествование,
описывающее
реальный
жизненный случай,
эпизод из жизни
героев.
Волшебство ,
фантастический
вымысел.
Так и стали жить вместе дед ________ ,
______ Дарёнка да кошка ________ .
Жили – __________ , добра много не наживали, а на
житьё не плакались, и у всякого дело было.
Кокованя с утра на ________ уходил, Дарёнка в
избе __________ , похлёбку да ______ варила,
а кошка Мурёнка на охоту ходила – мышей
_______ . К вечеру соберутся, и _______ им.
Кокованя
Мурёнка
сиротка
поживали
работу
прибирала
кашу
ловила
весело
Найди в сказе отрывки, подходящие к иллюстрациям
Работа в парах:
найди правильную последовательность событий
«На голбчике, у печки девчоночка сидит, а рядом с ней кошка бурая. Девчоночка маленькая, и кошка маленькая, и до того худая да ободранная, что редко кто такую в избу пустит».
«В праздничный день и пришёл он к тем людям, у кого
сиротка жила».
«Ныне в Полдневской стороне много козлов пасётся. Туда и пойду зимой».
«К вечеру соберутся, и весело им».
«Вот и повёл Кокованя сиротку к себе жить. Сам большой да бородатый, а она махонькая и носишко пуговкой. Идут по улице, и кошчонка ободранная за ними попрыгивает».
- Козлик этот __________________
- У него на правой передней ноге______________ копытце.
- Ростом он не выше __________ , ножки _______________, головка ____________.
- А рожки у козлика на _____________.
- Шерстка у него летом _________________, а зимой_________ .
- Кормится летом______________, а зимой_________ .
Буренькая, серебряное, стола, сено в стожках, тоненькие, серенькая, пять веток, легонькая, травой да листиком, особенный.
Дарёнка
Кокованя
1. Семейное положение.
Сирота
1. Семейное положение.
2. Внешность.
Одинокий
По шестому году, маленькая, носишка пуговкой.
2. Внешность.
3. Характер.
Старик большой да бородатый.
Любопытная, веселая, смелая, ласковая, трудолюбивая, любит природу, ценит красоту.
3. Характер.
4. Чем занимается.
Веселый, ласковый, добрый, трудолюбивый, любознательный, любит природу, ценит красоту.
В избе прибирала, похлебку да кашу варила, кукле платье шила, любила сказки слушать.
4. Чем занимается.
Охотник. Летом пески промывает, золото добывает, а зимой по лесам за козлом бегает. Мастер сказки сказывать.
Пройди тест. Узнай, хорошо ли ты понял это произведение
- А) Григорий
- Б) Георгий
- В) Гаврила
правой
- А) белая
- Б) серая
- В) бурая
Б) 2 раза
В) 3 раза
5. Кем был дед Кокованя?
А) лесником
Б) охотником
В) охотником и
золотоискателем
- А) голубого;
- Б) розового;
- В) зеленого.
- А) Человек должен любить животных.
- Б) Очень важно быть скромным.
- В) Трудолюбие, бескорыстие и доброта обязательно будут вознаграждены.
А) Может быть, каждый из героев верил в сказки и хотел увидеть чудо.
или
Б) Герои были бедными ,надеялись продать драгоценные камни, и зажить богато?
- Я сегодня узнал …
- Я учился …
- Мне понравилось ….
- У меня появилось желание …
- Составить план к сказу «Серебряное копытце»
2. Приготовить рисунок понравившегося отрывка сказа .
Интернет-ресурсы:
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2015/02/04/
https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-literaturnogo-chteniya-ppbazhov-serebryanoe-kopitce-1427215.html
https://24smi.org/celebrity/4782-pavel-bazhov.html