Муниципальное Казенное Общеобразовательное Учреждение «Ретлобская средняя общеобразовательная школа»
Конспект открытого урока литературного чтения
в 3 классе
Тема: Иван Саввич Никитин
«Встреча зимы»
Учитель начальных классов:
Магомедова Зульфия Алиевна
Дата: 27.09.2019 год.
Предмет: Литературное чтение.
Класс: 3
Тема: И.С.Никитин «Встреча зимы»
Место урока в теме: Изучение нового материала.
Цели:
сформировать представление о красоте зимней природы посредством произведений художественной литературы; научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.
Личностные результаты:
проявлять интерес к чтению лирических произведений; эмоционально отзываться на прочитанное произведение; принимать социальную роль учащегося; осмысливать мотивы учебной деятельности.
Метапредметные результаты:
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности под руководством учителя; планировать свою работу в соответствии с заявленной темой.
Предметные результаты:
находить в произведении слова, которые помогают представить увиденные картины; определять слова, которые помогут передать настроение произведения и чувства автора; знать особенности жанра лирических произведений; представлять картины, описываемые в произведении.
Информационный материал:
Учебник, ч. 1, с. 68-69
Демонстрационный материал:
Ход урока.
Организационный момент
Проверка домашнего задания.
Речевая разминка
-На уроках чтения мы учимся не только правильно читать, но и правильно и грамотно говорить. О чём надо помнить, чтобы речь была яркой и понятной другим?
(Надо управлять дыханием во время разговора, правильно дышать во время речи)
Упражнения для дыхания:
вдох, на выдохе проговариваем пословицу или поговорку:
Заковал мороз реки, но не навеки.
(Вдыхать ч/з нос, выдыхать ч/з рот).
Дыхание влияет на звук, его плавность, силу.
III. Подготовка к восприятию нового материала
Игра «Начало-конец» (групповая работа)
Продолжи строчку произведения, назови жанр, вспомни автора.
Мама! ________________________________ (Глянь-ка их окошка…(А.А.Фет)
Люблю_____________________ (грозу в начале мая… (Ф.И.Тютчев)
Жил – был царь Берендей… (у него было три сына, младшего звали Иваном. «Иван царевич и серый Волк» русская народная сказка)
О буйные ветры, скорее, скорей! (скорей нас сорвите с докучных ветвей…
Ф. И. Тютчев)
- Вспомните, кто автор следующих строк.
* «Здравствуй, гостья –зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас, -
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.»
- Автор данных строк Никитин Иван Саввич «Встреча зимы»
IV. Сообщение темы и цели урока
-Откройте учебник на стр. 68 -69
-Определите тему и цель нашего урока.
-Поставьте задачи на урок.
V. Работа по теме урока
1. Знакомство с биографией автора.
- Иван Саввич Никитин родился в Воронеже, отец его был купцом-владельцем свечного завода. Учился в училище, но не закончил его, т. к. отцу грозило разорение и надо было помогать ему в торговых делах. Все тяготы взрослой жизни взял на себя маленький Иван Саввич. Ему пришлось очень много работать, чтобы заработать на хлебушек.
- Стихи он стал писать очень рано, но долго не решался их напечатать, показать их другим. И первое напечатанное стихотворение Никитина «Русь» принесло ему известность, скоро он выпустил целый сборник своих стихотворений, на вырученные средства впоследствии он открыл книжный магазин и библиотеку.
Первичное восприятие произведения. Чтение стихотворения.
http://mixpromo.net/search/Иван+Саввич+Никитин (аудиозапись стихотворения)
2. Беседа по первым впечатлениям.
– Поделитесь своими впечатлениями. Понравилось вам стихотворение? Чем?
– Что вам особенно понравилось? Расскажите.
– Какой поре посвящено стихотворение?
– Какие картины нарисовал поэт?
– Почему людей радует первый снег?
3. Словарная работа.
1) Словарно-лексическая работа.
– Прочитайте словосочетания, записанные на доске, поставьте ударения на выделенную букву:
ПОУТРУ ВЧЕРА ДОЖДЬ.
В ПОЛДЕНЬ ДОЖДЬ ПЕРЕСТАЛ.
НЕТ НИГДЕ ОБЛАЧКА.
НАШЕЙ РУСИ СВЯТОЙ.
2) Подбор синонимов к словам.
Угрюмых небес- мрачных небес
сумрачный – тёмный
хмельной – пьяный
раздолье – простор
искони – с давних пор
жгучий холод – сильный, обжигающий мороз
Работа над текстом, смысловыми словами, интонацией
– Вспомните, какие средства помогут нам прочитать это замечательное стихотворение выразительно (интонация, логическое ударение, паузы, темп, громкость голоса)?
– Ребята, каждый из вас сейчас подготовит выразительно одну строфу.
-Прослушайте ещё раз стихотворение.
– Вы готовитесь выразительно прочитать строфу, предварительно выделив смысловые слова по вашему усмотрению. (Строфы раздаются по порядку, чтобы в дальнейшем можно было «цепочкой» прочитать всё произведение)
– Теперь прочитайте «цепочкой» выразительно всё стихотворение.
VI. Физминутка
VII. Анализ произведения.
Расскажите алгоритм работы с художественным поэтическим текстом.
Алгоритм работы с художественным (поэтическим) текстом
• Прочитайте текст.
• Определите тему текста.
• Назовите главную мысль.
• Определите жанр текста.
• Назовите героя текста.
• Опишите его образ.
• Назовите слова и словосочетания, передающие настроение героя, раскрывающие отношение автора к герою.
• Прочитайте стихотворение выразительно, используя соответствующие интонации
Работа по алгоритму.
Какова тема этого произведения? (встреча зимы)
– Знаете ли вы, что на Руси был праздник встречи зимы? Это 14 октября – Покров. Выпадал первый снег, укрыл (покрывал) землю, заснувшую до весны. Дети в этот день пели заклички снегу, который сохраняет тепло земли. Земля – матушка отдыхает от трудов, а с нею и все крестьяне. В сельских школах только в эту пору начинались занятия.
Какова главная мысль этого произведения? Чему оно нас учит? (Учит любить природу, наблюдать и наслаждаться ее красотой, бережному отношению к лесу....)
Определите жанр текста. (стихотворение)
Вспомните определение стихотворения.
Стихотворение - это небольшое поэтическое произведение передающее состояние автора в определённый момент жизни.
– Давайте вспомним, что стихотворение делится на части – строфы. Что такое строфа?
(Строфа- группа стихотворных строк, объединённых ритмом, рифмой. По числу стихотворных строк строфа может представлять двустишие, трёхстишие)
-Сколько строф в нашем стихотворении? (21 строфа, четырёхстишие (строфа состоит из 4 строк)
-Что такое рифма? (созвучие концов стихотворных строк)
-Назовите рифмы в стихотворении.
Анализ стихотворения
– В этом стихотворении автор показал смену картин природы.
В стихотворении И. С. Никитина дано описание начала зимы. Здесь одна картина сменяет другую, кадры представлены точно и четко
-Прочитайте, что происходит утром?
-Вчера была поздняя осень: дождь стучал в окна, вставал туман, веял холод, плакал лес. И человеку было грустно и тяжело.
Прочитайте, что происходит полдень?
-Но вот выпал снег! Автор рад и счастлив от обновления природы: воздух лёгок и чист, снег блестит разноцветным огнём, весело смотрит лес…
-Что происходит на рассвете?
– На слайдах представлены картины природы. Восстановите последовательность рисунков в соответствии с текстом стихотворения.
– Почему людей радует первый снег? Найдите в тексте эти строки, прочтите их.
– Как вы думаете, поэт любил зиму? Подтвердите это словами из текста.
– Что чувствуют дети при виде первого снега? (Радость, восхищение красотой природы, ожидание веселья: игра в снежки, катание на санках с горы)
Проверка знаний. (Работа в парах)
– Заполните карточки, которые находятся у вас на столах. Необходимо дать определение группам слов, являющихся выразительными средствами языка:
(сравнение) ________ туман облаками вставал, снег лежит полотном, как алмазы горят;
(эпитет) _________ угрюмые небеса, воздух легок и чист, в чистом поле весна золотая;
(метафора) __________ плакал лес, начал падать снежок, замерзла река, мороз трещит, кровь горит.
VIII. Стадия рефлексии.
Урок близится к завершению.
-Какое впечатление у вас осталось?
Легко ли понять стихотворение? Всегда ли смысл стихотворения лежит на поверхности?
(Только внимательное чтение, вдумчивое отношение к каждому слову поможет читателю действительно понять стихотворение, понять замысел художника, который он передает через чувства, настроение, скрытое описание, художественные образы).
I X. Домашнее задание
Объясняет суть задания.
Выучить наизусть понравившийся отрывок, проиллюстрировать его.