СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку литературного чтения. В.М.Гаршин "Сказка о Жабе и Розе".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературного чтения. В.М.Гаршин "Сказка о Жабе и Розе".»

Звучит музыка Антона Григорьевича Рубинштейна «Мелодия» - Понравилась ли вам мелодия? - Какие чувства она вызвала у вас? Однажды писатель Всеволод Михайлович Гаршин был на концерте Антона Григорьевича Рубинштейна в его доме. Рубинштейн сидел и играл за роялем. Музыка была прекрасна. Прямо напротив музыканта уселся и пристально смотрел на него весьма неприятного вида, как казалось Гаршину, старый чиновник. Эта разница между прекрасной музыкой и неприятным на вид стариком натолкнула писателя на мысль написать сказку. Писатель слушал, а в голове его уже складывались слова этой сказки.

Звучит музыка Антона Григорьевича Рубинштейна «Мелодия»

- Понравилась ли вам мелодия?

- Какие чувства она вызвала у вас?

Однажды писатель Всеволод Михайлович Гаршин был на концерте Антона Григорьевича Рубинштейна в его доме. Рубинштейн сидел и играл за роялем. Музыка была прекрасна. Прямо напротив музыканта уселся и пристально смотрел на него весьма неприятного вида, как казалось Гаршину, старый чиновник. Эта разница между прекрасной музыкой и неприятным на вид стариком натолкнула писателя на мысль написать сказку.

Писатель слушал, а в голове его уже складывались слова этой сказки.

«Добро не умрет, а зло пропадет»   «Кто доброе творит, того зло не вредит»   «Злой человек не проживет в добре век» Звучит музыка Антона Григорьевича Рубинштейна «Мелодия» - Понравилась ли вам мелодия? - Какие чувства она вызвала у вас? Однажды писатель Всеволод Михайлович Гаршин был на концерте Антона Григорьевича Рубинштейна в его доме. Рубинштейн сидел и играл за роялем. Музыка была прекрасна. Прямо напротив музыканта уселся и пристально смотрел на него весьма неприятного вида, как казалось Гаршину, старый чиновник. Эта разница между прекрасной музыкой и неприятным на вид стариком натолкнула писателя на мысль написать сказку. Писатель слушал, а в голове его уже складывались слова этой сказки.

«Добро не умрет, а зло пропадет»

«Кто доброе творит, того зло не вредит»

«Злой человек не проживет в добре век»

Звучит музыка Антона Григорьевича Рубинштейна «Мелодия»

- Понравилась ли вам мелодия?

- Какие чувства она вызвала у вас?

Однажды писатель Всеволод Михайлович Гаршин был на концерте Антона Григорьевича Рубинштейна в его доме. Рубинштейн сидел и играл за роялем. Музыка была прекрасна. Прямо напротив музыканта уселся и пристально смотрел на него весьма неприятного вида, как казалось Гаршину, старый чиновник. Эта разница между прекрасной музыкой и неприятным на вид стариком натолкнула писателя на мысль написать сказку.

Писатель слушал, а в голове его уже складывались слова этой сказки.

Всеволод Михайлович Гаршин  (1855-1888) «Сказка   о   жабе  и  розе » Почему так названо произведение?

Всеволод

Михайлович

Гаршин (1855-1888)

«Сказка о жабе и розе »

Почему так названо произведение?

Тема нашего урока: Поединок добра со злом в произведении В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе». Почему так названо произведение? Тема нашего урока: «Поединок добра со злом в произведении В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе». Как вы думаете: что хотел автор показать названием сказки? (жаба и роза – разные, вместе не смотрятся…) Я предлагаю сегодня ответить на этот вопрос и постараться разгадать загадки писателя Гаршина.

Тема нашего урока:

Поединок добра со злом

в произведении

В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе».

Почему так названо произведение?

Тема нашего урока: «Поединок добра со злом в произведении В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе».

Как вы думаете: что хотел автор показать названием сказки? (жаба и роза – разные, вместе не смотрятся…)

Я предлагаю сегодня ответить на этот вопрос и постараться разгадать загадки писателя Гаршина.

Звучит музыка Антона Григорьевича Рубинштейна «Мелодия» - Понравилась ли вам мелодия? - Какие чувства она вызвала у вас? Однажды писатель Всеволод Михайлович Гаршин был на концерте Антона Григорьевича Рубинштейна в его доме. Рубинштейн сидел и играл за роялем. Музыка была прекрасна. Прямо напротив музыканта уселся и пристально смотрел на него весьма неприятного вида, как казалось Гаршину, старый чиновник. Эта разница между прекрасной музыкой и неприятным на вид стариком натолкнула писателя на мысль написать сказку. Писатель слушал, а в голове его уже складывались слова этой сказки.

Звучит музыка Антона Григорьевича Рубинштейна «Мелодия»

- Понравилась ли вам мелодия?

- Какие чувства она вызвала у вас?

Однажды писатель Всеволод Михайлович Гаршин был на концерте Антона Григорьевича Рубинштейна в его доме. Рубинштейн сидел и играл за роялем. Музыка была прекрасна. Прямо напротив музыканта уселся и пристально смотрел на него весьма неприятного вида, как казалось Гаршину, старый чиновник. Эта разница между прекрасной музыкой и неприятным на вид стариком натолкнула писателя на мысль написать сказку.

Писатель слушал, а в голове его уже складывались слова этой сказки.

Звучит музыка Антона Григорьевича Рубинштейна «Мелодия» - Понравилась ли вам мелодия? - Какие чувства она вызвала у вас? Однажды писатель Всеволод Михайлович Гаршин был на концерте Антона Григорьевича Рубинштейна в его доме. Рубинштейн сидел и играл за роялем. Музыка была прекрасна. Прямо напротив музыканта уселся и пристально смотрел на него весьма неприятного вида, как казалось Гаршину, старый чиновник. Эта разница между прекрасной музыкой и неприятным на вид стариком натолкнула писателя на мысль написать сказку. Писатель слушал, а в голове его уже складывались слова этой сказки.

Звучит музыка Антона Григорьевича Рубинштейна «Мелодия»

- Понравилась ли вам мелодия?

- Какие чувства она вызвала у вас?

Однажды писатель Всеволод Михайлович Гаршин был на концерте Антона Григорьевича Рубинштейна в его доме. Рубинштейн сидел и играл за роялем. Музыка была прекрасна. Прямо напротив музыканта уселся и пристально смотрел на него весьма неприятного вида, как казалось Гаршину, старый чиновник. Эта разница между прекрасной музыкой и неприятным на вид стариком натолкнула писателя на мысль написать сказку.

Писатель слушал, а в голове его уже складывались слова этой сказки.

Чтобы понять удивительный мир образов, которых создал художник слова, мы должны быть очень внимательны, вдумчивы, серьёзны, и не просто осознать главную мысль сказки, но сравнить мир добра и мир зла, извлечь из сказки уроки.

Чтобы понять удивительный мир образов, которых создал художник слова, мы должны быть очень внимательны, вдумчивы, серьёзны, и не просто осознать главную мысль сказки, но сравнить мир добра и мир зла, извлечь из сказки уроки.

1.Узнать, почему такой финал. 2. Разгадать загадку заголовка. 3. В чем смысл жизни?4. О чём заставляет задуматься это произведение?

1.Узнать, почему такой финал. 2. Разгадать загадку заголовка. 3. В чем смысл жизни?4. О чём заставляет задуматься это произведение?

- Вспомните героев сказки. Назовите их. (Роза, жаба, сестра Маша, брат Вася) - Где происходили события? (В цветнике). - Найдите описание цветника.  Прочитайте слова, которые помогут словесно описать его. Каким вы его представили? (Цветник запущен, по нему разрослись сорные травы, дорожки не чищены, деревянная решётка облезла, рассохлась и развалилась…) - Чей это был цветник? - Почему он был так запущен? (Мальчик заболел). - Стал ли он от этого хуже? Подтвердите словами текста Что объединяло всех героев произведения? ЦВЕТНИК

- Вспомните героев сказки. Назовите их. (Роза, жаба, сестра Маша, брат Вася)

- Где происходили события? (В цветнике).

- Найдите описание цветника.

Прочитайте слова, которые помогут словесно описать его. Каким вы его представили? (Цветник запущен, по нему разрослись сорные травы, дорожки не чищены, деревянная решётка облезла, рассохлась и развалилась…)

- Чей это был цветник?

- Почему он был так запущен? (Мальчик заболел).

- Стал ли он от этого хуже? Подтвердите словами текста

Что объединяло всех героев произведения?

ЦВЕТНИК

План: 1. Окружающая обстановка. 2. Внешний вид. 3. Действия. 4. Мечты, эмоции, чувства. Звучит музыка Антона Григорьевича Рубинштейна «Мелодия» - Понравилась ли вам мелодия? - Какие чувства она вызвала у вас? Однажды писатель Всеволод Михайлович Гаршин был на концерте Антона Григорьевича Рубинштейна в его доме. Рубинштейн сидел и играл за роялем. Музыка была прекрасна. Прямо напротив музыканта уселся и пристально смотрел на него весьма неприятного вида, как казалось Гаршину, старый чиновник. Эта разница между прекрасной музыкой и неприятным на вид стариком натолкнула писателя на мысль написать сказку. Писатель слушал, а в голове его уже складывались слова этой сказки.

План:

1. Окружающая обстановка.

2. Внешний вид.

3. Действия.

4. Мечты, эмоции, чувства.

Звучит музыка Антона Григорьевича Рубинштейна «Мелодия»

- Понравилась ли вам мелодия?

- Какие чувства она вызвала у вас?

Однажды писатель Всеволод Михайлович Гаршин был на концерте Антона Григорьевича Рубинштейна в его доме. Рубинштейн сидел и играл за роялем. Музыка была прекрасна. Прямо напротив музыканта уселся и пристально смотрел на него весьма неприятного вида, как казалось Гаршину, старый чиновник. Эта разница между прекрасной музыкой и неприятным на вид стариком натолкнула писателя на мысль написать сказку.

Писатель слушал, а в голове его уже складывались слова этой сказки.

Олицетворение-  наделение предметов,  явлений природы  чувствами, настроением, способностями, характером человека.  Разве роза может плакать? (Нет: роза – символ, под которым автор подразумевает человека, только человеку присуще душевные переживания). Какой литературный приём использует автор? (Олицетворение).

Олицетворение- наделение предметов, явлений природы чувствами, настроением, способностями, характером человека.

Разве роза может плакать? (Нет: роза – символ, под которым автор подразумевает человека, только человеку присуще душевные переживания). Какой литературный приём использует автор? (Олицетворение).

Эпитет-  слово или целое выражение, которое, помогает слову (выражению) обрести красочность, насыщенность.    - Что помогает нам понять счастье розы? (Аромат). - Для описания этого состояния, автор использует эпитеты. Найдите строчки в тексте. (Тонкий аромат был словами, слезами, молитвами).

Эпитет- слово или целое выражение, которое, помогает слову (выражению) обрести красочность, насыщенность.

- Что помогает нам понять счастье розы? (Аромат).

- Для описания этого состояния, автор использует эпитеты. Найдите строчки в тексте. (Тонкий аромат был словами, слезами, молитвами).

Лень Жизнь - А если человек достигает расцвета своей души, что он может подарить людям? (Любовь, заботу, тепло, счастье). – А теперь посмотрите, что использовал автор при описании жабы. – Выберем точные подробные выражения. (жирная, старая, грязно – серые липкие бородавчатые лапы, плоское брюхо, безобразная лапа, жабьи глаза, злые безобразные глаза, жабье сердце, злое, гадкое животное…). - Что делает жаба? (Ленится, объедается, отдыхает, не умеет радоваться, не умет выражать свои чувства, прохрипела, переползла, карабкалась…) - Оцените действия жабы. (Главное для жабы – это плотно поесть и отдохнуть после еды, т.е. жаба ленива и прожорлива. Она хочет довести начатое дело до конца – слопать розу, уничтожить красоту. А это плохо.) - О чём мечтает жаба? Что она чувствует? (Не умеет радоваться солнцу, утру, хорошей погоде, мечтает слопать розу, погубить её. Запах розы причиняет ей смутное беспокойство, ненавидит розу, испытывает злость, зависть, жаба не видит красоту, она её не чувствует). - Итак, мы видим два мира, два противоречия. - В чём счастье для жабы и розы? 13

Лень

Жизнь

- А если человек достигает расцвета своей души, что он может подарить людям? (Любовь, заботу, тепло, счастье).

– А теперь посмотрите, что использовал автор при описании жабы.

– Выберем точные подробные выражения. (жирная, старая, грязно – серые липкие бородавчатые лапы, плоское брюхо, безобразная лапа, жабьи глаза, злые безобразные глаза, жабье сердце, злое, гадкое животное…).

- Что делает жаба? (Ленится, объедается, отдыхает, не умеет радоваться, не умет выражать свои чувства, прохрипела, переползла, карабкалась…)

- Оцените действия жабы. (Главное для жабы – это плотно поесть и отдохнуть после еды, т.е. жаба ленива и прожорлива. Она хочет довести начатое дело до конца – слопать розу, уничтожить красоту. А это плохо.)

- О чём мечтает жаба? Что она чувствует? (Не умеет радоваться солнцу, утру, хорошей погоде, мечтает слопать розу, погубить её. Запах розы причиняет ей смутное беспокойство, ненавидит розу, испытывает злость, зависть, жаба не видит красоту, она её не чувствует).

- Итак, мы видим два мира, два противоречия.

- В чём счастье для жабы и розы?

13

Звучит музыка Антона Григорьевича Рубинштейна «Мелодия» - Понравилась ли вам мелодия? - Какие чувства она вызвала у вас? Однажды писатель Всеволод Михайлович Гаршин был на концерте Антона Григорьевича Рубинштейна в его доме. Рубинштейн сидел и играл за роялем. Музыка была прекрасна. Прямо напротив музыканта уселся и пристально смотрел на него весьма неприятного вида, как казалось Гаршину, старый чиновник. Эта разница между прекрасной музыкой и неприятным на вид стариком натолкнула писателя на мысль написать сказку. Писатель слушал, а в голове его уже складывались слова этой сказки. 13

Звучит музыка Антона Григорьевича Рубинштейна «Мелодия»

- Понравилась ли вам мелодия?

- Какие чувства она вызвала у вас?

Однажды писатель Всеволод Михайлович Гаршин был на концерте Антона Григорьевича Рубинштейна в его доме. Рубинштейн сидел и играл за роялем. Музыка была прекрасна. Прямо напротив музыканта уселся и пристально смотрел на него весьма неприятного вида, как казалось Гаршину, старый чиновник. Эта разница между прекрасной музыкой и неприятным на вид стариком натолкнула писателя на мысль написать сказку.

Писатель слушал, а в голове его уже складывались слова этой сказки.

13

«Мальчик умер, роза завяла и они навсегда ушли из жизни?» - Скажите, кто из персонажей похож на розу? (Мальчик). - Чем? Какая у них душа? Что же сближает мальчика и розу? (Оба любили прекрасное, они оба погибают). - Когда в сказке наступает кульминационный момент? (Когда мальчик умирает) - Зачитайте, как к мальчику приходит смерть? - Зачем мальчику нужна была роза? - А что чувствовала роза, когда её срезали? - Почему автор говорит нам, что это было лучшим происшествием в жизни розы? (Роза подарила улыбку мальчику в самые трудные его минуты). 13

«Мальчик умер, роза завяла и они навсегда ушли из жизни?»

- Скажите, кто из персонажей похож на розу? (Мальчик).

- Чем? Какая у них душа? Что же сближает мальчика и розу? (Оба любили прекрасное, они оба погибают).

- Когда в сказке наступает кульминационный момент? (Когда мальчик умирает)

- Зачитайте, как к мальчику приходит смерть?

- Зачем мальчику нужна была роза?

- А что чувствовала роза, когда её срезали?

- Почему автор говорит нам, что это было лучшим происшествием в жизни розы? (Роза подарила улыбку мальчику в самые трудные его минуты).

13

О чём думает роза в период цветения?  А. Быстрей бы распуститься.  Б. Умереть бы другой смертью.  В. Цвести вечно. 2. Что в жабе самое омерзительное?  А. Грязно - серые бородавчатые бока.  Б. Скверные липкие лапы.  В . Бесчувственность и равнодушие.   - Перед тем как нам обозначить главную мысль сказки, выполним тест. Который поможет проверить знания содержания и идеи сказки. 13
  • О чём думает роза в период цветения? А. Быстрей бы распуститься. Б. Умереть бы другой смертью. В. Цвести вечно.

2. Что в жабе самое омерзительное? А. Грязно - серые бородавчатые бока. Б. Скверные липкие лапы. В . Бесчувственность и равнодушие.

- Перед тем как нам обозначить главную мысль сказки, выполним тест. Который поможет проверить знания содержания и идеи сказки.

13

«Если ты оставил после себя след красоты души, то будь уверен, что выполнил свою миссию на земле…» . Всеволоду Михайловичу Гаршину принадлежит удивительная мысль: «Если ты оставил после себя след красоты души, то будь уверен, что выполнил свою миссию на земле…» - Какие же уроки нравственности можно извлечь из этой сказочной и в то же время правдивой истории? - О чём заставляет задуматься это произведение? (Надо делать добрые дела, быть доброжелательными, приносить людям пользу, добрые дела не забываются). Мы подобрались к смыслу произведения и ответили на вопросы (фиксированные на доске), поставленные в начале урока. 13

«Если ты оставил после себя след красоты души, то будь уверен, что выполнил свою миссию на земле…»

. Всеволоду Михайловичу Гаршину принадлежит удивительная мысль:

«Если ты оставил после себя след красоты души, то будь уверен, что выполнил свою миссию на земле…»

- Какие же уроки нравственности можно извлечь из этой сказочной и в то же время правдивой истории?

- О чём заставляет задуматься это произведение? (Надо делать добрые дела, быть доброжелательными, приносить людям пользу, добрые дела не забываются).

Мы подобрались к смыслу произведения и ответили на вопросы (фиксированные на доске), поставленные в начале урока.

13

Домашнее задание: Составить короткое устное сочинение: «Несколько слов в защиту Жабы». Но у меня остался один вопрос: А Жаба – она плохая или хорошая? ( В этом произведении она, конечно, несет зло и представляет собой жадность. Значит. Плохая.) Я хочу вам напомнить о том, что у Гаршина Жаба – символ. А вспомните Жабу в сказке «Серая звездочка» Бориса Заходера. Какая она? (Она добрая и полезная, потому что помогала растениям в саду.) Как же ответить на вопрос: А Жаба – она плохая или хорошая? ( Надо смотреть по делам. Добрые дела – доброе мнение. В природе жаба полезна.) Я предлагаю вам в качестве домашнего задания составить короткое устное сочинение: «Несколько слов в защиту Жабы».  13

Домашнее задание: Составить короткое устное сочинение: «Несколько слов в защиту Жабы».

Но у меня остался один вопрос: А Жаба – она плохая или хорошая? ( В этом произведении она, конечно, несет зло и представляет собой жадность. Значит. Плохая.)

Я хочу вам напомнить о том, что у Гаршина Жаба – символ. А вспомните Жабу в сказке «Серая звездочка» Бориса Заходера. Какая она? (Она добрая и полезная, потому что помогала растениям в саду.)

Как же ответить на вопрос: А Жаба – она плохая или хорошая? ( Надо смотреть по делам. Добрые дела – доброе мнение. В природе жаба полезна.)

Я предлагаю вам в качестве домашнего задания составить короткое устное сочинение: «Несколько слов в защиту Жабы».

13

Заканчивая урок, мне хочется вас оценить. И, чтобы каждый, уходя домой, прикрепил к макетам двух миров картинку (жаба или роза), которая отражала бы ваше представление о мире добра. 13

Заканчивая урок, мне хочется вас оценить. И, чтобы каждый, уходя домой, прикрепил к макетам двух миров картинку (жаба или роза), которая отражала бы ваше представление о мире добра.

13

• 1 строчка - одно существительное или короткая фраза ;  • 2 строчка - два прилагательных, которые характеризуют данное существительное;  • 3 строчка - три глагола, обозначающие действии существительного;  • 4 строчка - фраза из четырех слов, которая характеризует существительное;  • 5 строчка - одно существительное, повторение сути, резюме сказанному.

1 строчка - одно существительное или короткая фраза ; • 2 строчка - два прилагательных, которые характеризуют данное существительное; • 3 строчка - три глагола, обозначающие действии существительного; • 4 строчка - фраза из четырех слов, которая характеризует существительное; • 5 строчка - одно существительное, повторение сути, резюме сказанному.

Прозвенел уже звонок.  Значит, кончился урок.  Спасибо вам, ребята,  за работу на уроке.

Прозвенел уже звонок. Значит, кончился урок. Спасибо вам, ребята, за работу на уроке.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!