Литературные течения и направления на рубеже XIX и XX вв: 3 ключа
Русская культура неотделима от чувства совести.
Совесть – вот что Россия принесла в мировое сознание.
Г.Свиридов
©МОУ гимназия имени А.Л.Кекина
Учитель Соколова О.Н.
«Серебряный век»
1.Н. Бердяев
2.Маковский «На Парнасе серебряного века»
3.Н.А. Оцуп (Парижский журнал русской эмиграции «Числа») – 1933г.
Хронологические границы:
1892 (Манифест «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» и сборник стихов «Символы» Д.Мережковского, первые рассказы М.Горького, И.А.Бунина и пр.) – начало 1920-хгг (по некоторым данным – 1917г.)
Ситуация в стране
- Развитие философской мысли
- Изобразительного искусства
- Сценического мастерства
- Различные тенденции и направления: реализм, символизм, акмеизм, футуризм
Исторические события
- Революции (1905г, Февральская, Октябрьская 1917г.)
- Русско-японская война 1904-1905гг
- Первая мировая война 1914-1918гг
- Гражданская война
Три силы
Защитники монархизма
Идеологи
пролетарской
революции
Сторонники
буржуазных рефор м
Реализм начала XIX века
- Принцип жизненной правды, воспроизведение характеров и обстоятельств, объясняемых социально-исторически (типические характеры в типических ситуациях)
- Положительный идеал (гуманизм, сочувствие униженным, поиски положительного героя в жизни, оптимизм и патриотизм)
XX век – социалистический реализм
- Поиск нравственного идеала, осмысление жизненно важных проблем
- Усиление проповеднического, «учительного» начала в литературе
- Острая социальная тематика
- Стилевое разнообразие, совершенствование техники, художественные искания
Отличие социалистического реализма от критического
- Активизация героя
- Человек – часть че л овечества
- Меньше объективности
- Наполнение реализма условностью, символическими образами
- Объединение разных традиций русской литературной классики
В чем символический смысл картины?
Новые явления в литературе
- Модернизм – отрицание традиционных форм и эстетики прошлого, опора на условность стиля, экспериментаторство и противопоставление себя реализму
- Декаданс – общее наименование кризисных явлений европейской культуры, отмеченных настроениями безнадежности, неприятия жизни.
Модернизм – автор – теург, пророк, способный постичь средствами искусства мировую гармонию
Символизм
Футуризм
Акмеизм
«неокрестьянская» литература
Символизм
Три принципа искусства:
- мистическое содержание
- Символы
- Расширение художественной впечатлительности в духе импрессионизма
Развивается в Москве и Петербурге одновременно
Объединились в конце 1890гг. 1899 – изд-во «Скорпион». Альманах «Северные цветы», а потом – «Весы»
Старшие символисты
Петербургский кружок
Младосимволисты
Московское течение
Д.Мережковский, З.Гиппиус, Ф.Сологуб,
В.Брюсов, К.Бальмонт
Богоискательская идея, религиозно-мистическое содержание (декаденты)
А.Блок, А.Белый, Вяч.Иванов и пр.
Поэзия «намеков», близость к импрессионизму. Уход в мир идеальный, «мир мечты»
Темы одиночества, пессимизма, крайнего индивидуализма (эгоцентризма), апокалиптические мотивы, стремление к ирреальному, неведомому, загробному миру
Искусство – средство преображения действительности. Поиск тайного смысла.
На первый план выдвигалась личность поэта, художника, творца, его внутренний мир. Но поэзия яркая, звучная красочная.
От индивидуализма к соборности, изображение идей в образах. Реальное не отвергается, оно – неизбежная оболочка образа.
Акмеизм – «высшая степень чего-либо, цвет, цветущая пора»
- 1911 – «Цех поэтов»
- Идеологи – Н.Гумилев, С.Городецкий
Подмастерья А.Ахматова, О.Мандельштам, В.Нарбут
- Отказ от иных миров, борьба «за это т мир, звучащий, красочный…», утверждение самоценности каждого явления, отрицание мистики и оккультизма, устремленность к иде а лу, установка на традиционные человеческие ценности: веру, честь, добро, долг, любовь
Футуризм (будущее) - будетляне
- Д.Бурлюк, В.Хлебников, В.Маяковский, И.Северянин и др.
- Кубофутуристы, эгофутуристы
- «Пощечина общественному вкусу» – 1912г
- Слово как материал (словотворчество), принцип свободы во всем, прославление современной цивилизации. Поиски новых возможностей слова, стиха, ритма
- «Центрифуга» - сочетание традиций лирики XIX в с новаторскими достижениями кубофутуризма
1917 г
В изгнании
В России
Середина 20-х гг
Процесс идеологизации
1932г. – «О перестройке литературно-
художественных организаций»
1934 – 1 съезд Союза писателей
1941-1945 – В Ов
1945-1950 – послевоенное время
1950-1960 – период «оттепели»
1964 – 1985 - период «застоя»
1985 – 1991 – период перестройки
Современный период
Периодизация литературы
- 1890 –е годы XIX века – 1920-е (завершение Гражданской войны)
- 1920-1940-е (до начала Вов)
- 1941-1956 (до начала «оттепели»)
- 1956 – 1991 (до развала СССР)
- 1991 – 2010 – новейший этап