СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку литературы "Историческое прошлое Руси в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:- раскрыть историческую тему в творчестве поэта, познакомить с эпохой 30-х годов 19 столетия, раскрыть образы главных героев;- показать особенности поэмы и ее связь с историей; продолжить формирование умения анализировать текст; - сделать увлекательным знакомство с поэмой М.Ю.Лермонтова, обсудить проблему долга и чести, справедливости

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы "Историческое прошлое Руси в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»"»

"Историческое прошлое Руси в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»"

Цель урока : - раскрыть историческую тему в творчестве поэта, познакомить с эпохой 30-х годов 19 столетия, раскрыть образы главных героев;  - показать особенности поэмы и ее связь с историей; продолжить формирование умения анализировать текст;  - сделать увлекательным знакомство с поэмой М.Ю.Лермонтова, обсудить проблему долга и чести, справедливости

Цель урока :

- раскрыть историческую тему в творчестве поэта, познакомить с эпохой 30-х годов 19 столетия, раскрыть образы главных героев; - показать особенности поэмы и ее связь с историей; продолжить формирование умения анализировать текст; - сделать увлекательным знакомство с поэмой М.Ю.Лермонтова, обсудить проблему долга и чести, справедливости

Историческая тема – одна из важнейших тем лирики М.Ю Лермонтова, она разрабатывалась на протяжении всего творчества поэта. Лермонтова зрелого периода с определенной четкостью выражена в стихотворении «Бородино».  Почему Лермонтов обращается к исторической теме?
  • Историческая тема – одна из важнейших тем лирики М.Ю Лермонтова, она разрабатывалась на протяжении всего творчества поэта.
  • Лермонтова зрелого периода с определенной четкостью выражена в стихотворении «Бородино». Почему Лермонтов обращается к исторической теме?
Эпоха 30-х гг. XIX в. Эпоха «мрачного десятилетия», эпоха николаевской реакции, наступившая после неудавшегося восстания декабристов. В русском обществе наступает период отказа от общественной деятельности. Лучшие люди России вместо того ,чтобы направлять ум, свои силы на достижение высокой цели, становились «нравственными калеками», так как никакой цели у них не было. Рабски покорная Россия ненавистна поэту, тяжелы и безрадостны размышления поэта о судьбе поколения 30-ых годов.

Эпоха 30-х гг. XIX в.

  • Эпоха «мрачного десятилетия», эпоха николаевской реакции, наступившая после неудавшегося восстания декабристов.
  • В русском обществе наступает период отказа от общественной деятельности.
  • Лучшие люди России вместо того ,чтобы направлять ум, свои силы на достижение высокой цели, становились «нравственными калеками», так как никакой цели у них не было. Рабски покорная Россия ненавистна поэту, тяжелы и безрадостны размышления поэта о судьбе поколения 30-ых годов.
Эпохе царствования Ивана Грозного посвящена поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», написанная в 1837 году , опубликованная в 1840 году в первом и единственном прижизненном сборнике
  • Эпохе царствования Ивана Грозного посвящена поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», написанная в 1837 году , опубликованная в 1840 году в первом и единственном прижизненном сборнике
1. Какова главная проблема поэмы? 2. Почему при ее решении М.Ю.Лермонтов обратился к истории?

1. Какова главная проблема поэмы?

2. Почему при ее решении М.Ю.Лермонтов обратился к истории?

Царь Иван Васильевич Грозный (Иван IV) стал великим князем московским в 1533 году. В 1547 году он принял царский титул, сделавшись таким образом , первым русским царем.   +  Разгром Казанского и Астраханского ханства + В его правление русские «перешагнули» Урал и появились в Сибири  - Вся страна была разделена на две части: одна называлась «земщиной», там продолжали существовать старинные государственные учреждения, которые, по мнению царя, только мешали ему править. Другая часть получила название «опричнина» (от слова «опричь», то есть «кроме») - здесь «земские» учреждения не действовали и власть царя была безраздельна.

Царь Иван Васильевич Грозный (Иван IV) стал великим князем московским в 1533 году. В 1547 году он принял царский титул, сделавшись таким образом , первым русским царем.

+ Разгром Казанского и Астраханского ханства

+ В его правление русские «перешагнули» Урал и появились в Сибири

- Вся страна была разделена на две части: одна называлась «земщиной», там продолжали существовать старинные государственные учреждения, которые, по мнению царя, только мешали ему править.

Другая часть получила название «опричнина» (от слова «опричь», то есть «кроме») - здесь «земские» учреждения не действовали и власть царя была безраздельна.

«Опричь» - др.рус.- «кроме» (часть страны, в которой власть царя была безраздельна)  Опричники – преданные царю люди.  В черных кафтанах, с привязанными к седлу собачьей головой и метлой, они наводили ужас.  Песья голова означала их собачью преданность государю, а метла – готовность вымести всю «измену» из государства. Портрет опричника

«Опричь» - др.рус.- «кроме» (часть страны, в которой власть царя была безраздельна) Опричники – преданные царю люди. В черных кафтанах, с привязанными к седлу собачьей головой и метлой, они наводили ужас. Песья голова означала их собачью преданность государю, а метла – готовность вымести всю «измену» из государства.

Портрет опричника

Поэма – один из видов лиро-эпических произведений, для которых характерны сюжетность , событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств) - Но это необычная поэма. Автор выбирает форму исторической песни. Как вы думаете , почему? 
  • Поэма – один из видов лиро-эпических произведений, для которых характерны сюжетность , событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств)
  • - Но это необычная поэма. Автор выбирает форму исторической песни. Как вы думаете , почему? 
Обычно песня сопровождается игрой на музыкальном инструменте. Кто исполняет эту песню?  Кто выражает народное мнение?
  • Обычно песня сопровождается игрой на музыкальном инструменте.
  • Кто исполняет эту песню?
  • Кто выражает народное мнение?
Какое чувство осталось после чтения поэмы? Кто из героев понравился больше других?  Как описывается в поэме опричник Кирибеевич? Почему невесел он на пиру? Как ведет себя во время кулачного боя?
  • Какое чувство осталось после чтения поэмы?
  • Кто из героев понравился больше других? Как описывается в поэме опричник Кирибеевич?
  • Почему невесел он на пиру?
  • Как ведет себя во время кулачного боя?
 Поступок Кирибеевича мы можем назвать бесчестным? Чем может закончиться поединок? Почему? Предположите: как отреагирует царь? Какова проблема поэмы?

Поступок Кирибеевича мы можем назвать бесчестным?

Чем может закончиться поединок?

Почему?

Предположите: как отреагирует царь?

Какова проблема поэмы?

Как Лермонтов описывает купца Калашникова? Как ведет он себя в семье? С какими фольклорными персонажами перекликается образ Калашникова? Как защищает честь семьи купец Калашников? Почему купец Калашников не открыл всю правду царю?
  • Как Лермонтов описывает купца Калашникова?
  • Как ведет он себя в семье?
  • С какими фольклорными персонажами перекликается образ Калашникова?
  • Как защищает честь семьи купец Калашников?
  • Почему купец Калашников не открыл всю правду царю?
 Вспомните характеристику царя Ивана Грозного . Справедливо ли казнил царь Иван Васильевич Калашникова?   В чем совпадают и чем отличаются историческая характеристика и описания Лермонтова.
  • Вспомните характеристику царя Ивана Грозного .
  • Справедливо ли казнил царь Иван Васильевич Калашникова?
  • В чем совпадают и чем отличаются историческая характеристика и описания Лермонтова.
Как заканчивается поэма?  - Почему «Песня…» заканчивается не казнью, а описанием могилы Калашникова? Какими качествами должен обладать человек, чтобы противостоять власти, защитить семью?
  • Как заканчивается поэма? - Почему «Песня…» заканчивается не казнью, а описанием могилы Калашникова?
  • Какими качествами должен обладать человек, чтобы противостоять власти, защитить семью?
Кто в «Песне…» является настоящим героем ? Почему?  Каковы ваши представления о долге и чести? Есть ли в наше время люди, подобные Калашникову? (Приведите примеры)  Какие уроки можно извлечь из данного произведения ?
  • Кто в «Песне…» является настоящим героем ? Почему? Каковы ваши представления о долге и чести? Есть ли в наше время люди, подобные Калашникову? (Приведите примеры) Какие уроки можно извлечь из данного произведения ?
1. Какова главная проблема поэмы? Конфликт между честью и бесчестием, независимой гордой личностью и «лукавым рабством» 2. Почему при ее решении М.Ю.Лермонтов обратился к истории?

1. Какова главная проблема поэмы?

Конфликт между честью и бесчестием, независимой гордой личностью и «лукавым рабством»

2. Почему при ее решении М.Ю.Лермонтов обратился к истории?

Домашнее задание:    Заполнить таблицу до конца. Выразительно перечитать поэму. Найти и выписать в тетрадь художественные средства выразительности (эпитеты, олицетворения, сравнения, повторы) Подготовиться к тестированию по поэме. Написать синквейн на одну из тем: «Кирибеевич», «Калашников»;

Домашнее задание:

  • Заполнить таблицу до конца.
  • Выразительно перечитать поэму.
  • Найти и выписать в тетрадь художественные средства выразительности (эпитеты, олицетворения, сравнения, повторы)
  • Подготовиться к тестированию по поэме.
  • Написать синквейн на одну из тем: «Кирибеевич», «Калашников»;
Синквейн Калашников Строгий, честный Любит, защищает, наказывает Отстоял честь семьи Слава!

Синквейн

  • Калашников

Строгий, честный

Любит, защищает, наказывает

Отстоял честь семьи

Слава!

Синквейн Кирибеевич Лукавый, хвастливый Обманул, опозорил, погубил Опозорил семью честную Трус

Синквейн

  • Кирибеевич

Лукавый, хвастливый

Обманул, опозорил, погубил

Опозорил семью честную

Трус


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!