Цель урока:- раскрыть историческую тему в творчестве поэта, познакомить с эпохой 30-х годов 19 столетия, раскрыть образы главных героев;- показать особенности поэмы и ее связь с историей; продолжить формирование умения анализировать текст;
- сделать увлекательным знакомство с поэмой М.Ю.Лермонтова, обсудить проблему долга и чести, справедливости
Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы "Историческое прошлое Руси в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»"»
"Историческое прошлое Руси в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»"
Цель урока :
- раскрыть историческую тему в творчестве поэта, познакомить с эпохой 30-х годов 19 столетия, раскрыть образы главных героев; - показать особенности поэмы и ее связь с историей; продолжить формирование умения анализировать текст; - сделать увлекательным знакомство с поэмой М.Ю.Лермонтова, обсудить проблему долга и чести, справедливости
- Историческая тема – одна из важнейших тем лирики М.Ю Лермонтова, она разрабатывалась на протяжении всего творчества поэта.
- Лермонтова зрелого периода с определенной четкостью выражена в стихотворении «Бородино». Почему Лермонтов обращается к исторической теме?
Эпоха 30-х гг. XIX в.
- Эпоха «мрачного десятилетия», эпоха николаевской реакции, наступившая после неудавшегося восстания декабристов.
- В русском обществе наступает период отказа от общественной деятельности.
- Лучшие люди России вместо того ,чтобы направлять ум, свои силы на достижение высокой цели, становились «нравственными калеками», так как никакой цели у них не было. Рабски покорная Россия ненавистна поэту, тяжелы и безрадостны размышления поэта о судьбе поколения 30-ых годов.
- Эпохе царствования Ивана Грозного посвящена поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», написанная в 1837 году , опубликованная в 1840 году в первом и единственном прижизненном сборнике
1. Какова главная проблема поэмы?
2. Почему при ее решении М.Ю.Лермонтов обратился к истории?
Царь Иван Васильевич Грозный (Иван IV) стал великим князем московским в 1533 году. В 1547 году он принял царский титул, сделавшись таким образом , первым русским царем.
+ Разгром Казанского и Астраханского ханства
+ В его правление русские «перешагнули» Урал и появились в Сибири
- Вся страна была разделена на две части: одна называлась «земщиной», там продолжали существовать старинные государственные учреждения, которые, по мнению царя, только мешали ему править.
Другая часть получила название «опричнина» (от слова «опричь», то есть «кроме») - здесь «земские» учреждения не действовали и власть царя была безраздельна.
«Опричь» - др.рус.- «кроме» (часть страны, в которой власть царя была безраздельна) Опричники – преданные царю люди. В черных кафтанах, с привязанными к седлу собачьей головой и метлой, они наводили ужас. Песья голова означала их собачью преданность государю, а метла – готовность вымести всю «измену» из государства.
Портрет опричника
- Поэма – один из видов лиро-эпических произведений, для которых характерны сюжетность , событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств)
- - Но это необычная поэма. Автор выбирает форму исторической песни. Как вы думаете , почему?
- Обычно песня сопровождается игрой на музыкальном инструменте.
- Кто исполняет эту песню?
- Кто выражает народное мнение?
- Какое чувство осталось после чтения поэмы?
- Кто из героев понравился больше других? Как описывается в поэме опричник Кирибеевич?
- Почему невесел он на пиру?
- Как ведет себя во время кулачного боя?
Поступок Кирибеевича мы можем назвать бесчестным?
Чем может закончиться поединок?
Почему?
Предположите: как отреагирует царь?
Какова проблема поэмы?
- Как Лермонтов описывает купца Калашникова?
- Как ведет он себя в семье?
- С какими фольклорными персонажами перекликается образ Калашникова?
- Как защищает честь семьи купец Калашников?
- Почему купец Калашников не открыл всю правду царю?
- Вспомните характеристику царя Ивана Грозного .
- Справедливо ли казнил царь Иван Васильевич Калашникова?
- В чем совпадают и чем отличаются историческая характеристика и описания Лермонтова.
- Как заканчивается поэма? - Почему «Песня…» заканчивается не казнью, а описанием могилы Калашникова?
- Какими качествами должен обладать человек, чтобы противостоять власти, защитить семью?
- Кто в «Песне…» является настоящим героем ? Почему? Каковы ваши представления о долге и чести? Есть ли в наше время люди, подобные Калашникову? (Приведите примеры) Какие уроки можно извлечь из данного произведения ?
1. Какова главная проблема поэмы?
Конфликт между честью и бесчестием, независимой гордой личностью и «лукавым рабством»
2. Почему при ее решении М.Ю.Лермонтов обратился к истории?
Домашнее задание:
- Заполнить таблицу до конца.
- Выразительно перечитать поэму.
- Найти и выписать в тетрадь художественные средства выразительности (эпитеты, олицетворения, сравнения, повторы)
- Подготовиться к тестированию по поэме.
- Написать синквейн на одну из тем: «Кирибеевич», «Калашников»;
Синквейн
Строгий, честный
Любит, защищает, наказывает
Отстоял честь семьи
Слава!
Синквейн
Лукавый, хвастливый
Обманул, опозорил, погубил
Опозорил семью честную
Трус