Ж и т и е. Жанровые особенности житийной литературы.
Ж и т и я
С в я т ы х
Житие — жанр древнерусской литературы, описывающий жизненный и духовный пути святого.
Данный жанр, как и многие в древнерусской литературе, пришёл из Византии и стал очень популярен на Руси. Авторами житий были монахи-летописцы, часто они лично знали святых, о которых писали. Эти произведения всегда писались после смерти героя текста и выполняли важную воспитательную функцию.
В средневековой литературе это было единственным произведением, где освещалась судьба человека, рассказывалось о его победах и поражениях.
Первые русские жития появляются в конце XI - начале XII века.
Композиция ж и т и я
Все жития имели вполне определенную композицию. Они состояли из трех основных частей:
рассказ о детстве святого, свято верующего, избегающего игр со своими сверстниками;
рассказ о его жизни с описанием подвигов благочестия и творимыми святым чудесами;
рассказ о кончине и о посмертных чудесах.
Для композиции жития обязательны следующие элементы:
- Вступление.
- Повествование о благочестивых родителях героя произведения.
- Необычное детство героя, проходившее в уединении и чтении Святого Писания.
- Отказ героя от семейной жизни.
- Уход героя в монастырь или «пустынь».
- Борьба с искушениями.
- Основание монастыря, приход в него «братии».
- Предсказание своей кончины.
- Благочестивая смерть.
- Посмертные чудеса.
- Признание потомками, похвала.
Элементы ж и т и я
Т и п ы ж и т и я (по характеру героев)
жития княжеские (Александра Невского, Бориса и Глеба, Дмитрия Донского и др.);
жития церковных иерархов (митрополитов Алексия, Ионы, Киприана, Петра, Филиппа);
жития подвижников во славу церкви и создателей русских монастырей (Дмитрия Прилуцкого, Леонтия Ростовского, Сергия Радонежского);
жития юродивых (Василия Блаженного, в память о котором построен храм на Красной площади в Москве, Михаила Клопского, Прокопия Устюжского);
женские жития , правда, их было очень мало: Анны Кашинской, княгини Ольги, Уфросинии Полоцкой, Ефросинии Суздальской.
С ю ж е т ж и т и я
Иногда в основу Житий кладутся лишь отдельные драматические эпизоды из жизни святых (история убийства Бориса и Глеба), вводятся внутренние монологи и эмоциональные диалоги, в ряде случаев меняется тип биографии: то это простой рассказ, богатый историческими и бытовыми наблюдениями (житие Леонтия Ростовского, XII век), то военно-патриотическая повесть (Житие Александра Невского, Довмонта Псковского, XII–XIV века), то поэтическая сказка (житие Петра и Февронии, XV–XVI века).
Герой Жития воспринимался любым читателем как себе подобный. Читатель мог видеть себя в этом герое, мог ему завидовать, брать с него пример, вдохновляться его подвигами. Судьба человека и более того – попытки заглянуть в его внутренний мир, не могли не привлекать к этому виду литературы сердца и умы. Это было единственное в Средние века повествование о человеческой судьбе.
Г е р о й ж и т и я
А в т о р ы ж и т и й
В большинстве случаев имена авторов житий (это можно отнести и ко всем письменным памятникам Древней Руси) остались неизвестными.
Наиболее прославленными авторами житий являются Нестор (XI - начало XII века), Епифаний Премудрый (2-я половина XIV - 1-я четверть XV века), Пахомий Лагофет (XV век).