СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку литературы на тему "Житие. Жанровые особенности житийной литературы".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку литературы на тему "Житие. Жанровые особенности житийной литературы".

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы на тему "Житие. Жанровые особенности житийной литературы".»

Ж и т и е.   Жанровые особенности житийной литературы.

Ж и т и е. Жанровые особенности житийной литературы.

Ж и т и я   С в я т ы х  Житие  — жанр древнерусской литературы, описывающий жизненный и духовный пути святого.   Данный жанр, как и многие в древнерусской литературе, пришёл из Византии и стал очень популярен на Руси. Авторами житий были монахи-летописцы, часто они лично знали святых, о которых писали. Эти произведения всегда писались после смерти героя текста и выполняли важную воспитательную функцию.  В средневековой литературе это было единственным произведением, где освещалась судьба человека, рассказывалось о его победах и поражениях.  Первые русские жития появляются в конце XI - начале XII века.

Ж и т и я

С в я т ы х

Житие  — жанр древнерусской литературы, описывающий жизненный и духовный пути святого. 

Данный жанр, как и многие в древнерусской литературе, пришёл из Византии и стал очень популярен на Руси. Авторами житий были монахи-летописцы, часто они лично знали святых, о которых писали. Эти произведения всегда писались после смерти героя текста и выполняли важную воспитательную функцию.

В средневековой литературе это было единственным произведением, где освещалась судьба человека, рассказывалось о его победах и поражениях. 

Первые русские жития появляются в конце XI - начале XII века.

Композиция   ж и т и я Все жития имели вполне определенную композицию. Они состояли из трех основных частей:   рассказ о детстве святого, свято верующего,  избегающего игр со своими сверстниками;   рассказ о его жизни с описанием подвигов  благочестия и творимыми святым чудесами;   рассказ о кончине и о посмертных чудесах.

Композиция ж и т и я

Все жития имели вполне определенную композицию. Они состояли из трех основных частей:

рассказ о детстве святого, свято верующего, избегающего игр со своими сверстниками;

рассказ о его жизни с описанием подвигов благочестия и творимыми святым чудесами;

рассказ о кончине и о посмертных чудесах.

 Для композиции жития обязательны следующие элементы: Вступление. Повествование о благочестивых родителях героя произведения. Необычное детство героя, проходившее в уединении и чтении Святого Писания. Отказ героя от семейной жизни. Уход героя в монастырь или «пустынь». Борьба с искушениями. Основание монастыря, приход в него «братии». Предсказание своей кончины. Благочестивая смерть. Посмертные чудеса. Признание потомками, похвала. Элементы   ж и т и я

Для композиции жития обязательны следующие элементы:

  • Вступление.
  • Повествование о благочестивых родителях героя произведения.
  • Необычное детство героя, проходившее в уединении и чтении Святого Писания.
  • Отказ героя от семейной жизни.
  • Уход героя в монастырь или «пустынь».
  • Борьба с искушениями.
  • Основание монастыря, приход в него «братии».
  • Предсказание своей кончины.
  • Благочестивая смерть.
  • Посмертные чудеса.
  • Признание потомками, похвала.

Элементы ж и т и я

Т и п ы   ж и т и я   (по характеру героев) жития княжеские  (Александра Невского, Бориса и Глеба, Дмитрия Донского и др.);  жития церковных иерархов  (митрополитов Алексия, Ионы, Киприана, Петра, Филиппа);  жития подвижников во славу церкви и создателей русских монастырей  (Дмитрия Прилуцкого, Леонтия Ростовского, Сергия Радонежского);  жития юродивых  (Василия Блаженного, в память о котором построен храм на Красной площади в Москве, Михаила Клопского, Прокопия Устюжского); женские жития , правда, их было очень мало: Анны Кашинской, княгини Ольги, Уфросинии Полоцкой, Ефросинии Суздальской.

Т и п ы ж и т и я (по характеру героев)

жития княжеские  (Александра Невского, Бориса и Глеба, Дмитрия Донского и др.); 

жития церковных иерархов  (митрополитов Алексия, Ионы, Киприана, Петра, Филиппа); 

жития подвижников во славу церкви и создателей русских монастырей  (Дмитрия Прилуцкого, Леонтия Ростовского, Сергия Радонежского); 

жития юродивых  (Василия Блаженного, в память о котором построен храм на Красной площади в Москве, Михаила Клопского, Прокопия Устюжского);

женские жития , правда, их было очень мало: Анны Кашинской, княгини Ольги, Уфросинии Полоцкой, Ефросинии Суздальской.

С ю ж е т   ж и т и я  Иногда в основу Житий кладутся лишь отдельные драматические эпизоды из жизни святых (история убийства Бориса и Глеба), вводятся внутренние монологи и эмоциональные диалоги, в ряде случаев меняется тип биографии: то это простой рассказ, богатый историческими и бытовыми наблюдениями (житие Леонтия Ростовского, XII век), то военно-патриотическая повесть (Житие Александра Невского, Довмонта Псковского, XII–XIV века), то поэтическая сказка (житие Петра и Февронии, XV–XVI века).

С ю ж е т ж и т и я

Иногда в основу Житий кладутся лишь отдельные драматические эпизоды из жизни святых (история убийства Бориса и Глеба), вводятся внутренние монологи и эмоциональные диалоги, в ряде случаев меняется тип биографии: то это простой рассказ, богатый историческими и бытовыми наблюдениями (житие Леонтия Ростовского, XII век), то военно-патриотическая повесть (Житие Александра Невского, Довмонта Псковского, XII–XIV века), то поэтическая сказка (житие Петра и Февронии, XV–XVI века).

 Герой Жития воспринимался любым читателем как себе подобный. Читатель мог видеть себя в этом герое, мог ему завидовать, брать с него пример, вдохновляться его подвигами. Судьба человека и более того – попытки заглянуть в его внутренний мир, не могли не привлекать к этому виду литературы сердца и умы. Это было единственное в Средние века повествование о человеческой судьбе. Г е р о й   ж и т и я

Герой Жития воспринимался любым читателем как себе подобный. Читатель мог видеть себя в этом герое, мог ему завидовать, брать с него пример, вдохновляться его подвигами. Судьба человека и более того – попытки заглянуть в его внутренний мир, не могли не привлекать к этому виду литературы сердца и умы. Это было единственное в Средние века повествование о человеческой судьбе.

Г е р о й ж и т и я

А в т о р ы   ж и т и й   В большинстве случаев имена авторов житий (это можно отнести и ко всем письменным памятникам Древней Руси) остались неизвестными.   Наиболее прославленными авторами житий являются Нестор (XI - начало XII века), Епифаний Премудрый (2-я половина XIV - 1-я четверть XV века), Пахомий Лагофет (XV век).

А в т о р ы ж и т и й

В большинстве случаев имена авторов житий (это можно отнести и ко всем письменным памятникам Древней Руси) остались неизвестными.

Наиболее прославленными авторами житий являются Нестор (XI - начало XII века), Епифаний Премудрый (2-я половина XIV - 1-я четверть XV века), Пахомий Лагофет (XV век).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!