Урок литературы в 5 классе «Славный он был мужик…» (по рассказу И.С. Тургенева «Муму»)
Подготовила:
учитель русского языка и
литературы МБОУ СОШ №2
Макарова Е.С.
Цель урока: учить школьников находить и использовать средства создания литературного героя в тексте художественного произведения на примере образа Герасима из рассказа И.С. Тургенева «Муму».
Задачи:
- Развивать у учащихся культуру читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, образное и аналитическое мышление, творческие способности.
- Совершенствовать умение анализа литературного произведения в его историко-литературной обусловленности с использованием литературоведческих терминов.
- Воспитывать духовно развитую личность, формировать гуманистическое мировоззрение, гражданскую позицию.
Подготовительная работа
Перед уроком учащиеся были разбиты на 5 групп. Для каждой группы были подготовлены задания, иллюстрации к произведению, а также бланки оценки групповой работы.
Этапы урока:
- Орг.момент.
- Мотивация к уроку.
- Формулирование темы и целей урока.
- Сообщение ученика.
- Слово учителя.
- Работа в группах.
- Межгрупповое взаимодействие.
- Итог урока.
- Домашнее задание.
- Эмоциональная рефлексия.
Сообщение ученика
Средства создания литературного героя
Имя
портрет
поведение
Герой
внешность
поступки
одежда
интерьер
род занятий, обязанности
Портрет – изображение внешнего облика героя в художественном произведении.
Интерьер - внутренняя обстановка помещения.
Работа в группах
Цель: проанализировать литературного героя с различных сторон с опорой на схему.
Названия групп:
- Портрет Герасима.
- Поведение Герасима.
- Обязанности Герасима.
- Каморка Герасима.
- Герасим и Муму.
Памятка-инструкция №1 Портрет Герасима
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста:
- Каким вы представляете Герасима?
- Почему автор говорит о герое, что он «сложенный богатырем»?
- Найдите сравнения, помогающие раскрыть силу Герасима.
- Почему автор сравнивает героя с гусаком?
3. Каждый старайтесь высказать свое мнение.
4. Сделайте выводы о качествах Герасима.
5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
Памятка-инструкция №2 Обязанности Герасима
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста:
- Чем занимался Герасим в деревне?
- Почему автор называет работу героя «неистомной»? Почему Герасим не устает от работы?
- Какие обязанности были у Герасима в доме барыни? О нем сказано: «Дела у него было немного…». В самом деле – немного? Попытайтесь ответить.
- Как Герасим выполнял свои обязанности? (примеры из текста)
- Какими качествами, на ваш взгляд, обладал Герасим?
3.Каждый старайтесь высказать свое мнение.
4. Сделайте выводы о качествах Герасима.
5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
Памятка-инструкция №3 Интерьер (обстановка каморки Герасима)
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста:
- Найдите описание каморки Герасима.
- Докажите, что Герасим устроил каморку «по своему вкусу».
- На какие детали (предметы) в каморке автор обращает внимание?
- Почему Герасим «не любил, чтобы к нему ходили»?
- Какие черты характера героя автор раскрывает через описание каморки?
3. Каждый старайтесь высказать свое мнение.
4. Сделайте выводы о качествах Герасима.
5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
Итог урока
Цель: подвести итоги работы на уроке.
Беседа по вопросам:
- Каким вы представляете Герасима?
- Какие признаки помогли нам раскрыть личность героя?
- Скажите, если Герасим настолько сильно любил Муму, почему же он ее утопил?
- Чем закончился рассказ? Имел ли право Герасим уйти от барыни?