СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку литературы "Художественный мир Ф.И.Тютчева"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы "Художественный мир Ф.И.Тютчева"»

«Глашатай истины, пророк любви…» Художественный мир Ф.И. Тютчева: - пейзажная лирика - любовная лирика - философская лирика

«Глашатай истины, пророк любви…»

Художественный мир

Ф.И. Тютчева:

- пейзажная лирика

- любовная лирика

- философская лирика

Схематический анализ Лирический герой Поэтический образ тонко чувствующий природу, умиротворенность, гармония   Изобразительно-выразительные средства поэтическая картина чудесного осеннего дня   Эпитеты : дивная пора, день хрустальный, лучезарны вечера, праздная борозда, теплая лазурь Олицетворения: день стоит, серп гулял, колос падал, воздух пустеет  

Схематический анализ

Лирический

герой

Поэтический образ

тонко чувствующий природу, умиротворенность, гармония

 

Изобразительно-выразительные средства

поэтическая картина чудесного осеннего дня

 

Эпитеты : дивная пора, день хрустальный, лучезарны вечера, праздная борозда, теплая лазурь

Олицетворения: день стоит, серп гулял, колос падал, воздух пустеет

 

Лирический герой Поэтический образ тонко чувствующий природу, восхищение ее красотой   Изобразительно-выразительные средства поэтическая картина зимнего леса   Олицетворения: околдован зимою, очарован сном, лес стоит, блестит, солнце мещет Эпитеты: чародейка, снежная бахрома, цепь пуховая Метафоры: лес окутан пуховой цепью

Лирический

герой

Поэтический

образ

тонко чувствующий природу,

восхищение ее красотой

 

Изобразительно-выразительные средства

поэтическая картина зимнего леса

 

Олицетворения: околдован зимою, очарован сном, лес стоит, блестит, солнце мещет

Эпитеты: чародейка, снежная бахрома, цепь пуховая

Метафоры: лес окутан пуховой цепью

« На бесконечном на вольном просторе…»  Преобладание пейзажей – одна из примет лирики Тютчева  Природа у Тютчева изменчива, динамична , Очень часто пейзажные стихи имеют и прямой и иносказательный смысл, связанный с миром человеческой души. многолика, насыщена звуками, красками, запахами. очеловечена, одухотворена ,

« На бесконечном на вольном просторе…»

Преобладание пейзажей – одна из примет лирики Тютчева

Природа у Тютчева

изменчива,

динамична ,

Очень часто пейзажные стихи имеют и прямой и иносказательный смысл, связанный с миром человеческой души.

многолика, насыщена звуками, красками, запахами.

очеловечена,

одухотворена ,

Лучи к ним в душу не сходили, Весна в груди их не цвела, При них леса не говорили, И ночь в звезда́х нема была! И языками неземными, Волнуя реки и леса, В ночи не совещалась с ними В беседе дружеской гроза! Не их вина: пойми, коль может, Органа жизнь глухонемой! Души его, ах! не встревожит И голос матери самой!..  Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык... Вы зрите лист и цвет на древе: Иль их садовник приклеи́л? Иль зреет плод в родимом чреве Игрою внешних, чуждых сил?.. Они не видят и не слышат, Живут в сем мире, как впотьмах, Для них и солнцы, знать, не дышат, И жизни нет в морских волнах.

Лучи к ним в душу не сходили,

Весна в груди их не цвела,

При них леса не говорили,

И ночь в звезда́х нема была!

И языками неземными,

Волнуя реки и леса,

В ночи не совещалась с ними

В беседе дружеской гроза!

Не их вина: пойми, коль может,

Органа жизнь глухонемой!

Души его, ах! не встревожит

И голос матери самой!..

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык...

Вы зрите лист и цвет на древе:

Иль их садовник приклеи́л?

Иль зреет плод в родимом чреве

Игрою внешних, чуждых сил?..

Они не видят и не слышат,

Живут в сем мире, как впотьмах,

Для них и солнцы, знать, не дышат,

И жизни нет в морских волнах.

Анализ стихотворения История создания: стихотворение написано в 1836 г., в том же году его опубликовали в журнале «Современник». Тема стихотворения: душа природы, её истинная сущность. Композиция: По смыслу произведение делится на две части: рассказ о душе природы и раздумья над жизнью людей, которые не умеют понимать язык природы. Стихотворение состоит из 6 катренов, в первоначальном варианте их было 8. Жанр: элегия. Метафоры – «в ней есть душа, в ней есть свобода», «лучи к ним в душу не сходили, весна в груди их не цвела», «леса не говорили». Эпитеты – «не слепок, не бездушный лик», «родимое чрево», «чуждые силы», «языки неземные», «беседа дружеская». Сравнение – «живут в сем мире, как впотьмах». История создания Тема Композиция Жанр Средства выразительности

Анализ стихотворения

  • История создания: стихотворение написано в 1836 г., в том же году его опубликовали в журнале «Современник».
  • Тема стихотворения: душа природы, её истинная сущность.
  • Композиция: По смыслу произведение делится на две части: рассказ о душе природы и раздумья над жизнью людей, которые не умеют понимать язык природы. Стихотворение состоит из 6 катренов, в первоначальном варианте их было 8.
  • Жанр: элегия.
  • Метафоры – «в ней есть душа, в ней есть свобода», «лучи к ним в душу не сходили, весна в груди их не цвела», «леса не говорили».
  • Эпитеты – «не слепок, не бездушный лик», «родимое чрево», «чуждые силы», «языки неземные», «беседа дружеская».
  • Сравнение – «живут в сем мире, как впотьмах».
  • История создания
  • Тема
  • Композиция
  • Жанр
  • Средства выразительности

Лирический герой Тютчева Центром поэтического мира Тютчева является образ мыслителя.  К Тютчеву-поэту особенно применимо выражение французского философа  Р.Декарта: « Cogito, ergo sam »  (Я мыслю, следовательно, существую» ) .  Лирика Тютчева философична. Этим объясняется появление основной жанровой формы - фрагмента. В поэзии Тютчева часты архаизмы и эпитеты. Последнее восходит к традиции Державина.

Лирический герой Тютчева

Центром поэтического мира Тютчева является образ мыслителя.

К Тютчеву-поэту особенно применимо выражение французского философа

Р.Декарта: « Cogito, ergo sam »

(Я мыслю, следовательно, существую» ) .

Лирика Тютчева философична. Этим объясняется появление основной жанровой формы - фрагмента.

В поэзии Тютчева часты архаизмы и эпитеты. Последнее восходит к традиции Державина.

Фонтан Смотри, как облаком живым Фонтан сияющий клубится; Как пламенеет, как дробится Его на солнце влажный дым. Лучом поднявшись к небу, он Коснулся высоты заветной- И снова пылью огнецветной Ниспасть на землю осужден.   О смертной мысли водомет, О водомет неистощимый! Какой закон непостижимый Тебя стремит, тебя метёт? Как жадно к небу рвешься ты!.. Но длань незримо-роковая Твой луч упорный, преломляя, Свергает в брызгах с высоты.

Фонтан

Смотри, как облаком живым

Фонтан сияющий клубится;

Как пламенеет, как дробится

Его на солнце влажный дым.

Лучом поднявшись к небу, он

Коснулся высоты заветной-

И снова пылью огнецветной

Ниспасть на землю осужден.

О смертной мысли водомет,

О водомет неистощимый!

Какой закон непостижимый

Тебя стремит, тебя метёт?

Как жадно к небу рвешься ты!..

Но длань незримо-роковая

Твой луч упорный, преломляя,

Свергает в брызгах с высоты.

Анализ стихотворения История создания: с тихотворение было написано в 1851 году. Оно посвящено Е. Денисьевой, которая была незаконной супругой поэта. Тема стихотворения: тема страстной любви, которая обрела разрушительную силу под влиянием осуждения обществом. Композиция: представляет целостный монолог лирического героя, который по смыслу состоит из двух частей: воспоминания о первой встрече и раздумья о нынешнем развитии отношений. Закольцовывает композицию. Жанр: элегия. Метафоры – «куда ланит девались розы», «толпа, нахлынув, в грязь втоптала то, что в душе её цвело». Эпитеты – « незаслуженный позор», «смех младенческо-живой». Сравнения – «как северное лето, был мимолётным гостем он». История создания Тема Композиция Жанр Средства выразительности

Анализ стихотворения

  • История создания: с тихотворение было написано в 1851 году. Оно посвящено Е. Денисьевой, которая была незаконной супругой поэта.
  • Тема стихотворения: тема страстной любви, которая обрела разрушительную силу под влиянием осуждения обществом.
  • Композиция: представляет целостный монолог лирического героя, который по смыслу состоит из двух частей: воспоминания о первой встрече и раздумья о нынешнем развитии отношений. Закольцовывает композицию.
  • Жанр: элегия.
  • Метафоры «куда ланит девались розы», «толпа, нахлынув, в грязь втоптала то, что в душе её цвело».
  • Эпитеты – « незаслуженный позор», «смех младенческо-живой».
  • Сравнения «как северное лето, был мимолётным гостем он».
  • История создания
  • Тема
  • Композиция
  • Жанр
  • Средства выразительности

Анализ стихотворения История создания: Стихотворение написано в 1870 году в уже зрелом возрасте, произведение наполнено глубокими, яркими эмоциями, живой силой любящего сердца. Вызвано это было встречей с женщиной, которую поэт любил в прошлом. Ее имя было зашифровано им в буквах К.Б. Тема стихотворения: стихотворение о чувствах, забытых поэтом, но вновь вспыхнувших при встрече после долгой разлуки. Композиция: стихотворение состоит из пяти строф, каждая из которых несет в себе определенный смысл, а вместе они создают единую цепочку размышлений поэта. Жанр: ода, элегия. Метафоры – « весь обвеян дуновеньем», «сердцу стало так тепло» Эпитеты – «в отжившем сердце», «время золотое», «душевной теплоты» Олицетворения – «все былое… ожило», «…жизнь заговорила вновь», Гипербола : «Как после вековой разлуки…». История создания Тема Композиция Жанр Средства выразительности

Анализ стихотворения

  • История создания: Стихотворение написано в 1870 году в уже зрелом возрасте, произведение наполнено глубокими, яркими эмоциями, живой силой любящего сердца. Вызвано это было встречей с женщиной, которую поэт любил в прошлом. Ее имя было зашифровано им в буквах К.Б.
  • Тема стихотворения: стихотворение о чувствах, забытых поэтом, но вновь вспыхнувших при встрече после долгой разлуки.
  • Композиция: стихотворение состоит из пяти строф, каждая из которых несет в себе определенный смысл, а вместе они создают единую цепочку размышлений поэта.
  • Жанр: ода, элегия.
  • Метафоры – « весь обвеян дуновеньем», «сердцу стало так тепло»
  • Эпитеты «в отжившем сердце», «время золотое», «душевной теплоты»
  • Олицетворения «все былое… ожило», «…жизнь заговорила вновь»,
  • Гипербола : «Как после вековой разлуки…».
  • История создания
  • Тема
  • Композиция
  • Жанр
  • Средства выразительности

«Любила ты, и так, как ты любить –  Нет никому еще не удавалось»… Любовь в творчестве Тютчева  «поединок роковой» двух сердец. несущее человеку страдание и счастье напряженное, трагическое чувство, «и блаженство, и безнадежность»

«Любила ты, и так, как ты любить – Нет никому еще не удавалось»…

Любовь в творчестве Тютчева

«поединок роковой» двух сердец.

несущее человеку страдание и счастье

напряженное, трагическое чувство,

«и блаженство, и безнадежность»

« О Тютчеве не спорят, -  справедливо писал И.С.Тургенев, -  кто его не чувствует,  тем самым доказывает,  что не чувствует поэзии»

« О Тютчеве не спорят, - справедливо писал И.С.Тургенев, - кто его не чувствует, тем самым доказывает, что не чувствует поэзии»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!