СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку литературы "Царевна- лягушка"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы "Царевна- лягушка"»

Тема урока Ворота в сказочную страну открыты. Сказочное времечко, Времечко желанное, Тихо начинается Сказка долгожданная. Поведут тропиночки Нас в края далекие Через чащи темные И моря глубокие. Царство тридесятое Чудесами славится, Но со злыми чарами Мы сумеем справиться. Пусть чинят препятствия Силы зла старательно, Победит все доброе В сказке обязательно!

Тема урока

  • Ворота в сказочную страну
  • открыты.
  • Сказочное времечко,
  • Времечко желанное,
  • Тихо начинается
  • Сказка долгожданная.
  • Поведут тропиночки
  • Нас в края далекие
  • Через чащи темные
  • И моря глубокие.
  • Царство тридесятое
  • Чудесами славится,
  • Но со злыми чарами
  • Мы сумеем справиться.
  • Пусть чинят препятствия
  • Силы зла старательно,
  • Победит все доброе
  • В сказке обязательно!
Русские сказительницы До нас дошли имена сказителей: Мария Кривополенова, Орина Федосова, Александра Королькова, Иван Ковалев – эти люди вкладывали всю душу в произведения, которые исполняли. Их мастерство по праву можно назвать профессией, к эти людям относились с уважением, их знали, почитали. На Севере была традиция – брать сказителя в артель. И за свою работу – сказывание сказок – он получал равную со всеми плату. Орина Федосова Мария Кривополенова

Русские сказительницы

До нас дошли имена сказителей:

Мария Кривополенова, Орина Федосова, Александра Королькова, Иван Ковалев – эти люди вкладывали всю душу в произведения, которые исполняли. Их мастерство по праву можно назвать профессией, к эти людям относились с уважением, их знали, почитали. На Севере была традиция – брать сказителя в артель. И за свою работу – сказывание сказок – он получал равную со всеми плату.

Орина Федосова

Мария Кривополенова

Сказка как вид народной прозы  Вопрос: дайте определение сказки. Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях сказка Сказки о животных Бытовые сказки Волшебные  сказки

Сказка как вид народной прозы Вопрос: дайте определение сказки.

  • Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях

сказка

Сказки

о животных

Бытовые

сказки

Волшебные

сказки

 В волшебных сказках героям помогают волшебные силы: Волшебная палочка;  Ковёр-самолёт; - Шапка-невидимка; Волшебный клубок  Скатерть-самобранка и другие  (например: «Марья-Моревна», «Царевна-лягушка») Многие волшебные сказки рассказывают о воинском подвиге. Но сказочные герои сражаются не за Русь, не за Русскую землю. Они добывают для царя какое-либо диво дивное, чудесный предмет. Многие волшебные сказки рассказывают о воинском подвиге. Но сказочные герои сражаются не за Русь, не за Русскую землю. Они добывают для царя какое-либо диво дивное, чудесный предмет.

В волшебных сказках героям помогают волшебные силы:

  • Волшебная палочка;
  • Ковёр-самолёт;

- Шапка-невидимка;

  • Волшебный клубок
  • Скатерть-самобранка и другие

(например: «Марья-Моревна», «Царевна-лягушка»)

Многие волшебные сказки рассказывают о воинском подвиге.

Но сказочные герои сражаются не за Русь,

не за Русскую землю. Они добывают для царя какое-либо диво дивное,

чудесный предмет.

Многие волшебные сказки рассказывают о воинском подвиге.

Но сказочные герои сражаются не за Русь, не за Русскую землю.

Они добывают для царя какое-либо диво дивное, чудесный предмет.

Признаки волшебных сказок Особая композиция Сказочные сюжеты Троекратное повторение Положительные и отрицательные герои Сверхъестественные силы, помощники, магические  предметы  Чудесные превращения «Сказочный» язык Добро побеждает зло   

Признаки волшебных сказок

  • Особая композиция
  • Сказочные сюжеты
  • Троекратное повторение
  • Положительные и отрицательные герои
  • Сверхъестественные силы, помощники, магические предметы 
  • Чудесные превращения
  • «Сказочный» язык
  • Добро побеждает зло   
Бытовые сказки  – это сказки о жизни, о быте сельского или городского жителя, это смешные, порой даже нелепые истории, которые могут произойти с человеком (с людьми). Например: «Каша из топора», «Как мужик гуся делил»,  «Дурак и берёза» и другие.

Бытовые сказки – это сказки о жизни,

о быте сельского или городского жителя, это смешные,

порой даже нелепые истории, которые могут произойти

с человеком (с людьми).

Например: «Каша из топора», «Как мужик гуся делил»,

«Дурак и берёза» и другие.

В сказках о животных  героями могут быть не только люди, но и животные, которые умеют разговаривать, одеваются, как люди. Например: «Лисичка со скалочкой»,  «Лиса и собаки»,  «Петушок – золотой гребешок » и др.

В сказках о животных героями могут

быть не только люди, но и животные,

которые умеют разговаривать,

одеваются, как люди.

Например: «Лисичка со скалочкой»,

«Лиса и собаки»,

«Петушок – золотой гребешок » и др.

Композиция сказки зачин завязка события события кульминация развязка концовка

Композиция сказки

зачин

завязка

события

события

кульминация

развязка

концовка

Сказочные композиционные элементы зачины присказки концовки Цель присказки и зачина: показать мастерство сказочника, подготовить аудиторию к слушанию сказки, заинтересовать ею, оторвать слушателя от обыденной обстановки, приобщить его к особой ирреальной атмосфере волшебной сказки, подчинить воле рассказчика. Как и былинный запев, присказка необязательная часть волшебной сказки. Цель концовки: отграничить сказку от реальной жизни и возвратить слушателя к действительности.

Сказочные композиционные элементы

зачины

присказки

концовки

Цель присказки и зачина: показать мастерство сказочника, подготовить

аудиторию к слушанию сказки, заинтересовать ею, оторвать слушателя от обыденной обстановки, приобщить его к особой ирреальной атмосфере волшебной сказки, подчинить воле рассказчика. Как и былинный запев, присказка необязательная часть волшебной сказки.

Цель концовки: отграничить сказку от реальной жизни и возвратить

слушателя к действительности.

Присказки Было это на море, на океане, на острове Кидане стоит древо – золотые маковки; по этому древу ходит кот Баюн, вверх идёт – песню поёт. А вниз идёт – сказки сказывает. Вот было бы любопытно посмотреть! Это не сказка, а ещё присказка идёт, а сказка вся впереди. В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь по имени Горох… Вы хотите сказочку? Сказочка – это вязочка, сплетена она из лунного света, перевязана солнечным лучом, а обвита поясом. Аль потешить вас сказочкой? А сказочка чудесная: есть в ней дива дивные, чуда чудные. Будет сказка занимательна. Слушайте её внимательно. Кто уши широко раскроет – много всякой всячины усвоит. А кто невзначай уснёт – тот ни с чем и уйдёт. А кто мою сказку будет слушать, так тому соболь и куница, и прекрасная девица, сто рублей на похмелье и пятьдесят на прогулянье.

Присказки

  • Было это на море, на океане, на острове Кидане стоит древо – золотые маковки; по этому древу ходит кот Баюн, вверх идёт – песню поёт. А вниз идёт – сказки сказывает. Вот было бы любопытно посмотреть! Это не сказка, а ещё присказка идёт, а сказка вся впереди.
  • В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь по имени Горох…
  • Вы хотите сказочку? Сказочка – это вязочка, сплетена она из лунного света, перевязана солнечным лучом, а обвита поясом.
  • Аль потешить вас сказочкой? А сказочка чудесная: есть в ней дива дивные, чуда чудные.
  • Будет сказка занимательна. Слушайте её внимательно. Кто уши широко раскроет – много всякой всячины усвоит. А кто невзначай уснёт – тот ни с чем и уйдёт.
  • А кто мою сказку будет слушать, так тому соболь и куница, и прекрасная девица, сто рублей на похмелье и пятьдесят на прогулянье.
Зачины За далёкими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в некотором царстве, небесном государстве жило-было… В некотором царстве, в некотором государстве… В тридевятом царстве, в тридесятом государстве… Жили-были… В некотором царстве, за тридевять земель – в тридесятом государстве… В тридесятом царстве, небывалом государстве…

Зачины

  • За далёкими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в некотором царстве, небесном государстве жило-было…
  • В некотором царстве, в некотором государстве…
  • В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…
  • Жили-были…
  • В некотором царстве, за тридевять земель – в тридесятом государстве…
  • В тридесятом царстве, небывалом государстве…
Герои волшебных сказок Положительные герои: Иван-дурак, Василиса Премудрая, Марья Моревна, солдат, младший  сын и брат, гонимая сиротка, мужик, крестьянский сын, царевичи, королевичи, царевна-лягушка и т.д. Враги положительных героев: Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Баба Яга, Лихо Одноглазое, Морской царь, ведьма, Чудо Юдо и т.д.

Герои волшебных сказок

Положительные герои:

Иван-дурак, Василиса Премудрая, Марья Моревна, солдат, младший сын и брат, гонимая сиротка, мужик, крестьянский сын, царевичи,

королевичи, царевна-лягушка и т.д.

Враги положительных героев:

Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Баба Яга, Лихо Одноглазое,

Морской царь, ведьма, Чудо Юдо и т.д.

 Тест  1. Сказка (жанровое определение ) а) сказание о богатырях. б) краткое изречение, содержание  правила житейской мудрости. в) небольшая история  фантастического характера. 3 .Композиция народной сказки : а) зачин, основная часть, концовка. б) зачин, основные события,  присказка, концовка. в) зачин, присказка, концовка . 2. Виды народных сказок : а) волшебные, бытовые, о  животных, растительном мире  и о неживой природе. б) волшебные, реалистические,  сентиментальные в) волшебные, бытовые, о  животных 4.Особенности сказок о животных: а) волшебные силы, помогающие  героям. б) главные герои похожи на людей  ( разговаривают, одеты, как люди) в) герои ведут себя естественно как  в природе. 5. Укажите постоянный эпитет :  а) красна девица;  б) зеленая трава;  в) серое небо .

Тест

1. Сказка (жанровое определение )

а) сказание о богатырях.

б) краткое изречение, содержание

правила житейской мудрости.

в) небольшая история

фантастического характера.

3 .Композиция народной сказки :

а) зачин, основная часть, концовка.

б) зачин, основные события,

присказка, концовка.

в) зачин, присказка, концовка

.

2. Виды народных сказок :

а) волшебные, бытовые, о

животных, растительном мире

и о неживой природе.

б) волшебные, реалистические,

сентиментальные

в) волшебные, бытовые, о

животных

4.Особенности сказок о животных:

а) волшебные силы, помогающие

героям.

б) главные герои похожи на людей

( разговаривают, одеты, как люди)

в) герои ведут себя естественно как

в природе.

5. Укажите постоянный эпитет :

а) красна девица;

б) зеленая трава;

в) серое небо .

Русская народная сказка «Царевна-лягушка»

Русская народная сказка «Царевна-лягушка»

Подумай и ответь…  - Что такое сказка? - Для чего нужны чудеса в сказках? - Какие виды сказок нам известны? - Расскажите об особом построении сказок. - Что такое эпитет, гипербола? - Какие обращения, повторы, постоянные эпитеты, гиперболы, встречающиеся в сказках, вам известны? - Назовите любимых героев русских сказок.

Подумай и ответь…

- Что такое сказка?

- Для чего нужны чудеса в сказках?

- Какие виды сказок нам известны?

- Расскажите об особом построении сказок.

- Что такое эпитет, гипербола?

- Какие обращения, повторы, постоянные эпитеты, гиперболы, встречающиеся в сказках, вам известны?

- Назовите любимых героев русских сказок.

Лексическая работа  - лытать - пытать - кручиниться - тужить - мудрёный - молвить - дивиться - снарядиться - уклоняться от дела, бегать работы  - (устаревшее значение слова) проверять чьи-либо качества  - горевать, печалиться - горевать, тосковать, печалиться - загадочный, непонятный, замысловатый - говорить, сказывать - удивляться, поражаться чему-либо - запастись всем необходимым при отправлении куда-нибудь

Лексическая работа

- лытать

- пытать

- кручиниться

- тужить

- мудрёный

- молвить

- дивиться

- снарядиться

- уклоняться от дела, бегать работы

- (устаревшее значение слова) проверять чьи-либо качества

- горевать, печалиться

- горевать, тосковать, печалиться

- загадочный, непонятный, замысловатый

- говорить, сказывать

- удивляться, поражаться чему-либо

- запастись всем необходимым при отправлении куда-нибудь

Подумай и ответь…  - О чем эта сказка? Назовите ее героев. - Кто из героев понравился вам больше всего и почему? - Что вы знаете об этих героях? Что можете о них рассказать?

Подумай и ответь…

- О чем эта сказка? Назовите ее героев.

- Кто из героев понравился вам больше всего и почему?

- Что вы знаете об этих героях? Что можете о них рассказать?

Подумай и ответь…  - Почему героиня в сказке превращена именно в лягушку?

Подумай и ответь…

- Почему героиня в сказке превращена именно в лягушку?

Композиция волшебной сказки Экспозиция Причины, которые породили завязку Завязка Главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу Развитие сюжета Поиск потерянного или недостающего Кульминация Главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают ее или разгадывают трудные загадки Развязка Преодоление потери или недостачи

Композиция волшебной сказки

Экспозиция

Причины, которые породили завязку

Завязка

Главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу

Развитие сюжета

Поиск потерянного или недостающего

Кульминация

Главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают ее или разгадывают трудные загадки

Развязка

Преодоление потери или недостачи

Композиция волшебной сказки Экспозиция Причины, которые породили завязку Завязка Сватовство, приказы царя Главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу Развитие сюжета «Василиса Премудрая обернулась белой лебедью и улетела в окно» Поиск потерянного или недостающего Кульминация Иван-царевич отправляется на поиски и встречается с медведем, зайцем, уткой, селезнем, щукой Главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают ее или разгадывают трудные загадки Развязка Иван-царевич убивает Кащея Преодоление потери или недостачи Иван-царевич возвращается во дворец с Василисой Прекрасной

Композиция волшебной сказки

Экспозиция

Причины, которые породили завязку

Завязка

Сватовство, приказы царя

Главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу

Развитие сюжета

«Василиса Премудрая обернулась белой лебедью и улетела в окно»

Поиск потерянного или недостающего

Кульминация

Иван-царевич отправляется на поиски и встречается с медведем, зайцем, уткой, селезнем, щукой

Главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают ее или разгадывают трудные загадки

Развязка

Иван-царевич убивает Кащея

Преодоление потери или недостачи

Иван-царевич возвращается во дворец с Василисой Прекрасной

Подумай и ответь… - Почему царь избрал такой странный способ выбора невест для своих сыновей? - Где нашли невест старшие братья? - Почему Иван-царевич вначале хотел «отступиться от своей находки», «бежать»? - Почему братья смеются над Иваном-царевичем? - Почему царь не стал противиться этому браку?

Подумай и ответь…

- Почему царь избрал такой странный способ выбора невест для своих сыновей?

- Где нашли невест старшие братья?

- Почему Иван-царевич вначале хотел «отступиться от своей находки», «бежать»?

- Почему братья смеются над Иваном-царевичем?

- Почему царь не стал противиться этому браку?

Первый приказ царя

Первый приказ царя

Подумай и ответь… - Когда в сказке впервые появляется имя царевны? Почему? - Как оценивает царь работу невесток? Почему сказка преувеличивает недостатки работы других невесток? - В чем истинная красота героини сказки? - Как царевич оценивает работу Василисы?

Подумай и ответь…

- Когда в сказке впервые появляется имя царевны? Почему?

- Как оценивает царь работу невесток? Почему сказка преувеличивает недостатки работы других невесток?

- В чем истинная красота героини сказки?

- Как царевич оценивает работу Василисы?

Выразительное чтение эпизода сказки

Выразительное чтение эпизода сказки

Подумай и ответь… - Почему царь трижды испытывает невесток? В чём смысл повтора?

Подумай и ответь…

- Почему царь трижды испытывает невесток? В чём смысл повтора?

Репродукция картины В.М.Васнецова «Царевна-лягушка»

Репродукция картины В.М.Васнецова «Царевна-лягушка»

Иллюстрации И.Я.Билибина к сказке «Царевна-лягушка»

Иллюстрации И.Я.Билибина к сказке «Царевна-лягушка»

Подумай и ответь… - Почему Иван-царевич сжёг лягушачью кожу? - Достоин ли Иван-царевич Василисы Премудрой

Подумай и ответь…

- Почему Иван-царевич сжёг лягушачью кожу?

- Достоин ли Иван-царевич Василисы Премудрой

Подумай и ответь… - Как Василиса Премудрая отнеслась к поступку Ивана-царевича? - Почему Иван-царевич отправился на поиски Василисы Премудрой? - О чем свидетельствует гипербола «..две пары железных сапог протер, два железных хлеба сглодал…»? - Что рассказал Ивану-царевичу старичок?

Подумай и ответь…

- Как Василиса Премудрая отнеслась к поступку Ивана-царевича?

- Почему Иван-царевич отправился на поиски Василисы Премудрой?

- О чем свидетельствует гипербола «..две пары железных сапог протер, два железных хлеба сглодал…»?

- Что рассказал Ивану-царевичу старичок?

Кащей Бессмертный

Кащей Бессмертный

Репродукция картины В.М.Васнецова «Кащей Бессмертный»

Репродукция картины В.М.Васнецова «Кащей Бессмертный»

Баба Яга

Баба Яга

Подумай и ответь… - Почему только после смерти Кащея герои могут стать счастливыми? - О чем сказка «Царевна-лягушка»? - Почему сказка называется «Царевна-лягушка»?

Подумай и ответь…

- Почему только после смерти Кащея герои могут стать счастливыми?

- О чем сказка «Царевна-лягушка»?

- Почему сказка называется «Царевна-лягушка»?

Домашнее задание  Прочитать сказку «Чего на свете не бывает». Индивидуальное задание: нарисовать портреты героев сказки «Чего на свете не бывает», составить устные комментарии к рисункам.

Домашнее задание

Прочитать сказку «Чего на свете не бывает».

Индивидуальное задание: нарисовать портреты героев сказки «Чего на свете не бывает», составить устные комментарии к рисункам.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!