СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку литературы.Творчество Н.С. Лескова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы.Творчество Н.С. Лескова»

Н.С. Лесков и его сказ «Левша».

Н.С. Лесков и его сказ «Левша».

Николай Семенович Лесков (1831 - 1895) Я не изучал народа по разговорам с  петербургскими извозчиками,  а я вырос в народе. Н.С. Лесков Детство Николая Семеновича Лескова прошло, как постоянно подчеркивал писатель, «...в самом народе», в мелкопоместном именьице Панино на Орловщине. С 17-ти лет, после смерти отца, Лесков вынужден работать, служить. И самым важным шагом к его истинному призванию явилась частная служба: в течение трех лет будущий писатель ездит по России, сопровождая партии крестьян-переселенцев. Поэтому Лесков хорошо знал народ. Впечатления этих лет и составили уникальную кладовую памяти.

Николай Семенович Лесков (1831 - 1895)

Я не изучал народа по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе.

Н.С. Лесков

Детство Николая Семеновича Лескова прошло, как постоянно подчеркивал писатель, «...в самом народе», в мелкопоместном именьице Панино на Орловщине.

С 17-ти лет, после смерти отца, Лесков вынужден работать, служить. И самым важным шагом к его истинному призванию явилась частная служба: в течение трех лет будущий писатель ездит по России, сопровождая партии крестьян-переселенцев. Поэтому Лесков хорошо знал народ. Впечатления этих лет и составили уникальную кладовую памяти.

Николай Семенович Лесков (1831 - 1895) Я не изучал народа по разговорам с  петербургскими извозчиками,  а я вырос в народе. Н.С. Лесков Позже, отвечая на вопрос газетного репортера: «Где Вы черпаете материал для своих произведений?», – Лесков указал на свой лоб: «Вот из этого сундука. Здесь хранятся впечатления моей коммерческой службы, когда мне приходилось по делам странствовать по России, это самое лучшее время моей жизни, когда я много видел и жил легко».

Николай Семенович Лесков (1831 - 1895)

Я не изучал народа по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе.

Н.С. Лесков

Позже, отвечая на вопрос газетного репортера: «Где Вы черпаете материал для своих произведений?», – Лесков указал на свой лоб:

«Вот из этого сундука. Здесь хранятся впечатления моей коммерческой службы, когда мне приходилось по делам странствовать по России, это самое лучшее время моей жизни, когда я много видел и жил легко».

Николай Семенович Лесков (1831 - 1895)   Когда возникло желание поделиться этими впечатлениями, Н. С. Лесков уезжает в Москву (1861), а затем перебирается в Петербург, где и прошла вся его тридцатипятилетняя служба на литературном посту. Литературная деятельность Н.С.Лескова почти полностью протекала в Петербурге. Здесь он жил и работал в течение 34 лет.        Писатель сменил множество адресов, дольше всего он прожил  на Фурштатской улице.

Николай Семенович Лесков (1831 - 1895)

  Когда возникло желание поделиться этими впечатлениями, Н. С. Лесков уезжает в Москву (1861), а затем перебирается в Петербург, где и прошла вся его тридцатипятилетняя служба на литературном посту.

Литературная деятельность Н.С.Лескова почти полностью протекала в Петербурге. Здесь он жил и работал в течение 34 лет.       Писатель сменил множество адресов, дольше всего он прожил на Фурштатской улице.

«Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе» 1881 апрель – начало мая.  Работа над «Сказом о тульском косом левше и о стальной блохе». Октябрь – начало публикации «Сказа о тульском косом левше и о стальной блохе» в журнале «Русь», 1881, № 49. В предисловии Лесков пишет:        

«Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе»

1881 апрель – начало мая. Работа над «Сказом о тульском косом левше и о стальной блохе».

Октябрь – начало публикации «Сказа о тульском косом левше и о стальной блохе» в журнале «Русь», 1881, № 49.

В предисловии Лесков пишет:       "Я не могу сказать, где именно родилась первая  заводка  баснословия  о стальной блохе, то есть завелась ли она в Туле, на Ижме или в Сестрорецке... Я записал эту легенду в Сестрорецке... От старого  оружейника... 

Рассказчик два года тому назад был еще в добрых силах и  в  свежей  памяти;  он  охотно вспоминал старину... читал божественные книги... разводил канареек.  Люди  к нему относились с почтением".

«Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе» Сказ – вид литературно-художественного повествования , построенного как рассказ лица , позиция и речевая манера которого отличны от точки зрения и стиля самого автора.   Столкновение и взаимодействие этих смысловых и речевых позиций лежит в основе художественного эффекта сказа.   Речь рассказчика в сказе (реального или подразумеваемого) выходит за пределы письменно-литературной нормы данного времени. Особенность манеры сказа: рассказчик приводит одни взгляды, а автор высказывает свою точку зрения, прямо противоположную.  В сказе «Левша» эта отличительная особенность наиболее ярко проявляется по отношению к атаману Платову.

«Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе»

Сказ – вид литературно-художественного повествования , построенного как рассказ лица , позиция и речевая манера которого отличны от точки зрения и стиля самого автора. Столкновение и взаимодействие этих смысловых и речевых позиций лежит в основе художественного эффекта сказа.

Речь рассказчика в сказе (реального или подразумеваемого) выходит за пределы письменно-литературной нормы данного времени.

Особенность манеры сказа: рассказчик приводит одни взгляды, а автор высказывает свою точку зрения, прямо противоположную. В сказе «Левша» эта отличительная особенность наиболее ярко проявляется по отношению к атаману Платову.

После окончания венского совета император Александр Павлович решает «по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть». Состоящий при нем донской казак Платов «диковинам» не удивляется, потому что знает: в России «своё ничуть не хуже». В самой последней кунсткамере, среди собранных со всего света «нимфозорий», государь покупает блоху, которая хотя и мала, но умеет «дансе» танцевать. 

После окончания венского совета император Александр Павлович решает «по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть». Состоящий при нем донской казак Платов «диковинам» не удивляется, потому что знает: в России «своё ничуть не хуже».

В самой последней кунсткамере, среди собранных со всего света «нимфозорий», государь покупает блоху, которая хотя и мала, но умеет «дансе» танцевать. 

  Платова «и с ним всю Россию» вызываются поддержать трое туляков. Они отправляются поклониться иконе святого Николая, а затем запираются в домике у косого Левши.

  Платова «и с ним всю Россию» вызываются поддержать трое туляков. Они отправляются поклониться иконе святого Николая, а затем запираются в домике у косого Левши.

  Государь видит, что блоха «на подковы подкованная». А Левша добавляет, что при лучшем «мелкоскопе» можно было бы увидеть, что на всякой подкове «мастерово имя» выставлено. А сам он выковывал гвоздики, которые никак разглядеть невозможно. «Мы в науках не зашлись, и потому блоха больше не танцует, только своему отечеству верно преданные». 

  Государь видит, что блоха «на подковы подкованная». А Левша добавляет, что при лучшем «мелкоскопе» можно было бы увидеть, что на всякой подкове «мастерово имя» выставлено. А сам он выковывал гвоздики, которые никак разглядеть невозможно.

«Мы в науках не зашлись, и потому блоха больше не танцует, только своему отечеству верно преданные». 

Теперь это уже «дела минувших дней», но предание нельзя забывать, несмотря на «эпический характер» героя и «баснословный склад» легенды. Имя Левши, как и многих других гениев, утрачено, но народный миф о нем точно передал дух эпохи. И хотя машины не потворствуют «аристократической удали, сами работники вспоминают о старине и своём эпосе с «человеческой душой», с гордостью и любовью.

Теперь это уже «дела минувших дней», но предание нельзя забывать, несмотря на «эпический характер» героя и «баснословный склад» легенды. Имя Левши, как и многих других гениев, утрачено, но народный миф о нем точно передал дух эпохи. И хотя машины не потворствуют «аристократической удали, сами работники вспоминают о старине и своём эпосе с «человеческой душой», с гордостью и любовью.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!