СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку литературы в 11 классе "Роль стихотворений Юрия Живаго в романе Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роль стихотворений Юрия Живаго

в романе Б.Л.Пастернака

«Доктор Живаго»

 

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы в 11 классе "Роль стихотворений Юрия Живаго в романе Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго»»

Роль стихотворений Юрия Живаго в романе Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго» Единственное, что в нашей власти,-  это суметь не исказить голоса жизни, звучащего в нас.  Б.Л.Пастернак. Учитель русского языка и литературы  Житникова Н.В.

Роль стихотворений Юрия Живаго

в романе Б.Л.Пастернака

«Доктор Живаго»

Единственное, что в нашей власти,-

это суметь не исказить голоса жизни,

звучащего в нас.

Б.Л.Пастернак.

Учитель русского языка и литературы

Житникова Н.В.

Однажды М.Цветаева в полемическом пылу воскликнула:

Однажды М.Цветаева в полемическом пылу воскликнула: "Где человек, до конца понявший Пастернака?" И сама же пояснила: Пастернак - это "тайнопись", "иносказание", "шифр"... Можно сказать, что Пастернака читатель пишет сам..."

Цели урока: 1.Рассмотреть особенности художественного мира Б.Л.Пастернака на примере стихотворений Юрия Живаго.  2.Попытаться осмыслить, какую роль играют стихи Юрия Живаго в романе Б. Пастернака. 3.Совершенствовать навыки анализа поэтического текста. 4. Развивать ассоциативное мышление, монологическую и диалогическую речь учащихся.

Цели урока:

1.Рассмотреть особенности художественного мира Б.Л.Пастернака на примере стихотворений Юрия Живаго.

2.Попытаться осмыслить, какую роль играют стихи Юрия Живаго в романе Б. Пастернака.

3.Совершенствовать навыки анализа поэтического текста.

4. Развивать ассоциативное мышление, монологическую и диалогическую речь учащихся.

 Венец романа – цикл стихотворений Ю.Живаго, посвящённый жизнеописанию самого героя (стихотворения «Гамлет», «Объяснение», «Осень», «Разлука», «Свидание») и Христа («Рождественская звезда», «Магдалина», «Гефсиманский сад»). Это своеобразное Евангелие от Юрия Живаго, духовное завещание, в котором он прощается с миром.

Венец романа – цикл стихотворений Ю.Живаго, посвящённый жизнеописанию самого героя (стихотворения «Гамлет», «Объяснение», «Осень», «Разлука», «Свидание») и Христа («Рождественская звезда», «Магдалина», «Гефсиманский сад»). Это своеобразное Евангелие от Юрия Живаго, духовное завещание, в котором он прощается с миром.

В цикле «Стихотворения Юрия Живаго» можно отметить четыре основных тематических мотива: поэзия на  евангельские сюжеты , о природе, о человеческих отношениях, а также стихотворения, в которых чувствуются ассоциации с мировой духовной культурой (фольклор, Шекспир, Блок, Есенин, живопись).

В цикле «Стихотворения Юрия Живаго» можно отметить четыре основных тематических мотива: поэзия на евангельские сюжеты , о природе, о человеческих отношениях, а также стихотворения, в которых чувствуются ассоциации с мировой духовной культурой (фольклор, Шекспир, Блок, Есенин, живопись).

Особенности художественного мира Пастернака : 1. Многообразность. 2. Звуковая и световая организации стиха. (Стихи насыщены светом и цветом). 3. Совмещение в пределах одного стихотворения разноплановой в  стилистическом отношении лексики (поэтическая речь максимально приближена к обыденной). 4. Использование образных сравнений. 5. Насыщенность метафорой.

Особенности художественного мира Пастернака :

1. Многообразность.

2. Звуковая и световая организации стиха. (Стихи насыщены светом и цветом).

3. Совмещение в пределах одного стихотворения разноплановой в

стилистическом отношении лексики (поэтическая речь максимально приближена к обыденной).

4. Использование образных сравнений.

5. Насыщенность метафорой.

Характерным признаком творчества Пастернака является принцип единения . В поэзии Юрия Живаго сливаются воедино природа и человек, человек и культура, старина и современность, Библия и реальность. В цикле «Стихотворения Юрия Живаго» в поэтической форме дана общая картина макро- и микромира, в середине которой стоит человек - центр и смысл бытия.

Характерным признаком творчества Пастернака является принцип единения . В поэзии Юрия Живаго сливаются воедино природа и человек, человек и культура, старина и современность, Библия и реальность. В цикле «Стихотворения Юрия Живаго» в поэтической форме дана общая картина макро- и микромира, в середине которой стоит человек - центр и смысл бытия.

Открывается цикл стихотворением о Гамлете.  «Гамлет отказывается от себя, чтобы творить волю пославшего его,» - пишет Борис Пастернак. Известно, что Иисус Христос при рождении был отмечен богом «в добровольных муках» «в гроб сойти». Живаго тоже «готов был принести себя в жертву, чтоб стало лучше, и ничего не мог».  Возникает интересная параллель: Иисус Христос - Гамлет - Юрий Живаго . Каждый несет свой крест во имя бессмертия жизни.

Открывается цикл стихотворением о Гамлете.

«Гамлет отказывается от себя, чтобы творить волю пославшего его,» - пишет Борис Пастернак.

Известно, что Иисус Христос при рождении был отмечен богом «в добровольных муках» «в гроб сойти».

Живаго тоже «готов был принести себя в жертву, чтоб стало лучше, и ничего не мог».

Возникает интересная параллель: Иисус Христос - Гамлет - Юрий Живаго . Каждый несет свой крест во имя бессмертия жизни.

Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю в далёком отголоске, Что случится на моём веку.

Прислонясь к дверному косяку,

Я ловлю в далёком отголоске,

Что случится на моём веку.

Если только можно, Авва Отче,    Чашу эту мимо пронеси. Отче Мой! Если возможно да минует Меня чаша сия.  Евангелие.

Если только можно, Авва Отче,

   Чашу эту мимо пронеси.

Отче Мой!

Если возможно да минует Меня чаша сия.

Евангелие.

Но продуман распорядок действий, И неотвратим конец пути.    Я один, все тонет в фарисействе.    Жизнь прожить - не поле перейти.

Но продуман распорядок действий,

И неотвратим конец пути.

   Я один, все тонет в фарисействе.

   Жизнь прожить - не поле перейти.

ГАМЛЕТ   Гул затих. Я вышел на подмостки.  Прислонясь к дверному косяку,  Я ловлю в далеком отголоске,  Что случится на моем веку.   На меня наставлен сумрак ночи  Тысячью биноклей на оси.  Если только можно, Aвва Oтче,  Чашу эту мимо пронеси.   Я люблю твой замысел упрямый  И играть согласен эту роль.  Но сейчас идет другая драма,  И на этот раз меня уволь.   Но продуман распорядок действий,  И неотвратим конец пути.  Я один, все тонет в фарисействе.  Жизнь прожить - не поле перейти.

ГАМЛЕТ Гул затих. Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю в далеком отголоске, Что случится на моем веку. На меня наставлен сумрак ночи Тысячью биноклей на оси. Если только можно, Aвва Oтче, Чашу эту мимо пронеси. Я люблю твой замысел упрямый И играть согласен эту роль. Но сейчас идет другая драма, И на этот раз меня уволь. Но продуман распорядок действий, И неотвратим конец пути. Я один, все тонет в фарисействе. Жизнь прожить - не поле перейти.

Марина Цветаева писала о Пастернаке:

Марина Цветаева писала о Пастернаке: "Его грудь заполнена природой до предела. Кажется, уже с первым своим вздохом он вздохнул, втянул её всю - и вдруг захлебнулся ею, и всю последующую жизнь с каждым новым стихом выдыхает её, но никогда не выдохнет".

«Тоска сосала его сердце. Но ещё больше томило его ожидание вечера и желание выплакать эту тоску в таком выражении, чтобы заплакал каждый.»

«Тоска сосала его сердце. Но ещё больше томило его ожидание вечера и желание выплакать эту тоску в таком выражении, чтобы заплакал каждый.»

     На протяжении всего романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго» наблюдается противоборство стихий. Это разные стихии — огня, любви, творческого вдохновения, революции, стужи, стихии жизни и смерти. И на протяжении всего романа идет противопоставление свеча —  метель, свет — тьма, жар — холод, жизнь — смерть.  Свет свечи, как символ страсти, символ жизни. Это стихия огня, несущего тепло, добро, свет, жизнь, любовь.

     На протяжении всего романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго» наблюдается противоборство стихий. Это разные стихии — огня, любви, творческого вдохновения, революции, стужи, стихии жизни и смерти. И на протяжении всего романа идет противопоставление свеча —  метель, свет — тьма, жар — холод, жизнь — смерть.

Свет свечи, как символ страсти, символ жизни. Это стихия огня, несущего тепло, добро, свет, жизнь, любовь.

Снег, вьюга, метель — символ смерти. Это стихия холода, несущего зло, тьму, страдания, смерть.

Снег, вьюга, метель — символ смерти. Это стихия холода, несущего зло, тьму, страдания, смерть.

Свеча - символ надежды, тихого счастья, уединения и чистоты. Образ свечи имеет в христианской символике особое значение. Обращаясь к своим ученикам в Нагорной проповеди, Христос говорит: «Вы свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме».

Свеча - символ надежды, тихого счастья, уединения и чистоты. Образ свечи имеет в христианской символике особое значение. Обращаясь к своим ученикам в Нагорной проповеди, Христос говорит: «Вы свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме».

… Лара любила разговаривать в полумраке при зажжённых свечах. Паша всегда держал для неё про запас их нераспечатанную пачку. Он сменил огарок в подсвечнике на новую целую свечу, поставил на подоконник и зажёг её. Пламя захлебнулось стеарином, постреляло во все стороны трескучими звёздочками и заострилось стрелкой. Комната наполнилась мягким светом. Во льду оконного стекла на уровне свечи стал протаивать чёрный глазок… … Лара любила разговаривать в полумраке при зажжённых свечах. Паша всегда держал для неё про запас их нераспечатанную пачку. Он сменил огарок в подсвечнике на новую целую свечу, поставил на подоконник и зажёг её. Пламя захлебнулось стеарином, постреляло во все стороны трескучими звёздочками и заострилось стрелкой. Комната наполнилась мягким светом. Во льду оконного стекла на уровне свечи стал протаивать чёрный глазок…

… Лара любила разговаривать в полумраке при зажжённых свечах. Паша всегда держал для неё про запас их нераспечатанную пачку. Он сменил огарок в подсвечнике на новую целую свечу, поставил на подоконник и зажёг её. Пламя захлебнулось стеарином, постреляло во все стороны трескучими звёздочками и заострилось стрелкой. Комната наполнилась мягким светом. Во льду оконного стекла на уровне свечи стал протаивать чёрный глазок…

… Лара любила разговаривать в полумраке при зажжённых свечах. Паша всегда держал для неё про запас их нераспечатанную пачку. Он сменил огарок в подсвечнике на новую целую свечу, поставил на подоконник и зажёг её. Пламя захлебнулось стеарином, постреляло во все стороны трескучими звёздочками и заострилось стрелкой. Комната наполнилась мягким светом. Во льду оконного стекла на уровне свечи стал протаивать чёрный глазок…

… Они проезжали по Камергерскому. Юра обратил внимание на чёрную протаявшую скважину в ледяном наросте одного из окон. Сквозь эту скважину просвечивал огонь свечи, проникавший на улицу почти с сознательностью взгляда, точно пламя подсматривало за едущими и кого-то поджидало. «Свеча горела на столе. Свеча горела…» - шептал Юра про себя начало чего-то смутного, неоформившегося, в надежде, что продолжение придёт само собой, без принуждения. Оно не приходило…

… Они проезжали по Камергерскому. Юра обратил внимание на чёрную протаявшую скважину в ледяном наросте одного из окон. Сквозь эту скважину просвечивал огонь свечи, проникавший на улицу почти с сознательностью взгляда, точно пламя подсматривало за едущими и кого-то поджидало.

«Свеча горела на столе. Свеча горела…» - шептал Юра про себя начало чего-то смутного, неоформившегося, в надежде, что продолжение придёт само собой, без принуждения. Оно не приходило…

… Лампа горела ярко и приветливо, по-прежнему. Но больше ему не писалось. Он не мог успокоиться. Ничего, кроме волков и других грозящих осложнений, не шло в голову. Да и устал он. В это время проснулась Лара. - А ты всё горишь и теплишься, свечечка моя ярая! – влажным, заложенным от спанья шёпотом тихо сказала она. – На минуту сядь поближе, рядышком. Я расскажу тебе, какой сон видела… … Лампа горела ярко и приветливо, по-прежнему. Но больше ему не писалось. Он не мог успокоиться. Ничего, кроме волков и других грозящих осложнений, не шло в голову. Да и устал он. В это время проснулась Лара. - А ты всё горишь и теплишься, свечечка моя ярая! – влажным, заложенным от спанья шёпотом тихо сказала она. – На минуту сядь поближе, рядышком. Я расскажу тебе, какой сон видела…

… Лампа горела ярко и приветливо, по-прежнему. Но больше ему не писалось. Он не мог успокоиться. Ничего, кроме волков и других грозящих осложнений, не шло в голову. Да и устал он. В это время проснулась Лара.

- А ты всё горишь и теплишься, свечечка моя ярая! – влажным, заложенным от спанья шёпотом тихо сказала она. – На минуту сядь поближе, рядышком. Я расскажу тебе, какой сон видела…

… Лампа горела ярко и приветливо, по-прежнему. Но больше ему не писалось. Он не мог успокоиться. Ничего, кроме волков и других грозящих осложнений, не шло в голову. Да и устал он. В это время проснулась Лара.

- А ты всё горишь и теплишься, свечечка моя ярая! – влажным, заложенным от спанья шёпотом тихо сказала она. – На минуту сядь поближе, рядышком. Я расскажу тебе, какой сон видела…

На озаренный потолок  Ложились тени,  Скрещенья рук, скрещенья ног,  Судьбы скрещенья.  И падали два башмачка  Со стуком на пол,  И воск слезами с ночника  На платье капал.  И все терялось в снежной мгле  Седой и белой.  Свеча горела на столе,  Свеча горела.  На свечку дуло из угла,  И жар соблазна  Вздымал, как ангел, два крыла  Крестообразно.  Мело весь месяц в феврале,  И то и дело  Свеча горела на столе,  Свеча горела. ЗИМНЯЯ НОЧЬ Мело, мело по всей земле  Во все пределы.  Свеча горела на столе,  Свеча горела.  Как летом роем мошкара  Летит на пламя,  Слетались хлопья со двора  К оконной раме. Метель лепила на стекле  Кружки и стрелы.  Свеча горела на столе,  Свеча горела.

На озаренный потолок Ложились тени, Скрещенья рук, скрещенья ног, Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка Со стуком на пол, И воск слезами с ночника На платье капал.

И все терялось в снежной мгле Седой и белой. Свеча горела на столе, Свеча горела.

На свечку дуло из угла, И жар соблазна Вздымал, как ангел, два крыла Крестообразно. Мело весь месяц в феврале, И то и дело Свеча горела на столе, Свеча горела.

ЗИМНЯЯ НОЧЬ

Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела.

Как летом роем мошкара Летит на пламя, Слетались хлопья со двора К оконной раме.

Метель лепила на стекле Кружки и стрелы. Свеча горела на столе, Свеча горела.

«Во всём мне хочется дойти до самой сути…»

«Во всём мне хочется

дойти до самой сути…»

     Роман «Доктор Живаго» является заключительным этапом творчества Пастернака, его самой большой и самой значимой работой. Стихотворения Юрия Живаго играют особую роль в романе и имеют особое значение в творчестве Бориса Пастернака. Какова же эта роль и в чем значение этих стихотворений?       

     Роман «Доктор Живаго» является заключительным этапом творчества Пастернака, его самой большой и самой значимой работой. Стихотворения Юрия Живаго играют особую роль в романе и имеют особое значение в творчестве Бориса Пастернака.

Какова же эта роль и в чем значение этих стихотворений?

    


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!