СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку МХК "Купцы меценаты и коллекционеры"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку МХК "Купцы меценаты и коллекционеры"»

Купцы — меценаты и коллекционеры Автор : БАБИЧ ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВНА, преподаватель МХК АНО «Ногинская гимназия» Московской области 2016

Купцы — меценаты и коллекционеры

Автор : БАБИЧ ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВНА, преподаватель МХК АНО «Ногинская гимназия» Московской области

2016

В Древнем Риме жил богач по имени Меценат, который покровительствовал художникам и поэтам. С давних пор меценатами стали называть тех, кто бескорыстно помогает людям искусства.

В Древнем Риме жил богач по имени Меценат, который покровительствовал художникам и поэтам.

С давних пор меценатами стали называть тех, кто бескорыстно помогает людям искусства.

Среди московских купцов было немало меценатов . Один из них — Савва Тимофеевич Морозов. . Он родился в семье богатого текстильного фабриканта. Савва Морозов получил прекрасное образование. Он окончил элитную гимназию и Московский Императорский Университет. В Кэмбридже будущий миллионер изучал химию и знакомился с организацией текстильного дела на фабриках в Манчестере.

Среди московских купцов было немало меценатов . Один из них — Савва Тимофеевич

Морозов.

. Он родился в семье богатого текстильного фабриканта. Савва Морозов получил прекрасное образование. Он окончил элитную гимназию и Московский Императорский Университет. В Кэмбридже будущий миллионер изучал химию и знакомился с организацией текстильного дела на фабриках в Манчестере.

Возглавив руководство фабрикой, он отменил штрафы, повысил зарплату рабочим, занялся строительством жилья для них. Вообще С.Т. Морозов был необыкновенным человеком. Помогал деньгами революционерам, водил дружбу с писателем М. Горьким и очень любил театр. «Отец» Художественного театра. В 1898 г. два талантливых режиссера К.С. Станиславский (Алексеев) и В.И. Немирович-Данченко создали в Москве Художественный театр . На аренду помещения, изготовление костюмов, декораций, зарплату актерам требовались немалые деньги. Савва Тимофеевич не только погасил львиную часть долга, но и стал принимать активное участие в постановках спектаклей: развешивал декорации, расставлял мебель. Как химик С.Т. Морозов занимался изготовлением разноцветных лаков для покрытия прожекторов сцены.

Возглавив руководство фабрикой, он отменил штрафы, повысил зарплату рабочим, занялся строительством жилья для них. Вообще С.Т. Морозов был необыкновенным человеком. Помогал деньгами революционерам, водил дружбу с писателем М. Горьким и очень любил театр.

«Отец» Художественного театра. В 1898 г. два талантливых режиссера К.С. Станиславский (Алексеев) и В.И. Немирович-Данченко создали в Москве Художественный театр . На аренду помещения, изготовление костюмов, декораций, зарплату актерам требовались немалые деньги. Савва Тимофеевич не только погасил львиную часть долга, но и стал принимать активное участие в постановках спектаклей: развешивал декорации, расставлял мебель. Как химик С.Т. Морозов занимался изготовлением разноцветных лаков для покрытия прожекторов сцены.

Савва Тимофеевич помог Художественному театру обзавестись собственным зданием. В Камергерском переулке, известном ныне всем театралам Москвы, он нашел дом, который перестроил под театр. На строительстве С.Т. Морозов трудился наравне с простыми рабочими. Фасад здания украшает барельеф: пловец, борющийся с волнами, и летящая над ним чайка, которая стала символом Художественного театра.

Савва Тимофеевич помог Художественному театру обзавестись собственным зданием. В Камергерском переулке, известном ныне всем театралам Москвы, он нашел дом, который перестроил под театр. На строительстве С.Т. Морозов трудился наравне с простыми рабочими. Фасад здания украшает барельеф: пловец, борющийся с волнами, и летящая над ним чайка, которая стала символом Художественного театра.

В 2013 году Морозовская детская городская клиническая больница отметила 110 лет со дня основания.

В 2013 году Морозовская детская городская клиническая больница отметила 110 лет со дня основания.

МОРОЗОВЫ в БОГОРОДСКЕ Арсений Морозов

МОРОЗОВЫ в БОГОРОДСКЕ

Арсений Морозов

Новоткацкая фабрика Глуховской мануфактуры (1907-1908), построенная приглашенным в Богородск известным архитектором А.В. Кузнецовым. После завершения строительства она стала одной из лучших в мире как по архитектурному проекту, так и по оснащенности. Все пространство потолка было изрезано световыми фонарями разной формы. Яркое верхнее освещение существенно улучшило условия зрительной работы. На крыше, между фонарными покрытиями, вся территория была засыпана грунтом и засеяна травой - это был огромный газон, находившийся на приличной от земли высоте.

Новоткацкая фабрика Глуховской мануфактуры (1907-1908), построенная приглашенным в Богородск известным архитектором А.В. Кузнецовым. После завершения строительства она стала одной из лучших в мире как по архитектурному проекту, так и по оснащенности. Все пространство потолка было изрезано световыми фонарями разной формы. Яркое верхнее освещение существенно улучшило условия зрительной работы. На крыше, между фонарными покрытиями, вся территория была засыпана грунтом и засеяна травой - это был огромный газон, находившийся на приличной от земли высоте.

В здании была применена новая система вентиляции, приближенная к современной системе кондиционирования. Впервые на русских фабриках здесь появились светлые удобные гардеробные с индивидуальными шкафчиками для верхней одежды. Именно на этой фабрике снималась известная картина «Светлый путь» с Любовью Орловой в главной роли передовой ткачихи.

В здании была применена новая система вентиляции, приближенная к современной системе кондиционирования. Впервые на русских фабриках здесь появились светлые удобные гардеробные с индивидуальными шкафчиками для верхней одежды. Именно на этой фабрике снималась известная картина «Светлый путь» с Любовью Орловой в главной роли передовой ткачихи.

Школа. Из старых записей: Частное учебное заведение Б.-Гл. мануфактуры в с. Глухове, основано в 1908 г ., 3 приготовит. и 4 старших класса, обучение бесплатное. Обучаются мальчики - 629 чел., в т.ч. из дворян, почетных граждан, купцов и священников - 10, из мещан - 116, из крестьян - 503.

Школа. Из старых записей: Частное учебное заведение Б.-Гл. мануфактуры в с. Глухове, основано в 1908 г ., 3 приготовит. и 4 старших класса, обучение бесплатное. Обучаются мальчики - 629 чел., в т.ч. из дворян, почетных граждан, купцов и священников - 10, из мещан - 116, из крестьян - 503.

Впоследствии школа четырехлетка для детей рабочих стала училищем. Оборудование на фабрике было сложное (все Морозовы на своих мануфактурах всегда предпочитали английские станки), нужны были квалифицированные кадры. Это училище своей архитектурой и подбором преподавателей свободно могло украсить любой город, даже столичный. Достаточно сказать, что церковное пение в училище преподавал А.В. Свешников.

Впоследствии школа четырехлетка для детей рабочих стала училищем. Оборудование на фабрике было сложное (все Морозовы на своих мануфактурах всегда предпочитали английские станки), нужны были квалифицированные кадры. Это училище своей архитектурой и подбором преподавателей свободно могло украсить любой город, даже столичный. Достаточно сказать, что церковное пение в училище преподавал А.В. Свешников.

Здание, построенное архитектором А.М. Марковым, в плане напоминавшее самолет, также сохранилось, интерьер его великолепен до сих пор. Сейчас в нем расположена средняя школа.

Здание, построенное архитектором А.М. Марковым, в плане напоминавшее самолет, также сохранилось, интерьер его великолепен до сих пор. Сейчас в нем расположена средняя школа.

Особенно изумил майоликовый фриз, располагавшийся под потолком. На нем изображены, в основном, школы разных времен. Этот майоликовый фриз в советское время был забелен. Видимо, посчитали, что не соответствовал коммунистической идеологии и не отражал передовую роль рабочего класса. Впрочем, забелили и тем самым спасли, а могли ведь и разрушить. Его сделали доступным только при реставрации 1990-х годов. Просто потрясающе! Здание пережило советскую власть и два десятилетия после неё, причем сохранило при этом все рамы, двери и даже оригинальные водосточные трубы!

Особенно изумил майоликовый фриз, располагавшийся под потолком. На нем изображены, в основном, школы разных времен. Этот майоликовый фриз в советское время был забелен. Видимо, посчитали, что не соответствовал коммунистической идеологии и не отражал передовую роль рабочего класса. Впрочем, забелили и тем самым спасли, а могли ведь и разрушить. Его сделали доступным только при реставрации 1990-х годов. Просто потрясающе! Здание пережило советскую власть и два десятилетия после неё, причем сохранило при этом все рамы, двери и даже оригинальные водосточные трубы!

Кстати, водопровод, канализация и отопление в этой школе были с самого 1908 года. Отопление было сделано очень интересно. В стенах шли огромные воздушные каналы, а по ним шёл тёплый воздух. Котельная на угле нагревала этот воздух, вот так это здание и отапливалось. Когда в советское время школу стали ремонтировать, то всю эту систему разрушили и поставили современные батареи. Они не справлялись с таким объёмом и зимой ученики ходили на занятия в пуховиках.

Кстати, водопровод, канализация и отопление в этой школе были с самого 1908 года. Отопление было сделано очень интересно. В стенах шли огромные воздушные каналы, а по ним шёл тёплый воздух. Котельная на угле нагревала этот воздух, вот так это здание и отапливалось. Когда в советское время школу стали ремонтировать, то всю эту систему разрушили и поставили современные батареи. Они не справлялись с таким объёмом и зимой ученики ходили на занятия в пуховиках.

В больших четырехэтажных казармах Т-образной формы были общежития для вновь поступивших рабочих. В казармах были вентиляция, канализация, воздушное отопление Общежитие постройки 1908 года

В больших четырехэтажных казармах Т-образной формы были общежития для вновь поступивших рабочих. В казармах были вентиляция, канализация, воздушное отопление

Общежитие постройки 1908 года

. Если рабочий (к нему присматривались) проявлял себя с лучшей стороны, то вскоре он получал на фабрике ссуду и мог построить собственный дом или получить отдельную квартиру в доме на 4 семьи. От нерадивых рабочих избавлялись.

. Если рабочий (к нему присматривались) проявлял себя с лучшей стороны, то вскоре он получал на фабрике ссуду и мог построить собственный дом или получить отдельную квартиру в доме на 4 семьи. От нерадивых рабочих избавлялись.

К началу Первой мировой войны в Глухове сформировался уникальный социально-бытовой комплекс, включавший в себя помимо жилых домов больничный городок, аптеку, школы и училища, церкви, клуб приказчиков, библиотеку, глуховский парк на берегу Черноголовского пруда - для отдыха и развлечений рабочих, фабричные лавки и магазины, а также огромные огородные плантации, на которых выращивались различные овощи.

К началу Первой мировой войны в Глухове сформировался уникальный социально-бытовой комплекс, включавший в себя помимо жилых домов больничный городок, аптеку, школы и училища, церкви, клуб приказчиков, библиотеку, глуховский парк на берегу Черноголовского пруда - для отдыха и развлечений рабочих, фабричные лавки и магазины, а также огромные огородные плантации, на которых выращивались различные овощи.

Щукины Любитель русской старины   В семье богатых московских купцов Щукиных было шесть братьев, и все они увлекались коллекционированием. Двое из них особенно преуспели в этом деле. Петр Иванович Щукин в течение двадцати лет собирал русскую старину: оружие, посуду, монеты, гравюры, картины, рукописные книги, исторические документы. Со временем щукинская коллекция так разрослась, что для нее пришлось построить отдельный дом, похожий на средневековый русский терем.

Щукины

Любитель русской старины

В семье богатых московских купцов Щукиных было шесть братьев, и все они увлекались коллекционированием. Двое из них особенно преуспели в этом деле. Петр Иванович Щукин в течение двадцати лет собирал русскую старину: оружие, посуду, монеты, гравюры, картины, рукописные книги, исторические документы. Со временем щукинская коллекция так разрослась, что для нее пришлось построить отдельный дом, похожий на средневековый русский терем.

В начале XX в. Петр Иванович подарил свою коллекцию Историческому музею. По численности она оказалась едва ли не больше всего тогдашнего собрания музея. Сейчас сокровища из коллекции П.И. Щукина можно увидеть также в Оружейной палате и в Третьяковской галерее.

В начале XX в. Петр Иванович подарил свою коллекцию Историческому музею. По численности она оказалась едва ли не больше всего тогдашнего собрания музея. Сейчас сокровища из коллекции П.И. Щукина можно увидеть также в Оружейной палате и в Третьяковской галерее.

Братья-коллекционеры  Кроме С.И. Щукина, французскую живопись в России собирали еще два человека — фабриканты братья Морозовы. Один из них, Михаил Абрамович Морозов , с 20 лет увлекся коллекционированием живописи. Сначала по примеру П.М. Третьякова он собирал картины русских художников, позже переключился на современных французских. Во время поездок в Париж М.А. Морозов покупал там полотна Моне, Ренуара, Гогена, рисунки Тулуз-Лотрека, которого никто больше не приобретал в России.

Братья-коллекционеры

Кроме С.И. Щукина, французскую живопись в России собирали еще два человека — фабриканты братья Морозовы. Один из них, Михаил Абрамович Морозов , с 20 лет увлекся коллекционированием живописи. Сначала по примеру П.М. Третьякова он собирал картины русских художников, позже переключился на современных французских. Во время поездок в Париж М.А. Морозов покупал там полотна Моне, Ренуара, Гогена, рисунки Тулуз-Лотрека, которого никто больше не приобретал в России.

Михаил Абрамович рано умер, но эстафету собирательства подхватил его младший брат Иван Абрамович . Он собирал обдуманно, расчетливо, отбирая лучшие работы того или иного художника. Всякий раз из поездок во Францию он возвращался с большим количеством художественных «трофеев» — работами Моне, Ренуара, Гогена, Сезанна, Матисса, Пикассо. Со временем И.А. Морозов стал обладателем коллекции, не уступавшей по количеству и качеству щукинской.

Михаил Абрамович рано умер, но эстафету собирательства подхватил его младший брат Иван Абрамович . Он собирал обдуманно, расчетливо, отбирая лучшие работы того или иного художника. Всякий

раз из поездок во Францию он возвращался с большим количеством художественных «трофеев» работами Моне, Ренуара, Гогена, Сезанна, Матисса, Пикассо.

Со временем И.А. Морозов стал обладателем коллекции, не уступавшей по количеству и качеству щукинской.

В коллекции И.А. Морозова оказалась картина Ван Гога «Красные виноградники в Арле» (1888г.)— единственная работа, проданная при жизни великого художника. Ныне она хранится в Музее изобразительных искусств им. Пушкина в Москве.

В коллекции И.А. Морозова оказалась картина Ван Гога «Красные виноградники в Арле» (1888г.)— единственная работа, проданная при жизни великого художника. Ныне она хранится в Музее изобразительных искусств им. Пушкина в Москве.

БАХРУШИНЫ А вот Алексей Александрович Бахрушин собирал все, что имело от ношение к истории русского театра. Для А.А. Бахрушина коллекционирование сделалось смыслом жизни. Собирательская деятельность сблизила А.А. Бахрушина с театральным миром. Через него он добывал программы спектаклей, юбилейные адреса, тетрадки с текстами ролей, фотографии и личные вещи артистов. В 1894 г. Алексей Александрович впервые показал свое собрание публике

БАХРУШИНЫ

А вот Алексей Александрович Бахрушин собирал все, что имело от

ношение к истории русского театра. Для А.А. Бахрушина коллекционирование сделалось смыслом жизни. Собирательская деятельность сблизила А.А. Бахрушина с театральным миром. Через него он добывал программы спектаклей, юбилейные адреса, тетрадки

с текстами ролей, фотографии и личные вещи артистов. В 1894 г. Алексей Александрович впервые показал свое собрание публике

А спустя двадцать лет он передал тысячи бесценных экспонатов по истории русского театра в дар Академии наук. Ныне Театральный музей, созданный А.А. Бахрушиным, носит имя его основателя. После Октябрьской революции А.А. Бахрушин остался в России со своим детищем музеем и до конца жизни, а умер он в 1929 г., исполнял обязанности его директора. Музей размещается в бывшей усадьбе А. А. Бахрушина в Замоскворечье.

А спустя двадцать лет он передал тысячи бесценных экспонатов по истории русского театра в дар Академии наук. Ныне Театральный музей, созданный А.А. Бахрушиным, носит имя его основателя.

После Октябрьской революции

А.А. Бахрушин остался в России со своим детищем музеем и до конца жизни, а умер он в 1929 г., исполнял обязанности его директора.

Музей размещается в бывшей усадьбе А. А. Бахрушина в Замоскворечье.

Многие предпринимательские семьи занимались широкой благотворительностью: Абрикосовы, Алексеевы, Баевы, Карзинкины, Лепешкины, Морозовы, Третьяковы и другие. И все же, по выражению В. П. Рябушинского, самый весомый вклад в дело любви и милосердия сделали именно Бахрушины. После революции иностранные журналисты спросили внучку одного из Бахрушиных, как теперь они собираются жить, оставшись без денег. Она ответила: «Ничего не жаль, была бы жива держава». Бахрушинская больница для страдающих неизлечимыми болезнями на 200 кроватей — большая по тем временам — была выстроена к осени 1887 года на Сокольничьем поле, в начале Стромынского шоссе. Главным врачом в ней был А.А.Остроумов — домашний врач Бахрушиных. Его имя больница носит по сей день (Большая Остроумовская, д.1)

Многие предпринимательские семьи занимались широкой благотворительностью: Абрикосовы, Алексеевы, Баевы, Карзинкины, Лепешкины, Морозовы, Третьяковы и другие. И все же, по выражению В. П. Рябушинского, самый весомый вклад в дело любви и милосердия сделали именно Бахрушины. После революции иностранные журналисты спросили внучку одного из Бахрушиных, как теперь они собираются жить, оставшись без денег. Она ответила: «Ничего не жаль, была бы жива держава».

Бахрушинская больница для страдающих неизлечимыми болезнями на 200 кроватей — большая по тем временам — была выстроена к осени 1887 года на Сокольничьем поле, в начале Стромынского шоссе. Главным врачом в ней был А.А.Остроумов — домашний врач Бахрушиных. Его имя больница носит по сей день (Большая Остроумовская, д.1)

РЯБУШИНСКИЕ На средства Рябушинского стал выходить новый журнал. “Золотое руно” вышло в 1906 году. Прибыли оно, ясное дело, не принесло. Ну, да прибыли от этого журнала и не ждали. Цель была в другом – пропагандировать русское современное искусство. Среди тех единомышленников были Врубель, Серов, Коровин, Сомов, Бенуа, Бакст, Добужинский, Лансере, Грабарь – яркие представители новой школы в изобразительном искусстве. Рябушинский, естественно, выступил в качестве мецената. Лев Бакст писал Александру Бенуа: “По проектам “Руно” – это более новый “Мир искусства”…

РЯБУШИНСКИЕ

На средства Рябушинского стал выходить новый журнал. “Золотое руно” вышло в 1906 году. Прибыли оно, ясное дело, не принесло. Ну, да прибыли от этого журнала и не ждали. Цель была в другом – пропагандировать русское современное искусство.

Среди тех единомышленников были Врубель, Серов, Коровин, Сомов, Бенуа, Бакст, Добужинский, Лансере, Грабарь – яркие представители новой школы в изобразительном искусстве. Рябушинский, естественно, выступил в качестве мецената. Лев Бакст писал Александру Бенуа: “По проектам “Руно” – это более новый “Мир искусства”…

Наибольшую известность Степану Павловичу принесла не предпринимательская деятельность, а коллекционирование икон. Будучи старообрядцем, после указа от 17 апреля 1905 года «Об укреплении начал веротерпимости» Рябушинский мог открыто собирать иконы «старого письма». Он начал покупать их большими партиями по всей России, лучшие оставлял себе, другие жертвуя старообрядческим храмам. К 1914 году Степан Павлович владеет одной из лучших коллекций икон в Москве (наряду с собраниями И. С. Остроухова и А. В. Морозова). Одним из первых Рябушинский при участии иконника-реставратора А. В. Тюлина начал реставрировать иконы в устроенных у себя мастерских, при этом были открыты многие шедевры древнерусского искусства. Во многом именно благодаря Степану Павловичу началось планомерное научное изучение икон, были открыты многие шедевры иконописи, произошло так называемое «открытие иконы» в начале XX века.

Наибольшую известность Степану Павловичу принесла не предпринимательская деятельность, а коллекционирование икон. Будучи старообрядцем, после указа от 17 апреля 1905 года «Об укреплении начал веротерпимости» Рябушинский мог открыто собирать иконы «старого письма». Он начал покупать их большими партиями по всей России, лучшие оставлял себе, другие жертвуя старообрядческим храмам. К 1914 году Степан Павлович владеет одной из лучших коллекций икон в Москве (наряду с собраниями И. С. Остроухова и А. В. Морозова).

Одним из первых Рябушинский при участии иконника-реставратора А. В. Тюлина начал реставрировать иконы в устроенных у себя мастерских, при этом были открыты многие шедевры древнерусского искусства. Во многом именно благодаря Степану Павловичу началось планомерное научное изучение икон, были открыты многие шедевры иконописи, произошло так называемое «открытие иконы» в начале XX века.

Также он занимается коллекционированием других культовых предметов и различной церковной утвари. Иконы Рябушинского размещались в молельне его городской усадьбы на Малой Никитской улице (ныне здания музеев М. Горького и А. Н. Толстого), построенной в 1900 – 1902 годах архитектором Ф. О. Шехтелем.

Также он занимается коллекционированием других культовых предметов и различной церковной утвари. Иконы Рябушинского размещались в молельне его городской усадьбы на Малой Никитской улице (ныне здания музеев М. Горького и А. Н. Толстого), построенной в 1900 – 1902 годах архитектором Ф. О. Шехтелем.

Купцы — меценаты и коллекционеры — многое сделали для русской культуры. Они способствовали созданию театров, музеев. Благодаря им Россия имеет одно из лучших в мире собраний новой французской живописи.

Купцы — меценаты и коллекционеры — многое сделали для русской культуры. Они способствовали созданию театров, музеев. Благодаря им Россия имеет одно из лучших в мире собраний новой французской живописи.

Интернет-ресурсы: Уголок  http://img-fotki.yandex.ru/get/4600/120710424.368/0_7a3ad_c40c7c9c_XL  Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но в своей презентации вы должны указать источник шаблона: Фокина Лидия Петровна учитель начальных классов МКОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимского района Новосибирской области Сайт http://linda6035.ucoz.ru/

Интернет-ресурсы:

Уголок

http://img-fotki.yandex.ru/get/4600/120710424.368/0_7a3ad_c40c7c9c_XL

Вы можете использовать

данное оформление

для создания своих презентаций,

но в своей презентации вы должны указать

источник шаблона:

Фокина Лидия Петровна

учитель начальных классов

МКОУ «СОШ ст. Евсино»

Искитимского района

Новосибирской области

Сайт http://linda6035.ucoz.ru/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!