Музыкальный театр (Урок-размышление)
Презентация к уроку музыки (УМК
В.О. Усачёвой, Л.В. Школяр «Музыка», 1 класс).
Тема урока: Музыкальный театр (продолжение)
Подготовила: И.В. Мокшанова, учитель музыки МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза
Н.И. Бореева г. Моршанска Тамбовской обл.
Цели и задачи
- осознать, что музыка существует в человеке только благодаря его фантазии, способности слышать, чувствовать, оценивать;
- различать на слух малые и развитые музыкальные формы;
- различать на слух музыкальные инструменты (струнный, духовой, ударный);
- различать в нотных примерах ритмический рисунок;
- приобщиться к истокам народной культуры; познакомиться с весенними закличками;
- научиться исполнять песни-заклички с учетом их распевов и огласовок.
Актуализация знаний
- С какой музыкальной формой ты уже знаком?
- Что такое балет?
- Как называют артистов балета?
- Как называется специальная одежда, обувь балерин?
- Что такое адажио в балете?
- Где в театре располагается оркестр? Кто руководит оркестром?
- Какие инструменты входят в оркестр?
- Какие ещё сложные музыкальные формы ты знаешь?
- Где можно услышать музыкальные произведения крупной, сложной формы?
Назови тему урока
Музыкальные «образы-эмоции»
«Прокофьев – светлый гений, весёлый гений русской музыки».
Б. Асафьев
Слушаем, размышляем
# Прослушай музыкальное произведение, подумай, к какой музыкальной форме можно его отнести?
# Как думаешь: это музыка из балета, симфонии, оперы?.. И почему?
# А легко ли и нужно ли представлять каких-то конкретных персонажей, их конкретные действия? Насколько это может помочь проникнуть в смысл музыки?
# Можно ли понять, о чём говорит музыка, если за каждой темой не видится конкретный герой?
# Достаточно ли, услышав жанровые черты музыки, понять её только как песню, танец, марш или их переплетение? Или соотнести музыку с изобразительными свойствами?
Слушаем, размышляем
Размышляя и исследуя эту музыку, видно, что в ней выражено движение души, слышно, как человеческое переживание становится музыкальным состоянием, т.е. можно услышать человеческие чувства.
В симфонии можно наблюдать как эти человеческие состояния «ведут себя» в жизни - вступают в противоречия или согласуются между собой, как из одного состояния рождается другое, что - главное, а что - менее важное.
Вывод: у каждой музыкальной темы есть своя роль!
С. Прокофьев. Симфония №7
Седьмая симфония своей лирикой и светом утверждает красоту, чистоту, естественность музыки как высшую ценность, несущую в себе идею бессмертия.
Симфония напоена поэзией. Её лирика охватывает множество оттенков от напряжённо-страстной до хрупко-нежной, от мужественной до романтически-порывистой. Музыка жизнелюбива и светла. В ней нет ни острого драматизма, ни резких столкновений.
Это — песнь о любви к жизни, к прекрасному.
С. Прокофьев. Симфония №7
Седьмая симфония – самая лирическая у Прокофьева. Лирическим тематизмом наполнены основные темы 1 части симфонии.
«Задаёт» тон великолепная тема главной партии, окрашенная мягкой лирикой, полной чистой и лёгкой печали.
Слушание темы главной партии .
Первая часть начинается прекрасной мелодией скрипок. Главная партия – яркая, широкая и плавная лирико-эпическая тема в характере дум, сказаний.
Если слушать эту музыку накануне Нового года, то можно представить, что идёт повествование о большой заснеженной стране. Музыка будет восприниматься как зимняя сказка.
# Подумай, какие жанровые истоки, какие малые музыкальные формы ощущаются в теме главной партии?
В отдельных интонациях темы можно уловить связи с русской лирической песенностью. В ней проступают также связи с классическими романсами и романтизмом.
С. Прокофьев. Симфония №7
Изложение темы сменяется контрастом – вступает несколько извилистая «вползающая» мелодия кларнета, не лишённая черт затаённой тревоги. Характер музыки - неустойчивый, полный скрытого напряжения. Повествование становится драматическим. Но ненадолго. Небольшое усиление напряжённости музыки, приобретающей черты внутреннего беспокойства, подобно слегка набежавшему облачку. Оно лишь оттеняет утверждение света и радости, выраженных далее в побочной партии.
Слушание темы побочной партии.
# Подумай, в каком соотношении находятся главная и побочная партии? Они противопоставлены друг другу, конфликтуют между собой, спорят или дополняют друг друга?
Сравнивая обе протяжённые мелодии, ясно ощущаешь, что они как будто дополняют друг друга – между ними не возникает острого конфликта. И, тем не менее, их взаимный контраст велик. Характер мелодии главной партии не претерпевает существенных изменений. А музыке побочной темы свойственно непрерывное «расцветание», широта лирического высказывания. При повторении побочная тема постепенно приобретает характер светлого и восторженного гимна.
Тема побочной партии – торжественная, лирическая. Это вдохновенная тема радости и красоты жизни. По существу она является главной, самой важной темой всей симфонии.
С. Прокофьев. Симфония №7
На вершине развития побочной темы резко вторгается новая, несколько неожиданная контрастная тема-мелодия - заключительная.
В ней слышится сказочный колорит: вдруг раздаётся хрустальный звон колокольчиков, к ним присоединяются фортепиано и арфа. Звучит причудливый, как шаги гнома, мотив. Словно приоткрылся сказочный мир, полный чудес.
Слушание заключительной темы.
# Какие выразительные средства придают причудливый, сказочный колорит музыке?
Здесь использовано резкое сопоставление регистров, своеобразный диалог, возникающий между партией гобоя, а затем флейты и краткими, глухо звучащими мотивами фаготов, удвоенных виолончелями. Сказочный колорит усилен оркестровым звучанием – звенящие тембры колокольчиков, треугольника.
Заключительная тема отличается от предыдущих большей изысканностью.
С. Прокофьев. Симфония №7
# Какова музыкальная форма симфонии?
# Изображает ли музыка симфонии кого-то или что-то? А может, выражает человеческие чувства?
# Подумай: если за каждой темой-образом нельзя представить конкретного персонажа, а только эмоциональное состояние (образ-мысль, образ-оценка, образ-эмоция), то можно ли говорить о том, что симфонический образ - это что-то общее для всех людей?
# Прослушай ещё раз переданные композитором в музыке симфонии чувства и эмоции : мечтательную, романтическую лирику юношества, чудесный детский мир сказки и возвышенную мудрость, целеустремлённость, восторженную любовь к жизни.
7-я симфония С.С. Прокофьева – это мудрая и светлая сказка о жизни, сочинение «и для детей и для взрослых». Музыка симфонии – «очень русская».
Сравниваем, размышляем
# Рассмотри картины. Похожи они или отличаются? Какое настроение в каждой картине?
# Какая музыка смогла бы передать настроение каждой из картин?
К. Юон. Мартовское солнце, 1915
Н. Ромадин. Розовый вечер
Ждём весну, встречаем птиц
# Какая из птиц своей светлой песней высоко в небе первой приветствует весну?
«Какое волшебство создаёт наша весна своей внезапностью, своею роскошною силой! Как я люблю, когда по улицам потекут потоки тающего снега и в воздухе почувствуется что-то живительное и бодрящее! С какой любовью приветствуешь первую зелёную травку! Как радуешься прилёту грачей, а за ними жаворонков и других заморских летних гостей!»
П.И. Чайковский
Празднуем весну красками
Этих птиц уже кто-то придумал, потом нарисовал, вырезал из бумаги, подарил им имена и песни и отпустил полетать. Птицы полетали-полетали и прилетели на эти слайды.
Но самый главный волшебник – это... тот, в чьих руках волшебная палочка-кисточка! Тот, кто в разноцветных акварельных каплях на бумаге может увидеть целый мир: и цветы, и деревья, и невиданных зверюшек, и птиц, и много ещё чего!
Ждём весну! Ждём птиц!
Как в народе встречали весну
«Мария Ильинична Башкатова рассказывает: была она совсем малышкой и как-то раз спросила:
- Ба! Тётя! Синички прилетели и кажуть (говорят): «Чи-ки, чи-ки, чи-ки».
- А щё ж они это кажуть, тётя?
Та растолковала, о чём синички говорят, научила закличке. Тогда детишки собрались кучкой и давай выкрикивать её слова. И так-то рады, что теперь уж весна, что вот-вот люди пахать поедут!
(…) Дюжа нам была радость, как весна наступает и летят гуси дикие на нашу сторону. Мы называем их казарики. Возьмём соломки, залезем повыше, тянем кверху, казарикам показываем и кличем: «Казарики, казарики, нате вам на гнёздушко!..»»
Место записи – Белгородская область, село Подсередно. Запись А. Иванова
ЗАКЛИЧКА
Ай, жавороночки,
Мои деточки, прилетите к нам,
Принесите вы нам весну тёплую.
Унесите от нас зиму холодную.
Нам зима надоела, всё сено поела!
Познавательная страничка
Заклички к жаворонку – исстари сложившиеся народные закликательные песни.
Весной, во время обрядов закликивания, женщины пекли из теста маленьких жаворонков и с песнями и плясками раскладывали их на крышах домов, в поле, на лугу для привлечения птиц и скорейшего наступления тёплых дней.
Чтобы быстрее приблизить тепло и весну, люди придумали обряд «Закликание жаворонков»:
22 марта - в день весеннего равноденствия - готовили обрядовое печенье. Скатанную полосочку теста надрезали, выворачивали, лепили головку, на ней делали глаза — втыкали горошинки либо зёрнышки. Девчата сажали испечённую птичку на что-то высокое: на кусты, на украшенное лентами дерево. Взявшись за руки и встав вокруг дерева, вели хоровод «против солнца», крича закличку.
Слушаем. Учим. Закликаем весну
# Прослушай весеннюю закличку «Ой, жаворонки, жаворонушки ». Обрати внимание на сложные распевы.
# Какие особенности исполнения ты услышал?
# Прохлопай ритм. Обращай внимание на длинные ноты и синкопированный ритм.
# Выучи закличку . Выразительно исполни: закликая, приговаривая, прикрикивая, делая необходимые движения.
Повторяем
# Что узнал нового?
# Что составляло трудность?
# К какой музыкальной форме отнесёшь песенки-заклички?
# Чем отличается исполнение закличек от песен?
Домашнее задание:
Придумай своих собственных птиц, нарисуй их, раскрась, сочини для них песни и запиши.
Итог
М узыка развёртывается во времени - деталь за деталью. Потому целое возникает в нашем сознании из частностей, следующих одна за другой и связываемых воедино.
Ф орма каждого произведения всегда индивидуальна, неповторима, присуща только ему. Но число законов и правил образования формы относительно ограничено, поэтому множество сочинений имеют общие признаки строения.
С реди выразительных средств музыки основные значения для образования музыкальной формы имеют мелодия, гармония и ритм.
Используемые ресурсы
- https://botana.biz/prepod/muzyka/
- http://detskiychas.ru/
- https://kopilkaurokov.ru/muzika/uroki
- https://musicseasons.org/
- http://school-sector.relarn.ru/dckt/projects/milehina/7simf.html
- https://ucthat-v-skole.ru/biblioteka/zaklichki
- http://www.belcanto.ru/genre_simphony.html
- https://www.bolshoi.ru/about/press/articles/beethovenhall/
- https://www.liveinternet.ru/
- http://открытыйурок.рф/