СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку музыки на тему «Музыкальный театр. Урок-размышление» (1 класс)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация предназначена учителям музыки и обучающимся 1 класса (УМК В.О. Усачевой,  Л.В. Школяр «Музыка», 1 класс), позволяет   как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть рассматриваемую тему 6 урока 3 четверти «Музыкальный театр (продолжение)».

  Цели и задачи:

- помочь учащимся осознать, что музыка существует в человеке только благодаря его фантазии, способности слышать, чувствовать, оценивать;

- учить различать на слух малые и развитые музыкальные формы;

- различать на слух музыкальные инструменты (струнный, духовой, ударный);

- различать в нотных примерах ритмический рисунок;

- продолжать приобщать к истокам народной культуры; организовать знакомство детей с весенними закличками;

- научиться исполнять песни-заклички с учетом их распевов и огласовок.

Просмотр содержимого презентации
«1 кл_Урок 3.6»

Музыкальный театр  (Урок-размышление) Презентация к уроку музыки (УМК В.О. Усачёвой, Л.В. Школяр «Музыка», 1 класс). Тема урока: Музыкальный театр (продолжение) Подготовила: И.В. Мокшанова, учитель музыки МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева г. Моршанска Тамбовской обл.

Музыкальный театр (Урок-размышление)

Презентация к уроку музыки (УМК

В.О. Усачёвой, Л.В. Школяр «Музыка», 1 класс).

Тема урока: Музыкальный театр (продолжение)

Подготовила: И.В. Мокшанова, учитель музыки МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза

Н.И. Бореева г. Моршанска Тамбовской обл.

Цели и задачи

Цели и задачи

  • осознать, что музыка существует в человеке только благодаря его фантазии, способности слышать, чувствовать, оценивать;
  • различать на слух малые и развитые музыкальные формы;
  • различать на слух музыкальные инструменты (струнный, духовой, ударный);
  • различать в нотных примерах ритмический рисунок;
  • приобщиться к истокам народной культуры; познакомиться с весенними закличками;
  • научиться исполнять песни-заклички с учетом их распевов и огласовок.
Актуализация знаний

Актуализация знаний

  • С какой музыкальной формой ты уже знаком?
  • Что такое балет?
  • Как называют артистов балета?
  • Как называется специальная одежда, обувь балерин?
  • Что такое адажио в балете?
  • Где в театре располагается оркестр? Кто руководит оркестром?
  • Какие инструменты входят в оркестр?
  • Какие ещё сложные музыкальные формы ты знаешь?
  • Где можно услышать музыкальные произведения крупной, сложной формы?
Назови тему урока

Назови тему урока

Музыкальные «образы-эмоции» «Прокофьев – светлый гений, весёлый гений русской музыки». Б. Асафьев

Музыкальные «образы-эмоции»

«Прокофьев – светлый гений, весёлый гений русской музыки».

Б. Асафьев

Слушаем, размышляем # Прослушай музыкальное произведение, подумай, к какой музыкальной форме можно его отнести? # Как думаешь: это музыка из балета, симфонии, оперы?.. И почему? # А легко ли и нужно ли представлять каких-то конкретных персонажей, их конкретные действия? Насколько это может помочь проникнуть в смысл музыки? # Можно ли понять, о чём говорит музыка, если за каждой темой не видится конкретный герой? # Достаточно ли, услышав жанровые черты музыки, понять её только как песню, танец, марш или их переплетение? Или соотнести музыку с изобразительными свойствами?

Слушаем, размышляем

# Прослушай музыкальное произведение, подумай, к какой музыкальной форме можно его отнести?

# Как думаешь: это музыка из балета, симфонии, оперы?.. И почему?

# А легко ли и нужно ли представлять каких-то конкретных персонажей, их конкретные действия? Насколько это может помочь проникнуть в смысл музыки?

# Можно ли понять, о чём говорит музыка, если за каждой темой не видится конкретный герой?

# Достаточно ли, услышав жанровые черты музыки, понять её только как песню, танец, марш или их переплетение? Или соотнести музыку с изобразительными свойствами?

Слушаем, размышляем Размышляя и исследуя эту музыку, видно, что в ней выражено движение души, слышно, как человеческое переживание становится музыкальным состоянием, т.е. можно услышать человеческие чувства. В симфонии можно наблюдать как эти человеческие состояния «ведут себя» в жизни - вступают в противоречия или согласуются между собой, как из одного состояния рождается другое, что - главное, а что - менее важное. Вывод: у каждой музыкальной темы есть своя роль!

Слушаем, размышляем

Размышляя и исследуя эту музыку, видно, что в ней выражено движение души, слышно, как человеческое переживание становится музыкальным состоянием, т.е. можно услышать человеческие чувства.

В симфонии можно наблюдать как эти человеческие состояния «ведут себя» в жизни - вступают в противоречия или согласуются между собой, как из одного состояния рождается другое, что - главное, а что - менее важное.

Вывод: у каждой музыкальной темы есть своя роль!

С. Прокофьев. Симфония №7 Седьмая симфония своей лирикой и светом утверждает красоту, чистоту, естественность музыки как высшую ценность, несущую в себе идею бессмертия. Симфония напоена поэзией. Её лирика охватывает множество оттенков от напряжённо-страстной до хрупко-нежной, от мужественной до романтически-порывистой. Музыка жизнелюбива и светла. В ней нет ни острого драматизма, ни резких столкновений. Это — песнь о любви к жизни, к прекрасному.

С. Прокофьев. Симфония №7

Седьмая симфония своей лирикой и светом утверждает красоту, чистоту, естественность музыки как высшую ценность, несущую в себе идею бессмертия.

Симфония напоена поэзией. Её лирика охватывает множество оттенков от напряжённо-страстной до хрупко-нежной, от мужественной до романтически-порывистой. Музыка жизнелюбива и светла. В ней нет ни острого драматизма, ни резких столкновений.

Это — песнь о любви к жизни, к прекрасному.

С. Прокофьев. Симфония №7  Седьмая симфония – самая лирическая у Прокофьева. Лирическим тематизмом наполнены основные темы 1 части симфонии. «Задаёт» тон великолепная тема главной партии, окрашенная мягкой лирикой, полной чистой и лёгкой печали. Слушание темы главной партии . Первая часть начинается прекрасной мелодией скрипок. Главная партия – яркая, широкая и плавная лирико-эпическая тема в характере дум, сказаний. Если слушать эту музыку накануне Нового года, то можно представить, что идёт повествование о большой заснеженной стране. Музыка будет восприниматься как зимняя сказка. #  Подумай, какие жанровые истоки, какие малые музыкальные формы ощущаются в теме главной партии? В отдельных интонациях темы можно уловить связи с русской лирической песенностью. В ней проступают также связи с классическими романсами и романтизмом.

С. Прокофьев. Симфония №7

Седьмая симфония – самая лирическая у Прокофьева. Лирическим тематизмом наполнены основные темы 1 части симфонии.

«Задаёт» тон великолепная тема главной партии, окрашенная мягкой лирикой, полной чистой и лёгкой печали.

Слушание темы главной партии .

Первая часть начинается прекрасной мелодией скрипок. Главная партия – яркая, широкая и плавная лирико-эпическая тема в характере дум, сказаний.

Если слушать эту музыку накануне Нового года, то можно представить, что идёт повествование о большой заснеженной стране. Музыка будет восприниматься как зимняя сказка.

# Подумай, какие жанровые истоки, какие малые музыкальные формы ощущаются в теме главной партии?

В отдельных интонациях темы можно уловить связи с русской лирической песенностью. В ней проступают также связи с классическими романсами и романтизмом.

С. Прокофьев. Симфония №7

Изложение темы сменяется контрастом – вступает несколько извилистая «вползающая» мелодия кларнета, не лишённая черт затаённой тревоги. Характер музыки - неустойчивый, полный скрытого напряжения. Повествование становится драматическим. Но ненадолго. Небольшое усиление напряжённости музыки, приобретающей черты внутреннего беспокойства, подобно слегка набежавшему облачку. Оно лишь оттеняет утверждение света и радости, выраженных далее в побочной партии.

Слушание темы побочной партии.

# Подумай, в каком соотношении находятся главная и побочная партии? Они противопоставлены друг другу, конфликтуют между собой, спорят или дополняют друг друга?

Сравнивая обе протяжённые мелодии, ясно ощущаешь, что они как будто дополняют друг друга – между ними не возникает острого конфликта. И, тем не менее, их взаимный контраст велик. Характер мелодии главной партии не претерпевает существенных изменений. А музыке побочной темы свойственно непрерывное «расцветание», широта лирического высказывания. При повторении побочная тема постепенно приобретает характер светлого и восторженного гимна.

Тема побочной партии – торжественная, лирическая. Это вдохновенная тема радости и красоты жизни. По существу она является главной, самой важной темой всей симфонии.

С. Прокофьев. Симфония №7 На вершине развития побочной темы резко вторгается новая, несколько неожиданная контрастная тема-мелодия - заключительная. В ней слышится сказочный колорит: вдруг раздаётся хрустальный звон колокольчиков, к ним присоединяются фортепиано и арфа. Звучит причудливый, как шаги гнома, мотив. Словно приоткрылся сказочный мир, полный чудес. Слушание заключительной темы. #  Какие выразительные средства придают причудливый, сказочный колорит музыке? Здесь использовано резкое сопоставление регистров, своеобразный диалог, возникающий между партией гобоя, а затем флейты и краткими, глухо звучащими мотивами фаготов, удвоенных виолончелями. Сказочный колорит усилен оркестровым звучанием – звенящие тембры колокольчиков, треугольника.  Заключительная тема отличается от предыдущих большей изысканностью.

С. Прокофьев. Симфония №7

На вершине развития побочной темы резко вторгается новая, несколько неожиданная контрастная тема-мелодия - заключительная.

В ней слышится сказочный колорит: вдруг раздаётся хрустальный звон колокольчиков, к ним присоединяются фортепиано и арфа. Звучит причудливый, как шаги гнома, мотив. Словно приоткрылся сказочный мир, полный чудес.

Слушание заключительной темы.

# Какие выразительные средства придают причудливый, сказочный колорит музыке?

Здесь использовано резкое сопоставление регистров, своеобразный диалог, возникающий между партией гобоя, а затем флейты и краткими, глухо звучащими мотивами фаготов, удвоенных виолончелями. Сказочный колорит усилен оркестровым звучанием – звенящие тембры колокольчиков, треугольника.

Заключительная тема отличается от предыдущих большей изысканностью.

С. Прокофьев. Симфония №7 #  Какова музыкальная форма симфонии? # Изображает ли музыка симфонии кого-то или что-то? А может, выражает человеческие чувства? # Подумай: если за каждой темой-образом нельзя представить конкретного персонажа, а только эмоциональное состояние (образ-мысль, образ-оценка, образ-эмоция), то можно ли говорить о том, что симфонический образ - это что-то общее для всех людей? # Прослушай ещё раз переданные композитором в музыке симфонии чувства и эмоции : мечтательную, романтическую лирику юношества, чудесный детский мир сказки и возвышенную мудрость, целеустремлённость, восторженную любовь к жизни.

С. Прокофьев. Симфония №7

# Какова музыкальная форма симфонии?

# Изображает ли музыка симфонии кого-то или что-то? А может, выражает человеческие чувства?

# Подумай: если за каждой темой-образом нельзя представить конкретного персонажа, а только эмоциональное состояние (образ-мысль, образ-оценка, образ-эмоция), то можно ли говорить о том, что симфонический образ - это что-то общее для всех людей?

# Прослушай ещё раз переданные композитором в музыке симфонии чувства и эмоции : мечтательную, романтическую лирику юношества, чудесный детский мир сказки и возвышенную мудрость, целеустремлённость, восторженную любовь к жизни.

7-я симфония С.С. Прокофьева – это мудрая и светлая сказка о жизни, сочинение «и для детей и для взрослых». Музыка симфонии – «очень русская».

7-я симфония С.С. Прокофьева – это мудрая и светлая сказка о жизни, сочинение «и для детей и для взрослых». Музыка симфонии – «очень русская».

Сравниваем, размышляем #  Рассмотри картины. Похожи они или отличаются? Какое настроение в каждой картине? # Какая музыка смогла бы передать настроение каждой из картин? К. Юон. Мартовское солнце, 1915 Н. Ромадин. Розовый вечер

Сравниваем, размышляем

# Рассмотри картины. Похожи они или отличаются? Какое настроение в каждой картине?

# Какая музыка смогла бы передать настроение каждой из картин?

К. Юон. Мартовское солнце, 1915

Н. Ромадин. Розовый вечер

Ждём весну, встречаем птиц # Какая из птиц своей светлой песней высоко в небе первой приветствует весну? «Какое волшебство создаёт наша весна своей внезапностью, своею роскошною силой! Как я люблю, когда по улицам потекут потоки тающего снега и в воздухе почувствуется что-то живительное и бодрящее! С какой любовью приветствуешь первую зелёную травку! Как радуешься прилёту грачей, а за ними жаворонков и других заморских летних гостей!» П.И. Чайковский

Ждём весну, встречаем птиц

# Какая из птиц своей светлой песней высоко в небе первой приветствует весну?

«Какое волшебство создаёт наша весна своей внезапностью, своею роскошною силой! Как я люблю, когда по улицам потекут потоки тающего снега и в воздухе почувствуется что-то живительное и бодрящее! С какой любовью приветствуешь первую зелёную травку! Как радуешься прилёту грачей, а за ними жаворонков и других заморских летних гостей!»

П.И. Чайковский

Празднуем весну красками Этих птиц уже кто-то придумал, потом нарисовал, вырезал из бумаги, подарил им имена и песни и отпустил полетать. Птицы полетали-полетали и прилетели на эти слайды. Но самый главный волшебник – это... тот, в чьих руках волшебная палочка-кисточка! Тот, кто в разноцветных акварельных каплях на бумаге может увидеть целый мир: и цветы, и деревья, и невиданных зверюшек, и птиц, и много ещё чего! Ждём весну! Ждём птиц!

Празднуем весну красками

Этих птиц уже кто-то придумал, потом нарисовал, вырезал из бумаги, подарил им имена и песни и отпустил полетать. Птицы полетали-полетали и прилетели на эти слайды.

Но самый главный волшебник – это... тот, в чьих руках волшебная палочка-кисточка! Тот, кто в разноцветных акварельных каплях на бумаге может увидеть целый мир: и цветы, и деревья, и невиданных зверюшек, и птиц, и много ещё чего!

Ждём весну! Ждём птиц!

Как в народе встречали весну «Мария Ильинична Башкатова рассказывает: была она совсем малышкой и как-то раз спросила: - Ба! Тётя! Синички прилетели и кажуть (говорят): «Чи-ки, чи-ки, чи-ки». - А щё ж они это кажуть, тётя? Та растолковала, о чём синички говорят, научила закличке. Тогда детишки собрались кучкой и давай выкрикивать её слова. И так-то рады, что теперь уж весна, что вот-вот люди пахать поедут! (…) Дюжа нам была радость, как весна наступает и летят гуси дикие на нашу сторону. Мы называем их казарики. Возьмём соломки, залезем повыше, тянем кверху, казарикам показываем и кличем: «Казарики, казарики, нате вам на гнёздушко!..»» Место записи – Белгородская область, село Подсередно. Запись А. Иванова ЗАКЛИЧКА Ай, жавороночки, Мои деточки, прилетите к нам, Принесите вы нам весну тёплую. Унесите от нас зиму холодную. Нам зима надоела, всё сено поела!

Как в народе встречали весну

«Мария Ильинична Башкатова рассказывает: была она совсем малышкой и как-то раз спросила:

- Ба! Тётя! Синички прилетели и кажуть (говорят): «Чи-ки, чи-ки, чи-ки».

- А щё ж они это кажуть, тётя?

Та растолковала, о чём синички говорят, научила закличке. Тогда детишки собрались кучкой и давай выкрикивать её слова. И так-то рады, что теперь уж весна, что вот-вот люди пахать поедут!

(…) Дюжа нам была радость, как весна наступает и летят гуси дикие на нашу сторону. Мы называем их казарики. Возьмём соломки, залезем повыше, тянем кверху, казарикам показываем и кличем: «Казарики, казарики, нате вам на гнёздушко!..»»

Место записи – Белгородская область, село Подсередно. Запись А. Иванова

ЗАКЛИЧКА

Ай, жавороночки,

Мои деточки, прилетите к нам,

Принесите вы нам весну тёплую.

Унесите от нас зиму холодную.

Нам зима надоела, всё сено поела!

Познавательная страничка Заклички к жаворонку – исстари сложившиеся народные закликательные песни. Весной, во время обрядов закликивания, женщины пекли из теста маленьких жаворонков и с песнями и плясками раскладывали их на крышах домов, в поле, на лугу для привлечения птиц и скорейшего наступления тёплых дней. Чтобы быстрее приблизить тепло и весну, люди придумали обряд «Закликание жаворонков»: 22 марта - в день весеннего равноденствия - готовили обрядовое печенье. Скатанную полосочку теста надрезали, выворачивали, лепили головку, на ней делали глаза — втыкали горошинки либо зёрнышки. Девчата сажали испечённую птичку на что-то высокое: на кусты, на украшенное лентами дерево. Взявшись за руки и встав вокруг дерева, вели хоровод «против солнца», крича закличку.

Познавательная страничка

Заклички к жаворонку – исстари сложившиеся народные закликательные песни.

Весной, во время обрядов закликивания, женщины пекли из теста маленьких жаворонков и с песнями и плясками раскладывали их на крышах домов, в поле, на лугу для привлечения птиц и скорейшего наступления тёплых дней.

Чтобы быстрее приблизить тепло и весну, люди придумали обряд «Закликание жаворонков»:

22 марта - в день весеннего равноденствия - готовили обрядовое печенье. Скатанную полосочку теста надрезали, выворачивали, лепили головку, на ней делали глаза — втыкали горошинки либо зёрнышки. Девчата сажали испечённую птичку на что-то высокое: на кусты, на украшенное лентами дерево. Взявшись за руки и встав вокруг дерева, вели хоровод «против солнца», крича закличку.

Слушаем. Учим. Закликаем весну # Прослушай весеннюю закличку «Ой, жаворонки, жаворонушки ». Обрати внимание на сложные распевы. # Какие особенности исполнения ты услышал? # Прохлопай ритм. Обращай внимание на длинные ноты и синкопированный ритм. # Выучи закличку . Выразительно исполни: закликая, приговаривая, прикрикивая, делая необходимые движения.

Слушаем. Учим. Закликаем весну

# Прослушай весеннюю закличку «Ой, жаворонки, жаворонушки ». Обрати внимание на сложные распевы.

# Какие особенности исполнения ты услышал?

# Прохлопай ритм. Обращай внимание на длинные ноты и синкопированный ритм.

# Выучи закличку . Выразительно исполни: закликая, приговаривая, прикрикивая, делая необходимые движения.

Повторяем # Что узнал нового? # Что составляло трудность? # К какой музыкальной форме отнесёшь песенки-заклички? # Чем отличается исполнение закличек от песен? Домашнее задание:  Придумай своих собственных птиц, нарисуй их, раскрась, сочини для них песни и запиши.

Повторяем

# Что узнал нового?

# Что составляло трудность?

# К какой музыкальной форме отнесёшь песенки-заклички?

# Чем отличается исполнение закличек от песен?

Домашнее задание:

Придумай своих собственных птиц, нарисуй их, раскрась, сочини для них песни и запиши.

Итог М узыка развёртывается во времени - деталь за деталью. Потому целое возникает в нашем сознании из частностей, следующих одна за другой и связываемых воедино. Ф орма каждого произведения всегда индивидуальна, неповторима, присуща только ему. Но число законов и правил образования формы относительно ограничено, поэтому множество сочинений имеют общие признаки строения. С реди выразительных средств музыки основные значения для образования музыкальной формы имеют мелодия, гармония и ритм.

Итог

М узыка развёртывается во времени - деталь за деталью. Потому целое возникает в нашем сознании из частностей, следующих одна за другой и связываемых воедино.

Ф орма каждого произведения всегда индивидуальна, неповторима, присуща только ему. Но число законов и правил образования формы относительно ограничено, поэтому множество сочинений имеют общие признаки строения.

С реди выразительных средств музыки основные значения для образования музыкальной формы имеют мелодия, гармония и ритм.

Используемые ресурсы

Используемые ресурсы

  • https://botana.biz/prepod/muzyka/
  • http://detskiychas.ru/
  • https://kopilkaurokov.ru/muzika/uroki
  • https://musicseasons.org/
  • http://school-sector.relarn.ru/dckt/projects/milehina/7simf.html
  • https://ucthat-v-skole.ru/biblioteka/zaklichki
  • http://www.belcanto.ru/genre_simphony.html
  • https://www.bolshoi.ru/about/press/articles/beethovenhall/
  • https://www.liveinternet.ru/
  • http://открытыйурок.рф/

Просмотр содержимого презентации
«8_Жаворонушки»

Ой, кулики-жавороночки Весенняя закличка

Ой, кулики-жавороночки

Весенняя закличка

Ой, кулики, жавороночки, Прилетайте к нам в ладоночки. Летел кулик из-за моря, Принёс кулик девять замков. Кулик, кулик, замыкай зиму, Отворяй весну, тёпло летечко.

Ой, кулики, жавороночки,

Прилетайте к нам в ладоночки.

Летел кулик из-за моря,

Принёс кулик девять замков.

Кулик, кулик, замыкай зиму,

Отворяй весну, тёпло летечко.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!