Опера «Иван Сусанин» М. Глинки: Бал в замке польского короля
Презентация к уроку музыки (УМК
Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной «Музыка»,
4 класс).
Тема урока: Опера «Иван Сусанин» М. Глинки. Особенности развития образов польского войска. Инструментальная музыка и её жанры в опере – полонез, краковяк, вальс, мазурка
Подготовила: И.В. Мокшанова, учитель музыки МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева
г. Моршанска Тамбовской обл.
Цели и задачи
- познакомиться с бальными танцами: полонез, краковяк, вальс, мазурка, интернациональностью музыки;
- иметь музыкальные представления об оперном спектакле;
- понимать принципы музыкального развития, помогающие понимать смысл оперного действия;
- проявлять интерес к творчеству русских композиторов и музыкальной культуре Польши;
- выразительно исполнять музыкальные произведения, развивать навыки и умения концертного исполнения песенного репертуара; принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности.
В музыкальном театре
Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла - всё кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
А.С.Пушкин
Театр - место для зрелищ, направление в искусстве, в котором чувства, мысли и эмоции автора передаются зрителю посредством действий актёров.
Кто в театре ставит действие?
Режиссёр
Кто сопровождает действие на сцене?
Симфонический оркестр
Постановку каких спектаклей
можно видеть на сцене музыкального театра?
Оперы и балеты
Как называют людей, которые пишут музыку к этим театральным произведениям?
Композиторы
Идея сочинения русской оперы
В опере рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом поляков на Москву. Враги были разбиты русскими ополченцами во главе с Мининым и Пожарским, а одним из ярчайших эпизодов этой борьбы стал подвиг крестьянина Ивана Сусанина, пожертвовавшего жизнью ради спасения Родины.
Действие 2-ое. «БАЛ В ЗАМКЕ ПОЛЬСКОГО КОРОЛЯ»
Полонез
Полонез - торжественный, величественный танец-шествие (польского происхождения).
Эти танцем открывались придворные светские балы.
- Прослушай, расскажи, какие музыкально-выразительные средства характеризуют этот танец?
- Прослушай полонез из оперы «Иван Сусанин». Обрати внимание на особенности исполнения этой музыки и музыкальную форму.
Мы - исполнители
- В какой музыкальной форме написана композитором музыка этого полонеза?
- Вокальное интонирование музыкальных тем полонеза. Обрати внимание на выразительность текста, его восклицательные интонации, передающие хвастливую уверенность польских завоевателей.
- Исполни шаг полонеза, подчёркивая горделивый характер музыки.
Мазурка
- Сравни полонез по звучанию и движениям с танцем «Мазурка».
Ритмоформулы
Полонез
Мазурка
- Рассмотри ритмические формулы мазурки и полонеза, найди в записи сходство и различие.
КРАКОВЯК и ВАЛЬС
- Прослушай, сравни характер двух танцев.
- Подумай, почему в этих танцах можно услышать звучание нескольких мелодий?
Синкопированный ритм танца «краковяк»
Синкопа - смещение ритмического ударения с сильной доли на слабую.
(…) Этот польский древний танец краковяк, -
Любят все его за грациозность.
И не только его родственник - поляк,
Но любая также и народность...
И. Квашнина. Краковяк
Россия – страна песенная
Окончен бал, погасли свечи…
Прощай сегодня, наш театр, до новой встречи.
Закрылся занавес тот час.
- Вспомним, где побывали мы сейчас?
- С чем познакомились?
- Перечисли бальные танцы и охарактеризуй их.
- Ты хотел бы поподробней узнать обо всех этих танцах?
Д омашнее задание: Узнать, что означают названия этих танцев и историю их возникновения.
Итог
Культура - это то, что создано человеком.
Музыка Глинки облагораживает нашу жизнь, утверждает светлое начало, отвергает зло и жестокость.
М.И.Глинка «не скрывал и не прятал красивых качеств» польской культуры. Она была ему дорога.
«Совесть великого художника не позволяла М.И. Глинке фальшиво искривлять польское».