Снегурочка в русском искусстве
Выполнила: Мокшанова Ираида Викторовна
учитель музыки, педагог дополнительного образования
МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева
г. Моршанск Тамбовской области
В.М. Васнецов. Снегурочка, 1899
Васнецов создает свою картину явно под влиянием сказки Островского и оперы Римского-Корсакова.
Сказочно красивая ночь: заснеженный лес, залитый лунным светом, звездное небо. Снегурочка только что вышла из леса, она уже готова сделать первый шаг навстречу людям. Вдали виднеются огни деревни. В эту минуту она, испуганная, бледная, но решительная, последний раз оглядывается на свой дом - лес. Кажется, что глаза ее полны слез, а в следующее мгновение понимаешь, что Снегурочка не может плакать.
Перед героиней, едва заметная ловушка или капкан. Деревья окружены сиянием, в котором можно разглядеть глаза и широко раскрытые рты. Родной лес предупреждает Снегурочку об опасности. Слева, за спиной сказочной героини, легко читается человеческий силуэт. Мать ли Весна ее провожает, отец ли Мороз...
Тревога наполняет картину, предчувствие беды. Нет, Снегурочка минует ловушку для зверя. Но скоро она попадет в совсем другую ловушку. Ярило-Солнце убьет дочь Мороза и Весны за то, что познала любовь не будучи человеком.
Огни деревни смотрят недобро, словно чудище из темноты. Нелегко Снегурочке сделать выбор. Но уже в следующий момент она смело шагнет навстречу новому, чужому, неизвестному.
Ее наряд (шубка, рукавицы, шапка) вобрал в себя все оттенки снега, леса, неба. Ослепительно белый снег, сине-зеленая ночь, молодые елочки на переднем плане - все в картине прописано с необыкновенной точностью, достоверностью. Сказка не терпит лжи.
Iraida Mokshanova
М. Врубель. Эскиз костюма Снегурочки, 1890 г. Слева – Н. Забела-Врубель, одна из первых исполнительниц роли Снегурочки
Iraida Mokshanova
Снегурочка. Современная театральная постановка
Iraida Mokshanova
Образ Снегурочки, запечатлённый режиссерами-мультипликаторами, 1952 г.
Iraida Mokshanova
КОСТЮМЫ И ДЕКОРАЦИИ В. ВАСНЕЦОВА К ОПЕРЕ «СНЕГУРОЧКА», 1885 г.
Наиболее ярко особенности дарования В.М. Васнецова проявились в оформлении спектакля «Снегурочка» . Им были выполнены эскизы декораций и костюмов. Используя архитектурные детали древнерусского зодчества, мотивы русских народных вышивок, резьбы и росписи по дереву, художник создал гармоничный образ сказочных царских палат, представив их ярко и живописно.
Васнецову удалось уловить национальную самобытность произведения, что достаточно прочно связало зрительные образы, созданные им, с народными песенными мотивами.
Iraida Mokshanova
ЗАРЕЧНАЯ СЛОБОДКА БЕРЕНДЕЕВКА
Iraida Mokshanova
ПАЛАТЫ ЦАРЯ БЕРЕНДЕЯ
Царский дворец. Гусляры славят мудрого Берендея. Но на душе у него тревожно: Ярило-солнце гневается за что-то на берендеев. Чтобы умилостивить грозное божество, царь решает завтра, в Ярилин день, обвенчать всех невест и женихов.
Здесь переданы, пожалуй, все формы, какие знало древнее зодчество во внутреннем убранстве теремов. На фоне этих изумительных декораций выступали берендеи и берендейки. Невозможно было не поверить в существование этой страны.
Iraida Mokshanova
ПРОЛОГ
Красная горка в волшебном царстве Берендея. Лунная ночь. Окруженная свитой птиц, опускается на землю Весна-красна. Лес еще дремлет под снегом, в стране царит холод. Пятнадцать лет назад у Весны и Мороза родилась дочка Снегурочка, и с той поры разгневанный Ярило-солнце дает земле мало света и тепла; лето стало коротким, зима — долгой и суровой.
Iraida Mokshanova
ЯРИЛИНА ДОЛИНА
Iraida Mokshanova
Костюмы
Бирючи
Берендейки
Iraida Mokshanova
Брусила и берендеи-ребята
Бобыль и Бобылиха
Iraida Mokshanova
Дед Мороз и Весна-красна
Весна
Iraida Mokshanova
Купава и Мизгирь
Премудрый царь Берендей
Iraida Mokshanova
Снегурочка и Лель
Снегурочка
Iraida Mokshanova
Шуты
Iraida Mokshanova