СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку на тему: "Стратегический менеджмент"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Стратегическое управление – это система целенаправленных действий организации , ведущих к долгосрочному  превышению  уровня результативности данной организации над уровнем конкурентов.  

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку на тему: "Стратегический менеджмент"»

Тема 4.:  Стратегический менеджмент Подготовила преподаватель О.Ю.Игнатенко

Тема 4.: Стратегический менеджмент

Подготовила

преподаватель

О.Ю.Игнатенко

План: 1)Понятие планирования, его функции и принципы. 2)Цели и задачи планирования. 3)Типы и методы планирования. 4)Понятие стратегического управления, его признаки 5)Стратегия, ее виды. 6)Выбор стратегии. 7)Показатели эффективности стратегии. 8)Процесс стратегического планирования

План:

1)Понятие планирования, его функции и принципы.

2)Цели и задачи планирования.

3)Типы и методы планирования.

4)Понятие стратегического управления, его признаки

5)Стратегия, ее виды.

6)Выбор стратегии.

7)Показатели эффективности стратегии.

8)Процесс стратегического планирования

Планирование  – основная функция менеджмента представляет собой вид деятельности по формированию средств воздействия, обеспечивающих достижение поставленных целей.   Осуществляя связь между современным состоянием организации и тем, чего она хочет достичь в будущем, процесс планирования включает принятие решений о том, что делать, когда делать и кто будет делать. Успех любой организации зависит от того, насколько тщательно продуманы и определены общие цели деятельности, а также средства их достижения.

Планирование – основная функция менеджмента представляет собой вид деятельности по формированию средств воздействия, обеспечивающих достижение поставленных целей.

Осуществляя связь между современным состоянием организации и тем, чего она хочет достичь в будущем, процесс планирования включает принятие решений о том, что делать, когда делать и кто будет делать.

Успех любой организации зависит от того, насколько тщательно продуманы и определены общие цели деятельности, а также средства их достижения.

Результатом процесса планирования являются планы. План – это система взаимосвязанных, объединенных общей целью заданий, обеспечивающих реализацию целей производственной системы. Реализация плана – процесс перевода планов в действия, обеспечивающие достижение целей.

Результатом процесса планирования являются планы.

План – это система взаимосвязанных, объединенных общей целью заданий, обеспечивающих реализацию целей производственной системы.

Реализация плана – процесс перевода планов в действия, обеспечивающие достижение целей.

 Задачи планирования определяет цели, основные принципы и критерии оценки самого процесса планирования (например, дифференциация товаров в зависимости от выбранных сегментов рынка, комплексное планирование рыночной стратегии, определение объемов и сороков финансирования в зависимости от маркетинговых целей). задает структуру и резервы планов, их взаимную связь (например, увязывает планы реализации товаров по отдельным сегментам рынка, претворяет в жизнь комплексную рыночную стратегию, сбытовую и производственную деятельность региональных отделений и филиалов);  устанавливает исходные данные для планирования (состояние и перспективы развития рынка, существующие и будущие потребности конечных пользователей продукции предприятия, прогноз изменений товарной структуры рынков и т.п.);

Задачи планирования

  • определяет цели, основные принципы и критерии оценки самого процесса планирования (например, дифференциация товаров в зависимости от выбранных сегментов рынка, комплексное планирование рыночной стратегии, определение объемов и сороков финансирования в зависимости от маркетинговых целей).
  • задает структуру и резервы планов, их взаимную связь (например, увязывает планы реализации товаров по отдельным сегментам рынка, претворяет в жизнь комплексную рыночную стратегию, сбытовую и производственную деятельность региональных отделений и филиалов);
  • устанавливает исходные данные для планирования (состояние и перспективы развития рынка, существующие и будущие потребности конечных пользователей продукции предприятия, прогноз изменений товарной структуры рынков и т.п.);
Цели организации Организации различных типов ставят перед собой и различные цели. Так, организации, занимающиеся бизнесом, сосредотачивают внимание, прежде всего, на таких вопросах, как затраты и получаемая прибыль. С другой стороны, государственные учреждения, которые не являются коммерческими организациями, формулируют свои цели, например, как предоставление конкретных услуг в рамках определенных бюджетных ограничений.  Цели организации должны обладать рядом характеристик:  Конкретность;  Обозримость (краткосрочность, долгосрочность);  Реальность (достижимость);  Взаимосвязанность (одна не противоречит другой);  Эффективность (результативность и прибыльность).  Достижение целей осуществляется через функции управления: организацию, планирование, мотивацию, контроль, координацию.

Цели организации

  • Организации различных типов ставят перед собой и различные цели. Так, организации, занимающиеся бизнесом, сосредотачивают внимание, прежде всего, на таких вопросах, как затраты и получаемая прибыль. С другой стороны, государственные учреждения, которые не являются коммерческими организациями, формулируют свои цели, например, как предоставление конкретных услуг в рамках определенных бюджетных ограничений.

Цели организации должны обладать рядом характеристик:

  • Конкретность;
  • Обозримость (краткосрочность, долгосрочность);
  • Реальность (достижимость);
  • Взаимосвязанность (одна не противоречит другой);
  • Эффективность (результативность и прибыльность).

Достижение целей осуществляется через функции управления: организацию, планирование, мотивацию, контроль, координацию.

Принципы планирования

Принцип единства предполагает, что планирование в организации имеет комплексный характер; это означает единство целей как для вертикальной управленческой иерархии, так и горизонтальных связей.

Принцип участия рассматривается в тесной связи с принципом единства. Он означает, что работник предприятия независимо от занимаемой и выполняемой функции становится участником планируемой деятельности.

Принцип непрерывности означает, что процесс планирования во времени должен быть непрерывным исходя из следующих предпосылок:

-изменение внешней среды может носить непредсказуемый характер и потребует корректировок плана;

- не всегда возможно предусмотреть изменение во внутренней сфере.

Принцип гибкости заключается в необходимости предусматривать при составлении планов определенные производственные резервы. Величина резервов зависит от уровня профессиональной компетентности плановиков. Они должны быть достаточными для достижения поставленной цели, не завышенными или заниженными.

Принцип точности связан с понятием «эффективности» плана и принципом гибкости, т.е. планы должны быть максимально приближены к существующим возможностям предприятия.

 Типы планирования По содержанию плановых решений выделяют:  - стратегическое планирование  - тактическое планирование  - оперативно-календарное планирование   - бизнес-планирование

Типы планирования

По содержанию плановых решений выделяют:

- стратегическое планирование

- тактическое планирование

- оперативно-календарное планирование

- бизнес-планирование

 Стратегическое планирование , как правило, ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития предприятия.  Основная цель стратегического планирования состоит в создании потенциала для выживания предприятия в условиях динамично изменяющейся внешней и внутренней среды, порождающей неопределенность перспективы.  Тактическое планирование — это детальное планирование, определение и разработка вопросов в рамках технических линий. Тактику можно рассматривать как определенные шаги, ступени по направлению к вершине — общей цели, предусмотренной стратегией. Иными словами, тактика является одной из форм выражения стратегии.

Стратегическое планирование , как правило, ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития предприятия.

Основная цель стратегического планирования состоит в создании потенциала для выживания предприятия в условиях динамично изменяющейся внешней и внутренней среды, порождающей неопределенность перспективы.

Тактическое планирование — это детальное планирование, определение и разработка вопросов в рамках технических линий. Тактику можно рассматривать как определенные шаги, ступени по направлению к вершине — общей цели, предусмотренной стратегией. Иными словами, тактика является одной из форм выражения стратегии.

 Оперативно - календарное планирование. Его основная задача состоит в конкретизации показателей тактического плана с целью организации планомерной повседневной и ритмичной работы предприятия и его структурных подразделений.  Бизнес – планирование. Бизнес-план предназначен для оценки целесообразности внедрения того или иного мероприятия. Особенно это касается инноваций, которые требуют для своей реализации крупных инвестиций.

Оперативно - календарное планирование. Его основная задача состоит в конкретизации показателей тактического плана с целью организации планомерной повседневной и ритмичной работы предприятия и его структурных подразделений.

Бизнес – планирование. Бизнес-план предназначен для оценки целесообразности внедрения того или иного мероприятия. Особенно это касается инноваций, которые требуют для своей реализации крупных инвестиций.

Методы планирован ия.  Метод планирования - это способ осуществления планирования, то ест способ реализации плановой идеи.  В практике планирования можно выделить три направления планирования: Прогрессивное планирование (способ «снизу вверх»).  При этом способе планирование осуществляется от низших уровней иерархии предприятия к высшим. Ретроградный метод («сверху вниз»).  В этом случае процесс планирования осуществляется исходя из плана предприятия путем детализации его показателей сверху вниз по иерархии. Круговой метод (встречное планирование).  Он представляет собой синтез рассмотренных выше методов. При этом в планы включаются наиболее удачные решения.

Методы планирован ия.

Метод планирования - это способ осуществления планирования, то ест способ реализации плановой идеи.

В практике планирования можно выделить три направления планирования:

  • Прогрессивное планирование (способ «снизу вверх»).

При этом способе планирование осуществляется от низших уровней иерархии предприятия к высшим.

  • Ретроградный метод («сверху вниз»).

В этом случае процесс планирования осуществляется исходя из плана предприятия путем детализации его показателей сверху вниз по иерархии.

  • Круговой метод (встречное планирование).

Он представляет собой синтез рассмотренных выше методов. При этом в планы включаются наиболее удачные решения.

 Стратегическое управление – это система целенаправленных действий организации , ведущих к долгосрочному превышению уровня результативности данной организации над уровнем конкурентов.   Характерные признаки стратегического управления:  - видение долгосрочной перспективы организации;  - опора на человеческий потенциал, как на стержень организации, представляющий ее основную ценность;  - ориентация деятельности на запросы потребителей;  - осуществление гибкого реагирования на изменения в окружении, позволяющего добиться конкурентных преимуществ;  - ориентация всей совокупности мер в расчете на выживание своих целей в долгосрочной перспективе.  Именно стратегическое управление позволяет компаниям добиваться успеха и завоевать уверенные позиции на рынке

Стратегическое управление – это система целенаправленных действий организации , ведущих к долгосрочному превышению уровня результативности данной организации над уровнем конкурентов. Характерные признаки стратегического управления: - видение долгосрочной перспективы организации; - опора на человеческий потенциал, как на стержень организации, представляющий ее основную ценность; - ориентация деятельности на запросы потребителей; - осуществление гибкого реагирования на изменения в окружении, позволяющего добиться конкурентных преимуществ; - ориентация всей совокупности мер в расчете на выживание своих целей в долгосрочной перспективе. Именно стратегическое управление позволяет компаниям добиваться успеха и завоевать уверенные позиции на рынке

 Стратегия – это обобщенная модель действий, необходимых для достижения поставленных целей .   Виды деловых стратегий:  1.Наступательная, или стратегия прорыва. Ее цель- завоевать определенную долю на рынке, лидирующие позиции в отрасли. Она связана с большими финансовыми затратами и имеет высокую степень риска.  2.Оборонительная, или стратегия выживания, предполагает сохранение фирмой имеющейся рыночной доли и удержание своих позиций на рынке; недостаточно средств для проведения наступательной стратегии; требует пристального внимания к вопросам НТП и действиям конкурентов;  3.Стратегия сокращения и смены видов бизнеса используется при перегруппировке сил после длительного роста, при необходимости повышения эффективности в экономике

Стратегия – это обобщенная модель действий, необходимых для достижения поставленных целей . Виды деловых стратегий: 1.Наступательная, или стратегия прорыва. Ее цель- завоевать определенную долю на рынке, лидирующие позиции в отрасли. Она связана с большими финансовыми затратами и имеет высокую степень риска. 2.Оборонительная, или стратегия выживания, предполагает сохранение фирмой имеющейся рыночной доли и удержание своих позиций на рынке; недостаточно средств для проведения наступательной стратегии; требует пристального внимания к вопросам НТП и действиям конкурентов; 3.Стратегия сокращения и смены видов бизнеса используется при перегруппировке сил после длительного роста, при необходимости повышения эффективности в экономике

 Выбор стратегии деятельности осуществляет руководство организации на основе анализа ключевых факторов, т.е. сильных сторон отрасли и фирмы.  На выбор стратегии влияют:  - финансовые возможности фирмы;  - квалификация работников;  - степень зависимости от внешней среды;  - интересы руководства фирмы;  - временной фактор.

Выбор стратегии деятельности осуществляет руководство организации на основе анализа ключевых факторов, т.е. сильных сторон отрасли и фирмы. На выбор стратегии влияют: - финансовые возможности фирмы; - квалификация работников; - степень зависимости от внешней среды; - интересы руководства фирмы; - временной фактор.

 Эффективность стратегии оценивается по следующим показателям:  1.Экономический эффект- воздействие стратегии на величину прибыли, объем продаж и срок окупаемости инвестиций;  2.Социальный эффект – влияние на условия труда, образование, культуру, качество жизни;  3.Экологический эффект - воздействие на загрязнение окружающей среды, на использование природных ресурсов;  4.Технический (качественный) эффект – изменение уровня новизны, качества, конкурентоспособности продукции;  5.Системный (синергический) эффект – дополнительный доход от продажи и эксплуатации взаимодополняющих и сопряженных изделий.

Эффективность стратегии оценивается по следующим показателям: 1.Экономический эффект- воздействие стратегии на величину прибыли, объем продаж и срок окупаемости инвестиций; 2.Социальный эффект – влияние на условия труда, образование, культуру, качество жизни; 3.Экологический эффект - воздействие на загрязнение окружающей среды, на использование природных ресурсов; 4.Технический (качественный) эффект – изменение уровня новизны, качества, конкурентоспособности продукции; 5.Системный (синергический) эффект – дополнительный доход от продажи и эксплуатации взаимодополняющих и сопряженных изделий.

 Процесс стратегического планирования является непрерывным и включает этапы: 1. Миссию – определение перечня текущих и перспективных направлений деятельности предприятия, выделение приоритетов в стратегии, т.е. тех основополагающих принципов и норм ведения деятельности, которые будут определять образ организации в перспективе. В соответствии с выбранной целью формируется стратегия и тактика развития предприятия, разрабатываются прогнозы и планы действий. 2. Цель – это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для неѐ желательным и на достижение которых направлена еѐ деятельность. Различают долгосрочные и краткосрочные це ли.

Процесс стратегического планирования является непрерывным и включает этапы:

1. Миссию – определение перечня текущих и перспективных направлений деятельности предприятия, выделение приоритетов в стратегии, т.е. тех основополагающих принципов и норм ведения деятельности, которые будут определять образ организации в перспективе.

В соответствии с выбранной целью формируется стратегия и тактика развития предприятия, разрабатываются прогнозы и планы действий.

2. Цель – это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для неѐ желательным и на достижение которых направлена еѐ деятельность. Различают долгосрочные и краткосрочные це ли.

3.Анализ внешней среды – это систематическое изучение и оценка контролируемых и неконтролируемых факторов (объектов и событий), относящихся к предприятию. Главная цель такого анализа – получение необходимой планово-прогнозной информации. 4. Анализ сильных и слабых сторон самого предприятия , а также возможностей и рисков, связанных с его внешней средой. 5.Анализ альтернатив. 6.Выбор стратегии. 7. Реализация стратегии – это комплекс действий, способствующих повышению деловой активности в организационной и финансовой сферах предприятия, разработке его политики, созданию корпоративной культуры и мотивации персонала, а также руководству всем, что направлено на достижение намеченных результатов.

3.Анализ внешней среды – это систематическое изучение и оценка контролируемых и неконтролируемых факторов (объектов и событий), относящихся к предприятию. Главная цель такого анализа – получение необходимой планово-прогнозной информации.

4. Анализ сильных и слабых сторон самого предприятия , а также возможностей и рисков, связанных с его внешней средой.

5.Анализ альтернатив.

6.Выбор стратегии.

7. Реализация стратегии – это комплекс действий, способствующих повышению деловой активности в организационной и финансовой сферах предприятия, разработке его политики, созданию корпоративной культуры и мотивации персонала, а также руководству всем, что направлено на достижение намеченных результатов.

8.Оценка стратегии – непрерывно связана с контролем, основными задачами которого являются: - определение того, что и по каким показателям проверять; - оценка состояния контролируемого объекта в соответствии с принятыми стандартами, нормативными или другими эталонными показателями; - выяснение причин отклонения, если таковые вскрываются в результате проведенной оценки; - осуществление корректировки, если она необходима и возможна

8.Оценка стратегии – непрерывно связана с контролем, основными задачами которого являются:

- определение того, что и по каким показателям проверять; - оценка состояния контролируемого объекта в соответствии с принятыми стандартами, нормативными или другими эталонными показателями;

- выяснение причин отклонения, если таковые вскрываются в результате проведенной оценки;

- осуществление корректировки, если она необходима и возможна

 Стратегический анализ – это средство преобразования данных, полученных в результате анализа среды, в стратегический план организации.   Стратегический анализ включает исследование: внешней среды организации; внутренней среды организации.  Этапы стратегического анализа :  - сравнение намеченных фирмой ориентиров и реальных возможностей, предлагаемых средой, анализ разрыва между ними;  - анализ возможных вариантов будущего фирмы, определение стратегических альтернатив.

Стратегический анализ – это средство преобразования данных, полученных в результате анализа среды, в стратегический план организации. Стратегический анализ включает исследование: внешней среды организации; внутренней среды организации. Этапы стратегического анализа : - сравнение намеченных фирмой ориентиров и реальных возможностей, предлагаемых средой, анализ разрыва между ними; - анализ возможных вариантов будущего фирмы, определение стратегических альтернатив.

 СВОТ- и СТЭП- анализ  СВОТ:  - сильные стороны;  - слабые стороны;  - возможности;  - угрозы.  СВОТ-анализ – процесс, при котором исследуется взаимодействие между 4 его составляющими  СТЭП:  - социодемографические воздействия;  - технологические воздействия;  - экономические воздействия;  - политические воздействия.

СВОТ- и СТЭП- анализ СВОТ: - сильные стороны; - слабые стороны; - возможности; - угрозы. СВОТ-анализ – процесс, при котором исследуется взаимодействие между 4 его составляющими СТЭП: - социодемографические воздействия; - технологические воздействия; - экономические воздействия; - политические воздействия.

   СТЭП-анализ – процесс, во время которого исследуются отношения между указанными воздействиями:  Социодемографические воздействия – роль общества и социальных перемен, проблем роста и убыли населения в жизни организации, ее отрасли и рынков.  Технологические воздействия – воздействие развития современных технологий на функционирование организации.  Экономические воздействия – влияние изменений в макроэкономике и их воздействие на организацию.  Политические воздействия – воздействие государства на организацию.   

СТЭП-анализ – процесс, во время которого исследуются отношения между указанными воздействиями: Социодемографические воздействия – роль общества и социальных перемен, проблем роста и убыли населения в жизни организации, ее отрасли и рынков. Технологические воздействия – воздействие развития современных технологий на функционирование организации. Экономические воздействия – влияние изменений в макроэкономике и их воздействие на организацию. Политические воздействия – воздействие государства на организацию.  


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!