Презентация к уроку биологии в 8 классе по теме
«Науки об организме человека. Биологическая и социальная природа человека»
Автор материала:
Денисова Ирина Анатольевна,
Учитель биологии
Высшей квалификационной категории
МКОУ «Лозовская СОШ»
Верхнемамонского муниципального района
Воронежской области
2022г .
НАУКИ ОБ ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА.
БИОЛОГИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА.
- Немного истории
- Науки об организме человека
- Анатомия и её методы Физиология и её методы Гигиена и её методы
- Анатомия и её методы
- Физиология и её методы
- Гигиена и её методы
« Из всех приключений, уготованных нам жизнью, самое важное и интересное - отправиться в путешествие внутрь самого себя, исследовать неведомую часть себя самого» (Ф. Феллини).
Человек – био социальное существо
Человек – существо биосоциальное
Заполнить таблицу, используя нижеприведенные характеристики
Биологическая сущность человека разумного.
Общность с миром животных
Социальная сущность человека разумного
А, С, D
B, E, F
- Проявление основных биологических функций организма и клеточное строение.
- Способность к трудовой деятельности.
- Схожесть строения организма человека и млекопитающих.
- Отличие от млекопитающих: прямохождение, наиболее совершенное развитие головного мозга.
- Устная и письменная речи, позволяющие наладить связь между членами общества.
- Наличие сознания и мышления.
Человек – существо биосоциальное
Биологическая сущность человека разумного.
Общность с миром животных
Социальная сущность человека разумного
Проявление основных биологических функций организма и клеточное строение.
Способность к трудовой деятельности.
Схожесть строения организма человека и млекопитающих.
Устная и письменная речи, позволяющие наладить связь между членами общества.
Отличие от млекопитающих: прямохождение, наиболее совершенное развитие головного мозга.
Наличие сознания и мышления.
Гиппократ ( 460-377 до н.э.)
«Отец медицины»
- Описание костей тела
-Описание органов по аналогии с животными
-сочинение по травматологии (о перевязках, лечении ран, переломах)
- Трактаты по гигиене (о здоровом образе жизни, о влиянии воды, воздуха и местности на здоровье)
-Отвергал божественное происхождение человека)
Клавдий Гален ( 130-200 н.э.)
«Отец научной анатомии»
- Проводил опыты на животных
-Испытывал действие лек. веществ
-Доказал, что при жизни у животных течет по артериям кровь (до этого считали, что воздух)
- Подробно изучил строение органов обезьяны и делал ошибочные выводы, что человек устроен сходным образом
-В течение 14 столетий его работы были основой медицинских знаний в Европе и Ср. Востоке.
Отель Дье – 660 г. н.э.
«Божий дом» - первая больница
Леонардо да Винчи ( 1452-1519)
- Впервые изображал на своих рисунках различные органы
-Описал строение скелета человека
-Классифицировал мышцы
А. Паре (1510-1590)
«Талантливый врач»
- Х ирург, изобретатель хирургических инструментов и протезов.
-Методика его операций применяется до сих пор…
Андреас Везалий (1515-1564)
«Революционер» в анатомии
Основатель современной анатомии
- На лекциях производил рассечение трупов
-Выявил ошибки Галена
-Точно описал и и изобразил внутренние органы человеческого тела и скелет
-Описал клапаны сердца
-Впервые привел все знания в систему
Анатомические студии основоположника анатомии Андреаса Везалия 16 век
Рисунки из анатомического атласа Везалия 1543 г
М. Сервет (1509-1553)
- Исследования кровеносной системы.
- Принадлежит величайшее открытие для своего времени - открытие малого круга кровообращения
Уильям Гарвей (1587-1657)
«Основатель рождения и развития современной физиологии»
- Открытие Большого круга кровообращения
-Исследование физиологических функций при помощи экспериментальных методов
Н.И.Пирогов (1810-1881)
- Впервые применил эфирный наркоз, гипсовые повязки, основы военно-полевой хирургии
Н.И.Пирогов - русский анатом, хирург
И.П.Павлов (1849-1936)
- ВНД,
- кровообращение, пищеварение,
- Нобелевский лауреат
- Экспериментальное подтверждение теории Сеченова
И.И. Мечников (1845-1916)
- Иммунитет,
- Открытие фагоцитоза
- Нобелевский лауреат
И.М.Сеченов ( 1829-1905)
« Отец русской физиологии»
- Рефлексы головного мозга
- Объяснения психической деятельности человека
- Рефлексы головного и спинного мозга
Науки, изучающие организм человека и условия сохранения его здоровья
Анатомия
Физиология
Психология
Гигиена
Цитология
Генетика
Экология человека
Эмбриология
Антропология
Науки об организме человека и их методы
Заполнить таблицу , используя учебник с. 6-9
Название науки
Предмет изучения
Анатомия
Методы изучения
Физиология
Гигиена
Науки об организме человека и их методы
Название науки
Предмет изучения
Анатомия
Методы изучения
наука о строении организма и его органов (в пер. «рассечение», расчленение»)
Физиология
наука о жизненных функциях организма и его органов
вскрытие, рентген, УЗИ, моделирование
Гигиена
опыты на животных, анализы крови, мочи и др., инструментальные исследования, фистулы, ЭКГ, ЭЦГ, МРТ и т. д.
раздел медицины о создании условий для сохранения и крепления здоровья
клинические, физиологические, лабораторные
Рентгеноскопия
УЗИ. Ультразвуковое излучение
Препарирование
24.10.22
ЭКГ- электрокардиограф
Проверим, что запомнили?
- Какие основные свойства отличают человека от животных?
- Что позволило человеку создать искусственную, социальную среду?
- Как в человеке проявляется его биологическая и социальная природа?
- * Как взаимодействуют природный мир и рукотворный мир?
- Почему каждому из нас необходимы знания об устройстве и функционировании организма человека?
Обсудим ?
Основные понятия на с. 5,
- Природная (естественная) среда
- Социальная (искусственная) среда
- Биосоциальная природа человека
- Экология
- Древние люди
- Человек разумный (Homo sapiens)
??? § 1 с.9
- Что изучает анатомия и физиология человека? Назовите их исследовательские методы.
- Почему анатомию и физиологию мы изучаем в одном курсе?
- Чем занимается гигиена? Назовите ее исследовательские методы.
- * В физическом кабинете разбился ртутный прибор и часть ртути вылилась на пол. К кому нужно обратиться – к медикам районной поликлиники или к сотрудникам санитарно-эпидемиологической станции? Объясните свой ответ .
Работа 1
- Прочитайте Введение и завершите утверждения:
- Генетическая программа, определяющая работу органов, рост и развитие организма человека, отражает его _______________________________________ природу.
- Овладение речью, обучение, труд, использование благ цивилизации, включая одежду, жилище, денежное обеспечение, транспорт, средства коммуникации, общение, формируют ________________________ природу человека.
БИОЛОГИЧЕСКУЮ
СОЦИАЛЬНУЮ
Домашнее задание
- Введение , с. 3-5,
- § 1, с. 6-9,
- Конспект
- Вопросы 1-5, с. 5; 1-4, с.9
- РТ №1 зад. 1-2, с. 3, *зад. 3, с. 4
* - задание по желанию (для сильных учащихся)
Источники информации
- Методическое пособие «Биология. Человек. 8класс:поурочные планы по учебнику А.Г.Драгомилова, Р.Д.Маша / авт.-сост. О.Л.Ващенко.- Волгоград:Учитель, 2008.- 265с.
- Рабочая тетрадь № 1 к учебнику «Биология. Человек. 8 класс» авторов А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. – М.: Вентана-Граф, 2012.
- Учебник Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. « Биология. Человек. 8 класс» – М.: Вентана-Граф, 2012.
- CD -диск 1С: Школа. Биология. Человек. 8кл. ООО «1С-Паблишинг», 2007. Издательский центр «Вентана-Граф» - иллюстрации
- Леонардо да Винчи, рисунок - https://www.google.ru/url?sa=i&rct=j&q=&esrc=s&source=images&cd=&cad=rja&uact=8&ved=0ahUKEwje0OPohqbQAhWKkiwKHeDMDFAQjRwIBw&url=http%3A%2F%2Fall-biography.ru%2Falpha%2Fv%2Fvinchi-leonardo-da-vinci-leonardo-da&bvm=bv.138493631,d.bGg&psig=AFQjCNEc1Z_NcIb566yvqnZgxc9G5jxTwA&ust=1479137077621674
Источники информации
- Отель Дье - «божий дом», рисунок - https://www.google.ru/url?sa=i&rct=j&q=&esrc=s&source=images&cd=&cad=rja&uact=8&ved=&url=http%3A%2F%2Fturbina.ru%2Fguide%2FParizh-Frantsiya-118086%2FZametki%2FOtel-De-Bozhiy-dom-v-Parizhe-72389%2Fphoto1886351%2F&bvm=bv.138493631,d.bGg&psig=AFQjCNFureOVbN-NK87iWw8mmtcJJk-LNw&ust=1479131050283260
- Паре А., рисунок - https://www.google.ru/url?sa=i&rct=j&q=&esrc=s&source=images&cd=&cad=rja&uact=8&ved=0ahUKEwi55vG_h6bQAhXM1SwKHUtGCUYQjRwIBw&url=http%3A%2F%2Fwww.1c0.ru%2Fpare%2F&bvm=bv.138493631,d.bGg&psig=AFQjCNEBc5iM7RoR-4LdmDa53mopuGtdKw&ust=1479137674837172
- Сервет М., рисунок - https://www.google.ru/url?sa=i&rct=j&q=&esrc=s&source=images&cd=&cad=rja&uact=8&ved=0ahUKEwjl7pUiqbQAhXDCiwKHayQC68QjRwIBw&url=http%3A%2F%2Fnarodna.pravda.com.ua%2Fhistory%2F4f44e8d87f457%2Fview_print%2F&bvm=bv.138493631,d.bGg&psig=AFQjCNHDWn56Xaoj-EXUFVI_aKz8JYpK6w&ust=1479138400083753