СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку нетрадиционной формы "Своя игра" по литературе на тему "Литература 20-ых годов ХХ столетия" (11 класс)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация может быть использована как материал, позволяющий  обучающимся обобщить знания по теме "Литература 20-ых годов ХХ века". Тема не столько сложная, сколько обширная, и активизировать интерес к ней  одиннадцатиклассников можно, предложив им игру, в которой есть элемент соревновательности.  Содержание включает в себя семь рубрик по шесть вопросов каждая. Некоторые вопросы сопровождаются иллюстрациями, что помогает ученикам представить атмосферу эпохи.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку нетрадиционной формы "Своя игра" по литературе на тему "Литература 20-ых годов ХХ столетия" (11 класс)»

Литература эпохи 20-ых годов ХХ века

Литература эпохи 20-ых годов ХХ века

«Надо судить - но не нужно осуждать, надо размышлять, но не надо приклеивать ярлыков». В.Мирецкая

«Надо судить - но не нужно осуждать, надо размышлять, но не надо приклеивать ярлыков». В.Мирецкая

Условия игры: В игре участвуют команды в составе трех (двух) человек. Игру начинает та команда, которая ответит на вопрос разминки. Игра командой продолжается до тех пор, пока звучат правильные ответы. Для того, чтобы получить оценку «отлично», нужно дать ПОДРЯД пять верных ответов. Выбирать при этом можно вопросы любых направлений, не понижая очередности нумерации. Например: 1 раздел 1,2 вопросы; 2 раздел – 3 вопрос, 6 раздел – 4 вопрос и так далее.

Условия игры:

  • В игре участвуют команды в составе трех (двух) человек.
  • Игру начинает та команда, которая ответит на вопрос разминки.
  • Игра командой продолжается до тех пор, пока звучат правильные ответы.
  • Для того, чтобы получить оценку «отлично», нужно дать ПОДРЯД пять верных ответов.
  • Выбирать при этом можно вопросы любых направлений, не понижая очередности нумерации.

Например: 1 раздел 1,2 вопросы; 2 раздел – 3 вопрос, 6 раздел – 4 вопрос и так далее.

С какого года собственно начинается период

С какого года собственно начинается период "Советская литература

20-ых годов"?

1917

6 3 2 4 5 1 Личность в литературе 1 6 3 4 2 5 Особенности эпохи 2 4 5 3 6 1 Группы и направления 6 3 2 4 5 Вести с Дона 1 1 6 3 4 5 2 Хочу все знать 2 4 5 6 3 1 Словарь литературоведа 6 3 2 4 5 1 Разное

6

3

2

4

5

1

Личность в литературе

1

6

3

4

2

5

Особенности эпохи

2

4

5

3

6

1

Группы и направления

6

3

2

4

5

Вести с Дона

1

1

6

3

4

5

2

Хочу все знать

2

4

5

6

3

1

Словарь литературоведа

6

3

2

4

5

1

Разное

Какому писателю и поэту принадлежит высказывание, по сути ставшее заветом для всей русской литературы:

Какому писателю и поэту принадлежит высказывание, по сути ставшее заветом для всей русской литературы:

"Герой, будь прежде человек"

А.С.Пушкин

Кто утверждал, что

Кто утверждал, что "стихи не пишутся, а делаются"?

В.В.Маяковский

Кому принадлежит высказывание

Кому принадлежит высказывание "Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии"?

С.А.Есенин

Кто приговорил одного из русских писателей к повешению? Назовите имена писателя и человека, вынесшего приговор. М.А.Шолохов, Нестор Махно

Кто приговорил одного из русских писателей к повешению? Назовите имена писателя и человека, вынесшего приговор.

М.А.Шолохов, Нестор Махно

Кто хотел зарубить своей рукой Бабеля, автора книги

Кто хотел зарубить своей рукой Бабеля, автора книги "Конармия", за пасквиль, порочащий заслуги Первой конной армии?

С.М.Буденный

Назовите формулу счастья, выведенную в одном из романов? Кто ее автор?  Счастье = БЛАЖЕНСТВО  ЗАВИСТЬ Е.И.Замятин

Назовите формулу счастья, выведенную в одном из романов? Кто ее автор?

Счастье = БЛАЖЕНСТВО

ЗАВИСТЬ

Е.И.Замятин

Какая из традиций литературы как искусства, формирующего общественное сознание, особенно ярко проявилась в 20-ые годы XX века? Социальный заказ

Какая из традиций литературы как искусства, формирующего общественное сознание, особенно ярко проявилась в 20-ые годы XX века?

Социальный заказ

Какие исторические события определяли

Какие исторические события определяли "лицо времени"?

Революция, Гражданская война

Почему в 20-ые годы востребованной у писателей становится фантастика и тема будущего?   Не было уверенности в завтрашнем дне.

Почему в 20-ые годы востребованной у писателей становится фантастика и тема будущего?

Не было уверенности в завтрашнем дне.

Период 20-ых годов называют эпохой трагического размежевания. Почему? Происходил идейный разрыв между близкими, родными людьми

Период 20-ых годов называют эпохой трагического размежевания. Почему?

Происходил идейный разрыв между близкими, родными людьми

Каким фразеологизмом можно передать ту направленность литературы, что была востребована в 20-ые годы ХХ столетия? На злобу дня

Каким фразеологизмом можно передать ту направленность литературы, что была востребована в 20-ые годы ХХ столетия?

На злобу дня

Каковы

Каковы "плюсы" и "минусы" эпохи 20-ых годов в литературе?

Плюсы - развитие новой литературы, новых жанров и новых тем, становление нового героя; минусы - утрата прежних традиций, катастрофичный раскол русской литературы, эмиграция многих выдающихся писателей.

 Какой из литературных групп принадлежал следующий лозунг:

Какой из литературных групп принадлежал следующий лозунг: "Ничего не пишите, ничего не читайте, ничего не говорите, ничего не печатайте"?

НИЧЕВОКИ

Кто возглавлял группу имажинистов?  С.А.Есенин, А.Б.Мариенгоф

Кто возглавлял группу имажинистов?

С.А.Есенин, А.Б.Мариенгоф

Почему русские писатели пренебрежительно отнеслись к организациям «Пролеткульт», «РАПП»? Не одобряли насаждаемый группами диктат, недопустимый в литературе

Почему русские писатели пренебрежительно отнеслись к организациям «Пролеткульт», «РАПП»?

Не одобряли насаждаемый группами диктат, недопустимый в литературе

Кто такие

Кто такие "напостовцы"?

Группа критиков, объявивших войну непролетарским писателям

 Кто такие

Кто такие "попутчики"?

Писатели и поэты непролетарского происхождения

На какие три

На какие три "ветви" разделилась русская литература в 20-ые годы?

Советская, эмигрантская, «потаённая»

Рождение какого писателя пришлось на год первой русской революции?  М.А.Шолохова

Рождение какого писателя пришлось на год первой русской революции?

М.А.Шолохова

Назовите три причины, которые связывают жизнь М.А.Шолохова с Доном? Рождение – творчество - смерть

Назовите три причины, которые связывают жизнь М.А.Шолохова с Доном?

Рождение – творчество - смерть

Назовите первую книгу о событиях Гражданской войны, созданную М.А. Шолоховым. «Донские рассказы»

Назовите первую книгу о событиях Гражданской войны, созданную

М.А. Шолоховым.

«Донские рассказы»

В чем заключался

В чем заключался "шолоховский вопрос" в литературе?

Оспаривалось авторство Шолохова в романе «Тихий Дон»

Как связаны между собой судьбы романов

Как связаны между собой судьбы романов "Поднятая целина" и "Тихий Дон"?

На встрече со Сталиным в присутствии Горького Шолохов, как говорят, обязался написать роман о коллективизации и дать ей положительную оценку, с тем чтобы разрешили публикацию 3 и 4-ой книг «Тихого Дона»

Почему Шолохова называют писателем с мировым именем? В 1965 году  Шолохов  получил  Нобелевскую   премию  по литературе «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время»

Почему Шолохова называют писателем с мировым именем?

В 1965 году  Шолохов  получил  Нобелевскую   премию  по литературе «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время»

Российский ученый и изобретатель. Впервые обосновал возможность использования ракет для межпланетных сообщений, указал рациональные пути развития космонавтики и ракетостроения.  Циолковский К.Э.

Российский ученый и изобретатель. Впервые обосновал возможность использования ракет для межпланетных сообщений, указал рациональные пути развития космонавтики и ракетостроения.

Циолковский К.Э.

Русский певец (бас), народный артист, представитель русского реалистического исполнительского искусства. Среди лучших партий — Борис Годунов, Иван Грозный, И. Сусанин. С 1922 за рубежом. Шаляпин Ф.И.

Русский певец (бас), народный артист, представитель русского реалистического исполнительского искусства.

Среди лучших партий — Борис Годунов, Иван Грозный, И. Сусанин. С 1922 за рубежом.

Шаляпин Ф.И.

Русский физиолог, создатель материалистического учения о высшей нервной деятельности, крупнейшей физиологической школы современности, академик АН СССР.  Российский биолог и патолог, один из основоположников сравнительной патологии, эволюционной эмбриологии, иммунологии. Как их зовут и чем они известны кроме выше перечисленного? Павлов И.П., Мечников И.И. Лауреаты Нобелевской премии

Русский физиолог, создатель материалистического учения о высшей нервной деятельности, крупнейшей физиологической школы современности, академик АН СССР.

Российский биолог и патолог, один из основоположников сравнительной патологии, эволюционной эмбриологии, иммунологии.

Как их зовут и чем они известны кроме выше перечисленного?

Павлов И.П., Мечников И.И. Лауреаты Нобелевской премии

В чем отличие

В чем отличие "орнаментальной" от "сказовой" прозы?

Сказовая - стилизация речевой манеры человека из низов; орнаментальная - особенность стилевой манеры самого автора, очень близкая к поэзии.

Русский живописец, передвижник. В исторических полотнах раскрывал трагические конфликты - «Иван Грозный и сын его Иван», создал яркие вольнолюбивые образы - «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Репин И.Е.

Русский живописец, передвижник. В исторических полотнах раскрывал трагические конфликты - «Иван Грозный и сын его Иван», создал яркие вольнолюбивые образы - «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Репин И.Е.

Условное обозначение культурной эпохи в мировой истории рубежа Х I Х – ХХ вв.  Модернизм

Условное обозначение культурной эпохи в мировой истории рубежа Х I Х – ХХ вв.

Модернизм

Как переводится ЛЕФ? Левый фронт искусства

Как переводится ЛЕФ?

Левый фронт искусства

Каким становится

Каким становится "новый герой" литературы 20-ых годов ХХ века?

Обычный человек, втянутый в водоворот истории, пытающийся найти свое место в жизни.

Что такое РАПП? Российская ассоциация пролетарских писателей

Что такое РАПП?

Российская ассоциация пролетарских писателей

Какие две формы прозы стали наиболее востребованы в литературе 20-ых годов?  Дневник, хроники

Какие две формы прозы стали наиболее востребованы в литературе 20-ых годов?

Дневник, хроники

 Героем какого произведения был Кирилл Лютов? Бабель, «Конармия»

Героем какого произведения был Кирилл Лютов?

Бабель, «Конармия»

В каком жанре был создан А.Серафимовичем

В каком жанре был создан А.Серафимовичем "Железный поток"?

Хроника

Почему провинциальная литература играла значительную роль в создании общей атмосферы эпохи? Литература вышла за пределы центральных областей - Москвы и Петербурга, писатели наблюдали происходящее по всей стране, поскольку революция затронула все сферы жизни.

Почему провинциальная литература играла значительную роль в создании общей атмосферы эпохи?

Литература вышла за пределы центральных областей - Москвы и Петербурга, писатели наблюдали происходящее по всей стране, поскольку революция затронула все сферы жизни.

Почему лирика в литературе 20-ых годов перестала быть востребованной? Наступила эпоха, которая интересовалась не движением человеческой души, а движением масс.

Почему лирика в литературе 20-ых годов перестала быть востребованной?

Наступила эпоха, которая интересовалась не движением человеческой души, а движением масс.

Назовите (не менее трех) ключевые произведения эпохи.

Назовите (не менее трех) ключевые произведения эпохи.

"Тихий Дон" Шолохова, "Конармия" Бабеля, "Циники" Мариенгофа, "Разгром" Фадеева, "Сивцев вражек" Осоргина, "Клим Самгин" Горького, "Голый год" Пильняк, "Котлован" А.Платонова, «Железный поток» Серафимовича и др.

Какова основная идея рассказов о Гражданской войне? Неприятие кровавых расправ, порождающее возмущение ужасом войны.

Какова основная идея рассказов о Гражданской войне?

Неприятие кровавых расправ, порождающее возмущение ужасом войны.

Какая идея объединяет книги Бабеля

Какая идея объединяет книги Бабеля "Конармия" и Фадеева "Разгром", несмотря на все различие сюжетов и авторской позиции?

Идея гуманизма

 В чем заключается

В чем заключается "революционный гуманизм"?

Гуманизм во имя коллектива, во имя массы.

Источники: https://yandex.ru/video/preview= советская+литература+20+годов https://yandex.ru/video/preview/ Литература. 11 класс. Учебник в 2 ч. Под редакцией - Журавлева В.П.

Источники:

  • https://yandex.ru/video/preview= советская+литература+20+годов
  • https://yandex.ru/video/preview/
  • Литература. 11 класс. Учебник в 2 ч. Под редакцией - Журавлева В.П.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!