СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку-обобщению по теме "Причастие"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку-обобщению по теме "Причастие"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №3 Тракторозаводского района Волгограда»     Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие». (Урок русского языка в 7 классе). Подготовила: Невзорова Наталья Михайловна, учитель русского языка и литературы.   ноябрь, 2022 год

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №3 Тракторозаводского района Волгограда»

 

Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие».

(Урок русского языка в 7 классе).

Подготовила: Невзорова Наталья Михайловна, учитель русского языка и литературы.

ноябрь, 2022 год

Настр оение  радостное  - тревожное

Настр оение радостное - тревожное

Дни поздней осени бранят обыкновенно,  Но мне она мила , читатель дорогой,  Красою тихою, блистающей смиренно.  Так нелюбимое дитя в семье родной  К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,  Из годовых времен я рад лишь ей одной,  В ней много доброго; любовник не тщеславный,  Я нечто в ней нашел мечтою своенравной.  А. С. Пушкин    I.

Дни поздней осени бранят обыкновенно, Но мне она мила , читатель дорогой, Красою тихою, блистающей смиренно. Так нелюбимое дитя в семье родной К себе меня влечет. Сказать вам откровенно, Из годовых времен я рад лишь ей одной, В ней много доброго; любовник не тщеславный, Я нечто в ней нашел мечтою своенравной.

А. С. Пушкин

I.

Ход урока. I.Организационный этап. (Приветствие. Эмоциональный настрой.)  II. Постановка целей и задачей урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.  III. Актуализация знаний. IV. Обобщение и систематизация знаний. V. Применение знаний и умений в новой ситуации. VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.  VII. Домашнее задание. Рефлексия.   VIII. Рефлексия.

Ход урока.

I.Организационный этап. (Приветствие. Эмоциональный настрой.)

II. Постановка целей и задачей урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

III. Актуализация знаний.

IV. Обобщение и систематизация знаний.

V. Применение знаний и умений в новой ситуации.

VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

VII. Домашнее задание. Рефлексия.

 

VIII. Рефлексия.

 II. Сформулируйте задачи урока Мы должны:  1.Обобщить … 2.Повторить … 3. Наблюдать… 4 . Закрепить…

II. Сформулируйте задачи урока

Мы должны:

1.Обобщить …

2.Повторить

3. Наблюдать…

4 . Закрепить…

 II. Цели урока: 1.Обобщить з нания о причастии. 2.Повторить знаки препинания при причастном обороте, орфограммы в причастиях. 3. Наблюдать за употреблением причастий в речи. 4 . Закрепить навыки выполнения морфологического разбора причастия.

II. Цели урока:

1.Обобщить з нания о причастии.

2.Повторить знаки препинания при причастном обороте, орфограммы в причастиях.

3. Наблюдать за употреблением причастий в речи.

4 . Закрепить навыки выполнения морфологического разбора причастия.

 III .- Итак, в путь! Начнем урок с составления рассказа на лингвистическую тему «Причастие». Перед вами листы с незаконченной работой. Внесите свои дополнения.    ПРИЧАСТИЕ. Причастие – это ________________часть речи, которая совмещает в себе признаки ______________________ и признаки ___________________ .  Причастия образуются от _____________________с помощью специальных суффиксов:________________________________________ _______________________________________________________________  Причастия в предложении обычно бывают_________________, реже - _______________.    При них часто находятся зависимые слова и образуют ____________________________________________, который может находиться как перед определяемым____________, так и после него.  Если причастный оборот стоит перед ___________________________, то он ________________________ запятой, если же он стоит после определяемого слова, то он всегда ________________ запятыми.  Причастия могут быть страдательными и _________________________.  Страдательные причастия имеют полную и ________________ формы.  Краткие причастия в предложении всегда выступают в роли ______________и с НЕ пишутся РАЗДЕЛЬНО.

III .- Итак, в путь! Начнем урок с составления рассказа на лингвистическую тему «Причастие». Перед вами листы с незаконченной работой. Внесите свои дополнения.  

ПРИЧАСТИЕ.

Причастие – это ________________часть речи, которая совмещает в себе признаки ______________________ и признаки ___________________ .

Причастия образуются от _____________________с помощью специальных суффиксов:________________________________________

_______________________________________________________________

Причастия в предложении обычно бывают_________________, реже - _______________.  

При них часто находятся зависимые слова и образуют ____________________________________________, который может находиться как перед определяемым____________, так и после него.

Если причастный оборот стоит перед ___________________________, то он ________________________ запятой, если же он стоит после определяемого слова, то он всегда ________________ запятыми.

Причастия могут быть страдательными и _________________________.

Страдательные причастия имеют полную и ________________ формы.

Краткие причастия в предложении всегда выступают в роли ______________и с НЕ пишутся РАЗДЕЛЬНО.

 III -Проверьте, пожалуйста, работы друг у друга. -Кто сегодня чувствует себя готовым к уроку на «5», на «4», «на «3» ? Причастие – это самостоятельная  часть речи, которая совмещает в себе признаки глагола   и признаки прилагательного. Причастия образуются от глаголов с помощью специальных суффиксов: -ащ- (-ящ-), -ущ-(-ющ-), -вш-, -ш-, -ом- (-ем-), -им-, -нн-, -енн- (-ённ-), -т-. Причастия в предложении обычно бывают определениями , реже - сказуемыми. При них часто находятся зависимые слова и образуют причастный оборот , который может находиться как перед определяемым словом , так и после него. Если причастный оборот стоит перед определяемым словом , то он НЕ выделяется  запятой, если же он стоит после определяемого слова, то он всегда выделяется запятыми. Причастия могут быть страдательными и действительными . Страдательные причастия имеют полную и краткую формы. Краткие причастия в предложении всегда выступают в роли сказуемого и с НЕ пишутся РАЗДЕЛЬНО.

III -Проверьте, пожалуйста, работы друг у друга.

-Кто сегодня чувствует себя готовым к уроку на «5», на «4», «на «3» ?

Причастие – это самостоятельная часть речи, которая совмещает в себе признаки глагола и признаки прилагательного.

Причастия образуются от глаголов с помощью специальных суффиксов: -ащ- (-ящ-), -ущ-(-ющ-), -вш-, -ш-, -ом- (-ем-), -им-, -нн-, -енн- (-ённ-), -т-.

Причастия в предложении обычно бывают определениями , реже - сказуемыми.

При них часто находятся зависимые слова и образуют причастный оборот , который может находиться как перед определяемым словом , так и после него.

Если причастный оборот стоит перед определяемым словом , то он НЕ выделяется запятой, если же он стоит после определяемого слова, то он всегда выделяется запятыми.

Причастия могут быть страдательными и действительными .

Страдательные причастия имеют полную и краткую формы.

Краткие причастия в предложении всегда выступают в роли сказуемого и с НЕ пишутся РАЗДЕЛЬНО.

Вид Время Возвратность  Падеж Род Число  IV.Работа со схемами.  Прилагательное  Глагол Шаблон П Р И Ч А С Т И Е

Вид

Время

Возвратность

Падеж

Род

Число

IV.Работа со схемами.

Прилагательное

Глагол

Шаблон

П

Р

И

Ч

А

С

Т

И

Е

Разряды причастий.   Действительные Страдательные Обозначают признак, который возник в результате действия самого предмета. Обозначают признак,который возник у предмета под действием другого предмета.

Разряды причастий.

Действительные

Страдательные

Обозначают признак, который возник в результате действия самого предмета.

Обозначают признак,который возник у предмета под действием другого предмета.

Различай по суффиксам !   Действительные Страдательные -ущ-(- ющ-)  -ем-(-ом-) -ящ-(-ящ-) -им- -вш- - ш- - нн- -енн-(-ённ-) - т-

Различай по суффиксам !

Действительные

Страдательные

-ущ-(- ющ-)

-ем-(-ом-)

-ящ-(-ящ-)

-им-

-вш-

- ш-

- нн-

-енн-(-ённ-)

- т-

Причастный оборот.   Опред. сл. , | ͜͜͜п͜р͜и͜ч. ͜о͜б.| ,  | ͜͜͜П͜р͜и͜ч. ͜о͜б.| опред. сл. Причастный оборот = причастие + зависимое слово

Причастный оборот.

  • Опред. сл. , | ͜͜͜п͜р͜и͜ч. ͜о͜б.| ,
  • | ͜͜͜П͜р͜и͜ч. ͜о͜б.| опред. сл.
  • Причастный оборот = причастие + зависимое слово
Задание №2. Почитайте и озаглавьте текст. К какому типу речи он относится? Определите границы причастного оборота во 2-ом предложении, запишите, объясните расстановку пропущенных знаков препинания.    1.В последние дни ноября, ещё не уступающего своих владений зиме, рано угасает день. 2. Часто за окном шумит грустный дождь подкрадывающийся безлунной  и темной ночью.  3. По лужам и по обнаженным  скверам, усыпанным давно уже облетевшей листвой, бредет осень.  4.Березы, растрепанные сильным ветром, и липы, выстроившиеся в парковой аллее, выглядят одинокими и осиротевшими. 5.Завывающие ветра, моросящие и затяжные дожди, холодящие землю, - признаки приближающейся зимы.  

Задание №2.

Почитайте и озаглавьте текст. К какому типу речи он относится? Определите границы причастного оборота во 2-ом предложении, запишите, объясните расстановку пропущенных знаков препинания.

 

1.В последние дни ноября, ещё не уступающего своих владений зиме, рано угасает день.

2. Часто за окном шумит грустный дождь подкрадывающийся безлунной и темной ночью.

3. По лужам и по обнаженным скверам, усыпанным давно уже облетевшей листвой, бредет осень.

4.Березы, растрепанные сильным ветром, и липы, выстроившиеся в парковой аллее, выглядят одинокими и осиротевшими.

5.Завывающие ветра, моросящие и затяжные дожди, холодящие землю, - признаки приближающейся зимы.

 

Задание №2.  Почитайте и озаглавьте текст. К какому типу речи он относится? Определите границы причастного оборота во 2-ом предложении, объясните расстановку пропущенных знаков препинания.

Задание №2. Почитайте и озаглавьте текст. К какому типу речи он относится? Определите границы причастного оборота во 2-ом предложении, объясните расстановку пропущенных знаков препинания.

Задание №3. Выборочно-распределительное письмо.  Спишите, обозначьте условия выбора Н и НН.  1 вариант 2 вариант  НН Н  Обеспокое(н,нн)ые птицы, вспаха(н,нн)ое поле, затумане(н,нн)ые дали, золоче(н,нн)ый лес, хоже(н,нн)ые тропинки, развея(н,нн)ы по дорогам, сорва(н,нн)ая ветка,  невида(н,нн)ый багрянец, коше(н,нн)ая трава,  увеша(н,нн)а цветными листиками.

Задание №3. Выборочно-распределительное письмо.

Спишите, обозначьте условия выбора Н и НН.

1 вариант 2 вариант

НН Н

Обеспокое(н,нн)ые птицы, вспаха(н,нн)ое поле, затумане(н,нн)ые дали, золоче(н,нн)ый лес,

хоже(н,нн)ые тропинки, развея(н,нн)ы по дорогам, сорва(н,нн)ая ветка,

невида(н,нн)ый багрянец, коше(н,нн)ая трава,

увеша(н,нн)а цветными листиками.

Проверим себя !  1 вариант 2 вариант  -НН- -Н- Обеспокоенные птицы золоченый лес Вспаханное поле хоженые тропинки Затуманенные дали развеяны по дорогам Нежданный морозец кошеная трава Сорванная ветка увешана листьями  

Проверим себя !

  • 1 вариант 2 вариант
  • -НН- -Н-
  • Обеспокоенные птицы золоченый лес
  • Вспаханное поле хоженые тропинки
  • Затуманенные дали развеяны по дорогам
  • Нежданный морозец кошеная трава
  • Сорванная ветка увешана листьями
  •  
«Веришь-не веришь»

«Веришь-не веришь»

 Начинается осень с особенной тишины. Такой, словно уставшая за лето природа задумалась глубоко-глубоко.  Как-то особенно чувствуешь себя в опустевших полях, ощущаешь огромную свободу в осеннем лесу и все-таки со щемящей тоской наблюдаешь за тревожным движением листьев, их сиротливым дрожанием в ничем не нарушаемой осенней тишине.  Даже поздняя осень с хаосом льющихся дождей и шумящих ветров вдруг дарит дни, наполненные тихой и ясной задумчивостью, что кажется: наступающая зима не придет ещё долго.  А.К.Толстой     9

Начинается осень с особенной тишины. Такой, словно уставшая за лето природа задумалась глубоко-глубоко.

Как-то особенно чувствуешь себя в опустевших полях, ощущаешь огромную свободу в осеннем лесу и все-таки со щемящей тоской наблюдаешь за тревожным движением листьев, их сиротливым дрожанием в ничем не нарушаемой осенней тишине.

Даже поздняя осень с хаосом льющихся дождей и шумящих ветров вдруг дарит дни, наполненные тихой и ясной задумчивостью, что кажется: наступающая зима не придет ещё долго.

А.К.Толстой

9

Картинная галерея

Картинная галерея

И.Левитан «Золотая осень»        9

И.Левитан «Золотая осень»

 

9

   В.Поленов «Золотая осень»     9

 

В.Поленов «Золотая осень»

9

   И.Остроухов «Золотая осень»     9

 

И.Остроухов «Золотая осень»

9

И.Остроухов «Золотая осень»      И.Левитан «Золотая осень» В.Поленов «Золотая осень»   9

И.Остроухов «Золотая осень»

 

И.Левитан «Золотая осень»

В.Поленов «Золотая осень»

9

VI.Контроль усвоения материала     -Ребята, побудьте и вы теперь в роли художника. Составьте, пожалуйста, предложение с причастиями на тему «Золотая осень».   9

VI.Контроль усвоения материала

 

-Ребята, побудьте и вы теперь в роли художника. Составьте, пожалуйста, предложение с причастиями на тему «Золотая осень».

9

VII.Домашнее задание. Используя материалы урока, напишите сочинение-описание на одну из предложенных тем:   1.«Унылая пора. Очей очарованье!» (А. Пушкин) .  «И в осени своя есть прелесть…» (П. Вяземский)   .     9

VII.Домашнее задание.

Используя материалы урока, напишите сочинение-описание на одну из предложенных тем:

 

1.«Унылая пора. Очей очарованье!» (А. Пушкин) .

  • «И в осени своя есть прелесть…» (П. Вяземский)

 

.

9

VIII.Рефлексия.   Сегодня я узнал…  Мне было интересно…  Мне было трудно…  Я научился…   Вернемся к нашим осенним листьям…Покажите листок в соответствии со своим настроением. Напоминаю: радостное - грустное     9

VIII.Рефлексия.

 

Сегодня я узнал…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Я научился…

Вернемся к нашим осенним листьям…Покажите листок в соответствии со своим настроением. Напоминаю: радостное - грустное

9

 Считай несчастным тот день или час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию.  Я. А. Коменский

Считай несчастным тот день или час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию.

Я. А. Коменский


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!