Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №3 Тракторозаводского района Волгограда»
Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие».
(Урок русского языка в 7 классе).
Подготовила: Невзорова Наталья Михайловна, учитель русского языка и литературы.
ноябрь, 2022 год
Настр оение радостное - тревожное
Дни поздней осени бранят обыкновенно, Но мне она мила , читатель дорогой, Красою тихою, блистающей смиренно. Так нелюбимое дитя в семье родной К себе меня влечет. Сказать вам откровенно, Из годовых времен я рад лишь ей одной, В ней много доброго; любовник не тщеславный, Я нечто в ней нашел мечтою своенравной.
А. С. Пушкин
I.
Ход урока.
I.Организационный этап. (Приветствие. Эмоциональный настрой.)
II. Постановка целей и задачей урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
III. Актуализация знаний.
IV. Обобщение и систематизация знаний.
V. Применение знаний и умений в новой ситуации.
VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
VII. Домашнее задание. Рефлексия.
VIII. Рефлексия.
II. Сформулируйте задачи урока
Мы должны:
1.Обобщить …
2.Повторить …
3. Наблюдать…
4 . Закрепить…
II. Цели урока:
1.Обобщить з нания о причастии.
2.Повторить знаки препинания при причастном обороте, орфограммы в причастиях.
3. Наблюдать за употреблением причастий в речи.
4 . Закрепить навыки выполнения морфологического разбора причастия.
III .- Итак, в путь! Начнем урок с составления рассказа на лингвистическую тему «Причастие». Перед вами листы с незаконченной работой. Внесите свои дополнения.
ПРИЧАСТИЕ.
Причастие – это ________________часть речи, которая совмещает в себе признаки ______________________ и признаки ___________________ .
Причастия образуются от _____________________с помощью специальных суффиксов:________________________________________
_______________________________________________________________
Причастия в предложении обычно бывают_________________, реже - _______________.
При них часто находятся зависимые слова и образуют ____________________________________________, который может находиться как перед определяемым____________, так и после него.
Если причастный оборот стоит перед ___________________________, то он ________________________ запятой, если же он стоит после определяемого слова, то он всегда ________________ запятыми.
Причастия могут быть страдательными и _________________________.
Страдательные причастия имеют полную и ________________ формы.
Краткие причастия в предложении всегда выступают в роли ______________и с НЕ пишутся РАЗДЕЛЬНО.
III -Проверьте, пожалуйста, работы друг у друга.
-Кто сегодня чувствует себя готовым к уроку на «5», на «4», «на «3» ?
Причастие – это самостоятельная часть речи, которая совмещает в себе признаки глагола и признаки прилагательного.
Причастия образуются от глаголов с помощью специальных суффиксов: -ащ- (-ящ-), -ущ-(-ющ-), -вш-, -ш-, -ом- (-ем-), -им-, -нн-, -енн- (-ённ-), -т-.
Причастия в предложении обычно бывают определениями , реже - сказуемыми.
При них часто находятся зависимые слова и образуют причастный оборот , который может находиться как перед определяемым словом , так и после него.
Если причастный оборот стоит перед определяемым словом , то он НЕ выделяется запятой, если же он стоит после определяемого слова, то он всегда выделяется запятыми.
Причастия могут быть страдательными и действительными .
Страдательные причастия имеют полную и краткую формы.
Краткие причастия в предложении всегда выступают в роли сказуемого и с НЕ пишутся РАЗДЕЛЬНО.
Вид
Время
Возвратность
Падеж
Род
Число
IV.Работа со схемами.
Прилагательное
Глагол
Шаблон
П
Р
И
Ч
А
С
Т
И
Е
Разряды причастий.
Действительные
Страдательные
Обозначают признак, который возник в результате действия самого предмета.
Обозначают признак,который возник у предмета под действием другого предмета.
Различай по суффиксам !
Действительные
Страдательные
-ущ-(- ющ-)
-ем-(-ом-)
-ящ-(-ящ-)
-им-
-вш-
- ш-
- нн-
-енн-(-ённ-)
- т-
Причастный оборот.
- Опред. сл. , | ͜͜͜п͜р͜и͜ч. ͜о͜б.| ,
- | ͜͜͜П͜р͜и͜ч. ͜о͜б.| опред. сл.
- Причастный оборот = причастие + зависимое слово
Задание №2.
Почитайте и озаглавьте текст. К какому типу речи он относится? Определите границы причастного оборота во 2-ом предложении, запишите, объясните расстановку пропущенных знаков препинания.
1.В последние дни ноября, ещё не уступающего своих владений зиме, рано угасает день.
2. Часто за окном шумит грустный дождь подкрадывающийся безлунной и темной ночью.
3. По лужам и по обнаженным скверам, усыпанным давно уже облетевшей листвой, бредет осень.
4.Березы, растрепанные сильным ветром, и липы, выстроившиеся в парковой аллее, выглядят одинокими и осиротевшими.
5.Завывающие ветра, моросящие и затяжные дожди, холодящие землю, - признаки приближающейся зимы.
Задание №2. Почитайте и озаглавьте текст. К какому типу речи он относится? Определите границы причастного оборота во 2-ом предложении, объясните расстановку пропущенных знаков препинания.
Задание №3. Выборочно-распределительное письмо.
Спишите, обозначьте условия выбора Н и НН.
1 вариант 2 вариант
НН Н
Обеспокое(н,нн)ые птицы, вспаха(н,нн)ое поле, затумане(н,нн)ые дали, золоче(н,нн)ый лес,
хоже(н,нн)ые тропинки, развея(н,нн)ы по дорогам, сорва(н,нн)ая ветка,
невида(н,нн)ый багрянец, коше(н,нн)ая трава,
увеша(н,нн)а цветными листиками.
Проверим себя !
- 1 вариант 2 вариант
- -НН- -Н-
- Обеспокоенные птицы золоченый лес
- Вспаханное поле хоженые тропинки
- Затуманенные дали развеяны по дорогам
- Нежданный морозец кошеная трава
- Сорванная ветка увешана листьями
-
«Веришь-не веришь»
Начинается осень с особенной тишины. Такой, словно уставшая за лето природа задумалась глубоко-глубоко.
Как-то особенно чувствуешь себя в опустевших полях, ощущаешь огромную свободу в осеннем лесу и все-таки со щемящей тоской наблюдаешь за тревожным движением листьев, их сиротливым дрожанием в ничем не нарушаемой осенней тишине.
Даже поздняя осень с хаосом льющихся дождей и шумящих ветров вдруг дарит дни, наполненные тихой и ясной задумчивостью, что кажется: наступающая зима не придет ещё долго.
А.К.Толстой
9
Картинная галерея
И.Левитан «Золотая осень»
9
В.Поленов «Золотая осень»
9
И.Остроухов «Золотая осень»
9
И.Остроухов «Золотая осень»
И.Левитан «Золотая осень»
В.Поленов «Золотая осень»
9
VI.Контроль усвоения материала
-Ребята, побудьте и вы теперь в роли художника. Составьте, пожалуйста, предложение с причастиями на тему «Золотая осень».
9
VII.Домашнее задание.
Используя материалы урока, напишите сочинение-описание на одну из предложенных тем:
1.«Унылая пора. Очей очарованье!» (А. Пушкин) .
- «И в осени своя есть прелесть…» (П. Вяземский)
.
9
VIII.Рефлексия.
Сегодня я узнал…
Мне было интересно…
Мне было трудно…
Я научился…
Вернемся к нашим осенним листьям…Покажите листок в соответствии со своим настроением. Напоминаю: радостное - грустное
9
Считай несчастным тот день или час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию.
Я. А. Коменский