СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку окружающего мира "Охрана растений" 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока окружающего мира по теме "Охрана растений" в 3 классе с подобным описанием.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку окружающего мира "Охрана растений" 3 класс»

Охрана растений 3 класс

Слайд 1

Доскажи словечко

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Только тот, кто много знает,

В жизни что-то достигает.

Слайд 2









Слайд 3

Мы рубим лес, устраиваем свалки,

Но кто же под защиту всё возьмёт?

Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.

Подумайте, а что нас дальше ждёт?

Пора бы человечеству понять,

Богатство у Природы отбирая,

Что Землю нужно тоже охранять:

Она, как мы, такая же - живая!

Света Пасхина, 14 лет

Как вы думаете, почему сегодня урок мы начали со знакомства с этим стихотворением. (Потому что на уроке мы будем говорить об охране растений)

Слайд 4










Слайд 5

Но сначала вспомним пройденный материал. У доски 1 ученик составляет схему «Стадии развития растения из семени» (Фролова Н.) (проверка со сладом 6). 2 ученик схему «Способы распространения семян» с объяснением (Плоды клёна имеют особые крылышки, а плоды одуванчика – лёгкие парашютики. поэтому они распространяются ветром. У плодов репейника есть маленькие крючочки, которыми они цепляются за шерсть животных и одежду человека. Плоды кувшинок, лилий переносятся водой. Ягоды рябины распространяют птицы. Семена сосны и ели – дятел, клёст. Жёлуди дуба – лесные мыши, кабаны. Лесные орехи – белки, бурундуки. Некоторые растения, например, горох, фасоль распространяются саморазбрасыванием.) (Клочков А.)

Фронтальная работа.

1. Весной в цветущие сады часто выносят ульи с пчёлами. Для чего это делают?

2. Как происходит опыление растений?

3. Что образуется на месте цветов после опыления?

4. Назовите насекомых-опылителей.

Слайд 7




Слайд 8




Слайд 9



Слайд 10

Экологическая сказка

На большой и красивой поляне каждую весну расцветало множество подснежников. Посмотреть на это чудо приходили звери, прилетали птицы со всех окрестностей, а насекомые там просто жили.

Однажды мальчик Вова забрёл на поляну. Он взглянул на неё и замер. Ему захотелось унести всю эту красоту с собой. Он набрал огромный букет и понёс домой. По дороге он встретил друзей, ребятам стало очень завидно, что у Вовы был такой красивый букет.

Они спросили, где он собрал такие прекрасные цветы. Вова был “добрым” мальчиком, он рассказал друзьям о поляне. Мальчики гурьбой побежали туда.

В лесу гулял лось. Он услышал этот разговор и тоже захотел посмотреть на чудесную поляну. Что он там увидел! Вместо небесно-чистейших цветов осталась только вытоптанная листва подснежников. Вмиг глаза лося погрустнели, и он заплакал …

Обсуждение сказки.

Можно ли Вову назвать “добрым” мальчиком?

Почему лось заплакал?

Слайд 11



Слайд 12




Слайд 13

Какое значение имеют растения для животных?

Растения дают животным кислород, служат пищей, лекарством, жилищем.

А какое значение имеют растения для человека?

Человек получает от растений кислород, пищу, лекарства, древесину (из неё – мебель, музыкальные инструменты, посуду, бумагу и другие необходимые в жизни вещи), ткани – лён, хлопок, любуется красотой, получает радость.

Жизнь человека и животных полностью зависит от растений. Человек и животные получают от растений сахар и крахмал, а через них энергию солнечного света.





Слайд 14









Слайд 15




Слайд 16

Сейчас на Земле в опасности 25 тысяч видов растений. Растения нуждают- ся в охране. Поэтому люди создали Красную книгу. Почему она красная? Красный цвет предупреждает нас – стой! Остановитесь! Ещё один неосторожный шаг, и может быть поздно.

Красная книга

– это одна из форм охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений. Информирует о том, какие виды находятся в опасности. Предупреждает об их исчезновении. Призывает изучать эти виды. Советует, как сохранить редкие виды.

Как вы думаете, Красная книга – это форма охраны растений и животных, осуществляемая государством или отдельными гражданами? (Государством) Какие еще формы охраны природы мы знаем? (Заповедники, национальные парки)

Заповедник — это определённая территория (может быть лес, поле или смешанная местность), охраняемая законом, на которой запрещены любые виды человеческой деятельности, из-за обитания на ней редко встречающихся или вымирающих видов животных и растений.

Национальным парком называется особо охраняемая территория или акватория. На ней с целью защиты природы ограничена, но не запрещена деятельность человека. Режим доступа на такую территорию позволяет проводить там научные исследования, сохранять хозяйственную деятельность в ограниченных масштабах и организовывать туристические маршруты.

Слайд 17

























Слайд 18










Ребята нам приготовили сообщение о растениях из Красной книги.

Торопливая хохлатка (Смирнова У.)

Хохлатка как будто все время спешит: скорее выбраться из-под земли, скорее развернуть листья, скорее зацвести. И действительно, зацветает очень рано: едва снег успеет исчезнуть. Идёшь по весеннему лесу – под ногами слегка шуршит прелая листва, в ямках чернеет застоявшаяся снеговая вода. И вдруг маленькое растение с чудесными сиреневыми цветками, собранными в густую кисть. У каждого цветка длинный вырост – хохолок. В нём спрятан сладкий нектар, а вокруг распространяется нежный аромат. Летят к хохлатке шмели и пчёлы – собирают нектар и пыльцу и опыляют цветки.

Всего несколько дней радует нас хохлатка своей хрупкой, какой-то удивительно чистой красотой. За торопливым цветением следует быстрое увядание. И уже в конце весны мы не увидим в лесу этого растения. Исчезли не только цветки, но и стебли, и резные листочки...

И всё-таки осталась в лесу хохлатка! Под землёй у неё сохранился небольшой клубень с запасом питательных веществ. Всё лето, осень и зиму он будет как бы дремать, а весной из него вырастет новое растение. Ну и конечно, останутся в лесу её семена. Правда, появляющиеся из них растения зацветут лишь на четвертый - пятый год своей жизни.

Очень нежна хохлатка. Сорванный цветок, скорее всего даже до дома не донесешь, он увянет по дороге. Лучше любоваться ею в лесу. А любуясь, полезно вспомнить, что наша хохлатка с сиреневыми цветками – представитель немаленькой пестрой семейки. Ведь на свете больше 100 видов хохлаток.

Сон-трава (Торговкина С.)

Удивительное растение зацвело в сосновом лесу! Похоже на коло­кольчик. Но хотя лепестки и фиолетовые, между собой они совсем не сра­стаются, как это бывает у колокольчика. Всюду на растении нежный се­ребристый пушок. Листья тоже необычные — рассечены на множество долек, как будто прострелены.

Народное имя — сон-трава — родилось из поверья: цветок этот буд­то бы навевает сны. Медицина подтвердила: в сон-траве действительно содержатся вещества, обладающие успокаивающим и снотворным дей­ствием. Кое-где цветок называют сон-дрёмой, сончиком.

Этим именам есть ещё одно объяснение: цветок, особенно молодой, почти всегда стоит поникшим, как будто спит. С возрастом он подни­мается, раскрывает свои лепестки и становится похожим на большую фиолетовую звезду.

Цветёт сон-трава в апреле — начале мая. Опыляют её шмели, пчелы и другие насекомые. А после опыления образуются плодики. Они умеют ползать и зарываться в землю, не говоря уже о том, что они прекрасно летают. Секрет здесь такой: каждый плодик имеет вырост — ость, снаб­жённую длинными волосками. Благодаря волоскам плодик летает — легко переносится ветром. А ость очень чутко реагирует на изменения влаж­ности. При этом она может закручиваться, перемещает плодик и как бы ввинчивает его в землю. Вот такие чудеса.

Слайд 19

Физминутка (Мочалина Ж.)

Говорит цветку цветок:

«Подними-ка свой листок». (поднимаем и опускаем руки)

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой. (шагаем на месте, высоко поднимаем колени)

Да головкой покачай,

Утром солнышко встречай. (вращение головой)

Стебель наклони слегка –

Вот зарядка для цветка. (наклоны)

А теперь росой умойся,

Отряхнись и успокойся. (встряхивание кистями рук)

Наконец, готовы все

День встречать во всей красе! (вдох, выдох)

Слайд 20






























Слайд 21
































Слайд 22

Волчье лыко (Нёма П.)

Волчье лыко — небольшой кустарник; он обычно не превышает по­ловины человеческого роста. Но если пересадить кустарник на открытое место, например, на клумбу, он начинает расти гораздо лучше, обильно цветёт и плодоносит.

Цветёт растение ранней весной. На тонких голых прутиках появля­ются небольшие розовые цветки, напоминающие цветки сирени. Но рас­полагаются они на ветках совсем не так, как у сирени, — небольшими плотными кучками. Собственных стебельков-цветоножек у них нет, и, кажется, будто цветки наклеены на ветки. У других наших кустарни­ков такого не бывает. Нежные розовые цветки имеют приятный острый аромат, немного похожий на запах гиацинта.

Цветение волчьего лыка продолжается недолго. Венчики цветков быстро бледнеют и опадают. В это же время появляются и листья — не­большие, сильно вытянутые.

В середине лета на месте цветков созревают плоды — блестящие крас­ные ягодки. Они тоже точно приклеены к веткам. Эти красивые ягодки ядовиты. Ядовито и все растение — его листья, ветки, корни.

К волкам этот невысокий кустарник не имеет никакого отношения: волки, как и все другие дикие и домашние животные, обходят его стороной. Очень уж оно ядовито. Вероятно, за это и название получило. А лыко из коры этого кустарника действительно прочное и гибкое, из него рань­ше в деревнях плели лапти.

Волчье лыко и прежде встречалось нечасто, а теперь становится всЁ более редким. В этом повинны слишком усердные сборщики весенних цветов. Увидят в лесу цветущий кустик — обязательно надо сорвать. А так как одну ветку отломить трудно, выдергивают растение целиком, благо оно небольшое.

Волчье лыко можно встретить в еловых лесах. Но не во всех ельниках, а лишь в некоторых — там, где более богатая почва.

Купальница (Федотова А.)

Всё ярче весеннее солнце, всё ближе и ближе настоящее летнее тепло.

Как раз в то время, когда у одуванчиков появляются первые пуховички-парашютики, над лугами и лесными полянами поднимает свои золотые головки-бубенчики купальница.

Растёт она в сырых местах — на лугах, среди кустарников, в лесах. Это многолетнее растение с прямым стеблем до 50 см высотой. Цветки у неё крупные, 3—5 см в диаметре. Цветок оригинальной шаро­видной формы, защищающий пыльцу от сырости, поэтому купальница никогда не склоняет цветок. Имеется только одно небольшое отверстие наверху, через которое насекомые попадают внутрь. В непогоду и по но­чам они забираются в цветки купальницы и находят там временное убе­жище от дождя, ветра и холода ночи - ведь в цветке на 5-6 градусов теплее, чем снаружи. Цветки имеют слабый, но очень приятный аромат, который напоминает запах мандарина.

Всё звонче и звонче голоса птиц в парках и лесах... Всё больше и боль­ше вокруг купальниц. Лепестки купальницы сомкнуты, сжаты в кулачок, а сам цветок как бубенчик, только что не звенит. На дне, где тычинки, крошечное оранжевое солнышко. И кажется, что эти цветы-бубенчики, чуть заметно покачиваясь на ветру, тихо позванивают вслед за птицами: «динь-дилинь-бом, динь-дилинь-бом».

Другой раз и ветра никакого нет, а цветок-бубенчик покачивается на своей высокой ножке. Постой немного около цветка. И тогда обяза­тельно увидишь, как из него выберется наружу пчела или шмель. Заберёт­ся пчела или шмель в цветок за пыльцой и нектаром, возится внутри — вот бубенчик и раскачивается без ветра.

Наша купальница растет в европейской части страны и очень робко заглядывает в Сибирь, а потому и называют ее — купальница европей­ская. В Сибири же растет другая купальница — азиатская. Эту купальницу называют еще жарки. Цветки у жарков не желтые, а оранжевые, и когда цветут жарки, то кажется, что по полянам, опушкам, лугам и горным склонам зажгли много-много ярких огоньков.

Кувшинка (Мочалина Ж.)

В пресных водоемах со стоячей и медленно текущей водой растут красивые растения с крупными блестящими темно-зелеными листьями и белыми цветками. Это кувшинка.

 У всех народов с глубокой древности сохранились предания и легенды связанные с кувшинкой. В Древней Греции цветок кувшинки был символом красоты и красноречия. В Средние века в Европе создавались сказки об эльфах — маленьких лесных человечках, катающихся, как на ко­рабликах, на чашелистиках кувшинки.

Древние славяне приписывали кувшинке таинственные свойства, особенно помогающие путешественникам: «Где ни пойдет — много добра обрящет» (обретёт, найдёт). Когда славянин отправлялся в далёкое путешествие, он за­шивал в ладанку (мешочек) кусок корневища кувшинки и вешал себе на шею. При этом произносил такое заклинание:

«Одолень-трава! Одолей ты злых людей: лихо бы на нас не думали, скверного не мыслили, отгони ты чародея, ябедника. Одолень-трава! Одолей мне горы высокие, долы низкие, озера синие, берега крутые, леса темные, пеньки и колоды... Спряду я тебя, одолень-трава, у рети­вого сердца во всем».

Кувшинки имеют цветки от снежно-белых, голубых, розовых до ли­ловых, синих и даже жёлтых. Размеры цветков бывают от 4 до 12 см в диа­метре.

Цветки белой кувшинки имеют удивительную особенность: с начала лета до осенних холодов при ясной погоде они открываются в восьмом часу, а вечером закрываются около пяти-шести, так что по ним можно определять время.

Концы лепестков кувшинок выделяют мёд. Их посещают жуки, мухи и пчёлы. Насекомые переносят пыльцу с цветка на цветок, опыляя пе­стики.

Когда плод сгниет, семена не тонут, а плавают, так как они у белой кувшинки окружены беловатой оболочкой, наполненной воздухом. По­дует ветерок, зарябит поверхность озера, и понесутся семена кувшинки к другому берегу. Оболочку семян белой кувшинки едят рыбы, которые способствуют их распространению. Воздух из оболочки постепенно выходит, и тогда семена опускаются на дно. Но часто семена попадают на дно не своего родного водоема, а какого-нибудь другого, далёкого. Дело в том, что плоды кувшинки состоят из сочной, клейкой и вязкой, как тесто, массы. Эта мякоть плодов является любимым лакомством во­дяных курочек (камышница - водоплавающая птица, размером с голубя). Семена налипают на лапки, клюв и перья курочек и пе­реносятся ими в новые водоёмы за тридевять земель.

Слайд 23







Слайд 24

Мы обсудили формы охраны растений государством, а что могут делать простые граждане для сохранения растений, вы узнаете в ходе совместной работы в группах.

  1. Прочитайте «Правила охраны растений» в памятке.

2. Пользуясь образцом на с. 84 учебника, изготовьте свой знак-правило.

3. Расскажите ваше правило классу.

Главное: работайте дружно, слушайте товарища, соблюдайте порядок!

Отчёт каждой группы. Выставка экознаков на доске.

Слайд 25













Слайд 26







Слайд 27





Слайд 28






Слайд 29






Слайд 30








Слайд 31

Поиграем в игру “Экологический светофор”, чтобы закрепить правила поведения по охране растений в различных ситуациях.

Правила игры: “Экологический светофор” похож на те светофоры, которые установлены на наших дорогах. Вспомните, что обозначают их сигналы?

(Красный свет запрещает движение, жёлтый – предупреждает, а зелёный – разрешает).

Светофоры помогают водителям и пешеходам выполнять правила дорожного движения. “Экологический светофор” поможет нам правильно поступать, чтобы не причинять вреда растениям. Он тоже имеет три цвета: “Красный свет – природе вред!”; “Жёлтый – осторожно!”; “Свет зелёный – так красиво! – лес сказал тебе “Спасибо!”. Мы будем зачитывать текст ситуации, вы должны “зажигать сигналы светофора”, демонстрируя тот сигнал, который соответствует описанной ситуации.

1ситуация. Таня хотела научиться плести венки так же, как это делала её подружка Марина. Девочки нашли полянку с одуванчиками. Нарвали по букету и сели плести. Марина показала, как укладывать и перевязывать цветы, но у Тани ничего не получилось. Пришлось собрать ещё букет, потом – ещё. Одуванчики быстро вяли и становились некрасивыми. Когда, наконец, Таня закрепила концы венка и можно было одеть его на голову, девочек позвали домой. Они бросили цветы и пошли обедать.

2 ситуация. Олегу и Андрею родители купили велосипеды. Рядом был лесопарк, и мальчишки решили покататься там. Когда они въехали в лес, то увидели, что асфальтированные дорожки очень узкие, а вдоль них высокая трава, цветы. “Как же быть?” - задумались они, - “можно ли здесь кататься?”

3 ситуация. Каждую осень Галя и Маша собирали семена цветов: календулы, бархоток… Весной девочки проращивали рассаду на подоконниках, а когда наступали тёплые дни, высаживали растения у себя во дворе и вместе с учителем на школьных клумбах. Каждый год девочки узнавали о цветах все больше и больше. Даже взрослые стали обращаться к ним за советом.

4 ситуация. Катя и Света вышли на улицу, чтобы начать выполнять летнее задание по составлению гербария. Девочки знали, что в нем могут быть и травы, и цветы, и листья. Они взяли с собой большой полиэтиленовый пакет и картонную папку, чтобы складывать сорванные растения. Какие именно – они ещё не решили. “Посмотрим по дороге – что понравится, то и будем срывать для гербария” - договорились между собой Катя и Света.

5 ситуация. Валера встал поздно, кое-как, чтобы не опаздывать в школу, побросал книжки в рюкзак и выскочил из дома. Обычный маршрут его пролегал по асфальтовой дорожке вокруг школьного сада. Но сегодня он решил сократить путь – побежал через сад. Оказалось, что за школьным забором вчера вскопали широкую полоску земли и высадили цветочную рассаду. Бежать вокруг было некогда, и Валера пустился напрямик, затаптывая слабенькие росточки. Когда он вбежал в класс – раздался звонок. “Не опоздал!” - радостно подумал Валера.

6 ситуация. Оля с родителями поехали в лес. Отец вел машину. Остались позади шумные городские улицы, проехали дачные участки. Далее вдоль дороги стеной вставали деревья. Проехав какое-то расстояние, отец спросил: “Где остановимся?” Можно было свернуть с дороги и проехать между деревьями вглубь леса. Кто-то уже поступал таким образом – следы от машин оставались надолго. Они были узнаваемы по бедной растительности. Олины родители решили в лес не въезжать, тем более, что возле дороги была небольшая асфальтированная стоянка для машин. В лес отправились пешком, аккуратно и тихо, уважая законы чужого дома, как и положено гостям.

В любой ситуации надо помнить о правилах поведения в природе и поступать так, чтобы ваши действия приносили пользу окружающему миру и самому человеку.


Слайд 32





Слайд 33

Задания на развитие мышления

1. Раньше крестьяне соблюдали время начала сенокоса, но в последнее время эта традиция нарушилась. Скашивать травы на лугах и лесных опушках стали намного раньше.

Как ты думаешь, к чему это привело? (У растений не успевают созреть плоды и семена, значит, на следующий год на этом лугу не будет травы)

2. В одном из городов решили вырубить природную дубраву и построили жилой микрорайон. Какое влияние это могло оказать на людей и природу? (Лучше найти другое место для постройки, т.к. даже высадив новый лес, ждать, когда он обретёт ту же силу, что и вырубленный, нужно десятилетиями, а многие виды деревьев растут столетия. Где должны обитать лесные жители после вырубки? Они погибнут. Нужно высаживать новые леса, при строительстве жилья, дорог, заводов сохранять верхний плодородный слой почвы.)

Слайд 34

Выполни задание в тетради. Запиши буквы по порядку. Берегите растения!

Слайд 35

Какой вывод можно сделать на нашем уроке?

Каждый человек должен бережно относиться к растениям. Следует знать и соблюдать экологические правила.

Замечательный писатель К.Г. Паустовский, рассказы которого вы читали летом, всей душой любивший природу, сказал: “Охранять природу – значит охранять Родину”.

Слайд 36

Какие мысли возникли у вас после урока? Продолжите предложения.

Сегодня на уроке я узнал…

Меня удивило…

Мне захотелось…

Я понял, что…

Я попробую…

Слайд 37

Домашнее задание: с. 82 – 85 пересказ

Слайд 38

Берегите растения!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!