СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект к уроку окружающего мира. Тема "Разнообразие животных", 3 класс, УМК "Школа России".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация предназначена для учителей начальных классов. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект к уроку окружающего мира. Тема "Разнообразие животных", 3 класс, УМК "Школа России".»

Тема

Животные, их разнообразие.

Дата

16.11.2021 г.

День недели:

вторник

Цели

создать условия для актуализации и систематизации знания о классификации животных и их групповых признаках; формирования представлений о животных в процессе работы с текстом.

Учебник с. 87-93

Планируемые результаты

Познавательные: 
- умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; 

Регулятивные: 
- умение прогнозировать предстоящую работу; 
- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 
- умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. 

Коммуникативные: 
- умение слушать и понимать других; 
- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. 

Предметные: 
- классификация животных на группы по их признакам.


Наглядность

Презентация урока на СД-диске, компьютер, проектор, экран.

Карточки с заданиями

оборудование

Х О Д У Р О К А

этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Самоопределение (мотивация к учебной деятельности)

  1. Проверка готовности к уроку .

  2. Психологический настрой.

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать,

Будем вместе развивать
У себя внимательность,

А поможет всё узнать

Наша любознательность.


Дети проверяют наличие необходимых инструментов к уроку

регулятивные принимают и сохраняют задачу, соответствующую этапу обучения;

Личностные УУД: развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов; положительное отношение к школе и адекватное представление о школе.

Актуализация опорных знаний

  • Назовите тему прошлого урока.

  • Какая наука изучает растения?

  • Учёные-ботаники установили, что многие виды дикорастущих растений становятся редкими. Почему? Перечислите причины исчезновения растений.

  • Что люди делают для охраны растений? Как называются охраняемые участки природы?

Продолжите высказывание.

  1. Заповедник – это охраняемый участок земли, который нельзя …

  2. Национальный парк – это охраняемый участок земли, в котором проводят …

  3. Сад с редкими видами растений называется …

  • Ребята, растений на нашей планете огромное множество, как узнать, какие из них нуждаются в охране?

Совершенно, верно. Но, к сожалению, Красная книга не всегда под рукой. Поэтому мы должны знать некоторые виды исчезающих растений, чтобы не причинить им вред.

- Проверим как вы усвоили пройденную тему. Перед вами лежат листочки. Подпишите листочки. На листочках указаны номера вопросов. Сейчас на экране будут появляться изображения растений. Вы должны выбрать название растения из предложенного списка, указав рядом с номером вопроса букву.

Проведём взаимопроверку. Передайте листочки соседу по парте. На экране вы увидите правильные ответы. Ошибку нужно зачеркнуть, пропущенный ответ дописать карандашом.

- Проверьте, правильно ли ваш одноклассник выполнил задание?

Оцените его.

Ели нет ошибок – это «5»,

1или 2 ошибки – это «4»,

3, 4 или 5 ошибок – это «3»,

6 и больше – это «2».

- Верните товарищу листок.

- Поднимите руку, кто получил «5» и «4».

- Что посоветуете ребятам, которые допустили много ошибок?

Охрана растений

ботаника


1 уч-ся отвечает на оценку.


Заповедники и национальные парки





посещать

экскурсии

ботаническим


посмотреть в Красной книге









СЛАЙД

работают по карточке









СЛАЙД



познавательные – используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и 1интерпретации информации в соответствии с познавательными задачами и технологиями учебного предмета

коммуникативные – адекватно используют средства общения для решения коммуникативных задач

Самоопределение

Проблемная ситуация.

Мы закончили изучать царство растений. И знаем, что оно относится к живой природе.

  • Какие царства живой природы мы не назвали?

Сегодня мы приступаем к знакомству с царством животных.

  • Вспомните, какие группы животных вы знаете с первого класса? Назовите отличительные признаки каждой группы.

Учитель показывает карточку с пауком, улиткой и дождевым червем.

  • В какую из перечисленных вами групп отнесем паука? Улитку? Червя? Почему? Что вы можете сказать о данной классификации животных?

Царства грибов, бактерий и животных



Дети называют группу и ее отличительные признаки.



Она неполная, неточная. Не все группы перечислены

Личностные: расширяют познавательные интересы, учебные мотивы, проявляют прилежание в учебе;


регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.)

Постановка цели урока

  • Какую главную цель поставим на уроке?

Предположите тему нашего урока. Сравните ваши выводы с темой учебника на с. 87.

Узнать, какие ещё существуют группы животных




Дети называют тему урока.



Личностные: расширяют познавательные интересы, учебные мотивы, проявляют прилежание в учебе;


регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.)

Осознанное выполнение различных действий для освоения способов решений учебных задач (выведение алгоритма решения)

Открытие нового знания.

Ученых, которые изучают животных, называются зоологами.


Чтение текста учебника. Извлечение информации по теме урока.

Давайте узнаем, на какие группы ученые делят царство животных.

Дети читают смысловые отрывки. Называют группу животных. Приводят примеры животных.

Учитель прикрепляет на доску табличку с названием группы животных.

Царство животных

Черви. (Черви живут в почве, водоёмах, в корнях культурных растений. Они имеют удлинённую форму и передвигаются, изгибая своё упругое тело).

Моллюски. (Тело моллюсков мягкое, у многих защищено раковиной. Питаются они растениями и мелкими животными).

Иглокожие. (Малоподвижные животные, которые обитают на дне морей и океанов. Иглы им нужны для защиты и передвижения. Многие иглокожие хищники, а некоторые питаются растительной пищей).

Ракообразные. (Тело их покрыто жёстким хитиновым панцирем . По мере роста раки линяют-сбрасывают ставшую тесной оболочку).

Паукообразные. (Паукообразные преимущественно наземные обитатели. Все пауки-хищники. У пауков-8 ног (4 пары). Все пауки плетут паутину. Паучья нить очень прочная. Паутина служит и домом, и местом для охоты).

Насекомые.

Рыбы.

Земноводные.

Пресмыкающиеся.

Птицы.

Млекопитающие.

  • Сравните старую и новую классификацию. О каких новых группах животных мы узнали?













Таблички





Какие животные относятся к червям?


Кто является представителем группы?

Назовите иглокожих.



Перечислите ракообразных.



Кто относится к паукам?



Отличительные признаки насекомых, зверей, птиц, рыб … не называют.

Познавательные: общеучебные – формулирование ответов на вопросы учителя; составление диалогов; осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о своей семье; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные: знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; оценка своих поступков, действий, слов; диагностика творческих предпочтений и базового уровня сложившихся навыков.

Первичное закрепление

  • К какой группе отнесем паука? Почему? (8 ног) Улитку? (моллюски) Почему? (есть раковина) Дождевого червя? (черви)

Итак, мы узнали, что учёные-зоологи делят царство животных на 11 групп. А теперь будем учиться классифицировать животных по группам согласно его отличительным признакам.

Отгадайте загадку. Определите животное в группу.

Здесь в лесу, среди болот

Ядовитая живёт

Под корягой сидит, злюка,

И шипит, на всех змеюка

Как зовут её?   (Гадюка) - пресмыкающиеся

Насекомых ловит,

Хвостом своим их колит,

Восемь лапок, много глаз,

Внешним видом всех пугает,

Как его все величают? (Скорпион) - паукообразное


Рассекает океан,

Из спины живой фонтан!

Страшен и огромен он,

Ест он крошечный планктон. (Кит) - млекопитающее

Зубы в пасти в три ряда.

Это целая беда.

Этот хищник знаменит,

Тем, что он — морской бандит. (Акула) - рыба


Её достаточно везде,

Живёт она всегда в воде:

В любом пруду, в любом болоте

Всегда её полно найдёте.

Но к ней не надо прикасаться -

Она ведь может присосаться.

Любая … Крупная, малявка

Укусит, это ведь - … (Пиявка) - черви


Ползет в море паук -

Восемь ног, пара рук.

В руках клещи,

В глазах испуг. (Краб) - ракообразное


Глубоко на дне она 

Словно на небе видна. 

Но не светит и не греет, 

Потому что не умеет. (Морская звезда) – иглокожее


В синеве морских пучин

Бродит он по дну один.

Все в присосках восемь ног

Кто же это? (Осьминог) – моллюск


Длинная шея, огромные ноги,
Птица несется бегом по дороге!  (страус) – птица


На вид, конечно, мелковаты,

Но всё, что можно, тащат в дом.

Неугомонные ребята

Вся жизнь их связана с трудом. (Муравей) – насекомые


Ему помогают и руки, и ум,

И множество мыслей,

И множество дум. (Человек)

  • Относится ли человек к царству животных? Ответ обоснуй.

Ответы уч-ся









Отгадывают загадки.


Называют отличительные признаки вида.


Соотносят с группой.

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о поколениях людей, живущих в семье; логические осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).

Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные: знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; оценка своих поступков, действий, слов; диагностика

Обобщение усвоенного и включение нового знания в систему знаний и повторений (сравнение нового знания с алгоритмом в учебнике)

  • Назовите известные вам виды птиц.

Вот видите, сколько много видов птиц вы назвали. Птицы разных видов заметно отличаются друг от друга, например воробей от голубя, коршун от синицы и т.п. А птицы одного вида очень схожи.

Рассмотрите птиц на экране. Это птицы одного вида, какого?

СХОДСТВО синиц в форме их тела и особенностях питания и размножения. Все эти птицы едят насекомых, но могут есть и другую пищу. Их можно назвать всеядными. У них небольшие клювики и похожее пение. Это кочующие птицы.

РАЗЛИЧИЕ синиц - в размерах, окраске и длине хвоста.

Работа по карточкам в ПАРАХ.

Проверим ваши знания. Выполним задание, поработав в парах. Работа в паре учит нас работать сообща, дружно и ускоряет процесс.

  • Для того, чтобы работа была успешной, вспомним правила работы вместе.

КАРТОЧКА

Определи виды синиц. Проведи стрелки от названий к соответствующим рисункам.

Наверное, мы даже не думали, что в природе может быть столько видов синиц, которые при этом совсем не похожи друг на друга.

Традиционной желтой грудкой оказывается могут похвастать немногие синицы. Это отличительная особенность Большой синицы, которая на картинке справа посредине и синицы под названием Лазаревка.

Хохлатая синица называется так за непослушный хохолок на ее голове. Длиннохвостая получила свое название за свой очень длинный для синиц хвостик, и при этом сама она почти белая.

Московка также имеет слегка желтоватую грудку.

А вот гаечка - розоватую.

ВЫВОД: в каждой из 11 групп животных много видов. Животные разных видов заметно отличаются друг от друга. А одного вида очень схожи.

Ответы уч-ся





Это всё синицы.







СЛАЙД













Уч-ся выполняют задание на карточке
















Устная проверка работы уч-ся 1 пары

Познавательные: составление алгоритма, поиск информации в учебнике.

Самостоятельная работа по образцу или эталону

Работа по карточкам в ГРУППАХ.

- Теперь поработаем в группах. Какие правила работы в группе вы помните?

- Ребята, распределите обязанности в вашей группе. Достаньте задание. Договоритесь, кто из команды будет представлять вашу работу.

- Оцените работу вашей команды. Если вы все в группе были дружны, активны, аккуратны, то покажите сердечко членам команды красной стороной, если не все ребята принимали участие в работе, или были другие замечания, то белой.


КАРТОЧКА ДЛЯ 3 ГРУППЫ

Используя информацию, закончите заполнение таблицы.

КАРТОЧКА ДЛЯ 2 ГРУППЫ

Исправьте ошибки в таблице.

КАРТОЧКА ДЛЯ 1 ГРУППЫ

Выступления команд.


Выслушиваются ответы

СЛАЙД













Проверка по СЛАЙДУ

































Проверка по СЛАЙДУ









Проверка по СЛАЙДУ

Познавательные УУД: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о поколениях людей, живущих в семье; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные УУД: знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; оценка своих поступков, действий, слов; диагностика творческих предпочтений и базового уровня сложившихся навыков.

Контроль и самоконтроль

  • Какую цель урока ставили?

  • Достигли её?

  • Что для этого делали?

  • Что большего всего запомнилось?

  • Что вызвало трудности?


личностные – понимают значение знаний для человека и принимают его, имеют желание учиться.


Рефлексия

Расскажите по схеме, чему научились на уроке.

  • Я узнал…

  • Я научился…

  • Мне понравилось…

  • Я бы хотел…

  • Новые знания мне пригодятся…

Оцените свою работу на уроке, используя один из кружочков: зеленый, красный, жёлтый




КАРТОЧКА ДЛЯ 3 ГРУППЫ

Используя информацию, закончите заполнение таблицы.

Учёным известно более 1 миллиона видов животных. Больше всего среди них насекомых. Рыб известно 20.000 видов, земноводных – 4700, пресмыкающихся – 8000, птиц – 9000, зверей – 5000.

Проанализируй заполненную таблицу. Какая группа животных наиболее богата видами? В какой группе меньше всего видов? Перечисли (устно) группы животных: в порядке увеличения.


КАРТОЧКА ДЛЯ 2 ГРУППЫ

Исправьте ошибки в таблице.


КАРТОЧКА ДЛЯ 1 ГРУППЫ

На этих рисунках изображены представители разных групп животных. Пронумеруй рисунки в соответствии со списком.
































КАРТОЧКА для работы в ПАРЕ.

Определи виды синиц. Проведи стрелки от названий к соответствующим рисункам.

КАРТОЧКА для работы в ПАРЕ.

Определи виды синиц. Проведи стрелки от названий к соответствующим рисункам.


_________________________

Карточка

для индивидуальной работы.

Выбери название растений.



_________________________

Карточка

для индивидуальной работы.

Выбери название растений.



_________________________

Карточка

для индивидуальной работы.

Выбери название растений.



_________________________

Карточка

для индивидуальной работы.

Выбери название растений.



_________________________

Карточка

для индивидуальной работы.

Выбери название растений.



_________________________

Карточка

для индивидуальной работы.

Выбери название растений.






ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 1.

Пересказ параграфа на с. 87 – 93,

ответить на вопрос 1 на с.93.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 2.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 3.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!