Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку окружающего мира "В содружестве с природой" (4 класс)»
Урок окружающего мира в 4 классе УМК «Перспектива»
Подготовила: учитель начальных классов 1 кв.к.
МОУ «СОШ № 61»
Шайдуллина А.А.
От Уральских гор до океана,
От морей студёных до степи
Пролегла великая держава –
Русская красавица Сибирь.
Города её, как твердь земная,
На брегах великих рек стоят,
А вокруг леса: «Не видно края!» -
О раздолье местном говорят.
Многие народы населяют сибирские земли. Сибиряки любят и оберегают свой край. Они рачительные и гостеприимные хозяева.
Прочитайте о том, как живут в этих суровых условиях на с. 106-108.
С чем связан образ жизни народов Сибири? Как вы понимаете слово «кочевали»?
Многие сибирские народы жили охотой на диких оленей, кочевали.
Кочевали – передвигались с места на место
Как жили и чем занимались жители побережья? Какое правило указывало на то, что они бережно относились к природе?
Эскимосы и чукчи на лодках охотились на китов, касаток, белух, нерп. Для охоты они изобрели гарпун.
Взять у природы можешь ровно столько, сколько нужно для жизни, не больше
Для древних сибирских народов олени являлись пищей, одеждой, кровом, транспортом.
Какую роль играли олени в жизни и быту кочующих народов?
Как вы поняли значение слова оседло?
Чем отличаются жилища кочующих и оседлых народов?
Почему нанайцы строили жилища у амурских притоков?
Какой образ жизни сложился у жителей Дальнего Востока?
Люди на Дальнем Востоке жили оседло. Нанайцы устраивали стойбища и селились возле устья амурских притоков.
Эти места были обильны рыбой.
Почему рыба – это хлеб для нанайцев?
Нанайская «жатва» – дни с 20 августа по 20 сентября. Рыбу ловили, чистили, вялили, сушили, коптили, делали рыбную муку.
Из рыбьих шкур делали одежду и обувь, посулу.
Просмотр мультфильма «Как помирились Солнце и Луна»
Итог урока
- Как природные условия повлияли на образ жизнь в Сибири?
- Чем занимались жители тундры?
- Что было хлебом для жителей морских побережий?
- Как народы России относились к природе?