Теоретические основы художественного проектирования
Раздел 1. Фигура человека как объект проектирования одежды
Тема 1.4 Стилизация фигуры человека
Фигура человека
Канонические нормы идеального телосложения человека создавались в античной Греции и устанавливались на основе выявления среднего арифметического числа, были близки к данным анатомических исследований
модуль – голова человека, которая составляет 1/8 часть фигуры.
Фигура человека
Кроме классических канонов в изображении фигуры человека находит отражение правило золотого сечения – линия талии является композиционным центром (отношение 3:5).
Стилизация фигуры человека
При выполнении эскизов приходится решать сложные задачи изображения фигуры человека во взаимосвязи с содержанием одежды (костюма) и выбором графических средств изображения
Стиль - манера, в которой художник создал образ предмета и то, как он выразил своё видение
Индивидуальный стиль изображения – это творческая манера отдельного автора,
- должен включать поиск новых образов и средств изображения
Стиль
- Слово «стиль» имеет греческое происхождение и изначально использовалось для обозначения палочки или стержня для письма.
- В современном значении понятие употребляется в качестве характеристики какой-либо исторической эпохи, различных художественных форм или направлений искусства.
- Первые проявления стилистических черт можно наблюдать в произведениях искусства древних цивилизаций, таких как Древний Египет, Греция, Рим и позднее: готика, ренессанс, барокко, рококо, романтизм, модерн и др.
Стилизация фигуры человека
Стилизация изображения фигуры человека –
это изменение естественных пропорций фигуры для придания выразительности или стилистической принадлежности к определенному художественному направлению в искусстве.
Стилизация обычно предполагает трансформацию без потери узнаваемости какого-либо предмета или изображения, поэтому её часто путают с упрощением, геометризацией или абстрагированием.
Стилизация фигуры человека
- Современное развитие искусства не отличается присутствием определенного всеобъемлющего художественного стиля
- современная эпоха — эта период стилизаций, многочисленных художественных приемов, в которых наиболее ценным является творческая личность художника или дизайнера
- В процессе стилизации дизайнер творчески переосмысливает окружающую его действительность, окрашивает ее своими эмоциями, придавая тем самым ей индивидуальность и оригинальность
Стилизация фигуры человека
- Современный художественный стиль
Стилизация фигуры человека
- Современный художественный стиль
Виды стилизации
Стилизация — это процесс и способ декоративного обобщения характерных черт изображаемых предметов. Обобщая опыт существующих приемов стилизации, можно выделить два ее основных вида:
- 1) имитационная — подражание авторскому почерку и манере известного художника, использование при изображении характерных приемов и черт уже существующего стиля;
- 2) декоративная — авторский подход в выборе средств художественной выразительности при создании эскизов, когда линии имеют оригинальный характер, а при изображении форм используются декоративные приемы.
Процесс стилизации как творческий метод
- Применяется в различных областях искусства, в том числе и в дизайне костюма
Дизайнеру при проектировании костюма необходимо владеть приемами стилизованного изображения, от этого будет зависеть восприятие зрителем костюма в целом
- при стилизации дизайнер специально увеличивает вертикальные размеры, вытягивает фигуру, чтобы оказать более сильное воздействие на зрителя
- в стилизованном рисунке голова может составлять 1/9 или даже 1/10 часть длины тела, могут быть сознательно искажены его горизонтальные размеры
Процесс стилизации
При стилизации изображения за основу можно принять характер линий и приемы изображения людей, присущие разным культурам
Поиски наиболее приемлемой манеры стилизации начинающему дизайнеру можно начать с изучения особенностей изображения фигур в Древнем Египте
Процесс стилизации
Изображения фигуры в Древней Греции , гдебыла открыта «формула красоты» — «золотое сечение», самая гармоничная пропорция в природе и искусстве
принципы стилизации:
• подчеркнутое атлетическое телосложение;
• точная передача анатомических пропорций на основе «золотого сечения»
• выделение при помощи графических и композиционных средств динамики и пластики форм тела
Процесс стилизации
Основным композиционным приемом для передачи динамики является изображение человека в динамичных позах, в незаконченном движении: ходьба, бег, прыжок
Выбор динамической позы для изображения модели позволяет раскрыть работу ее конструкции и материалов
- В поиске новых выразительных средств дизайнер по костюму необходимо обращается к различным источникам, известным в изобразительном искусстве
Процесс стилизации
Источником вдохновения для дизайнера могут служить стилистические особенности африканского искусства
В данном случае используются следующие приемы :
• упрощенное изображение формы тела при помощи пятна и линии;
• декоративный подход и орнаментация;
• изображение фигуры в движении с передачей его характера (мягкая гибкость или напряженная порывистость);
• изображение передает экспрессию, эмоциональное состояние (устрашающий гнев, спокойствие)
Процесс стилизации
Упражнения по копированию и подражанию манере мастеров графического искусства научит применять графические приемы, с помощью которых художник добивается стилистического единства своих работ
использования стилизованных фигур в качестве шаблонов для изображения моделей одежды
Для повышения эффективности работы над созданием костюма дизайнеры используют заготовки для рисования эскизов, так называемые типажи, или «фигурины», как их называют итальянцы
- В качестве шаблонов используют несколько изображений проектного образа в различных позах (от четырех до шести), выполненных в одном масштабе и с использованием единых приемов стилизации
- Положение тела в изображении проектного образа подбирается дизайнером в зависимости от композиционных и конструктивных особенностей, содержания модели одежды и пластических свойств используемых материалов
основные этапы работы дизайнера над эскизами модели или коллекции
1) поисковый — выбор источника вдохновения или темы коллекции
2) исследовательский — выполнение фор-эскизов или первых зарисовок силуэтных линий, отдельных узлов и элементов костюма
3) эскизный — создание творческих или так называемых художественных эскизов
4) технический— подготовка рабочих и технических эскизов
5) демонстрационный — представление результатов проектирования коллекции в виде рекламной графики, создание плакатов, буклетов
Терминология современного художественного проектирования
- Модель - новый по виду, форме и материалу образец.
- Коллекция - серия моделей различного назначения, построенная на основе единого образного решения, стиля, конструкции, базовой формы и структуры материалов. Коллекция может охватить весь ассортимент или изделия только одного сезона.
- Макет - условное объемное изображение предмета, дающее представление о его форме, пропорциях, функциях.
Алгоритм процесса проектирования
Процесс стилизации Фор-эскиз
- Первый этап эскизирования, начало идеи, быстрая зарисовка возникших образов, когда автор изображает то, что сам считает нужным и что будет понятно только ему.
Процесс стилизации Художественные эскизы
Процесс стилизации Fashion иллюстрация
Процесс стилизации Технический рисунок
Процесс стилизации Технический рисунок