СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку по дисциплине "Основы художественного проектирования" по профессии 16909 «ПОРТНОЙ» на тему 3.1 Виды силуэтных форм. Тема 3.2 Формообразование и силуэт в одежде

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация  к уроку по дисциплине "Основы художественного проектирования", Раздел 3. Силуэтные формы костюма, Тема 3.1 Виды силуэтных форм, Тема 3.2 Формообразование и силуэт в одежде

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по дисциплине "Основы художественного проектирования" по профессии 16909 «ПОРТНОЙ» на тему 3.1 Виды силуэтных форм. Тема 3.2 Формообразование и силуэт в одежде»

Теоретические основы художественного проектирования Раздел 3. Силуэтные формы костюма Тема 3.1 Виды силуэтных форм. Тема 3.2 Формообразование и силуэт в одежде

Теоретические основы художественного проектирования

Раздел 3. Силуэтные формы костюма

Тема 3.1 Виды силуэтных форм.

Тема 3.2 Формообразование и силуэт в одежде

Виды силуэтных форм  Форма костюма Форма костюма – это его объемно пространственная характеристика Костюм создается на конкретный подвижный объект (фигуру человека) с заданными размерами, форма костюма создает первое зрительное впечатление от одежды Уже с первой точки зрения можно определить, какая это одежда - широкая, узкая, длинная или короткая, подходит она человеку или нет. Форма костюма зависит от: четкости силуэта точности пропорциональных отношений частей костюма ясности ритмического порядка деталей соответствия цветового порядка костюма его назначению

Виды силуэтных форм Форма костюма

Форма костюма – это его объемно пространственная характеристика

Костюм создается на конкретный подвижный объект (фигуру человека) с заданными размерами, форма костюма создает первое зрительное впечатление от одежды

Уже с первой точки зрения можно определить, какая это одежда - широкая, узкая, длинная или короткая, подходит она человеку или нет.

Форма костюма зависит от:

  • четкости силуэта
  • точности пропорциональных отношений частей костюма
  • ясности ритмического порядка деталей
  • соответствия цветового порядка костюма его назначению
Понятие о силуэте и его виды   Силуэт  – от франц., плоскостное однотонное изображение предмета, одежды, его «Тень» Силуэт костюма зависит от характера конструктивных линий Силуэт – плоскостное выражение формы Силуэт можно классифицировать по степени прилегания изделия к фигуре: • Полуприлегающий силуэт – повторяет формы тела, как бы удален от него на небольшое расстояние, подчеркивает форму фигуры Степень приталивания, а также длина костюма зависят от индивидуальных особенностей фигуры • Прилегающий – силуэт одежды, плотно прилегающий к телу и точно повторяющий его форму • Приталенный - контраст между тонкой талией и свободными формами верха и низа изделия, может напоминать букву – Х (может иметь узкий или свободный лиф, расширенную или зауженную юбку) • Прямой силуэт – это силуэт одежды, которая держась на опорных конструктивных поясах (плечевом, линии талии) может совсем не соприкасаться с телом

Понятие о силуэте и его виды

  Силуэт – от франц., плоскостное однотонное изображение предмета, одежды, его «Тень»

Силуэт костюма зависит от характера конструктивных линий

Силуэт – плоскостное выражение формы

Силуэт можно классифицировать по степени прилегания изделия к фигуре:

Полуприлегающий силуэт – повторяет формы тела, как бы удален от него на небольшое расстояние, подчеркивает форму фигуры

Степень приталивания, а также длина костюма зависят от индивидуальных особенностей фигуры

Прилегающий – силуэт одежды, плотно прилегающий к телу и точно повторяющий его форму

Приталенный - контраст между тонкой талией и свободными формами верха и низа изделия, может напоминать букву – Х (может иметь узкий или свободный лиф, расширенную или зауженную юбку)

Прямой силуэт – это силуэт одежды, которая держась на опорных конструктивных поясах (плечевом, линии талии) может совсем не соприкасаться с телом

Силуэт по степени прилегания изделия к фигуре

Силуэт по степени прилегания изделия к фигуре

Силуэт по степени прилегания изделия к фигуре

Силуэт по степени прилегания изделия к фигуре

Силуэт по степени прилегания изделия к фигуре

Силуэт по степени прилегания изделия к фигуре

Силуэт по степени прилегания изделия к фигуре

Силуэт по степени прилегания изделия к фигуре

виды силуэта Для моды на определенном отрезке времени характерны определенные формы и, следовательно, силуэты одежды Силуэт является средством выражения моды, он дает возможность определить характерные изменения моды в костюме за определенный период времени. Силуэт представляет собой рамку, в пределах которой решается одежда Для более точной характеристики силуэта его сравнивают с теми или иными геометрическими фигурами: • прямоугольный; • трапециевидный; • овальный; • в виде двух треугольников с усеченными вершинами.

виды силуэта

  • Для моды на определенном отрезке времени характерны определенные формы и, следовательно, силуэты одежды
  • Силуэт является средством выражения моды, он дает возможность определить характерные изменения моды в костюме за определенный период времени.
  • Силуэт представляет собой рамку, в пределах которой решается одежда

Для более точной характеристики силуэта его сравнивают с теми или иными геометрическими фигурами:

прямоугольный;

трапециевидный;

овальный;

в виде двух треугольников с усеченными вершинами.

виды силуэта прямоугольник треугольник круг (овал)

виды силуэта

прямоугольник

треугольник

круг (овал)

виды силуэта

виды силуэта

виды силуэта

виды силуэта

Формообразование в одежде Формообразование — способ и процесс создания формы формообразования затрагивает стадии проектирования изделий легкой промышленности: эскизный проект технический проект «Эскизный проект» решает целый комплекс задач направленных на достижение согласованности структурных, пропорциональных, фактурных свойств формы проектируемого изделия, используется композиционный способ формообразования «Технический проект» решает группу задач, направленных на получение плоских деталей объемной формы модели, размеры, число и конфигурация которых обеспечат при сборке получение этой же формы, используется конструктивный способ формообразования

Формообразование в одежде

Формообразование — способ и процесс создания формы

формообразования затрагивает стадии проектирования изделий легкой промышленности:

  • эскизный проект
  • технический проект

«Эскизный проект» решает целый комплекс задач направленных на достижение согласованности структурных, пропорциональных, фактурных свойств формы проектируемого изделия, используется композиционный способ формообразования

«Технический проект» решает группу задач, направленных на получение плоских деталей объемной формы модели, размеры, число и конфигурация которых обеспечат при сборке получение этой же формы, используется конструктивный способ формообразования

Формообразование в одежде На этапе определения или разработки технологического процесса сборки изделия на этапе технического проекта решаются задачи формозакрепления, направленные на обеспечение формоустойчивости изделия в процессе эксплуатации Конструктивное и композиционное формообразование неотделимы друг от друга выбор способа формообразования изделия легкой промышленности определяется структурой и деформационными свойствами[1] материалов [1] Деформационные свойства материала — это способность к изменению геометрических характеристик (формы, размеров или объема), проявляющиеся при любом воздействии (механическом, тепловом и т.п.) Конструкция — это функциональная структура, обеспечивающая стабильность и функциональность объекта Композиция — это художественно-образная структура, включающая и конструктивную основу в том числе

Формообразование в одежде

На этапе определения или разработки технологического процесса сборки изделия на этапе технического проекта решаются задачи формозакрепления, направленные на обеспечение формоустойчивости изделия в процессе эксплуатации

Конструктивное и композиционное формообразование неотделимы друг от друга

выбор способа формообразования изделия легкой промышленности определяется структурой и деформационными свойствами[1] материалов

[1] Деформационные свойства материала — это способность к изменению геометрических характеристик (формы, размеров или объема), проявляющиеся при любом воздействии (механическом, тепловом и т.п.)

Конструкция — это функциональная структура, обеспечивающая стабильность и функциональность объекта

Композиция — это художественно-образная структура, включающая и конструктивную основу в том числе

Формообразование в одежде На  стадии « технического проекта» используются способы формообразования: технологический конструктивный комбинированный

Формообразование в одежде

На стадии « технического проекта» используются способы формообразования:

  • технологический
  • конструктивный
  • комбинированный
Формообразование в одежде Технологический способ формообразования основан на использовании особенностей структуры и свойств материалов Средства технологического способа формообразования: Проектирование деформаций и закрепление их с помощью влажно-тепловой обработки (ВТО) раскрой ткани с учетом направления нитей в деталях и действующих сил, раскрой натуральных кож с учетом направлений тягучести  использование каркасных элементов: в одежде — плечевые накладки, формоустойчивые прокладки, кромки и т.д., в изделиях из кожи — каркасные детали (в обуви — межподкладка, жесткий задник и подносок; в кожгалантерейных изделиях — прокладки из жестких материалов, например, картона или бумаги)

Формообразование в одежде

Технологический способ формообразования основан на использовании особенностей структуры и свойств материалов

Средства технологического способа формообразования:

  • Проектирование деформаций и закрепление их с помощью влажно-тепловой обработки (ВТО)
  • раскрой ткани с учетом направления нитей в деталях и действующих сил, раскрой натуральных кож с учетом направлений тягучести
  • использование каркасных элементов: в одежде — плечевые накладки, формоустойчивые прокладки, кромки и т.д.,
  • в изделиях из кожи — каркасные детали (в обуви — межподкладка, жесткий задник и подносок; в кожгалантерейных изделиях — прокладки из жестких материалов, например, картона или бумаги)
Технологический способ формообразования Технологический способ формообразования основан на использовании формовочной способности материалов — способности материалов образовывать пространственную форму за счет способности деформироваться при различных воздействиях Виды деформации, используемые в формообразовании изделий легкой промышленности: •  утонение — способность материала при сжатии деформироваться по толщине. При утонении текстильного материала его структура уплотняется, уменьшается высота волн нитей, увеличиваются углы обхватов • изгиб — основной вид деформации при создании таких элементов формы, как складки, гофре, плиссе, при сгибании краев деталей — в одежде и кожгалантерейных изделиях • сжатие и растяжение — основной вид деформации при формообразовании обуви, а также верхней одежды

Технологический способ формообразования

Технологический способ формообразования основан на использовании формовочной способности материалов — способности материалов образовывать пространственную форму за счет способности деформироваться при различных воздействиях

Виды деформации, используемые в формообразовании изделий легкой промышленности:

утонение — способность материала при сжатии деформироваться по толщине. При утонении текстильного материала его структура уплотняется, уменьшается высота волн нитей, увеличиваются углы обхватов

изгиб — основной вид деформации при создании таких элементов формы, как складки, гофре, плиссе, при сгибании краев деталей — в одежде и кожгалантерейных изделиях

сжатие и растяжение — основной вид деформации при формообразовании обуви, а также верхней одежды

Конструктивное Формообразование в одежде Конструктивный способ формообразования основан на создании развертки поверхности формы на плоскости, членении формы

Конструктивное Формообразование в одежде

Конструктивный способ формообразования основан на создании развертки поверхности формы на плоскости, членении формы

Конструктивное Формообразование в одежде Основными средствами формообразования в конструкции одежды являются: швы, вытачки, ВТО, формовочные свойства материалов и различные их комбинации ВТО (сутюживание и оттягивание)

Конструктивное Формообразование в одежде

Основными средствами формообразования в конструкции одежды являются:

швы, вытачки, ВТО, формовочные свойства материалов и различные их комбинации

ВТО (сутюживание и оттягивание)

Конструктивное Формообразование в одежде Сутюживание — это уменьшение размера детали на отдельных участках посредством ВТО для получения желаемой формы. Например, сутюживание слабины ткани к конце выточки, сутюживание срезов пройм и горловины для образования выпуклости на грудь и т.д. Оттягивание — это увеличение размера детали на отдельных участках посредством ВТО для получения желаемой формы, например, оттягивание среднего среза задней половинки брюк, переднего среза рукава для получения вогнутой формы рукава и т.д.

Конструктивное Формообразование в одежде

Сутюживание — это уменьшение размера детали на отдельных участках посредством ВТО для получения желаемой формы. Например, сутюживание слабины ткани к конце выточки, сутюживание срезов пройм и горловины для образования выпуклости на грудь и т.д.

Оттягивание — это увеличение размера детали на отдельных участках посредством ВТО для получения желаемой формы, например, оттягивание среднего среза задней половинки брюк, переднего среза рукава для получения вогнутой формы рукава и т.д.

Конструктивное Формообразование в одежде Возможности создания из того или иного материала какой-либо объемно-пространственной формы обусловливаются его структурой Создание заданных форм в костюме возможно за счет целенаправленной деформации структуры материала: за счет фалд драпировок выпуклостей на отдельных участках и т.д.

Конструктивное Формообразование в одежде

Возможности создания из того или иного материала какой-либо объемно-пространственной формы обусловливаются его структурой

Создание заданных форм в костюме возможно за счет целенаправленной деформации структуры материала:

  • за счет фалд
  • драпировок
  • выпуклостей на отдельных участках и т.д.
Конструктивное Формообразование в одежде Среди разновидностей структур материалов, используемых для создания изделий легкой промышленности, выделяют следующие тектонические системы: решетчатая, каркасная, оболочковая, монолитная Большинство текстильных материалов имеют такую структуру, как решетчатая тектоническая система - это прежде всего текстильные, трикотажные полотна, вязанотканые материалы Семействами взаимно перпендикулярных нитей являются нити основы (семейство продольных нитей) и нити утка (семейство поперечных нитей), а система переплетения определяет структуру ткани Текстильный материал — это два семейства взаимно перпендикулярных нитей, переплетающихся друг с другом в процессе ткачества, образующие полотно, служащее для создания изделий легкой промышленности

Конструктивное Формообразование в одежде

  • Среди разновидностей структур материалов, используемых для создания изделий легкой промышленности, выделяют следующие тектонические системы: решетчатая, каркасная, оболочковая, монолитная
  • Большинство текстильных материалов имеют такую структуру, как решетчатая тектоническая система - это прежде всего текстильные, трикотажные полотна, вязанотканые материалы
  • Семействами взаимно перпендикулярных нитей являются нити основы (семейство продольных нитей) и нити утка (семейство поперечных нитей), а система переплетения определяет структуру ткани

Текстильный материал — это два семейства взаимно перпендикулярных нитей, переплетающихся друг с другом в процессе ткачества, образующие полотно, служащее для создания изделий легкой промышленности

тектонические системы Текто́ника  (от др.-греч. τεκτονική — строение, построение) — точная наука (или интуитивное искусство) выстраивания конструктивного целого из отдельных структурных деталей, не обязательно несущих силовую нагрузку Тектоничность одежды во многом зависит и от тектоники швейных материалов тек­тоника ткани - её пластические свойства  Форма костюма содержит в себе опре­делённые взаимосвязи всех её элементов между собой и пространством  Форма представляет собой объёмно-пространственную структуру, которая может быть и предельно простой, и очень сложной Независимо от степени сложности костюма, система связей всех его структурных элементов и характер их работы, то есть архитектоника, имеет решающее значение для достижения под­линной гармонии, что должно являться основной задачей при создании одежды

тектонические системы

  • Текто́ника (от др.-греч. τεκτονική — строение, построение) — точная наука (или интуитивное искусство) выстраивания конструктивного целого из отдельных структурных деталей, не обязательно несущих силовую нагрузку
  • Тектоничность одежды во многом зависит и от тектоники швейных материалов
  • тек­тоника ткани - её пластические свойства
  • Форма костюма содержит в себе опре­делённые взаимосвязи всех её элементов между собой и пространством
  • Форма представляет собой объёмно-пространственную структуру, которая может быть и предельно простой, и очень сложной
  • Независимо от степени сложности костюма, система связей всех его структурных элементов и характер их работы, то есть архитектоника, имеет решающее значение для достижения под­линной гармонии, что должно являться основной задачей при создании одежды
Конструктивное Формообразование в одежде Трикотаж относится к текстильным материалам , имеющим решетчатую тектоническую структуру образуемые петлями трикотажа ряды (горизонтальный ряд петель) и столбики (вертикальный ряд петель) располагаются по отношению друг к другу под углом, близким к 90° связи между элементами структуры в трикотаже значительно слабее, чем в ткани, в связи с чем его структура более подвижна высокие пластические свойства, что позволяет получать сложные объемно-пространственные формы и обеспечивать трансформацию формы при достаточно простом конструктивном решении изделия

Конструктивное Формообразование в одежде

Трикотаж относится к текстильным материалам , имеющим решетчатую тектоническую структуру

  • образуемые петлями трикотажа ряды (горизонтальный ряд петель) и столбики (вертикальный ряд петель) располагаются по отношению друг к другу под углом, близким к 90°
  • связи между элементами структуры в трикотаже значительно слабее, чем в ткани, в связи с чем его структура более подвижна
  • высокие пластические свойства, что позволяет получать сложные объемно-пространственные формы и обеспечивать трансформацию формы при достаточно простом конструктивном решении изделия
Конструктивное Формообразование в одежде К каркасным тектоническим системам относится большинство нетканых материалов (тканепрошивные, нитепрошивные, иглопробивные и пр.) Наличие в их структуре базовых элементов, относительно устойчивых к деформациям (систем нитей, тканей и т.д.), существенно ухудшает пластические свойства материалов, обусловливая при этом целесообразность их использования как основы для организации формы Например : для обеспечения выразительности формы стеганых изделий материал верха соединяется с объемным нетканым материалом

Конструктивное Формообразование в одежде

К каркасным тектоническим системам относится большинство нетканых материалов (тканепрошивные, нитепрошивные, иглопробивные и пр.)

Наличие в их структуре базовых элементов, относительно устойчивых к деформациям (систем нитей, тканей и т.д.), существенно ухудшает пластические свойства материалов, обусловливая при этом целесообразность их использования как основы для организации формы

Например :

  • для обеспечения выразительности формы стеганых изделий материал верха соединяется с объемным нетканым материалом
Конструктивное Формообразование в одежде Одной из оболочковых тектонических систем материалов для изделий легкой промышленности является: искусственная кожа материал с пленочным покрытием и т.п. В их структуре присутствуют полимерные материалы, нанесенные на какую-либо основу и выполняющие функцию оболочки (например, ветрозащитную, водозащитную, сигнальную, светоотражающую и пр.)

Конструктивное Формообразование в одежде

Одной из оболочковых тектонических систем материалов для изделий легкой промышленности является:

  • искусственная кожа
  • материал с пленочным покрытием и т.п.

В их структуре присутствуют полимерные материалы, нанесенные на какую-либо основу и выполняющие функцию оболочки (например, ветрозащитную, водозащитную, сигнальную, светоотражающую и пр.)

Конструктивное Формообразование в одежде Примерами  монолитных тектонических систем  могут служить применяемые для изделий легкой промышленности фурнитура (пуговицы, пряжки, кнопки, стразы, пайетки и др.) и элементы каркасных систем костюма Создание фурнитуры нужной формы из-за монолитности структуры исходного материала требует специальной технологической обработки, связанной с приложением механических усилий или переводом вещества в новое агрегатное состояние в процессе литья

Конструктивное Формообразование в одежде

Примерами  монолитных тектонических систем  могут служить применяемые для изделий легкой промышленности фурнитура (пуговицы, пряжки, кнопки, стразы, пайетки и др.) и элементы каркасных систем костюма

  • Создание фурнитуры нужной формы из-за монолитности структуры исходного материала требует специальной технологической обработки, связанной с приложением механических усилий или переводом вещества в новое агрегатное состояние в процессе литья
Композиционное Формообразование в одежде На стадии «эскизного проекта» используется композиционный способ формообразования , направленный на эстетическую и художественную организацию объекта проектирования В художественном творчестве различают два способа формообразования: формовычитание (лат. т-ймто — разделением) формосложеные (лат. т-аСпособ формовычитания характеризует известное высказывание Б. Микеланжело о том, что любая глыба мрамора таит в себе скульптуру, художнику остается лишь увидеть ее и отсечь лишнее Способ формосложения — способ прибавления одной модульной единицы к другой

Композиционное Формообразование в одежде

На стадии «эскизного проекта» используется композиционный способ формообразования , направленный на эстетическую и художественную организацию объекта проектирования

В художественном творчестве различают два способа формообразования:

  • формовычитание (лат. т-ймто — разделением)
  • формосложеные (лат. т-а

Способ формовычитания характеризует известное высказывание Б. Микеланжело о том, что любая глыба мрамора таит в себе скульптуру, художнику остается лишь увидеть ее и отсечь лишнее

Способ формосложения — способ прибавления одной модульной единицы к другой

Средства композиционного формообразования Конфигурация, силуэт, очертания объекта за счет цветового контраста или техники исполнения  величина, масса, плотность — количеством материала, распределенного в пределах границ формы  масштаб изображения  динамические характеристики могут быть усилены конфигурацией, а также распределением массы и цвета  цветовые и фактурные качества раскрываются при цветовом или фактурном взаимодействии с фоном или окружением, выраженное в контрастных или сближенных соотношениях

Средства композиционного формообразования

  • Конфигурация, силуэт, очертания объекта за счет цветового контраста или техники исполнения
  • величина, масса, плотность — количеством материала, распределенного в пределах границ формы
  • масштаб изображения
  • динамические характеристики могут быть усилены конфигурацией, а также распределением массы и цвета
  • цветовые и фактурные качества раскрываются при цветовом или фактурном взаимодействии с фоном или окружением, выраженное в контрастных или сближенных соотношениях
Композиционное Формообразование в одежде В композиционном формообразовании участвуют: • свойства формы (вид, величина, масса, цвет, плотность) • пространственные связи формы (масштаб, устойчивость, подвижность, напряженность, динамическая направленность, протяженность, цветовое развитие; • средства и способы изображения , взаимодействующие с поверхностью (линейность, плоскостность, объем, фактура, цветовое покрытие)

Композиционное Формообразование в одежде

В композиционном формообразовании участвуют:

свойства формы (вид, величина, масса, цвет, плотность)

пространственные связи формы (масштаб, устойчивость, подвижность, напряженность, динамическая направленность, протяженность, цветовое развитие;

средства и способы изображения , взаимодействующие с поверхностью (линейность, плоскостность, объем, фактура, цветовое покрытие)

Комбинированный способ формообразования Комбинированный способ формообразования основан на сочетании средств формообразования и конструктивного и технологического способов При проектировании большинства изделий легкой промышленности обычно применяется комбинированный способ формообразования , использующий и конструктивный, и технологический способы Использование комбинированного способа формообразования позволяет обеспечить высокую точность воспроизведения формы и ее устойчивость в эксплуатации

Комбинированный способ формообразования

Комбинированный способ формообразования основан на сочетании средств формообразования и конструктивного и технологического способов

  • При проектировании большинства изделий легкой промышленности обычно применяется комбинированный способ формообразования , использующий и конструктивный, и технологический способы
  • Использование комбинированного способа формообразования позволяет обеспечить высокую точность воспроизведения формы и ее устойчивость в эксплуатации


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!