Экскурсия по родным местам
И.С.Тургенев «Бежин луг»
Тема урока :
Роль пейзажа в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»
Цели урока :
Был прекрасный июльский день…
Небо (каково?)...
Утренняя заря разливается (как?)...
Солнце (какое?)...
Восстановите утренний пейзаж
- Светло, ясно, чисто.
- Нежным румянцем,
кротким румянцем, тихим румянцем.
- Яркое и лучистое, светлое и приветно лучезарное, сверкающее и бесконечно лучезарное.
- Небо (каково?)...
- Утренняя заря разливается (как?)...
- Солнце (какое?)...
Трогательный – вызывающий умиление, способный растрогать.
Кротость –
нежное смирение
«Небо ясно», «кроткий румянец», солнце «светлое и приветно-лучезарное», облака «золотисто-серые, с нежными белыми краями», «ровная синева», к небосклону облака «все насквозь проникнуты светом и теплотой». «Цвет небосклона легкий, бледно-лиловый», «краски все смягчены; светлы, но не ярки; на всем лежит печать какой-то трогательной кротости».
Какую же роль играет это описание?
Вывод:
Работа над отрывками «Наступление ночи» и «Ночи»
«Ночь приближалась и росла, как грозовая туча»
« Сладко стеснялась грудь , вдыхая тот особенный ,томительный и свежий запах – запах русской летней ночи.»
Ночное...
Какую же роль играет здесь пейзаж?
«Торжественно и царственно
стояла ночь;
Какую роль играет пейзаж в этом эпизоде?
Физкультминутка
Встанем, представим, что мы деревья. Поднимем руки вверх, потянемся, мы тоже хотим быть большими и сильными. Вот налетел ветер, начал нас качать то влево, то вправо, то влево , то вправо, то вперёд, то назад. Наши кроны качаются , но вот выглянуло солнце. Протянем руки (веточки) ему навстречу, каждым листиком поприветствуем его. И опять улыбнёмся!
Утро зачиналось…
«…промчался отдохнувший табун»
Сравним описание утра в начале и конце рассказа
С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце — не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное — мирно всплывает под узкой и длинной тучкой
полились кругом меня по широкому мокрому лугу, и спереди, по зазеленевшимся холмам, от лесу до лесу, и сзади по длинной пыльной дороге, по сверкающим , обагренным кустам, и по реке, стыдливо синевшей из-под редеющего тумана, — полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света… Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило .
Создание синквейна «Природа»
Рефлексия:
Домашнее задание на выбор
- Выучить отрывок на выбор с описанием природы
- Подготовить ответ на вопрос из учебника. Чем похожи стихотворение Некрасова «Крестьянские дети» и рассказ Тургенева «Бежин луг» и чем отличаются?
- Написать сочинение по теме «Какая из картин природы в рассказе «Бежин луг» произвела на тебя самое большое впечатление»