СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку по теме "Горные породы, минералы и полезные ископаемые"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку по географии на ткму "Горные породы, минералы и полезные ископаемые"

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по теме "Горные породы, минералы и полезные ископаемые"»

МБОУ МО Плавский район «Ново-Никольская СОШ» Выполнила: Пантанова В.П.

МБОУ МО Плавский район

«Ново-Никольская СОШ»

Выполнила: Пантанова В.П.

Земная кора – 10-70 км Мантия – 2900 км, температура от +500 ° до +2500 ° , раскалённое пластичное вещество. Ядро – температура +5000-6000 °  внешнее ядро – 2250 км, жидкое вещество;  внутреннее ядро – 1220км, твёрдое вещество.
  • Земная кора – 10-70 км
  • Мантия – 2900 км, температура от +500 ° до +2500 ° , раскалённое пластичное вещество.
  • Ядро – температура +5000-6000 °

внешнее ядро – 2250 км,

жидкое вещество;

внутреннее ядро – 1220км,

твёрдое вещество.

 Земля состоит из ядра, ______, _______. Ядро состоит в основном из никеля и _______ . Вещество мантии находится в твёрдом состоянии потому, что _______ . Твёрдая верхняя оболочка Земли - ______ . Неровности земной поверхности называют ______. Земная кора состоит из ________ .

Земля состоит из ядра, ______, _______. Ядро состоит в основном из никеля и _______ . Вещество мантии находится в твёрдом состоянии потому, что _______ . Твёрдая верхняя оболочка Земли - ______ . Неровности земной поверхности называют ______. Земная кора состоит из ________ .

 Земля состоит из ядра, мантии, земной коры. Ядро состоит в основном из никеля и железа . Вещество мантии находится в твёрдом состоянии потому, что на неё давит большое давление . Твёрдая верхняя оболочка Земли – земная кора . Неровности земной поверхности называют рельефом. Земная кора состоит из горных пород .

Земля состоит из ядра, мантии, земной коры. Ядро состоит в основном из никеля и железа . Вещество мантии находится в твёрдом состоянии потому, что на неё давит большое давление . Твёрдая верхняя оболочка Земли – земная кора . Неровности земной поверхности называют рельефом. Земная кора состоит из горных пород .

Формирование знаний о разнообразии горных пород и минералов, их происхождении и практическом использовании извлекать информацию при работе с образцами горных пород Развивать умение выделять главную мысль в содержании текста учебной статьи Развивать логическое мышление
  • Формирование знаний о разнообразии горных пород и минералов, их происхождении и практическом использовании
  • извлекать информацию при работе с образцами горных пород
  • Развивать умение выделять главную мысль в содержании текста учебной статьи
  • Развивать логическое мышление
Проблема : Как свойства горных пород зависят от их происхождения?

Проблема : Как свойства горных пород зависят от их происхождения?

Магматические породы и минералы. Главными элементами этих пород являются: кислород, кремний, алюминий, железо, кальций, магний, натрий, калий, титан и водород. Кислород составляет в среднем половину веса магматических пород. Химический состав пород не соответствует составу магмы, так как многие составные части летучи – вода, углекислота, соединения хлора и фтора. Глубинные (интрузивные) Это породы, которые образовались из магмы и кристаллизовались долго и на глубине. Они достаточно тверды, не растворяются в воде, не вступают в реакцию с кислотами, блестят и видны зерна кристаллов. Излившиеся (эффузивные) Эти породы тоже образовались из магмы, но застывали быстро, на поверхности Земли или в ее недрах в приповерхностных условиях (до5 км). Они тоже достаточно тверды, однородного цвета, не имеют блеска, часто пористы и не тонут в воде. диорит габбро базальт андезит вулканическое стекло гранит

Магматические породы и минералы.

Главными элементами этих пород являются: кислород, кремний, алюминий, железо, кальций, магний, натрий, калий, титан и водород.

Кислород составляет в среднем половину веса магматических пород.

Химический состав пород не соответствует составу магмы, так как многие составные части летучи – вода, углекислота, соединения хлора и фтора.

Глубинные

(интрузивные)

Это породы, которые образовались из магмы и кристаллизовались долго и на глубине. Они достаточно тверды, не растворяются в воде, не вступают в реакцию с кислотами, блестят и видны зерна кристаллов.

Излившиеся

(эффузивные)

Эти породы тоже образовались из магмы, но застывали быстро, на поверхности Земли или в ее недрах в приповерхностных условиях (до5 км). Они тоже достаточно тверды, однородного цвета, не имеют блеска, часто пористы и не тонут в воде.

диорит

габбро

базальт

андезит

вулканическое стекло

гранит

граниты базальты

граниты

базальты

магматические Глубинные Излившиеся

магматические

Глубинные

Излившиеся

Осадочные породы и минералы.

Эти породы покрывают три четверти суши планеты, и лишь одна часть занята породами других происхождений. Значение осадочных пород велико. Это и топливо, и строительный материал, и основа химической промышленности. В осадочных породах хорошо сохранились остатки вымерших организмов, по которым можно определить возраст осадков и проследить историю развития различных уголков Земли.

Огранические.

Они формируются в результате жизнедеятельности или отмирания организмов. Выделяют два основных вида: сложенные карбонатом кальция (раковины моллюсков) и из углеродистого вещества (остатки растений)

Неорганические.

Обломочные Химогенные

К ним относят породы, содержащие собственно обломки пород и минералов и продукты их механического (физического) преобразования — окатанные зерна пород и минералов. 

Образовались в результате осаждения из воды морей и озер растворенных в ней веществ. На дне водоемов осадки накапливаются, их зерна продолжают расти, образуя кристаллы.

каменный уголь

песок и глина

Каменная соль

гравий, галька,

валуны

Калийная соль

нефть и газ

Породы химического происхождения образуются при выпадении веществ из растворов. Каменная соль В воде морей, океанов и некоторых озёр растворено много химических веществ. При изменении условий эти вещества осаждаются в виде кристаллов на дне водоёмов . Со временем они уплотняются и превращаются в горные породы. Гипс

Породы химического происхождения образуются при выпадении веществ из растворов.

Каменная соль

  • В воде морей, океанов и некоторых озёр растворено много химических веществ.
  • При изменении условий эти вещества осаждаются в виде кристаллов на дне водоёмов .
  • Со временем они уплотняются и превращаются в горные породы.

Гипс

Обломочные и глинистые породы  образуются в процессе выветривания Выветривание  – это процесс разрушения горных пород . ПЕСЧАНИК Глинистая горная порода ! В учебнике найдите: Как образуются обломочные горные породы ? Как образуются глинистые горные породы?

Обломочные и глинистые породы образуются в процессе выветривания

Выветривание – это процесс разрушения горных пород .

ПЕСЧАНИК

Глинистая горная порода

! В учебнике найдите:

  • Как образуются обломочные горные породы ?
  • Как образуются глинистые горные породы?
Образование глинистых и обломочных пород: ГЛИНИСТЫЕ: ОБЛОМОЧНЫЕ: Обломки разного размера уплотняются  и цементируются  под нагрузкой  вышележащих слоёв. Так образуется  глинистый сланец.  Под влиянием ветра,  текучих вод, колебаний температуры  и других воздействий разрушаются скалы. Так образуются галечник, гравий, песок.

Образование глинистых и обломочных пород:

ГЛИНИСТЫЕ:

ОБЛОМОЧНЫЕ:

Обломки разного

размера уплотняются

и цементируются

под нагрузкой

вышележащих слоёв.

Так образуется

глинистый сланец.

Под влиянием ветра,

текучих вод,

колебаний

температуры

и других воздействий

разрушаются скалы.

Так образуются галечник,

гравий, песок.

Органические осадочные  горные породы образуются: Из остатков растений – уголь. Из остатков животных – известняк .  Каменный уголь Известняк В учебнике найдите: – Какие породы образуются из остатков животных и живых организмов? – Какие породы образуются из остатков растений?

Органические осадочные

горные породы образуются:

Из остатков растений – уголь.

Из остатков животных – известняк .

Каменный

уголь

Известняк

В учебнике найдите:

– Какие породы образуются из остатков животных и живых организмов?

– Какие породы образуются из остатков растений?

магматические Глубинные осадочные Излившиеся неорганические Обломочные Органи-ческие Химические

магматические

Глубинные

осадочные

Излившиеся

неорганические

Обломочные

Органи-ческие

Химические

Метаморфические породы. Как осадочные, так и магматические горные породы при погружении на большие глубины под влиянием повышенного давления и высоких температур подвергаются значительным изменениям – метаморфизму. Характерным для них являются тальк, хлорит, различные плагиоклазы. Песчаник + средние температуры = кварцит. Известняк + средние температуры = мрамор Глины, глинистый сланец + средние и высокие температуры = гнейс, слюдяные сланцы. Гранит + высокие температуры = гнейс Каменный уголь + высокие температуры = графит Каменный уголь + высокие температуры = алмаз мрамор графит алмаз кальцит

Метаморфические породы.

Как осадочные, так и магматические горные породы при погружении на большие глубины под влиянием повышенного давления и высоких температур подвергаются значительным изменениям – метаморфизму.

Характерным для них являются тальк, хлорит, различные плагиоклазы.

Песчаник + средние температуры = кварцит.

Известняк + средние температуры = мрамор

Глины, глинистый сланец + средние и высокие температуры = гнейс, слюдяные сланцы.

Гранит + высокие температуры = гнейс

Каменный уголь + высокие температуры = графит

Каменный уголь + высокие температуры = алмаз

мрамор

графит

алмаз

кальцит

Возникли из других горных пород при воздействии на них высокой температуры и давления известняк гранит песчаник

Возникли из других горных пород при воздействии на них высокой температуры и давления

известняк

гранит

песчаник

известняк мрамор песчаник кварцит гранит гнейс

известняк

мрамор

песчаник

кварцит

гранит

гнейс

магматические Глубинные осадочные Излившиеся неорганические Обломочные Метамор-фические Органи-ческие Химические

магматические

Глубинные

осадочные

Излившиеся

неорганические

Обломочные

Метамор-фические

Органи-ческие

Химические

магматические Глубинные осадочные Изливши еся гранит неорганические базальт Обломочные алмаз Химические Органи-ческие песок Метамор-фические пемза поварен-ная соль глина уголь гипс гравий мрамор нефть валун гнейс газ галька кварцит известняк мел

магматические

Глубинные

осадочные

Изливши еся

гранит

неорганические

базальт

Обломочные

алмаз

Химические

Органи-ческие

песок

Метамор-фические

пемза

поварен-ная соль

глина

уголь

гипс

гравий

мрамор

нефть

валун

гнейс

газ

галька

кварцит

известняк

мел

Жидкие Нефть  Газообразные Природный газ Твердые Гранит Известняк Каменный уголь Рыхлые Песок Глина

Жидкие

Нефть

Газообразные

Природный газ

Твердые

Гранит

Известняк

Каменный

уголь

Рыхлые

Песок

Глина

Физкультминутка Мы геологами станем  Да? – да! ( хлопок над головой).  Будут все гордится нами.  Да? – да! ( хлопок над головой).  Что ждет нас впереди?  Высокая гора (показывают руками),  Бурная река (показывают руками)  Ее мы обойдем (топают ногами),  Ее мы проплывем (плывут),  Все мы сможем, все сумеем  И своей достигнем цели.  Да? – да! ( хлопок над головой).

Физкультминутка

Мы геологами станем Да? – да! ( хлопок над головой). Будут все гордится нами. Да? – да! ( хлопок над головой). Что ждет нас впереди? Высокая гора (показывают руками), Бурная река (показывают руками) Ее мы обойдем (топают ногами), Ее мы проплывем (плывут), Все мы сможем, все сумеем И своей достигнем цели. Да? – да! ( хлопок над головой).

Изучение внутреннего строения Земли - сложная задача, которую решает наука

Изучение внутреннего строения Земли - сложная задача, которую решает наука

Практическая работа. Описать по плану горную породу План: 1. название 2. происхождение 3. плотная, рыхлая, сыпучая 4. вес (тяжелый, средней тяжести, легкий) 5. Цвет 6. Прозрачность 7. Блеск (металлический, неметаллический, стеклянный, перламутровый, матовый) 8. твердый (мягкий) 9. Структура (зернистая, землистая, плотная) 10. Есть ли органические следы (на бумаге, на руках)

Практическая работа. Описать по плану горную породу

План:

1. название

2. происхождение

3. плотная, рыхлая, сыпучая

4. вес (тяжелый, средней тяжести, легкий)

5. Цвет

6. Прозрачность

7. Блеск (металлический, неметаллический, стеклянный, перламутровый, матовый)

8. твердый (мягкий)

9. Структура (зернистая, землистая, плотная)

10. Есть ли органические следы (на бумаге, на руках)

Горючие Металлические Уголь Торф Нефть Газ Горючие сланцы Неметаллические Руды чёрных металлов (магнитный, красный, бурый железняк) Руды цветных металлов (цинк, свинец, боксит) Песок Кварц Известняк глина

Горючие

Металлические

Уголь

Торф

Нефть

Газ

Горючие сланцы

Неметаллические

Руды чёрных металлов (магнитный, красный, бурый железняк)

Руды цветных металлов (цинк, свинец, боксит)

Песок

Кварц

Известняк

глина

Каменная соль Железная руда Каменный уголь алмазы графит Медная руда сера торф мрамор Калийная  соль ртуть нефть асбест Алюминиевая руда газ фосфориты слюда Строительный материал золото известняк Задания: По какому принципу распределили эти условные знаки?  Где используются эти полезные ископаемые?

Каменная соль

Железная руда

Каменный уголь

алмазы

графит

Медная руда

сера

торф

мрамор

Калийная

соль

ртуть

нефть

асбест

Алюминиевая руда

газ

фосфориты

слюда

Строительный материал

золото

известняк

Задания: По какому принципу распределили эти условные знаки?

Где используются эти полезные ископаемые?

О чудесном нашем крае  Будет разговор,  О прекрасном милом крае,  Где мы все живём!

О чудесном нашем крае Будет разговор, О прекрасном милом крае, Где мы все живём!

По карте Тульской области определите полезные ископаемые края и их месторождения.

По карте Тульской области определите полезные ископаемые края и их месторождения.

Ископаемые Месторождения Бурый уголь  Грызловский карьер Кимовский карьер Торф Венёвский, Заокский, Ясногорский, Алексинский, Одоевский районы Железные руды Разработка прекращена (мелкие месторождения) Каменная соль Алексинский, Ленинский, Щёкинский, Узловский, Новомосковский, Ясногорский, Заокский районы Известняк Ефремовский, Плавский, Чернский районы Песок и глина Узловский, Алексинский, Заокский, Одоевский районы Гипс Кимовский, Новомосковский, Суворовский, Дубенский районы

Ископаемые

Месторождения

Бурый уголь

Грызловский карьер

Кимовский карьер

Торф

Венёвский, Заокский, Ясногорский, Алексинский, Одоевский районы

Железные руды

Разработка прекращена (мелкие месторождения)

Каменная соль

Алексинский, Ленинский, Щёкинский, Узловский, Новомосковский, Ясногорский, Заокский районы

Известняк

Ефремовский, Плавский, Чернский районы

Песок и глина

Узловский, Алексинский, Заокский, Одоевский районы

Гипс

Кимовский, Новомосковский, Суворовский, Дубенский районы

Название  Происхождение Глины Назначение    Известняки Огнеупорные, керамзитовые, кирпичные, черепичные   Гипс Для получения строительного камня и щебня, морозостойкого бутового камня, для известкования почв, для производства цемента, стекла, силикатного кирпича, в металлургии   Железная руда В строительстве   В металлургии, для производства черных металлов

Название

Происхождение

Глины

Назначение

 

Известняки

Огнеупорные, керамзитовые, кирпичные, черепичные

 

Гипс

Для получения строительного камня и щебня, морозостойкого бутового камня, для известкования почв, для производства цемента, стекла, силикатного кирпича, в металлургии

 

Железная руда

В строительстве

 

В металлургии, для производства черных металлов

Где используются полезные ископаемые. глина песок Какие еще строительные материалы состоящие из горных пород и минералов вы знаете?  Каменная  соль

Где используются полезные ископаемые.

глина

песок

  • Какие еще строительные материалы состоящие из горных пород и минералов вы знаете?

Каменная соль

Железная  руда Алюминиевая руда кремний

Железная руда

Алюминиевая руда

кремний

Халькопирит – медная руда Графит  золото

Халькопирит – медная руда

Графит

золото

газ нефть Каменный уголь

газ

нефть

Каменный уголь

Полезные ископаемые – это источник нашей жизни!

Полезные ископаемые – это источник нашей жизни!

Игра « В гостях у хозяйки Медной горы » Камень для грамотеев. Его используют для изготовления карандашей Болотное богатство. Его используют как горючий материал Из нее изготовляют рубли Незаменимая рубашка для консервов Из него делают колечки для Тани, сережки для Марины Кто сперва в воде родится, а потом воды боится

Игра « В гостях у хозяйки Медной горы »

  • Камень для грамотеев. Его используют для изготовления карандашей
  • Болотное богатство. Его используют как горючий материал
  • Из нее изготовляют рубли
  • Незаменимая рубашка для консервов
  • Из него делают колечки для Тани, сережки для Марины
  • Кто сперва в воде родится, а потом воды боится
“ 24 солдатика были совершенно одинаковыми, а 25 солдатик был одноногий. Его отливали последним, и металла немного не хватило”. Вы помните эту сказку Г.Х.Андерсена? Какого металла не хватило? Порода горного царства из шпата, слюды и кварца. Из этой горной породы врач накладывает повязку на сломанную руку. Почему пишет карандаш? Из какой горной породы сделан его стержень?

“ 24 солдатика были совершенно одинаковыми, а 25 солдатик был одноногий. Его отливали последним, и металла немного не хватило”. Вы помните эту сказку Г.Х.Андерсена?

Какого металла не хватило?

Порода горного царства из шпата, слюды и кварца.

Из этой горной породы врач накладывает повязку на сломанную руку.

Почему пишет карандаш? Из какой горной породы сделан его стержень?

Закончите мысль : Сегодня на уроке я узнал … Сегодня на уроке я был удивлен … . Сегодня на уроке я открыл для себя … Сегодня на уроке я пришел к выводу … Сегодня на уроке я не понял …

Закончите мысль :

Сегодня на уроке я узнал …

Сегодня на уроке я был удивлен … .

Сегодня на уроке я открыл для себя …

Сегодня на уроке я пришел к выводу …

Сегодня на уроке я не понял …

& 21, ответить на вопросы 1 – 6 на стр. 73, выполнить задания 7, 9,10 на стр. 73, знать значение ключевых слов и выражений. Творческое задание: «Минералы- часть нашей жизни». Поброди по дому и запиши всё, что, как ты думаешь изготовлено из минералов.
  • & 21, ответить на вопросы 1 – 6 на стр. 73, выполнить задания 7, 9,10 на стр. 73, знать значение ключевых слов и выражений. Творческое задание: «Минералы- часть нашей жизни». Поброди по дому и запиши всё, что, как ты думаешь изготовлено из минералов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!