СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку по творчеству В. Распутина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по творчеству В. Распутина»

Урок по литературе в 11 классе по повести В. Распутина   «Прощание с Матерой». 900igr.net

Урок по литературе в 11 классе по повести В. Распутина «Прощание с Матерой».

900igr.net

Цель урока:  обучить учащихся видеть и находить в тексте средства эпического изображения, изобразительно-выразительные средства художественной речи, использовать эти знания при анализе произведения. привить нравственные ценности, вывести учащихся на философский уровень прочтения рассказа о жизненных ценностях. развивать логическое мышление, устанавливая межпредметные связи (географии, история), а также осуществлять преемственность в обучении, опираясь на полученные знания и личный опыт учащихся.

Цель урока:

  • обучить учащихся видеть и находить в тексте средства эпического изображения, изобразительно-выразительные средства художественной речи, использовать эти знания при анализе произведения.
  • привить нравственные ценности, вывести учащихся на философский уровень прочтения рассказа о жизненных ценностях.
  • развивать логическое мышление, устанавливая межпредметные связи (географии, история), а также осуществлять преемственность в обучении, опираясь на полученные знания и личный опыт учащихся.
Оборудование:   текст повести В. Распутина «Прощание с Матерой»; художественный фильм по повести В. Распутина «Прощание с Матерой»; музыкальное сопровождение в исполнении Н. Гнатюка «Малиновый звон»; газетные статьи «А тут плавают ваши кресты…» (подтвердить вымысел правдой памяти); документальный фильм «Городские - деревенские».

Оборудование:

  • текст повести В. Распутина «Прощание с Матерой»;
  • художественный фильм по повести В. Распутина «Прощание с Матерой»;
  • музыкальное сопровождение в исполнении Н. Гнатюка «Малиновый звон»;
  • газетные статьи «А тут плавают ваши кресты…» (подтвердить вымысел правдой памяти);
  • документальный фильм «Городские - деревенские».
Ход урока:  -Газета «Рыбинская правда» за 29 апреля пишет: «Заполнение Рыбинского моря, начатое 14 апреля, продолжается. Вчера к 11 часам утра напор воды у переборской плотины достиг 12 метров. А в это время на другом конце, на самом краешке его чаши, четвероклассник Коля Иванов ещё бегал в школу по щиколотку в воде. Надо бы успеть сдать экзамены, и дед с бабушкой остались в деревне Марьино, где уже началось затопление.». И ещё один документ: «Трудящиеся Ярославской области под руководством областной партийной организации проделали большую работу по переносу строений, переселению из зоны затоплений  17 137 хозяйств и 493 населённых пункта, по отчистке ложа водохранилища площадью 4 817 км.кв.…».

Ход урока:

-Газета «Рыбинская правда» за 29 апреля пишет: «Заполнение Рыбинского моря, начатое 14 апреля, продолжается. Вчера к 11 часам утра напор воды у переборской плотины достиг 12 метров. А в это время на другом конце, на самом краешке его чаши, четвероклассник Коля Иванов ещё бегал в школу по щиколотку в воде. Надо бы успеть сдать экзамены, и дед с бабушкой остались в деревне Марьино, где уже началось затопление.».

И ещё один документ: «Трудящиеся Ярославской области под руководством областной партийной организации проделали большую работу по переносу строений, переселению из зоны затоплений

17 137 хозяйств и 493 населённых пункта,

по отчистке ложа водохранилища площадью 4 817 км.кв.…».

Человеческая память прежде всего связана с местом, где родился, где вырос, откуда ушёл в жизнь. И несуразной кажется мысль о том, что это всё может исчезнуть.

Человеческая память прежде всего связана с местом, где родился, где вырос, откуда ушёл в жизнь. И несуразной кажется мысль о том, что это всё может исчезнуть.

ОГОРОДЫ Мы дети XXI века, века скоростей, века науки и техники, века цивилизации. «Цивилизация добралась и до сибирской деревушки Матера,» - читаем строки из повести В. Распутина «Прощание с Матерой». Чтобы построить ГЭС, решено было затопить эту древнюю деревушку. Должно уйти под воду всё: дома КЛАДБИЩЕ луга, леса, цветы…

ОГОРОДЫ

Мы дети XXI века, века скоростей, века науки и техники, века цивилизации.

«Цивилизация добралась и до сибирской деревушки Матера,» - читаем строки из повести В. Распутина «Прощание с Матерой». Чтобы построить ГЭС, решено было затопить эту древнюю деревушку.

Должно уйти под воду всё:

дома

КЛАДБИЩЕ

луга, леса, цветы…

Каждому поколению кажется, что оно делает что-то невиданное. Давайте поближе познакомимся с Матерой, её жителями, прислушаемся к их разговорам. Может быть, и правда не о чём жалеть, может быть, действительно правильное решение было принято, может, не придётся стыдится за свои поступки перед будущим? Может, человек больше обрёл, чем потерял? Это главные вопросы нашего урока.

Каждому поколению кажется, что оно делает что-то невиданное. Давайте поближе познакомимся с Матерой, её жителями, прислушаемся к их разговорам.

Может быть, и правда не о чём жалеть, может быть, действительно правильное решение было принято, может, не придётся стыдится за свои поступки перед будущим? Может, человек больше обрёл, чем потерял?

Это главные вопросы нашего урока.

Работа с текстом.  Вопросы для обсуждения: 1. Смысл названия текста? (Матера - матерь) 2.Прошлое Матеры. С какой целью так подробно автор рассказывает о деревне? (Чем больше знаешь, тем дороже и роднее.) 3. Как ведут себя жители, с лёгкой ли душёй расстаются с корнями своими? (Тяжкое испытание, обнажается душа) 4. Анализ диалога между Дарьей, представителем старшего поколения, и Андреем, представителем молодых. (класс делится на две группы: первая группа отстаивает позицию Дарьи, вторая группа – позицию Андрея.).

Работа с текстом.

Вопросы для обсуждения:

1. Смысл названия текста? (Матера - матерь)

2.Прошлое Матеры. С какой целью так подробно автор рассказывает о деревне? (Чем больше знаешь, тем дороже и роднее.)

3. Как ведут себя жители, с лёгкой ли душёй расстаются с корнями своими? (Тяжкое испытание, обнажается душа)

4. Анализ диалога между Дарьей, представителем старшего поколения, и Андреем, представителем молодых. (класс делится на две группы: первая группа отстаивает позицию Дарьи, вторая группа – позицию Андрея.).

Андрей  Дарья Сейчас время такое – нельзя на одном месте сидеть. Мне охота, где всё по-другому, по-новому. Вам что Матера, что холера. Тут не приросли, и нигде не прирастете, ничего вам не жалко. Такие уж вы и есть – обсевки.  ГЭС отгрохают, она тысячу лет стоять будет.  А посёлок построен не по-людски: не для себя строили, смотрели только, как легче построить, а меньше всего думали, удобно ли будет жить.  Наша Матера, бабушка, будет людям пользу приносить, электричество пойдёт.  А то она христовенькая на вред тут стояла… Здесь и земли плодородные, веками ухоженные, вскормившие не одно поколение. А в посёлке на гектар новой пашни тысяча рублей брошено. На этот золотой гектар посеяли пшеницу, а она даже не взошла. Любому мужику было видно, что земля неплодородная. Один красный кирпич. Чтоб землю добыть – трудов-то много надо. Найти бы ту комиссию, что место выбирала и для посёлка, и для затопления, и носом её, носом…

Андрей

Дарья

Сейчас время такое – нельзя на одном месте сидеть. Мне охота, где всё по-другому, по-новому.

Вам что Матера, что холера. Тут не приросли, и нигде не прирастете, ничего вам не жалко. Такие уж вы и есть – обсевки.

ГЭС отгрохают, она тысячу лет стоять будет.

А посёлок построен не по-людски: не для себя строили, смотрели только, как легче построить, а меньше всего думали, удобно ли будет жить.

Наша Матера, бабушка, будет людям пользу приносить, электричество пойдёт.

А то она христовенькая на вред тут стояла… Здесь и земли плодородные, веками ухоженные, вскормившие не одно поколение. А в посёлке на гектар новой пашни тысяча рублей брошено. На этот золотой гектар посеяли пшеницу, а она даже не взошла. Любому мужику было видно, что земля неплодородная. Один красный кирпич. Чтоб землю добыть – трудов-то много надо. Найти бы ту комиссию, что место выбирала и для посёлка, и для затопления, и носом её, носом…

Андрей  Дарья Андрей удивился предложению бабушки перевезти могилы, смолчал, но подумал: «Как это интересно увидеть то, что осталось от человека за 30-40 лет».  Дарья считает, что могилы надо обязательно перевезти. Данная жалось – это палка на пути цивилизации.  Пуп вы свой не надорвёте? Везде машины. Они в работу душу-то не вкладывают. Где же вам жалеть? Душу-то свою вы потратили… В ком душа, в том и Бог. Он не в небе, а в тебе Человека сторожит.

Андрей

Дарья

Андрей удивился предложению бабушки перевезти могилы, смолчал, но подумал: «Как это интересно увидеть то, что осталось от человека за 30-40 лет».

Дарья считает, что могилы надо обязательно перевезти.

Данная жалось – это палка на пути цивилизации.

Пуп вы свой не надорвёте?

Везде машины. Они в работу душу-то не вкладывают. Где же вам жалеть? Душу-то свою вы потратили… В ком душа, в том и Бог. Он не в небе, а в тебе Человека сторожит.

Выступление учителя географии о Пермской ГЭС. (Построив Пермскую ГЭС, человек потерял редкие породы деревьев, трав, цветов, пастбища, частично нарушилась экология, увеличилась влажность, исчезли некоторые виды рыб, птиц. Но при этом, область имеет электричество. Цифры, факты.)

Выступление учителя географии о Пермской ГЭС. (Построив Пермскую ГЭС, человек потерял редкие породы деревьев, трав, цветов, пастбища, частично нарушилась экология, увеличилась влажность, исчезли некоторые виды рыб, птиц. Но при этом, область имеет электричество. Цифры, факты.)

Показ видеозаписи отрывка из документального фильма «Городские - деревенские» с комментариями учителя (Затопили деревни, раскидали людей по миру. Потерялся хозяин, а с ним и ответственность за землю, за её будущее.Так решались судьбы людей. »).

Показ видеозаписи отрывка из документального фильма «Городские - деревенские» с комментариями учителя (Затопили деревни, раскидали людей по миру. Потерялся хозяин, а с ним и ответственность за землю, за её будущее.Так решались судьбы людей. »).

Вывод по уроку:  Да, нужны нововведения, но всё это надо делать по-хозяйски , чтобы потом не захотелось «носом тыкать» в содеянное; с душой, думая о человеке, считаться с ним, чтобы мужика, с детства приученного к земле, уважающего крестьянский труд, переселяя в дома-коробки, не потерять, чтобы труд для него не перестал быть радостью, чтоб не жить в тоске по малиновому звону…

Вывод по уроку:

Да, нужны нововведения, но всё это надо делать по-хозяйски , чтобы потом не захотелось «носом тыкать» в содеянное; с душой, думая о человеке, считаться с ним, чтобы мужика, с детства приученного к земле, уважающего крестьянский труд, переселяя в дома-коробки, не потерять, чтобы труд для него не перестал быть радостью, чтоб не жить в тоске по малиновому звону…

 «Дед Егор не вытерпел:  -Ты не тяни кота за хвост, ты скажи, кресты по какой надобности срубил?  -Я и отвечаю, - дёрнул Жук, и от обиды заговорил быстрее, - вы знаете, на этом месте море разольётся, пойдут большие пароходы, поедут люди. Туристы и интуристы. А тут плавают ваши кресты. Их вымоет и понесёт, они же под водой не будут, как положено, на могилах стоять. Вот приходится думать и об этом…»

«Дед Егор не вытерпел:

-Ты не тяни кота за хвост, ты скажи, кресты по какой надобности срубил?

-Я и отвечаю, - дёрнул Жук, и от обиды заговорил быстрее, - вы знаете, на этом месте море разольётся, пойдут большие пароходы, поедут люди. Туристы и интуристы. А тут плавают ваши кресты. Их вымоет и понесёт, они же под водой не будут, как положено, на могилах стоять. Вот приходится думать и об этом…»

Закончиваем урок высказыванием В. Распутина: «Я верю, что наступит такое время, и оно уже не за горами, когда люди вынуждены будут согласиться, что безоглядный и безудержный технический прогресс не служит человеку, и что он не есть прогресс.»

Закончиваем урок высказыванием В. Распутина:

«Я верю, что наступит такое время, и оно уже не за горами, когда люди вынуждены будут согласиться, что безоглядный и безудержный технический прогресс не служит человеку, и что он не есть прогресс.»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!