СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Поэзия Б. Л. Пастернака" (работа со стихотворным текстом)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: выяснить, в чём заключается своеобразие лирики Пастернака; научиться определять элементы его индивидуального почерка.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Поэзия Б. Л. Пастернака" (работа со стихотворным текстом)»

Борис Пастернак.  Своеобразие лирики. Во всём мне хочется дойти До самой сути…  Б. Пастернак  1890-1960

Борис Пастернак. Своеобразие лирики.

Во всём мне хочется дойти

До самой сути…

Б. Пастернак

1890-1960

Цель урока: выяснить, в чём заключается своеобразие лирики Пастернака; научиться определять элементы его индивидуального почерка. Средства её достижения: исследование стихотворений поэта; систематизация наблюдений в таблице.

Цель урока: выяснить, в чём заключается своеобразие лирики Пастернака; научиться определять элементы его индивидуального почерка.

Средства её достижения: исследование стихотворений поэта; систематизация наблюдений в таблице.

Факторы, определившие особенности лирики Пастернака:     эпоха,     воспитание,     личность поэта. Эпоха: рубеж веков, ломка стереотипов, расцвет русской поэзии. Воспитание: отец - известный художник, мать-пианистка европейской значимости, кумир-композитор Скрябин. Личность поэта:  его увлечения- живопись, философия, музыка.

Факторы, определившие особенности лирики Пастернака:

эпоха,

воспитание,

личность поэта.

Эпоха: рубеж веков, ломка стереотипов, расцвет русской поэзии.

Воспитание: отец - известный художник, мать-пианистка европейской значимости, кумир-композитор Скрябин.

Личность поэта: его увлечения- живопись, философия, музыка.

 В 1908 году, окончив гимназию с золотой медалью, Пастернак поступил на юридический факультет Московского университета, а через год перешел на философское отделение историко-филологического факультета, которое окончил в 1913 г. Но и философию, несмотря на явные успехи в этой области, он оставляет. Сильнее всего оказывается давнее увлечение поэзией, которая стала для него делом всей жизни.

В 1908 году, окончив гимназию с золотой медалью, Пастернак поступил на юридический факультет Московского университета, а через год перешел на философское отделение историко-филологического факультета, которое окончил в 1913 г. Но и философию, несмотря на явные успехи в этой области, он оставляет. Сильнее всего оказывается давнее увлечение поэзией, которая стала для него делом всей жизни.

Основные темы поэзии Пастернака Тема природы Тема искусства Тема поэта и поэзии Тема любви

Основные темы поэзии Пастернака

  • Тема природы
  • Тема искусства
  • Тема поэта и поэзии
  • Тема любви
Тематика, характерные особенности лирики  Б. Пастернака Название стихотворения Год создания Тема Характерные особенности образы изобразительно-выразительные средства Звукопись/ цветопись

Тематика, характерные особенности лирики Б. Пастернака

Название стихотворения

Год создания

Тема

Характерные особенности

образы

изобразительно-выразительные средства

Звукопись/ цветопись

 Февраль. Достать чернил и плакать!  Писать о феврале навзрыд,  Пока грохочущая слякоть  Весною черною горит.  Достать пролетку. За шесть гривен ,  Чрез благовест, чрез клик колес,  Перенестись туда, где ливень  Еще шумней чернил и слез.  Где, как обугленные груши ,  С деревьев тысячи грачей  Сорвутся в лужи и обрушат  Сухую грусть на дно очей.  Под ней проталины чернеют,  И ветер криками изрыт,  И чем случайней, тем вернее  Слагаются стихи навзрыд.

Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд, Пока грохочущая слякоть Весною черною горит. Достать пролетку. За шесть гривен , Чрез благовест, чрез клик колес, Перенестись туда, где ливень Еще шумней чернил и слез. Где, как обугленные груши , С деревьев тысячи грачей Сорвутся в лужи и обрушат Сухую грусть на дно очей. Под ней проталины чернеют, И ветер криками изрыт, И чем случайней, тем вернее Слагаются стихи навзрыд.

Анализ стихотворения «Февраль» Какова форма глаголов и какова их роль? Какие средства художественной выразительности автор использует? В чём особенность цветописи в стихотворении? Прокомментируйте концовку стихотворения.

Анализ стихотворения «Февраль»

  • Какова форма глаголов и какова их роль?
  • Какие средства художественной выразительности автор использует?
  • В чём особенность цветописи в стихотворении?
  • Прокомментируйте концовку стихотворения.
Тематика, характерные особенности лирики  Б. Пастернака Название стихотворения Год создания «Февраль. Достать чернил и плакать» Тема 1912 г Характерные особенности образы пробуждение природы и пробуждение души человека, которая порождает поэзию изобразительно-выразительные средства Ожидание весны:  Звукопись/ цветопись лирический герой видит перемены вокруг себя - это и «слякоть», «тысячи грачей», «ливень», «лужи» Эпитеты  – Метафоры  – весна   Сравнение  – “ черная”, «достать чернил», «обугленные груши», «проталины чернеют» - черный цвет теряет свой традиционный негативный смысл.

Тематика, характерные особенности лирики Б. Пастернака

Название стихотворения

Год создания

«Февраль. Достать чернил и плакать»

Тема

1912 г

Характерные особенности

образы

пробуждение природы и пробуждение души человека, которая порождает поэзию

изобразительно-выразительные средства

Ожидание весны: 

Звукопись/ цветопись

лирический герой видит перемены вокруг себя - это и «слякоть», «тысячи грачей», «ливень», «лужи»

Эпитеты  –

Метафоры  –

весна  

Сравнение  –

черная”, «достать чернил», «обугленные груши», «проталины чернеют» - черный цвет теряет свой традиционный негативный смысл.

 Снег идёт, снег идёт,  Словно падают не хлопья,  А в заплатанном салопе  Сходит наземь небосвод.  С верхней лестничной площадки,  Крадучись, играя в прятки,  Сходит небо с чердака.

Снег идёт, снег идёт,

Словно падают не хлопья,

А в заплатанном салопе

Сходит наземь небосвод.

С верхней лестничной площадки,

Крадучись, играя в прятки,

Сходит небо с чердака.

  Пастернак сравнивает снегопад с небом, и оно у поэта может сходить с чердака!   Да ещё и делать это «крадучись» и «играя в прятки»!

Пастернак сравнивает снегопад с небом, и оно у поэта может сходить с чердака!

Да ещё и делать это «крадучись» и «играя в прятки»!

  При создании образа снегопада Пастернак использовал излюбленный приём – одушевление природы

При создании образа снегопада Пастернак использовал излюбленный приём – одушевление природы

 Неожиданные ассоциации выступают у Пастернака как художественный приём.

Неожиданные ассоциации выступают у Пастернака как художественный приём.

« Всё в смятеньи», потому что « жизнь не ждет»- главная мысль стихотвориния.

« Всё в смятеньи», потому что « жизнь не ждет»- главная мысль стихотвориния.

Снег идет, снег идет К белым звёздочкам в бураке Тянутся цветы герани За оконный переплёт Снег идёт, и всё в смятеньи, Всё пускается в полёт,- Чёрной лестницы ступени, Перекрёстка поворот.

Снег идет, снег идет

К белым звёздочкам в бураке

Тянутся цветы герани

За оконный переплёт

Снег идёт, и всё в смятеньи,

Всё пускается в полёт,-

Чёрной лестницы ступени,

Перекрёстка поворот.

Словно с видом чудака, С верхней лестничной площадки, Крадучись, играя в прятки, Сходит небо с чердака.

Словно с видом чудака,

С верхней лестничной площадки,

Крадучись, играя в прятки,

Сходит небо с чердака.

 [c]-5  [ч]-4 В одной строфе

[c]-5

[ч]-4

В одной строфе

Аллитерации на [с] и [ч] позволяют читателю почти физически услышать шуршание падающего снега

Аллитерации на [с] и [ч]

позволяют читателю

почти физически услышать

шуршание падающего снега

Философичность  нетрадиционность образов  неожиданность ассоциаций  одухотворение природы  виртуозное владение стихотворным  размером  раскованный синтаксис
  • Философичность
  • нетрадиционность образов
  • неожиданность ассоциаций
  • одухотворение природы
  • виртуозное владение стихотворным

размером

  • раскованный синтаксис
Проза В 1958 г. Пастернаку была присуждена Нобелевская премия в области литературы «за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии…». Самым значимым произведением стал роман «Доктор Живаго», задуманный автором в 1917-18 гг. и законченный в 1955 г. Однако роман был напечатан в 1957 г. в Италии. При жизни Пастернака в России роман не опубликовали, так как в нем усмотрели искаженное изображение революции и места интеллигенции в ней. «Доктор Живаго» был опубликован на родине только в 1988 г., через 33 года после написания.

Проза

В 1958 г. Пастернаку была присуждена Нобелевская премия в области литературы «за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии…».

Самым значимым произведением стал роман «Доктор Живаго», задуманный автором в 1917-18 гг. и законченный в 1955 г.

Однако роман был напечатан в 1957 г. в Италии.

При жизни Пастернака в России роман не опубликовали, так как в нем усмотрели искаженное изображение революции и места интеллигенции в ней.

«Доктор Живаго» был опубликован на родине только в 1988 г., через 33 года после написания.

1945 – 1955 годы  Работа над романом «Доктор Живаго». Роман опубликован в Италии

1945 – 1955 годы

Работа над романом «Доктор Живаго».

Роман опубликован в Италии

1958 год. Присуждение Нобелевской премии

1958 год. Присуждение Нобелевской премии

«Литературная газета», 25 октября 1958 г.:   «Пастернак... получил тридцать сребренников... злобствующий литературный сноб... Воскресший Иуда...»  Плакаты, демонстрации студентов Литинститута:  «Иуда - вон из СССР!»  «Нобель перевернулся бы в гробу, если б узнал, кому пошли его денежки...»  «...Доктор Живаго - плевок в наш народ...»  «...Народ не знал Пастернака как писателя... Он узнал его как предателя...»  «Есть хорошая русская пословица: «Собачьего нрава не изменишь!» Самое правильное - убрать его из нашей страны поскорее».

«Литературная газета», 25 октября 1958 г.: «Пастернак... получил тридцать сребренников... злобствующий литературный сноб... Воскресший Иуда...» Плакаты, демонстрации студентов Литинститута: «Иуда - вон из СССР!» «Нобель перевернулся бы в гробу, если б узнал, кому пошли его денежки...» «...Доктор Живаго - плевок в наш народ...» «...Народ не знал Пастернака как писателя... Он узнал его как предателя...» «Есть хорошая русская пословица: «Собачьего нрава не изменишь!» Самое правильное - убрать его из нашей страны поскорее».

30 мая 1960 года Умер в возрасте 70 лет.

30 мая 1960 года

Умер

в возрасте

70 лет.

 1988 год . Первая публикация романа «Доктор Живаго» в Советском Союзе.  1989 год . Посмертно восстановлен в Союзе писателей.  1989 год . Нобелевская премия вручена сыну Б.Л. Пастернака
  • 1988 год . Первая публикация романа «Доктор Живаго» в Советском Союзе.
  • 1989 год . Посмертно восстановлен в Союзе писателей.
  • 1989 год . Нобелевская премия вручена сыну Б.Л. Пастернака


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!