СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку: Психическое развитие детей в младенчестве!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку: Психическое развитие детей в младенчестве!»

Период новорожденности.  Младенчество.

Период новорожденности. Младенчество.

Содержание Безусловные рефлексы. Атавизмы Общая характеристика новорожденного. Роды. Кризис рождения . Комплекс оживления. Ведущий вид деятельности в младенчестве. Кризис одного года Предпосылки формирования личности в младенческом возрасте Развитие действий, движений и процесса общения в младенческом возрасте Развитие познавательных психических процессов ребенка младенческого возраста

Содержание

Безусловные рефлексы. Атавизмы

Общая характеристика новорожденного. Роды. Кризис рождения .

Комплекс оживления. Ведущий вид деятельности в младенчестве.

Кризис одного года

Предпосылки формирования личности в младенческом возрасте

Развитие действий, движений и процесса общения в младенческом возрасте

Развитие познавательных психических процессов ребенка младенческого возраста

Общая характеристика новорожденного. Роды. Кризис рождения. Роды – это радикальный переход из укрывающей и питающей среды материнского организма во внешнюю среду, где ребенок должен самостоятельно дышать и сообщать о своих потребностях. Роды – это событие, вызывающее сильный стресс, как для матери, так и для ребенка. Рождение ребенка подчинено общему биологическому графику: 3 стадии родов: 1. Длится от 13 до 15 часов при первых родах и 6-7 часов при последующих. Эта стадия сопровождается схватками и заканчивается при полном раскрытии шейки матки. 2. Роды. Длится от полного раскрытия шейки матки до освобождения ребенка от материнского организма, несколько минут. 3. Изгнание последа. Длительность до 20 минут.

Общая характеристика новорожденного. Роды. Кризис рождения.

Роды – это радикальный переход из укрывающей и питающей среды материнского организма во внешнюю среду, где ребенок должен самостоятельно дышать и сообщать о своих потребностях.

Роды – это событие, вызывающее сильный стресс, как для матери, так и для ребенка.

Рождение ребенка подчинено общему биологическому графику: 3 стадии родов:

1. Длится от 13 до 15 часов при первых родах и 6-7 часов при последующих. Эта стадия сопровождается схватками и заканчивается при полном раскрытии шейки матки.

2. Роды. Длится от полного раскрытия шейки матки до освобождения ребенка от материнского организма, несколько минут.

3. Изгнание последа. Длительность до 20 минут.

Новорожденность – это единственный период в жизни человека, когда еще можно наблюдать в чистом виде проявления врожденных форм поведения, направленных на удовлетворение органических потребностей. Особенности кризиса рождения: Ребенок физически отделяется от матери, но при этом сохраняется биологическая и психологическая связь; Ребенок попадает в другую окружающую среду: изменяется температура и появляется свет и др. Первый вдох. Во время родов происходит резкий выброс адреналина, который компенсирует кислородную недостаточность и подготавливает организм ребенка к первому вдоху.

Новорожденность – это единственный период в жизни человека, когда еще можно наблюдать в чистом виде проявления врожденных форм поведения, направленных на удовлетворение органических потребностей.

Особенности кризиса рождения:

  • Ребенок физически отделяется от матери, но при этом сохраняется биологическая и психологическая связь;
  • Ребенок попадает в другую окружающую среду: изменяется температура и появляется свет и др.
  • Первый вдох. Во время родов происходит резкий выброс адреналина, который компенсирует кислородную недостаточность и подготавливает организм ребенка к первому вдоху.
После рождения у ребенка измеряют вес, рост и показатели жизнедеятельности по шкале Верджинии Апгар. Средний вес ребенка: 2,5 – 4,3 кг; рост: 48 – 56 см. Шкала Апгар – используется для оценки состояния новорожденных сразу после рождения. Проводится, для того чтобы быстрее выявить возможные отклонения и нейтрализовать их. Учитываются следующие признаки: сердцебиение; дыхание; мышечный тонус; наличие рефлексов; окраска тела. Каждый признак оценивается в 2 балла: 10-7 баллов – нормальное развитие ребенка; 7-4 балла – ребенок требует повышенного внимания и постоянного наблюдения; 4-0 баллов – ребенок подключается к системе жизнеобеспечения, возможны отклонения в физическом и психическом развитии.

После рождения у ребенка измеряют вес, рост и показатели жизнедеятельности по шкале Верджинии Апгар.

Средний вес ребенка: 2,5 – 4,3 кг; рост: 48 – 56 см.

Шкала Апгар – используется для оценки состояния новорожденных сразу после рождения. Проводится, для того чтобы быстрее выявить возможные отклонения и нейтрализовать их.

Учитываются следующие признаки:

  • сердцебиение;
  • дыхание;
  • мышечный тонус;
  • наличие рефлексов;
  • окраска тела.

Каждый признак оценивается в 2 балла:

10-7 баллов – нормальное развитие ребенка;

7-4 балла – ребенок требует повышенного внимания и постоянного наблюдения;

4-0 баллов – ребенок подключается к системе жизнеобеспечения, возможны отклонения в физическом и психическом развитии.

Безусловные рефлексы.

Рождаясь на свет, ребенок имеет ряд врожденных рефлексов:

  • Функциональные рефлексы. Они обеспечивают выживание ребенка во внешнем мире–дыхание и кровообращение (+температура тела, пищеварение, выделительная система)
  • Защитный рефлекс:

- зрачковый рефлекс;

- мигательный рефлекс, выделение слезных желез;

  • чихание, кашель, глотание.
  • Ориентировочный рефлекс: зрительный и слуховой.
  • Пищевой рефлекс: сосательный и глотательный.

Наличие или отсутствие простых рефлексов – хороший показа тель как идет развитие нервной системы. Большинство простейших рефлексов регулируется средним мозгом, который развивается у плода раньше, чем другие части мозга, а когда начинает развиваться кора головного мозга, то значительная часть нервной системы переходит под её контроль. Простейшие рефлексы уступают место более сложным рефлексам и нормам поведения.

В ходе жизни ребенка, уже с первых дней существования начинают формироваться условные рефлексы: на время кормления, на сон, на цвет бутылочки, на вкус, шум…режим. Они основаны на викарном научении, т.е. через наблюдение и высокую способность подражать.

Атавизмы

Рождаясь, ребенок имеет еще ряд рефлексов, которые «отмирают» (исчезают) на первом году жизни.

Это рефлексы атавизмы (атавистические рефлексы):

  • поисковый рефлекс – если дотронуться до щеки ребенка, он повернет голову в сторону прикосновения;
  • рефлекс Робинсона (хватательный) – прикосновение к ладони младенца вызывает реакцию схватывания (исчезает к 4 м);
  • переступательный (ходьбы) рефлекс – при поддержке по руки, ставя ребенка на какую-нибудь поверхность, он совершает переступательные движения (исчезает к 3-4 м);
  • рефлекс ползания – лежа на животе, при прикосновении к ногам ребенка, происходит рефлекторное отталкивание;
  • рефлекс Моро – вскидывание ручек, разведение рук и ног в стороны и сведения их обратно при громком звуке.
  • плавательный рефлекс – хорошо координированные плавательные движения, когда ребенок лежит на животе;
  • шейно-тонический рефлекс (поза фехтовальщика) – лежа на спине, голова ребенка повернута в сторону; оба кулачка сжаты, рука, и нога с этой стороны выпрямлены, с другой согнуты;
  • рефлекс Бабкина – при надавливании на ладонь, ребенок открывает рот, закрывает глаза и поворачивает голову в сторону прикосновения;
  • рефлекс Бабинского – пальцы стопы растопыриваются в ответ на прикосновение.
Комплекс оживления. Ведущий вид деятельности на первом году жизни. Комплекс оживления – эмоционально-положительная сенсомоторная реакция ребенка 1,5 -3 месячного возраста на близкого для него человека, выражающаяся в проявлении радости и повышенной двигательной активности.  Он является переходным этапом между периодом новорожденности и младенчеством.  Этот этап связан с эмоциями ребенка: первые эмоции ребенка отрицательные (ребенок плачем показывает, что он голоден, что ему что-то угрожает). Далее в ответ на доброжелательные социальные эмоции. Первой социальной эмоцией обращенной к людям является улыбка . Она говорит о том, что малыш выделил первый объект, на который направил свою активность.

Комплекс оживления. Ведущий вид деятельности на первом году жизни.

Комплекс оживления – эмоционально-положительная сенсомоторная реакция ребенка 1,5 -3 месячного возраста на близкого для него человека, выражающаяся в проявлении радости и повышенной двигательной активности.

Он является переходным этапом между периодом новорожденности и младенчеством.

Этот этап связан с эмоциями ребенка: первые эмоции ребенка отрицательные (ребенок плачем показывает, что он голоден, что ему что-то угрожает). Далее в ответ на доброжелательные социальные эмоции. Первой социальной эмоцией обращенной к людям является улыбка . Она говорит о том, что малыш выделил первый объект, на который направил свою активность.

Признаки «комплекса оживления»: замирание и зрительное сосредоточение, долгий, пристальный взгляд на взрослого; улыбка, выражающая радостные эмоции ребенка; двигательное оживление – движения головы, вскидывание ручек и ножек, пригибание спинки и т.д. вокализация – вскрики, гуканье, гуление.

Признаки «комплекса оживления»:

  • замирание и зрительное сосредоточение, долгий, пристальный взгляд на взрослого;
  • улыбка, выражающая радостные эмоции ребенка;
  • двигательное оживление – движения головы, вскидывание ручек и ножек, пригибание спинки и т.д.
  • вокализация – вскрики, гуканье, гуление.
Первую половину года можно назвать периодом эмоционального общения ребенка преобладает ситуативно-личностное общение . Это проявляется в требовании внимание взрослого, в преобладании личностных мотивов общения и использования мимических средств. На втором полугодии возникает ситуативно-деловое общение . Это означает, что, общаясь со взрослым, младенец стремится удовлетворить потребность не только в доброжелательном внимании со стороны взрослого, но, прежде всего в соучастии, в практическом сотрудничестве со взрослым.

Первую половину года можно назвать периодом эмоционального общения ребенка преобладает ситуативно-личностное общение . Это проявляется в требовании внимание взрослого, в преобладании личностных мотивов общения и использования мимических средств.

На втором полугодии возникает ситуативно-деловое общение . Это означает, что, общаясь со взрослым, младенец стремится удовлетворить потребность не только в доброжелательном внимании со стороны взрослого, но, прежде всего в соучастии, в практическом сотрудничестве со взрослым.

Кризис первого года жизни. Кризис первого года жизни связан с тем, что ребенок начинает ходить самостоятельно, а также начинает говорить , что дает ему свободу и чувство независимости от взрослого. Проявления кризисного периода были специально ис­следованы в работе С. Ю. Мещеряковой, где родители малышей от 6 мес. до 1 г 6 мес. ежемесячно заполняли анкету с разнообразными вопросами об особенностях поведения ребенка.  Таким образом, ребенок стремиться отделиться от взрослого, но в тоже время связан с ним, так как ориентируется на его оценку. Это есть главное новообразование кризиса первого года жизни.  

Кризис первого года жизни.

Кризис первого года жизни связан с тем, что ребенок начинает ходить самостоятельно, а также начинает говорить , что дает ему свободу и чувство независимости от взрослого.

Проявления кризисного периода были специально ис­следованы в работе С. Ю. Мещеряковой, где родители малышей от 6 мес. до 1 г 6 мес. ежемесячно заполняли анкету с разнообразными вопросами об особенностях поведения ребенка.

Таким образом, ребенок стремиться отделиться от взрослого, но в тоже время связан с ним, так как ориентируется на его оценку. Это есть главное новообразование кризиса первого года жизни.

 

В результате анкетирования было установлено, что от 10 до 15 мес. в поведении детей наблюдаются резкие изменения, которые имеют преходящий характер и могут быть, сгруппированы в 5 подгрупп:

  • «Трудновоспитуемость» ребенка — упрямство, настыр­ность, непослушание, требования повышенного внимания и т.д.
  • Резкое увеличение новых форм поведения , как по­ложительных, так и отрицательных, попытки самостоятельных действий во время кормления, одевания, отказы от вы­полнения необходимых режимных процедур, овладение большим числом новых умений, как в игре, так и в действиях по самообслуживанию.
  • Повышенная чувствительность к порицаниям и замечаниям взрослых — обидчивость, недовольство, агрессия, направленная на взрослых или на предметы.
  • Необычное и противоречивое поведение в затруднительных ситуациях , связанных с выполнением каких-либо действий (например, ребенок просит о помощи, но сразу отказывается от нее).
  • Повышенная капризность ребенка.

Кризис первого года жизни затрагивает все сферы жизни ребенка:

  • предметная деятельность -здесь резко возрастает самостоятельность, активность игровых и предметных дей­ствий, их разнообразие и овладение новыми способами и, главное, стремление все делать самому, даже при отсутст­вии соответствующих умений; отношения со взрослыми - в этой сфере явно нарастает избирательность в отношениях с различными взрослыми; наблюдается неприязнь и не­доверчивость к посторонним взрослым, повышенная требо­вательность и порою агрессивность в отношениях с близ­кими; отношения к самому себе - явное стремление отстоять свою независимость и утвердить свое право на са­мостоятельность проявляется и в повышенной обидчивости ребенка, и в протестах против взрослых, и в настойчивых требованиях выполнения его желаний.
  • предметная деятельность -здесь резко возрастает самостоятельность, активность игровых и предметных дей­ствий, их разнообразие и овладение новыми способами и, главное, стремление все делать самому, даже при отсутст­вии соответствующих умений;
  • отношения со взрослыми - в этой сфере явно нарастает избирательность в отношениях с различными взрослыми; наблюдается неприязнь и не­доверчивость к посторонним взрослым, повышенная требо­вательность и порою агрессивность в отношениях с близ­кими;
  • отношения к самому себе - явное стремление отстоять свою независимость и утвердить свое право на са­мостоятельность проявляется и в повышенной обидчивости ребенка, и в протестах против взрослых, и в настойчивых требованиях выполнения его желаний.
Предпосылки формирования личности в младенческом возрасте С рождения до 3 месяцев С 3 до 6 месяцев С 6 до 9 месяцев С 9 до 12 месяцев

Предпосылки формирования личности в младенческом возрасте

С рождения до 3 месяцев

С 3 до 6 месяцев

С 6 до 9 месяцев

С 9 до 12 месяцев

С рождения до 3 месяцев

Основной предпосылкой развития личности в младенчестве является наличие здорового человеческого мозга (родители и близкие родственники – психически здоровые, экология, беременность без патологий, питание, режим на свежем воздухе, эмоционально-положительное отношение к беременности, роды без патологий).

Для развития личности очень важны ориентировочные рефлексы(зрительный, слуховой) и крик.

Из всей массы впечатлений новорожденный выделяет, прежде всего, лицо матери и прислушивается к человеческому голосу.

В течение 1 месяца ребенок реагирует на человеческие лица как на особые сигналы, в которых

реакцию вызывают не отдельные элементы лица, а их соотношение, соответствующее различным эмоциональным состояниям взрослых.

В первые дни жизни младенец реагирует на речь взрослых, двигаясь с ритмикой произносимых слов. Это способность к синхронному взаимодействию. Взрослый реализует эмоциональный голод младенца, т.е. от взрослого ребенок получает положительные эмоции.

Подражая взрослому, ребенок овладевает действиями, что ведет к развитию психики. Появление « комплекса оживления » - знак душевного здоровья, это признак любви к матери, которое ведет к любви к человеку вообще, т.е. бессознательное чувство доверия к людям. Эмоциональная идентификация ребенка к взрослым (особенно с матерью) - это предпосылка формирования эмоциональной сферы.

С 3 до 6 месяцев Исходя из нового положения ребенок (лежа на животе) получает больше впечатлений от окружающего мира. Может указать на себя в зеркале, но не осознавая себя. Начинает отзываться на свое имя, но не осознает себя. Начинает выделять папу, как - особый объект внимания.

С 3 до 6 месяцев

Исходя из нового положения ребенок (лежа на животе) получает больше впечатлений от окружающего мира.

Может указать

на себя в зеркале, но не

осознавая себя.

Начинает отзываться на свое имя, но не осознает себя.

Начинает выделять папу,

как - особый объект внимания.

С 6 до 9 месяцев Сидя младенец оказывается лицом к лицу со своей семьей и от этой позиции получает большую эмоциональную радость.

С 6 до 9 месяцев

Сидя младенец оказывается лицом к лицу со своей семьей и от этой позиции получает большую эмоциональную

радость.

С 9 до 12 месяцев Ребенок различает своих и чужих (некоторые начинают с 6-ти месяцев). Получают большое эмоциональное удовольствие от физического контакта со взрослыми. Чем больше любви, тем быстрее ребенок начинает, любить других, тем полнее будет его доверие к людям.

С 9 до 12 месяцев

Ребенок различает своих и чужих (некоторые начинают с 6-ти месяцев). Получают большое эмоциональное удовольствие от физического контакта со взрослыми. Чем больше любви, тем быстрее ребенок начинает, любить других, тем полнее будет его доверие к людям.

Развитие действий, движений и процесса общения в младенческом возрасте Движения и действия Общение

Развитие действий, движений и процесса общения в младенческом возрасте

Движения и действия

Общение

Движения и действия С рождения до 3 месяцев С 3 до 6 месяцев С 6 до 9 месяцев С 9 до 12 месяцев

Движения и действия

С рождения до 3 месяцев

С 3 до 6 месяцев

С 6 до 9 месяцев

С 9 до 12 месяцев

С рождения до 3 месяцев До 1 мес. слежение,  непроизвольные рефлекторные действия, видение  на 2 мес. возникает зрительное сосредоточение  на предметах (3-6 сек.) от 2-3 мес. у держивает голову  в вертикальном положении, следит за предметом в горизонтальном, вертикальном направлениях и по кругу.  Случайно захватывает предметы, игрушки, висящие над ним.  К 3 мес. поднимается  на предплечье и локти, поворачивает голову на голос или какой-либо звук. Лежит на животе, высоко поднимая голову.

С рождения до 3 месяцев

До 1 мес. слежение, непроизвольные рефлекторные действия,

видение на 2 мес.

возникает зрительное сосредоточение на предметах (3-6 сек.)

от 2-3 мес. у держивает голову в вертикальном положении, следит за предметом в горизонтальном, вертикальном направлениях и по кругу.

Случайно захватывает предметы, игрушки, висящие над ним.

К 3 мес. поднимается на предплечье и локти, поворачивает голову на голос или какой-либо звук.

Лежит на животе, высоко поднимая голову.

С 3 до 6 месяцев Движения глаз развиты до уровня взрослого. Поднимает голову, переворачивается со спины на бок  (4 мес.) на живот (5 мес.) Хватательные движения рук направлены к цели, принимает игрушку из рук взрослого.  Умеет лежать на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук (к 5 мес.) К 6 мес. ребенок может самостоятельно сидеть.

С 3 до 6 месяцев

Движения глаз развиты до уровня взрослого.

Поднимает голову, переворачивается со спины на бок

(4 мес.) на живот (5 мес.)

Хватательные движения рук направлены к цели, принимает игрушку из рук взрослого.

Умеет лежать на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук (к 5 мес.)

К 6 мес. ребенок может самостоятельно сидеть.

С 6 до 9 месяцев В 6 мес.- возникает зрит. контроль за движениями рук, повышается точность хват. движений.  Перекладывает игрушки из одной руки в другую, самостоятельно сидит без поддержки. Цепляясь за кроватку, самостоятельно может встать (8 мес.) В 8-9 мес. делает попытку первого шага. Берет игрушки, толкает мяч. В 6,5-7 мес. начинает ползать : по - пластунски, на четвереньках. В 8 мес. Самостоятельно садится, и ложиться, появляются хорошо координированные движения двух рук.

С 6 до 9 месяцев

В 6 мес.- возникает зрит. контроль за движениями рук, повышается точность хват. движений.

Перекладывает игрушки из одной руки в другую, самостоятельно сидит без поддержки.

Цепляясь за кроватку, самостоятельно может встать (8 мес.)

В 8-9 мес. делает попытку первого шага.

Берет игрушки, толкает мяч.

В 6,5-7 мес. начинает ползать : по - пластунски, на четвереньках.

В 8 мес. Самостоятельно садится, и ложиться, появляются хорошо координированные движения двух рук.

С 9 до 12 месяцев В 9-10 мес. начинает переступать вдоль манежа (кроватки), держась за его барьер. В 10 мес. встает с опорой, но стоит без неё. В 11 мес. Стоит  самостоятельно, ходит, придерживаясь за руку взрослого. Ребенок нанизывает колечки на палочки, может вставлять различные вкладыши в соответствующие отверстия. Может подносить чашку ко рту, открывает и закрывает коробку. Ребенок координирует движения рук. Появляется указательный жест.

С 9 до 12 месяцев

В 9-10 мес. начинает переступать вдоль манежа (кроватки), держась за его барьер.

В 10 мес. встает с опорой, но стоит без неё.

В 11 мес. Стоит самостоятельно, ходит, придерживаясь за руку взрослого. Ребенок нанизывает колечки на палочки, может вставлять различные вкладыши в соответствующие отверстия.

Может подносить чашку ко рту, открывает и закрывает коробку.

Ребенок координирует движения рук.

Появляется указательный жест.

Общение С рождения до 3 месяцев С 3 до 6 месяцев С 6 до 9 месяцев С 9 до 12 месяцев

Общение

С рождения до 3 месяцев

С 3 до 6 месяцев

С 6 до 9 месяцев

С 9 до 12 месяцев

С рождения до 3 месяцев Первый крик, отрицательные эмоции - плач. Фиксирует взор на лице взрослого, что говорит о возникновении комплекса оживления (1,5 – 3 мес.). Появляется «социальная» улыбка. Ребенок начинает затихать, прислушиваться, когда взрослый с ним разговаривает. Интонацию понимает.

С рождения до 3 месяцев

Первый крик, отрицательные эмоции - плач.

Фиксирует взор на лице взрослого, что говорит о возникновении комплекса оживления (1,5 – 3 мес.).

Появляется «социальная» улыбка.

Ребенок начинает затихать, прислушиваться, когда взрослый с ним разговаривает. Интонацию понимает.

с 3 до 6 месяцев Начинает отличать своих от чужих. Знакомому радуется, незнакомец может вызвать испуг, плач. К 4-5 мес. общение с взрослыми приобретает избирательный характер.  Издает звуки, гулит (с 2-5 мес). Реагирует на эмоциональный тон речи. В 5 мес. появляется лепет (до 11 мес.) К 5-6 мес.появляются жесты привлечения внимания.

с 3 до 6 месяцев

Начинает отличать своих от чужих.

Знакомому радуется, незнакомец может вызвать испуг, плач.

К 4-5 мес. общение с взрослыми приобретает избирательный характер.

Издает звуки, гулит (с 2-5 мес). Реагирует на эмоциональный тон речи.

В 5 мес. появляется лепет (до 11 мес.)

К 5-6 мес.появляются жесты привлечения внимания.

С 6 до 9 месяцев Внимательно следит за движениями и речью взрослого. Обычно воспроизводит показанные действия не сразу, а через некоторое время. Жесты:утверждение,отрицание,приветствие,пренебрежение,угрожающие,подзывающие. Лепечет, иногда может уловить подобие с самим собой.(саморегуляция произносимых звуков)

С 6 до 9 месяцев

Внимательно следит за движениями и речью взрослого.

Обычно воспроизводит показанные действия не сразу, а через некоторое время.

Жесты:утверждение,отрицание,приветствие,пренебрежение,угрожающие,подзывающие.

Лепечет, иногда может уловить подобие с самим собой.(саморегуляция произносимых звуков)

С 9 до 12 месяцев Усваивает положительные привычки, учится вести себя правильно. Начальная форма понимания речи. В ответ на слово взрослого у ребенка может возникать речевая реакция.

С 9 до 12 месяцев

Усваивает положительные привычки, учится вести себя правильно.

Начальная форма понимания речи.

В ответ на слово взрослого у ребенка может возникать речевая реакция.

Развитие познавательных психических процессов ребенка младенческого возраста   Восприятие Мышление Память Речь Внимание

Развитие познавательных психических процессов ребенка младенческого возраста

Восприятие

Мышление

Память

Речь

Внимание

Восприятие

Зрительное сосредоточение, появившееся еще на этапе новорожденности, совершенствуется. Уже с рождения младенец отличает свет от темноты, звук от тишины. С 1,5-2 месяцев отличает звуки речи от других звуков.

После 2-го месяца сосредоточение становится достаточно длительным. К 3 месяцам его продолжительность достигает 7—8 секунд. Становится возможным прослеживание движущихся предметов. П ока восприятие младенца лишено предметности и константности.

В 4 месяца ребенок не просто видит, но уже смотрит: активно реагирует на увиденное, двигается и издает радостные звуки.

Младенец проявляет больше внимания к изогнутым элементам, чем к прямолинейным; к фигурам концентрической формы, к изломам — переходам прямой линии в изогнутую.

Можно сказать, что в младенческом возрасте дети уже способны ориентироваться во многих параметрах объектов.

Их привлекают контрасты, движение наблюдаемых предметов и другие их свойства.

К 2—3 месяцам младенцы обычно проявляют интерес к объектам, которые в какой-то мере отличаются от тех, что наблюдались ими раньше. Более того, новые, значительно отличающиеся от ранее увиденных, предметы могут вызвать тревогу, испуг или плач.

Ребенок различает зрительно воспринимаемые объекты по форме, сложности и цвету.

Начинает развиваться также пространственное восприятие, в частности восприятие глубины.

Считается, что младенец имеет целостную картину мира , а не мозаичный набор цветовых пятен, линий и разрозненных элементов. Воспринимая не отдельные свойства объектов, а объекты в целом, он создает обобщенные образы предметов.

Познавательному развитию ребенка способствует разнообразие впечатлений, которые он получает. Взрослые, ухаживающие за ребенком, должны удовлетворять его потребность в новых впечатлениях, стараясь, чтобы окружающая его обстановка не была однообразной, неинтересной. Познавательное развитие (в первую очередь, развитие восприятия) младенцев, живущих в однообразной среде, оказывается несколько замедленным по сравнению с развитием тех, кто живет в разнообразной обстановке и получает больше новых впечатлений.

Мышление

К концу первого года жизни дети начинают обнаруживать первые проявления мышления, т.е. замечать простейшие связи и отношения между предметами и их свойствами и использовать эти связи для достижения определенной цели. Отношения между предметами выясняются детьми путем практических проб, а это и есть проявления наглядно-действенного мышления.

Основой наглядно - действенного мышления младенца является ВОСПРИЯТИЕ И ДЕЙСТВИЕ.

Так как речь идет о познавательном развитии ребенка, то наиболее важным будет развитие движений руки.

В 4 мес. появляются движения руки, направленные к предмету и ощупывание этого предмета.

В 5-6 мес. –ребенок может хватать предмет, что требует сложных зрительно­-двигательных координаций. Значение этого момента для дальнейшего развития крайне велико: ХВАТАНИЕ - первое целенаправленное действие и является условием освоения манипуляций с предметами.

После 6 мес. движение рук и соответствующие им действия развиваются. Ребенок бросает, стучит, кусает и т.д.,.

В 10 мес. – появляются функциональные действия, позволяющие верно использовать предметы, подражая действиям взрослых ( катает машину, бьет по барабану).

Отметим особенности развития мышления в младенческом возрасте.

  • к концу первого года жизни ребенок постигает некоторые простейшие причинно-следственные связи, которые в восприятии не даны;
  • мышление, не являясь самостоятельным процессом, функционирует внутри восприятия, оно включено в практические манипуляции с предметами;
  • возникают предпосылки развития любознательности.

Память

Сразу после рождения приступает к функционированию образная память (в элементарной форме).

На 3-4 месяце у малыша начинает формироваться образ предмета, так создается фундамент образной памяти.

Постепенно расширяется круг узнаваемых ребенком объектов. Малютка узнает лицо и голос матери. Оно помогает устанавливать контакты со взрослым.

В 3—4 мес. ребенок узнает предметы, связанные с кормлением.

Первым появляется узнавание. Уже в раннем младенчестве дети способны соотносить новые впечатления с имеющимися у них образами.

4-месячный ребенок отличает знакомое лицо от незнакомого.

В 6 мес. выделяет любимую игрушку.

К 12 мес. он различает мелодию, которая когда-то вызвала у него положительные эмоции, а также по просьбе взрослого выполняет несложные движения: делает «ладушки», машет ручкой при расставании.

О первом появлении двигательной памяти свидетельствует сформировавшийся у малыша рефлекс на положение для кормления. Находясь в позе «под грудью», ребенок начинает делать сосательные движения. Процесс развития двигательной памяти активизируется во втором полугодии жизни малыша, когда он начинает увлеченно манипулировать предметами (освоение и хватание), двигаться, учится ползать и ходить. Следует подчеркнуть, что память в младенческом возрасте не является самостоятельным процессом, она включена в восприятие и ощущение, а значит, материал запоминается как бы «сам собой», непроизвольно.

Если младенцу показали звучащую или необычную яркую игрушку, вы­звавшую у него радость, он снова и снова требует ее, манипулирует с ней. Эмоциональная память все ярче проявляется во втором полугодии первого года жизни, когда ребенок переживает те или иные эмоции при встрече с некоторыми объектами или ситуациями (например, начинает плакать при виде предметов для купания, если эта процедура в прошлом вызвала у него отрицательные переживания).

Укажем особенности развития памяти в младенчестве:

  • память функционирует «внутри» ощущений и восприятий;
  • она проявляется сначала в форме запечатления, затем узнавания, характеризуется недлительным сохранением;
  • материал фиксируется ребенком непроизвольно;

сначала у малыша развивается двигательная, эмоциональная и образная память, а к концу года складываются предпосылки для развития словесной памяти.

Речь

Младенчество рассматривается как подготовительный этап в развитии речи, когда закладываются, во-первых - предпосылки понимания речи взрослых, во- вторых, - активного употребления слов. Причем пассивная речь, т.е. понимание речи взрослых, осваивается ребенком быстрее, чем активная - ее самостоятельное употребление. Ребенок рождается с готовым речевым аппаратом.

Связь между предметом и его названием - важнейшее достижение в развитии речи младенца.

Потребность в общении приводит к подражанию звукам речи, через которое происходит усвоение языка.

Подражание — одна из ярких потребностей и способностей ребенка. Эта способность открывает возможность обучения.

К концу младенчества возникает связь между названием предмета и самим предметом , которая выражается в поиске и нахождении предмета.

В младенчестве интонация вопроса определяет понимание речи.

К одному году младенец произносит от 4 до 15 слов. Пассивный словарь значительно богаче. Усвоение речи постепенно приобретает активный характер.

На первом году жизни возникают предпосылки слушания. Малыш сосредоточивается не только на разговоре взрослого, подкрепляемого действиями или мимикой, но и на звучании песенок или небольших стихотворений.

Но самое главное достижение состоит в том, что слова приобретают предметную отнесенность, создавая основу для освоения ребенком их значений.

Возникновение первых осмысленных слов и понимания речи на основе собственно языковых средств, связанных с определенными фонемами родного языка, свидетельствует о том, что развитие речи переходит в новую стадию - фонемную, начинается усвоение звуковой стороны языка.

Особенности развития речи в младенческом возрасте:

  • развитие речи включено в общение со взрослым;
  • возникает внимание к речи взрослого, а затем подражание ей превращается в самостоятельную деятельность ребенка;
  • устанавливается связь между названием предмета и самим предметом, что проявляется в поиске и нахождении предмета по слову взрослого и в назывании предметов и лиц;
  • к концу первого года жизни развивается инициативное употребление осмысленных слов.

Внимание

Первые реакции на раздражители у ребенка наблюдаются сразу после рождения. Он вздрагивает при резком звуке, отворачивается от слишком яркого света.

Уже на первом месяце жизни у малыша проявляется ориентировочный рефлекс «что такое?».

Элементарным проявлением внимания выступает реакция сосредоточения. На 2-3-й неделе жизни у младенца можно заметить слуховое сосредоточение при громком звуке, когда малыш замолкает и прекращает движения.

На 3-4неделе - наблюдается зрительное сосредоточение на лице взрослого и слуховое при его разговоре с малышом.

В конце 1 месяца жизни ребенок ориентируется на новые достаточно сильные раздражители, например, задерживает взгляд на необычном предмете.

Наиболее значимым раздражителем для младенца становится взрослый. Так, ребенок в возрасте 2-3 мес. длительно сосредоточивается на лице матери, а затем на предметах, которые включены в контекст общения с ней.

Следует подчеркнуть, что на протяжении всего младенчества наиболее выраженное сосредоточение вызывают раздражители, которые включены в общение и совместную со взрослым деятельность.

Дальнейшее развитие внимания связано с освоением хватания, которое дает возможность удерживать предметы и манипулировать с ними. После 6 мес. рефлекс «что такое?» преобразуется в рефлекс «что с этим можно делать?». Теперь ребенок фиксирует не только предмет, но его признаки, а также действия с ним.

Это ведет к бурному развитию ориентировочно-­исследовательской

деятельности, зарождению способности познавать окружающий мир.

В конце года на основе манипулирования с предметами возникает

распределение внимания, когда ребенок действует одновременно с двумя

предметами; совершенствуется переключение. Например, малыш

складывает шарики в коробочку, перенося фокус внимания с одного шарика

на другой.

Укажем особенности развития внимания в младенчестве:

  • первоначально выступает как реакция сосредоточения ; сосредоточение обеспечивает выделение из окружающего мира эмоций, движении, речи человека, как его отличительных признаков, а также предметов и действий с ними;
  • сосредоточение влечет за собой развитие познавательного отношения к окружающему;

-появление свойств внимания способствует зарождению более сложных форм поведения и

деятельности.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!