Урок русского языка
Развитие речи
Сочиняем басню по картине
Задачи урока:
- Закрепить теоретические знания о жанре басни (полученные ими на уроках литературного чтения)
- Работать с пословицами, сравнивая их между собой по смыслу и примеряя в качестве вывода-морали к басне.
- Учиться коротко пересказывать текст, выбирая самое главное.
- Использовать живописное произведение в качестве иллюстрации.
Готфрид Минд «Кошка в клетке»
КОШКА В КЛЕТКЕ
Сказка о мышах и кошке
Мыши жили в развалинах старого замка. Они питались оставшимся в его кладовых зерном. Там же жила и кошка. Но чем она питалась, точно никто не знал.
- Я ем только травку и яблоки из сада, - утверждала кошка.
Но никто никогда не видел, как она это делала.
Со временем мыши заметили, что некоторые из их собратьев стали куда -то исчезать. Подозрения пали на кошку.
- При чем тут я? – возмутилась кошка. – Погуляют и вернутся!
Но никто не вернулся. Более того – таинственные исчезновения не прекратились.
Тогда мыши обратились за советом к Старой Мудрой Мыши, жившей в дупле сломанного дерева.
- Отыщите в подвале замка большую птичью клетку, - сказала Старая Мудрая Мышь. – Придумайте, как заманить туда кошку. Пусть посидит там несколько дней. А мы понаблюдаем. Если мыши перестанут пропадать , значит, именно кошка – виновница наших несчастий.
Рано утром, когда кошка еще спала, мыши начистили до блеска старую клетку для птиц. Клетку установили рядом с жилищем кошки, и её золочёные прутья заблестели в лучах восходящего солнца. Когда кошка проснулась, мыши обступили её со всех сторон.
- Ты самая красивая и умная из нас, - сказали они кошке, - поэтому ты достойна стать нашей королевой! Войди в этот золотой домик! Сидя в нём , ты будешь отдавать нам свои мудрые приказы!
Увидев прекрасную золочёную клетку, кошка зажмурилась от удовольствия. С важным видом королевы она вошла в клетку, и в тот же миг дверца клетки со стуком захлопнулась.
Теперь – то кошка не могла причинить вреда ни одному , даже самому маленькому мышонку. Как ни старалась она сквозь прутья клетки дотянуться до мышей , ничего у неё не получалось.
Как вы догадываетесь, как только кошка очутилась в клетке, мыши перестали пропадать.
Так мыши уличили кошку в обмане и наказали хитрую обманщицу.
Пословицы:
1. На каждую хитрость есть ещё одна хитрость.
2. Видит око, да зуб неймёт.
3. Близко локоть, да не укусишь.
4. Не давай себе воли, не будешь терпеть и неволи.
5. Отольются кошке мышкины слёзки.
6. И через золото слёзки текут.
7. Не всё коту масленица!..
8. Не рой яму другому – сам в неё попадёшь.
Маша начала свою басню так:
«Хитрая кошка жила рядом с мышами и уверяла их, что питается травкой и яблоками. Однако мыши всё время куда-то пропадали.
Тогда мыши тоже решили пойти на хитрость…»
Миша начал так:
«Однажды мыши, которых обижала кошка, лестью заманили её в клетку. Они сказали ей, что…»
- На какую хитрость пошли мыши , которых обижала кошка?
- Теперь могла ли кошка причинить вред мышам?
- Как только кошка очутилась в клетке , мыши перестали пропадать или нет?
- Сочинить и рассказать басню
- С.106-108 (ч.2)
Домашнее задание
На уроке мне было все понятно
У меня возникли некоторые вопросы, но я постеснялся их задать
Я многое не понял