Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку родной литературы на тему: "Рассказ "Голубая стрекоза" М.М. Пришвина". 7 класс.»
Урок литературы по рассказу М.М. Пришвина «Голубая стрекоза» 7 класс
Тема урока : Осуждение войны в рассказе М.М. Пришвина «Голубая стрекоза»
Цели: 1)познакомить учащихся с содержанием рассказа М.Пришвина «Голубая стрекоза»; выявить основные проблемы рассказа;
- 2) развивать умение анализировать эпическое художественное произведение;
- 3) формировать прочную нравственную позицию учащихся: ненависть к войне, сострадание гуманное отношение к тем, кто нуждается в помощи, готовность прийти на помощь страдающим.
МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ
ПРИШВИН
Выставка книг
Великая любовь Пришвина к природе родилась из его любви к человеку. К.Г. Паустовский
М.М. Пришви
- Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю.
- М.Пришвин
«Голубая стрекоза»
Солнце
Лето
Тепло
Детство
Вода
Зелень
Время написания рассказа Голубая стрекоза»
- 1914 год – начало Первой мировой войны 1914-1918 годов.
- М. М. Пришвин был свидетелем двух войн. Во время первой мировой войны 1914 года он выступал как военный корреспондент. Короткими статьями в газетах он передавал обстановку военного времени на фронте и в тылу. Художественные произведения в этот период редки. Рассказ «Голубая стрекоза» - один из них, он написан в 1914 году.
Тема рассказа. Особенности композиции
- Тема - спасение раненых на войне.
- Повествование ведется от первого лица, от лица рассказчика, участника событий.
- Сюжет линейный: события изображены в хронологической последовательности.
- В рассказе можно выделить 2 части.
План
I. «Я здесь, на войне, не только писатель»
II. Голубая стрекоза летает.
1. «Чувство личной ненужности».
1. «Умирающий мальчик на берегу лесного ручья».
2. «Я шел … навстречу войне и поигрывал со смертью…».
2. «Над заводью кружилась голубая стрекоза».
3. «Не стыдно … заниматься пустяками?»
3. «Она ещё летает?»
4. «Я … почувствовал, наконец, себя настоящим человеком…»
4. «Мы спасли … раненого» .
Выразительные средства
- Развитие характера рассказчика:
- 1) сравнение («пуля пчёлкой жужжала»)
- 2) Эпитеты («сказал мне строгий голос», «писатель вы такой-рассякой », « настоящим человеком», «воскликнул я так решительно , так радостно »),
- 3) слова категории состояния («Мне было так радостно », «мне стало больно »)
Выразительные средства
- 1) лексические повторы («Это был почти мальчик », «я остался с глазу на глаз с умирающим мальчиком »; «губы судорожно двигались, выражая сильную борьбу », «и вот борьба закончилась», «возникла новая борьба »; «с тонкими трепетными губами, отражавшими трепет души»; «милой детской улыбкой » – «он ещё раз улыбнулся » – «и он улыбнулся »)
- 2) эпитеты («мальчик с блестящими глазами, с тонкими трепетными губами», « милой детской улыбкой»)
Выразительные средства
- Пейзаж (описание природы):
- 1) Олицетворение (« струйки ручья…пели »);
- 2) Эпитеты (« обычную прекрасную песенку», «в чистой воде»);
- 3) метафора и лексический повтор («вода – эти глаза земли », «эти глаза как будто видят во тьме»);
- 4) слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом (« струйки », « камушках », « песенку »)
Антитеза - противопоставление
МИР
ВОЙНА
Описание природы
Описание страданий умирающего мальчика
Смысл названия рассказа
СИМВОЛ МИРА
О войне и мире
- «Если война – причина зол,
- то мир будет их
- исцелением» (Квинтилиан.)
- 2) «Война есть одно из величайших кощунств
- над человеком
- и природой» (Н. Мясковский.)
- 3) «Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, под этим неизмеримым звездным небом? Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных?» (Л.Н. Толстой.)