СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку родной литературы на тему: "Рассказ "Голубая стрекоза" М.М. Пришвина". 7 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Источник: https://vk.com>sto_ballnik

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку родной литературы на тему: "Рассказ "Голубая стрекоза" М.М. Пришвина". 7 класс.»

Урок литературы  по рассказу  М.М. Пришвина  «Голубая стрекоза»  7 класс

Урок литературы по рассказу М.М. Пришвина «Голубая стрекоза» 7 класс

Тема  урока :  Осуждение войны в рассказе  М.М. Пришвина «Голубая стрекоза» Цели: 1)познакомить учащихся с содержанием рассказа М.Пришвина «Голубая стрекоза»; выявить основные проблемы рассказа; 2) развивать умение анализировать эпическое художественное произведение; 3) формировать прочную нравственную позицию учащихся: ненависть к войне, сострадание гуманное отношение к тем, кто нуждается в помощи, готовность прийти на помощь страдающим.

Тема урока : Осуждение войны в рассказе М.М. Пришвина «Голубая стрекоза»

Цели: 1)познакомить учащихся с содержанием рассказа М.Пришвина «Голубая стрекоза»; выявить основные проблемы рассказа;

  • 2) развивать умение анализировать эпическое художественное произведение;
  • 3) формировать прочную нравственную позицию учащихся: ненависть к войне, сострадание гуманное отношение к тем, кто нуждается в помощи, готовность прийти на помощь страдающим.
МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ  ПРИШВИН 1873 - 1954

МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ

ПРИШВИН

  • 1873 - 1954
Выставка книг

Выставка книг

 Великая любовь Пришвина к природе родилась из его любви к человеку.  К.Г. Паустовский      М.М. Пришви Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю.  М.Пришвин

Великая любовь Пришвина к природе родилась из его любви к человеку. К.Г. Паустовский

М.М. Пришви

  • Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю.
  • М.Пришвин
«Голубая стрекоза» Солнце Лето Тепло Детство Вода Зелень

«Голубая стрекоза»

Солнце

Лето

Тепло

Детство

Вода

Зелень

Время написания рассказа Голубая стрекоза» 1914 год – начало Первой мировой войны 1914-1918 годов. М. М. Пришвин был свидетелем двух войн. Во время первой мировой войны 1914 года он выступал как военный корреспондент. Короткими статьями в газетах он передавал обстановку военного времени на фронте и в тылу. Художественные произведения в этот период редки. Рассказ «Голубая стрекоза» - один из них, он написан в 1914 году.

Время написания рассказа Голубая стрекоза»

  • 1914 год – начало Первой мировой войны 1914-1918 годов.
  • М. М. Пришвин был свидетелем двух войн. Во время первой мировой войны 1914 года он выступал как военный корреспондент. Короткими статьями в газетах он передавал обстановку военного времени на фронте и в тылу. Художественные произведения в этот период редки. Рассказ «Голубая стрекоза» - один из них, он написан в 1914 году.
Тема рассказа.  Особенности композиции Тема - спасение раненых на войне. Повествование ведется от первого лица, от лица рассказчика, участника событий. Сюжет линейный: события изображены в хронологической последовательности. В рассказе можно выделить 2 части.

Тема рассказа. Особенности композиции

  • Тема - спасение раненых на войне.
  • Повествование ведется от первого лица, от лица рассказчика, участника событий.
  • Сюжет линейный: события изображены в хронологической последовательности.
  • В рассказе можно выделить 2 части.
План I. «Я здесь, на войне, не только писатель» II. Голубая стрекоза летает.  1. «Чувство личной ненужности». 1. «Умирающий мальчик на берегу лесного ручья». 2. «Я шел … навстречу войне и поигрывал со смертью…». 2. «Над заводью кружилась голубая стрекоза». 3. «Не стыдно … заниматься пустяками?» 3. «Она ещё летает?» 4. «Я … почувствовал, наконец, себя настоящим человеком…» 4. «Мы спасли … раненого» .

План

I. «Я здесь, на войне, не только писатель»

II. Голубая стрекоза летает.

1. «Чувство личной ненужности».

1. «Умирающий мальчик на берегу лесного ручья».

2. «Я шел … навстречу войне и поигрывал со смертью…».

2. «Над заводью кружилась голубая стрекоза».

3. «Не стыдно … заниматься пустяками?»

3. «Она ещё летает?»

4. «Я … почувствовал, наконец, себя настоящим человеком…»

4. «Мы спасли … раненого» .

Выразительные средства Развитие характера рассказчика: 1) сравнение («пуля пчёлкой жужжала») 2) Эпитеты («сказал мне строгий голос», «писатель вы такой-рассякой », « настоящим человеком», «воскликнул я так решительно , так радостно »), 3) слова категории состояния («Мне было так радостно », «мне стало больно »)

Выразительные средства

  • Развитие характера рассказчика:
  • 1) сравнение («пуля пчёлкой жужжала»)
  • 2) Эпитеты («сказал мне строгий голос», «писатель вы такой-рассякой », « настоящим человеком», «воскликнул я так решительно , так радостно »),
  • 3) слова категории состояния («Мне было так радостно », «мне стало больно »)
Выразительные средства В портрете раненого: 1) лексические повторы («Это был почти мальчик », «я остался с глазу на глаз с умирающим мальчиком »; «губы судорожно двигались, выражая сильную борьбу », «и вот борьба закончилась», «возникла новая борьба »; «с тонкими трепетными губами, отражавшими трепет души»; «милой детской улыбкой » – «он ещё раз улыбнулся » – «и он улыбнулся ») 2) эпитеты («мальчик с блестящими глазами, с тонкими трепетными губами», « милой детской улыбкой»)

Выразительные средства

  • В портрете раненого:
  • 1) лексические повторы («Это был почти мальчик », «я остался с глазу на глаз с умирающим мальчиком »; «губы судорожно двигались, выражая сильную борьбу », «и вот борьба закончилась», «возникла новая борьба »; «с тонкими трепетными губами, отражавшими трепет души»; «милой детской улыбкой » – «он ещё раз улыбнулся » – «и он улыбнулся »)
  • 2) эпитеты («мальчик с блестящими глазами, с тонкими трепетными губами», « милой детской улыбкой»)
Выразительные средства Пейзаж (описание природы): 1) Олицетворение (« струйки ручья…пели »); 2) Эпитеты (« обычную прекрасную песенку», «в чистой воде»); 3) метафора и лексический повтор («вода – эти глаза земли », «эти глаза как будто видят во тьме»); 4) слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом (« струйки », « камушках », « песенку »)

Выразительные средства

  • Пейзаж (описание природы):
  • 1) Олицетворение (« струйки ручья…пели »);
  • 2) Эпитеты (« обычную прекрасную песенку», «в чистой воде»);
  • 3) метафора и лексический повтор («вода – эти глаза земли », «эти глаза как будто видят во тьме»);
  • 4) слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом (« струйки », « камушках », « песенку »)
Антитеза - противопоставление МИР ВОЙНА Описание природы Описание страданий умирающего мальчика

Антитеза - противопоставление

МИР

ВОЙНА

Описание природы

Описание страданий умирающего мальчика

Смысл названия рассказа Голубая стрекоза СИМВОЛ МИРА

Смысл названия рассказа

  • Голубая стрекоза

СИМВОЛ МИРА

О войне и мире «Если война – причина зол, то мир будет их  исцелением» (Квинтилиан.) 2) «Война есть одно из величайших кощунств  над человеком и природой» (Н. Мясковский.) 3) «Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, под этим неизмеримым звездным небом? Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных?» (Л.Н. Толстой.)

О войне и мире

  • «Если война – причина зол,
  • то мир будет их
  • исцелением» (Квинтилиан.)
  • 2) «Война есть одно из величайших кощунств
  • над человеком
  • и природой» (Н. Мясковский.)
  • 3) «Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, под этим неизмеримым звездным небом? Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных?» (Л.Н. Толстой.)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!