Глагол.Обобщение.
Итак, русский язык друзья!
На вас надеюсь, как всегда!
Мы хороший, дружный класс,
Всё получится у нас!
Девиз урока:
- Повторение-мать учения ! Без труда , не вытащишь и рыбку из пруда.
МЕДВЕДЬ
Толкование слова:
медведь 1. Крупное хищное млекопитающее с длинной шерстью и толстыми ногами, а также его мех. Белый медведь. Бурый медведь.
2. перен. О неуклюжем, неповоротливом человеке (разг.).
МЕДВЕДИЦА
МЕДВЕЖАТА
МЕДВЕЖОНОК
МЕДВЕЖАТНИК
МЕДВЕЖАТИНА
МЕДВЕЖИЙ
Этимология
Медведя так назвали потому, что он знает, ведает, где найти в лесу мёд.
Медведь – мёд, ведать = «знающий, где мёд»
Помнить должен каждый:
Чтоб не знал животик бед,
Руки с мылом вымой дважды-
И принимайся за …
о бед
действие предмета
часть речи
ГЛАГОЛ
мн.ч.
ед.ч.
что делать?
что сделать? и др
Упражнение1. Подчеркни глаголы. Докажи свой выбор. Мороз, морозить, морозный, заморозить, смотреть, смотр, посмотрит, прыжок, прыгает, хруст, хрустела, веселье, веселить, развеселили, весёлый.
Упражнение1. Подчеркни глаголы. Докажи свой выбор. Мороз, морозить , морозный, заморозить , смотреть , смотр, посмотрит , прыжок, прыгает , хруст, хрустела , веселье, веселить , развеселили , весёлый.
Секрет 2. Распредели слова в два столбика.
Подпиши названия столбиков на 1 строке.
Говорю, говорят, напишут, пели, пою, выучил.
________________________ __________________
_____________________ ____________________
_____________________ ____________________
_____________________ ____________________
Ед.число
Множеств.число
говорю
пою
говорят
выучил
напишут
пели
ВЫВОД: Глаголы изменяются по числам.
В единственном числе глагол обозначает действие одного предмета,
а во множественном _числе – действие
нескольких предметов.
Секрет 3 . Вставь пропущенные буквы. Объясни орфограммы. Определи у глаголов число:
Пришла (____ч.) в…сна. Тают (____ч.) сн…га. Плачут (____ч.) сосул…ки. На р…ке треснул(____ч.) лё… . Над в…дой кружат (____ч.) быстрые ч…йки. Проснулся (____ч.) м…две…ь. Звонко стучит (____ч.) дят…л . Присел (____ч.) на п…нёк за…ц. Звери и птич…ки радуются (____ч.)
Секрет 3 . Вставь пропущенные буквы. Объясни орфограммы. Определи у глаголов число:
Пришла ( ед.ч. ) в е сна. Тают ( мн.ч. ) сн е га. Плачут ( мн.ч. ) сосул ь ки. На р е ке треснул( ед .ч.) лё д . Над в о дой кружат ( мн.ч. ) быстрые ч а йки. Проснулся ( ед.ч.) м е две д ь. Звонко стучит ( ед.ч. ) дят е л . Присел ( ед.ч. ) на п е нёк за я ц. Звери и птич ки радуются ( мн.ч. )
ВЫВОД: Глагол стоит в том же числе, что и СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (ПРЕДМЕТ), КОТОРЫЙ СОВЕРШАЕТ ЭТО ДЕЙСТВИЕ.
Упражнение 3. Измени число глаголов. говорил- _______________ , спит -__________________, плывут - _______________, шьют -__________________, везёт - _______________ , думал-__________________, сидит - _______________, играли -__________________,
Упражнение 3. Измени число глаголов. говорил- -говорил и , сп ит – сп ят , плыв ут - плыв ёт , шь ют - шь ёт , вез ёт - вез ут , думал- -думал и , сид ит - сид ят , играл и – играл..
Упражнение 4. Напиши в скобках вопрос, определи число глагола.
Утром Лёля (______________________ ?) отправилась (___ ч.) к морю. Мальчик (______________________ ?) играет (___ ч.) на берегу. Волны (_________________ ?) раскачивали (___ ч.) чаек.
Не – это отдельное слово. В русском языке его называют частицей .
Частица НЕ запрещает , отменяет или отрицает действие.
1. Замените слова и словосочетания глаголами с не. Запишите.
Болеть, испытывать ненависть, принуждать что-то сделать против желания, сомневаться, колебаться по поводу невозможности понять, в чём дело, испытывать возмущение, крайнее недовольство
__________________________________________________________________
Частица НЕ с глаголами пишется РАЗДЕЛЬНО! Эта орфограмма называется ПРОБЕЛ!
действие предмета
часть речи
ГЛАГОЛ
что делать? и что сделать
мн.ч.
ед.ч.
частица НЕ пишется раздельно