Урок развития речи в 6 классе
Подготовка к сочинению
по картине Т. Яблонской
«Утро»
Цели:
- обучать умению составлять связный текст по картине;
- - развивать ассоциативное мышление, устную и письменную речь учащихся;
- - воспитывать интерес к прекрасному, стремление к физическому, духовному самосовершенству.
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод.
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод…
Это все весна
А.А.Фет
Родилась она в Смоленске. Ее отец был преподавателем словесности в смоленской классической гимназии, а также известным в городе художником.
В 1928 году семья Яблонских переехала на Украину. C 1935 по 1941 год Татьяна Яблонская училась в Киевском художественном институте . После войны началась ее творческая и преподавательская деятельность в Киеве: она работала в том же институте, в котором ранее училась.
В полотнах Татьяны Ниловны Яблонской раскрываются жизнеутверждающие образы современников и родной природы, звучит тема свободного труда.
"Перед стартом"
"Весна"
"Бумажные цветы"
"Лен"
«Зимний день в Седневе»
Однажды ранним майским утром Лена, дочка Т.Н.Яблонской, проснулась в прекрасном настроении, все внутри нее пело и тянулось к солнцу. Вскочила она с кровати, развела руки в стороны - еще чуть-чуть - и взлетела бы! А в это время в комнату вошла мама Лены и застыла на пороге: так необыкновенно хороша была увиденная ею картина: солнце, утро молодого майского дня и утро жизни ее маленькой дочери – все так чудесно совпало! Татьяна Ниловна, увидев это, создала картину «Утро», о которой мы сегодня и будем говорить.
Какова основная мысль этой картины?
Картина «Утро»- олицетворение бодрости, свежести, дарит ни с чем не сравнимое настроение радости новому дню.
Композиция картины.
Что мы видим на переднем плане?
В центре изображена девочка лет одиннадцати. Девочка только проснулась, она показана в движении: тянет руки вверх, словно потягивается.
Героиня грациозна, пластична.Она напоминает весеннюю птичку. Ее фигура свидетельствует о том, что она не ограничивается утренней зарядкой, а занимается каким- либо видом спорта.
Ребята, опишите девочку.
Ясное солнечное утро. Лучи солнца врываются в комнату через распахнутое окно и освещают девочку, которая только что встала с постели и делает зарядку. Легкая стройная фигурка девочки, простота и изящество её движений показывают умение девочки радоваться жизни. На ней белая майка, черные спортивные трусы, волосы заплетены в косы, глаза прикрыты, вероятно, от солнечных зайчиков.
Опишите комнату девочки.
.
Комната светлая, просторная. Двери на балкон распахнуты, на полу – блики солнечного света. Возникает ощущение прохлады, веющей с балкона, утренней свежести. Художница во всем подчеркивает уют: из кашпо тянутся стебли плюща, яркое солнышко играет на его листочках. Ощущение уюта усиливает и цветок на подоконнике. Под кашпо на стене эстамп с изображением диковинных птиц. Все просто в этой комнате, но все продумано до мелочей, каждая вещь на своем месте.
Мебель
.
Стол (круглый, обеденный, покрытый скатертью, льняная скатерть с бахромой, на столе глиняный кувшин, тарелка-хлебница, накрытая салфеткой, нож, чашка).
Стул (легкий, овальное сидение, прямоугольная изогнутая спинка, круглые тонкие ножки, на стуле аккуратно сложена школьная одежда девочки).
Кровать – деревянная,низкая, еще не убрана,освещенная ярким утренним солнцем.
Как изображены дверь, окно, стены?
Дверь – двухстворчатая, стеклянная, арочная, выходит на балкон, оградительная решетка, цветы на балконе и над дверью.
Окно – высокое ,дугообразное, рама белая ,под окном- батареи центрального отопления.
Стены – высокие ,светло-желтые с сероватым оттенком ,бежевые, оклеены обоями или покрашены краской ,на стене декоративная тарелка ,кашпо (декоративная ваза для цветочного горшка) с цветами резеды. .
Какие краски преобладают на полотне?
Цвета теплые, сочные и яркие: желтые солнечные стены, оттенки коричневого и оранжевого- дерево кровати и пола. Они привносят особое ощущение радости, торжественности. Им противопоставляются холодные тона: глубокий синий цвет скатерти, темная школьная форма, насыщенная зелень комнатных растений.
Идея картины (что мы должны отразить в сочинении – т.е.сделать идеей своего сочинения)
Красота обыкновенной жизни является идеей(основной мыслью) этой картины . Художница нас учит видеть прекрасное в простой обстановке ,в обыденных вещах, окружающих нас, радоваться жизни ,как радуется ей девочка ,словно взлетающая ввысь.
К чему призывает художница?
Картина «Утро» призывает радоваться прекрасному, молодости, красоте. Ведь радостное настроение, ощущение свободы, счастья, яркие теплые краски, зелень и мягкий солнечный свет, гармония- это все и является особенным весенним настроением, живущим в сердце каждого из нас.
I. Творчество художницы Т.Н.Яблонской.
II. Особенности композиции картины.
III. Цвет и оттенки.
IV. Общее настроение картины.
С л о в а р и к
- Художник, мастер кисти, автор картины, живописец.
- Изобразила, показала, передала, запечатлела, создала, написала.
- Девочка, героиня, главный персонаж картины.
- Находиться ,располагаться , размещаться, пристроиться ,стоять;
- Аккуратный, опрятный, чистоплотный, стройный, статный ;
- Карниз ,бахрома ,кашпо ,резеда;
- В центре ,посередине ,прямо ,напротив , вдоль
Написать сочинение по картине Т.Н.Яблонской «Утро», используя материалы урока.