Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка по теме "Изменение имён существительных по падежам" в 3 классе»
Изменение имён существительных по падежам
Автор: Ваганова Нина Михайловна,
учитель начальных классов
МБОУ «Хоронхойская СОШ»
Минутка чистописания
лиса, лису, лисичка, лисы, лисой
Какое слово здесь лишнее? Почему?
- лисичка (оно является однокоренным)
Какие буквы мы будем писать на чистописании?
- чк, чн
ʹʹ
Орфографическая минутка Орфографическая минутка Спишите слова, вставляя пропущенные буквы:
- Мес.ц, з.вод, дев.чка, Р.ссия, М.сква, уч.ник, г.рох
Проверка
- Какие буквы вы вставили?
- На какие группы можно разделить эти слова?
- Это имена существительные.
- Отвечают на вопрос: кто? или что?
- Бывают: собственные или нарицательные;
одушевлённые или неодушевлённые;
мужского, женского, среднего рода.
- Изменяются: по числам ( единственное,
множественное ) Роль в предложении: подлежащее.
Работа по карточкам
- Сосна любит расти на сухих песках.
- Хвоя (сосна) _________ всегда зелёная.
- Прилетел к (сосна) ________ дятел.
- Села на (сосна) __________ синичка.
- Растут под (сосна) ___________ маслята.
- Резвые белки играли на (сосна) __________.
- - что заметили в тексте?
- - как вы думаете, что надо сделать?
- - что значит «изменить слово»?
- - напишите на месте пропуска правильное слово.
- - почему изменяется окончание?
Какой можно сделать вывод?
- Имена существительные изменяют свои окончания, когда оказываются в предложении рядом с другими словами и отвечают на разные вопросы .
Физминутка
- Мы сегодня обезьянки,
- Шалунишки, хулиганки.
- Покривляемся немножко
- И похлопаем в ладошки.
- Головой кивнём друг другу,
- И опять бежим по кругу!
- Сядем, встанем – и прыжок!
- Продолжаем свой урок.
Коллективная работа
- (Кто?) лиса
- Хвост (у кого?) у лисы
- Хочется ( кому?) лисе
- Увидел ( кого?) лису
- Встречаться (с кем?) с лисой
- Вспоминает (о ком?) о лисе
Запомни
- Изменение имён существительных
по падежам называется склонением .
- В русском языке 6 падежей.
- Каждый падеж имеет своё название, свои вопросы, свои предлоги и выполняет свою роль в предложении.
Откуда пошли названия падежей?
- Он еще не родился, а уже думали, какое имя ему дать, и решили назвать его – именительный .
- Родился – стал родительный . Это имя ему еще больше понравилось.
- Он был малышом, ему ни в чем не отказывали и все давали, и он стал дательным .
- Но падеж был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал винительным .
- Потом падеж подрос, стал творить добрые дела и называться стал творительным .
- Он всегда предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали теперь предложным .
Слова - помощники
- И. п. (есть) кто?, что?
- Р. п. (нет) кого?, чего?
- Д. п. (даю) кому?, чему?
- В. п. (вижу) кого?, что?
- Т. п. (горжусь) кем?, чем?
- П. п. (думаю) о ком?, о чём?
Шуточная присказка
И.п.- И ван
Р.п. - р убит
Д. п.- д рова,
В.п. - В арвара
Т.п. - т опит
П.п. - п ечку .
Памятка
Чтобы определить падеж имени существительного надо:
1. Найти слово , к которому относитс я имя существительное.
2. Поставить от него нужный вопрос.
3. По вопросу и предлогу определите падеж.
Если вы затрудняетесь в определении падежа, подставьте слова- подсказки .
Обрати внимание
- Начальная форма имени существительного – это форма именительного падежа единственного числа.
- Все падежи , кроме именительного, называются косвенными .
Самостоятельная работа
- Спишите, вставляя пропущенные окончания. Обозначьте падеж имен существительных.
Растёт (на чём?) на дерев..., сидит (за чем?) за парт…, подарил (кому?) товарищ…, радоваться (чему?) зим…,
зашёл (к кому?) к друг…, мечтаю (о чём?) о лет…, катиться (с чего?) с горк…, горжусь (чем?) Родин…