Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка "Знакомство с правилом написания ь на конце имён существительных после шипящих и его освоение"»
Мультимедийная разработка учебного занятия
Учебный предмет: русский язык
Тема урока: Знакомство с правилом написания ь на конце имён существительных после шипящих и его освоение («Снова о ь»)
- Тип урока: урок первичного предъявления знаний.
Класс: 3 (УМК «Гармония» )
- Цель: организовать совместную деятельность учащихся с целью знакомства с новым орфографическим правилом, рассмотреть правило правописания ь на конце имён существительных (в начальной форме) после букв шипящих.
- Задачи:
- Предметные: учить детей писать имена существительные с шипящими на конце. Познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; применять наблюдения для информационного поиска. Коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
- Регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу.
- Личностные: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задаче; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Методы обучения:
По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые. По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.
- Планируемые результаты: познавательные: ученик получит возможность учиться добывать информацию; создавать модель для решения орфографической задачи; осуществлять сравнение и классификацию. коммуникативные: ученик получит возможность осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве. регулятивные: ученик получит возможность учиться составлять простейший план действий; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. личностные: ученик получит возможность для формирования умения оценивать свою деятельность.
Средства обучения:
Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., К тайнам нашего языка; Учебник русского языка для четырехлетней начальной школы 3-х классов в 2-х частях Ч.2.- Смоленск; Ассоциация XXIвек, 2010. (УМК Гармония) Ушаков Д. Н., Крючков С. Е Орфографический словарь; для учащихся средней школы-39-е издание -М.; Просвещение,1986-224с. Компьютерная презентация.
- Основные формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
- При построении урока использованы принципы :
- -научности, проблемный, наглядности, активности, доступности, системности и последовательности.
- Для достижения поставленных целей и задач урока использованы методы и средства:
- - коммуникативный метод обучения, включающий в себя проблемное изложение материала, ведение учебного диалога;
- - познавательный метод, нацеленный на восприятие, осмысление, запоминание учебного материала;
- - преобразовательный метод, формирующий навык применения умений и знаний на практике.
Использованы принципы здоровьесберегающей педагогики:
- - доступности;
- - научности;
- - проблемный;
- - наглядности, от которой зависит эффективность обучения;
- - принцип сознательности и активности с целью формирования устойчивого внимания и осмысленного отношения к учебной задаче.
-
- I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности
- При проведении организационного момента была визуально проверена подготовка детей к уроку, был создан психологический настрой на урок, позволяющий создать комфортную обстановку для работы.
- II. Актуализация знаний. Этап мотивации и целеполагания.
- В начале урока была проведена актуализация имеющихся знаний у учащихся, которые понадобились им для изучения нового материала о Ь.
- III. Этап первичного восприятия и усвоения нового теоретического учебного материала 1.Постановка учебной задачи
- (проблемная ситуация)
- 2.Формулирование темы
- (поиск решения)
- На этапе первичного восприятия и усвоения нового теоретического материала детьми была поставлена учебная задача, практическое решение которой требовало самостоятельного использования ранее сформированных умений и навыков по теме урока и систематизации того, что им уже известно и что неизвестно. Создана проблемная ситуация через преднамеренное столкновение достигнутого учащимися уровня знаний с научным фактом, для объяснения которого у детей не хватало знаний и жизненного опыта. В ходе мини-исследования в парах произошло открытие новой закономерности. Знания не передавались учащимся в готовом виде, а приобретались ими в процессе самостоятельной познавательной деятельности.
- VI.Этап первичного закрепления
- 1.Составление памятки – коллективно
- Создан алгоритм действий для правильного написания орфограммы. В процессе урока учащиеся практиковались в применении новых знаний. В результате ученики овладели новыми учебными операциями по постановке мягкого знака в именах существительных женского рода на конце после букв согласного шипящего.
- V. Этап встраивания нового материала в систему знаний
- Учащиеся получили новые знания, анализировали и классифицировали учебный материал, учились обобщать.
- Коммуникативность учащихся проявлялась в умении вести диалог, рассуждать, активно взаимодействовать в паре с товарищами.
- VI. Этап подведения итогов. Рефлексия
- VII. Домашнее задание
- I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности
- Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне
- – Дети, вам тепло? (Да!) – В классе у нас светло? (Да!) – Прозвенел уже звонок? (Да!) – Это начался урок? (Да!) – Хотите учиться? (Да!) – Значит, можно всем садиться!(Да)
- СЛАЙД - Внимательно слушай – и все услышишь.
- Внимательно смотри - и все увидишь.
- Думай – и все поймешь.
Внимательно слушай – и всё услышишь.
Внимательно смотри - и всё увидишь.
Думай – и всё поймешь.
- II. Актуализация знаний. Этап мотивации и целеполагания
- Цель: готовность мышления и осознание потребности к новым знаниям.
- 1. Загадка
- «Белка хвостик изогнула,
- У пенёчка отдохнула.
- Распушила хвост, да так –
- Стал похож на …
- (мягкий знак)
- СЛАЙД На доске: Ь
- - На уроке откроем секрет Ь.
- 2. С. 72, № 504 (у.) . Обобщение о мягком знаке
- - Прежде чем узнать ещё об одном секрете Ь, вспомним о нём всё, что знаем.
- На доске:
- 1) пал ь то 2) ш ь ют 3) береч ь
- - Какую работу выполняет Ь?
- (показатель мягкости; разделительный мягкий знак, неопр. Форма глагола)
- III. Этап первичного восприятия и усвоения нового теоретического учебного материала 1. Постановка учебной задачи
- Цель: построения детьми нового способа действий.
- С. 72, № 502 (у.).
- - В последних заданиях вам встречались слова речь и грач.
- - Произнесём эти слова: речь и грач.
- - Какой последний звук слышим в словах?
- - Дайте характеристику последнего звука этих слов.
- (Согласный, непарный мягкий, непарный глухой, шипящий.)
- речь и грач
- - Чем похожи эти слова?
- (Существительные в начальной форме с шипящими на конце.) -Что удивляет в их написании?
- (В одном слове пишется ь, в другом нет.)
( показатель мягкости)
( разделительный мягкий)
( неопределенная форма
глагола)
речь грач
- - Давайте попробуем сформулировать тему урока. Какие имена существительные нас сегодня интересуют? О каких словах будем сегодня говорить?
- (Дети определяют тему урока: «Имена существительные с шипящими на конце».)
- -Какую задачу поставим перед собой? Какую орфографическую задачу мы должны сегодня решить? (Определить, когда надо писать ь после букв шипящего на конце имени существительного», когда нет.)
- 3. С. 72, № 503 (у.-п.) – т.з., с. 26
- -Начнем наблюдения.
- - Сравним ещё слова. Откройте т.з., с. 26, № 503.
- - Прочитай слова 1 столбика.
- - Прочитай слова 2 столбика.
- - Задание из т.з. Посоветуйтесь в паре.
- Проверка.
- - Что объединяет слова каждого столбика?
- (Сущ. в начальной форме с шипящими на конце.)
- - А что отличает слова 1 столбика от слов 2 столбика. Назовите общий признак каждой группы. - Что вы указали над каждым столбиком?
- (В 1 столбике слова женского рода, а во втором - мужского рода) ?
- (На оставленных строках должен быть указан род. Если ребята предложат написать ь и Ь (перечёркнутый), примите это решение, но рядом добавьте: ж. р., м. р.) СЛАЙД
- - Какие звуки слышим на конце?
- (Ч, Щ, Ш, Ж– шипящие)
- - ■ Какая же тайна связана с Ь? Какой сделаете вывод?
- СЛАЙД ПРАВИЛО
ТЕМА:
«МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ БУКВ ШИПЯЩИХ НА КОНЦЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ»
Почему в одних случаях после шипящих у существительных пишется ь , а в других не пишется?
Упр. 503
м.р.
ж.р.
ПРАВИЛО
После букв шипящих на конце имён существительных -Ь пишется только в словах женского рода.
РОЛЬ МЯГКОГО ЗНАКА В СЛОВАХ
Пальто - показатель мягкости.
Шьют - разделительный мягкий знак .
Указывает форму слова:
Беречь - мягкий знак в неопределённой форме глагола.
- 4. С. 73, № 505 (у.) - сообщение
- - Какую работу выполняет Ь в таких словах?
- (Сообщение в маленькой рамке читает учитель.)
- - Вернёмся к словам: 1) пал ь то 2) ш ь ют 3) береч ь.
- - В каком слове Ь указывает на форму слова?
- (Береч ь.)
- - Какую работу выполняет Ь в таких словах?
- - Давайте проверим ваши наблюдения по учебнику. - ■ Прочитайте сообщение самостоятельно.
- - Прочитаем по ролям.
- - Что нового в сообщении прочитали, о чём вы не сказали?
- - Ответьте на вопросы: 1)Когда надо писать ь после букв шипящих на конце имен существительных?
- (ж. р.) 2)Когда не надо писать ь после букв шипящих на конце имен существительных?
- (м.р.) 3)Как подчеркивать новую орфограмму?
- (__) 4)Какую работу выполняет ь на конце имен существительных в начальной форме после букв шипящих согласных?
- (Он сообщает о форме слова: это имя сущ. ж. р.)
- - ■ Докажите, что на месте шипящих звуков на конце имён сущ. в начальной форме есть орфограмма?
- Т.з., с. 26, № 505.
- - Задание из т.з.
- - Что впишем на оставленные строки?
- (На оставленные строки впишем: ь и Ь.)
- - Озвучьте (скажите) схему словами.
- (В именах существительных с шипящими на конце ( в начальной форме ) всегда есть орфограмма, потому что мы выбираем, писать или не писать ь.)
- IV.Этап первичного закрепления
- Цель: усвоение нового материала.
- 1. Составление памятки - коллективно
- - Какие необходимо выполнить действия, чтобы не ошибиться в написании слов с шипящими на конце?
- СЛАЙД
- 2. С. 74, № 506 (у.) – чтение памятки
- - Сравним. Прочитайте самостоятельно.
- - Читаем 1 пункт.
- - Читаем 2 пункт.
- - Читаем 3 пункт.
- (На основе пункта 3 делается вывод: если слово женского рода, то ь пишется, а если мужского рода - не пишется. )
- - Какое действие есть у авторов, а у нас оно отсутствует?
- (Важная часть вводимого способа действия - обращение (в случае затруднения) к словарю «Какого рода и числа слово?».)
ПАМЯТКА
1.Услышав шипящий на конце слова, узнай часть речи.
2.Если это существительное в начальной форме, определи род.
3.Если слово Ж. Р . - Ь
М. Р - Ь
3. С. 74, № 506 (п.) – коллективно (3 слова)
- Слова записывать в столбики: Ь Ь.
обруч? полноч? луч? лещ? помощ?
- Проговариваем хором способ действия для решения орфографической задачи.
1) Слышу шипящий звук на конце слова. Узнаю часть речи: что? Обруч. Сущ.
2) Имя сущ. в нач. форме. Определю род: он мой – м.р.
3) Если слово м.р.: Ь не пишу. Подчеркну орфограмму.
- Игра «Учитель и ученик». Работа в паре (п.)
- - Предлагаю игру «Учитель и ученик».
- - Осталось 2 слова. Рассуждайте по памятке и определите, нужно ли писать ь в этих словах. Один ученик рассуждает, другой ученик контролирует.
- Проверка.
м.р.
м.р.
ж.р.
ь
плащь
помощ
лучь
мыш
лещ
мячь
ёрш
гаражь
грачь
стрижь
ночь
чижь
м.р.
м.р.
м.р.
ж.р.
м.р.
ж.р.
ь
м.р.
м.р.
м.р.
- V. Этап встраивания нового материала в систему знаний (у.-п.)
- Цель: включить открытие в систему знаний и закрепление раннее изученного
- 1. Игра «Найди ошибки». Работа в парах
- - Сейчас в парах вы выполните задание, которое приготовил для вас Ь , чтобы вы проверили, как научились писать слова с новой орфограммой.
- - Вам надо найти ошибки и исправить их в словах.
2. -Решите орфографические задачи. багаж? молодеж? шалаш? лист?я руч?и ден?ки пен?ки играеш? считаеш? мечтаеш? могуч? много туч? -Какие орфографические задачи не удалось решить? -Одинаковую ли работу выполняет мягкий знак в этих словах? Вспомните о всех его работах.
2. Тренировка в написании существительных (у.)
СЛАЙД
1,2
ноч.. чиж..
ключ.. рож ..
душ.. дич..
глуш.. морж..
ь
ноч...
(она)
ключ...
(он)
душ...
(он)
глуш...
ь
(она)
чиж...
(он)
ь
рож...
(она)
дич...
ь
(она)
морж...
(он)
- VI. Этап подведения итогов. Рефлексия
- Цель: самооценка результатов деятельности
- - Что нового вы сегодня узнали о ь знаке?
- Рефлексия - Оцените собственную работу на уроке, продолжив одно из предложений:
- КАРТОЧКИ
- СЛАЙД
- «Я запомнил…»,
- «Меня сегодня удивило»,
- «Я узнал….»,
- «Я научился…».
- Свои высказывания запишите на листочек.
- - Прокомментировать некоторые ответы вслух.
Закончите предложение:
- Сегодня на уроке я узнал…
- Самым интересным было…
- Что получилось у меня?
- Что не получилось? Почему?
● Могу научить других
- Литература: 1.Русский язык. Методические рекомендации по русскому языку: 3 класс. Смоленск Ассоциация XXI век 2. Русский язык: 3 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. А в т о р ы: Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. Смоленск «Ассоциация XXI век» 2011 3. Асмолов А.Г. Пособие для учителей «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли». – М. 2008.
Используемые источники
Сайты:
http://pedsovet.su/