ТЕМА УРОКА
ШПОНОЧНЫЕ, ШЛИЦЕВЫЕ И КОНУСНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ
Шпоночные, зубчатые (шлицевые) и профильные соединения служат для закрепления деталей на осях и валах. Такими деталями являются шкивы, зубчатые колеса, муфты, маховики, кулачки и т.д. Соединения нагружаются в основном вращающим моментом и применяются в различных инструментах, используемых в работе сборщика-достройщика (электро- и пневмодрели, гайковёрты и т.п.).
Шпонки представляют собой разновидность клиньев и служат для закрепления на валах или осях зубчатых колес (шестерен), маховиков, рычагов, муфт и др., с целью передачи крутящего момента.
Шпонки также применяются в тех случаях, когда требуется передвигать по валу зубчатые колеса или шкивы на ходу, без выключения механизма.
Для установки шпонки па валу и в детали, которая насаживается на вал делают шпоночные пазы но форме и размерам шпонки с учетом необходимых зазоров.
Шпонка одновременно входит в пазы на валу и на закрепляемой детали.
Различают следующие типы шпонок:
призматические, клиновые, сегментные и тангенциальные
Рис. Основные типы шпоночных соединений: а — шпонки призматические обыкновенные; б — то же направляющие; в — шпонки клиновые без головки; г — то же с головкой; д — сегментные шпонки; е — тангенциальные шпонки.
При сборке шпоночного соединения шпонка пригоняется по пазу на валу, а затем по ней пригоняется шпоночный паз в ступице детали.
До сборки необходимо сиять заусенцы и зачистить острые края шпонок и пазов.
Запрессовку шпонки в паз вала производят с помощью струбцин, под прессом или легкими ударами молотка через медную прокладку.
Проверяют щупом отсутствие бокового зазора между шпонкой и пазом, затем насаживают охватывающую деталь на вал и проверяют наличие радиального зазора.
Шлицевые соединения образуются продольными выступами на валу и соответствующими впадинами в ступице детали.
Их применяют в ряде отраслей машиностроения взамен шпоночных, как более прочные, обеспечивающие хорошее центрирование и гарантирующие от провертывания, которое происходит у врезных шпонок при разработке паза.
Шлицевые соединения бывают подвижными, когда охватывающие детали могут перемещаться вдоль вала, и неподвижными, когда такие детали закреплены на валу.
По форме профиля их различают на прямобочные и эвольвентные.
Виды шлицевых соединений:
а - прямобочные;
б — эвольвентные.
У конусных соединений детали сопрягаются по конической поверхности.
Они собираются с натягом, который осуществляется путем напрессовки ступицы детали на вал.
Насаженная на вал деталь дополнительно крепится на нем гайкой с шайбой.
КОНУСНОЕ СОЕДИНЕНИЕ
Конусные соединения применяют для посадки на вал зубчатых колес, маховиков, муфт и др.
Преимуществом этих соединений перед цилиндрическими является легкость их сборки и точность центровки детали по валу, благодаря чему в соединении не получается перекоса.
При сборке таких соединений необходимо проверить чистоту обработки и прилегание конусных поверхностей соединения (по краске).
После сборки между торцами вала и ступицы детали должен оставаться небольшой зазор.
Домашнее задание
Проработать изученный материал по конспекту
и другим, рекомендованным источникам информации.