СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку-сказке "Наклонения глагола".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторение и изучение знаний о глаголе, его грамматических признаках и употребление его в речи.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку-сказке "Наклонения глагола".»

Урок русского языка в 6 классе  Урок- сказка «Наклонения глаголов»    Выполнила:  учитель русского языка и литературы  МБОУ «СОШ №9» г. Елабуга  Щербакова Наталия Викторовна

Урок русского языка в 6 классе Урок- сказка «Наклонения глаголов»

Выполнила:

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №9» г. Елабуга

Щербакова Наталия Викторовна

Главный гость нашего урока  Глагол.  Л. Н. Толстой сказал: «Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – значит дать движение фразе». В русском языке 40% слов имена существительные, 35% - глаголы. Мы знаем о глаголе уже немало, однако, не всё. Глагол – это самая сложная по составу форм часть речи.

Главный гость нашего урока Глагол.

Л. Н. Толстой сказал: «Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – значит дать движение фразе». В русском языке 40% слов имена существительные, 35% - глаголы. Мы знаем о глаголе уже немало, однако, не всё. Глагол – это самая сложная по составу форм часть речи.

В некотором царстве, в некотором государстве… жил-был король Глагол I

В некотором царстве, в некотором государстве…

жил-был король Глагол I

     НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛА

НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛА

А.С. Пушкин:  « Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.» 

А.С. Пушкин: « Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.» 

Какие уроки « преподают» нам сказки?  Русская сказка  — это энциклопедия, пособие по воспитанию, путеводитель по жизни. Сказочные герои русских сказок наставляют детей на правильный путь, а неповторимый слог учит быть метким, кратким, но выразительным в речи.

Какие уроки « преподают» нам сказки?

Русская сказка  — это энциклопедия, пособие по воспитанию, путеводитель по жизни. Сказочные герои русских сказок наставляют детей на правильный путь, а неповторимый слог учит быть метким, кратким, но выразительным в речи.

Все вы знаете сказку «Колобок». Помните, как она начинается? Сказка «Колобок» Жили-были старик со старухой. Вот и просит старик: — Испеки мне, старая, колобок.

Все вы знаете сказку «Колобок». Помните, как она начинается?

Сказка «Колобок»

Жили-были старик со старухой.

Вот и просит старик:

— Испеки мне, старая, колобок.

Что обозначают глаголы?  Глагол обозначает движение, без него невозможно передать события, невозможно представить будущее, узнать прошлое.

Что обозначают глаголы?

Глагол обозначает движение, без него невозможно передать события, невозможно представить будущее, узнать прошлое.

Давайте сформулируем цели нашего урока. Вспомним материал, изученный ранее. Научимся применять полученные знания на практике.

Давайте сформулируем цели нашего урока.

  • Вспомним материал, изученный ранее.
  • Научимся применять полученные знания на практике.
Какие поставим задачи на урок? повторить знания о глаголе как о части речи; тренироваться в определении глаголов изъявительного, условного и повелительного наклонения; закрепить наши знания о наклонениях глагола, знать, что они обозначают, уметь образовывать глаголы каждого наклонения.

Какие поставим задачи на урок?

  • повторить знания о глаголе как о части речи;
  • тренироваться в определении глаголов изъявительного, условного и повелительного наклонения;
  • закрепить наши знания о наклонениях глагола, знать, что они обозначают, уметь образовывать глаголы каждого наклонения.
Повторение о глаголе.  Разминка.    Игра

Повторение о глаголе.

Разминка.   Игра " Не прерви цепочку” , которая поможет обобщить наши знания. Цепочку начинаю я, задавая вопрос по теме «Глагол».

Работа в группах. 1 ряд  -изъявительное наклонение 2 ряд  - условное наклонение 3 ряд  - повелительное наклонение

Работа в группах.

  • 1 ряд -изъявительное наклонение
  • 2 ряд - условное наклонение
  • 3 ряд - повелительное наклонение
Запишите в тетрадях имена братьев и глаголы, которые употребляют в своей речи наши герои.   1 ряд  – старший брат, 2 ряд  – средний брат, 3 ряд  – младший брат

Запишите в тетрадях имена братьев и глаголы, которые употребляют в своей речи наши герои.

  • 1 ряд – старший брат,
  • 2 ряд – средний брат,
  • 3 ряд – младший брат
В некотором царстве, в некотором государстве… жил-был царь

В некотором царстве, в некотором государстве…

жил-был царь

Епифан был старший брат.  Сам себе он был не рад Все б у парня получалось Если б что-то не случалось - Я бы сделал, Я бы смог, Если б кто-нибудь помог.

Епифан был старший брат.

Сам себе он был не рад

Все б у парня получалось

Если б что-то не случалось

- Я бы сделал,

Я бы смог,

Если б кто-нибудь помог.

Брат ТИМОНЯ средним был, тот командовать любил. Только слышно от него - То возьми! - Подай того!

Брат ТИМОНЯ средним был,

тот командовать любил.

Только слышно от него

- То возьми!

- Подай того!

Меньший брат ИВАНОМ звался. Тот во все дела совался. Он зимою дров наколет. А весной засеет поле. - Слов на ветер не бросаю, Что надумал выполняю.

Меньший брат ИВАНОМ звался.

Тот во все дела совался.

Он зимою дров наколет.

А весной засеет поле.

- Слов на ветер не бросаю,

Что надумал выполняю.

А ведь братья, ребята, напомнили нам о наклонениях глагола. Каким наклонениям глагола соответствуют наши братья? изъявительным, условным, повелительным

А ведь братья, ребята, напомнили нам о наклонениях глагола. Каким наклонениям глагола соответствуют наши братья?

  • изъявительным,
  • условным,
  • повелительным
 ЕПИФАН ТИМОНЯ ИВАН    Сделал бы  возьми не бросаю Смог бы  подай выполняю Пошел бы воевать  снаряжайся вижу Не любил б поспать постою Сразился б  ступай возьму Победил бы заруби Разбудил бы  УСЛОВНОЕ ПОВЕЛИТ. ИЗЪЯВИТЕЛЬНОЕ

ЕПИФАН ТИМОНЯ ИВАН

  • Сделал бы возьми не бросаю
  • Смог бы подай выполняю
  • Пошел бы воевать снаряжайся вижу
  • Не любил б поспать постою
  • Сразился б ступай возьму
  • Победил бы заруби
  • Разбудил бы

УСЛОВНОЕ ПОВЕЛИТ. ИЗЪЯВИТЕЛЬНОЕ

Давайте, ребята, снова вернемся к нашей сказке. Царь-отец рассержен очень Братьев он зовет пред очи: - Брат Иван пошел сражаться. Вам без дела грех слоняться! Вот решите-ка задачу! Будет худо вам иначе!

Давайте, ребята, снова вернемся к нашей сказке.

Царь-отец рассержен очень

Братьев он зовет пред очи:

- Брат Иван пошел сражаться.

Вам без дела грех слоняться!

Вот решите-ка задачу!

Будет худо вам иначе!

   ИЗ ТЕКСТА ВЫПИСАТЬ В ДВА СТОЛБИКА ГЛАГОЛЫ В ФОРМЕ УСЛОВНОГО И ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ.   1) Возьми ножик, Карло, вырежи из этого полена куклу, научи говорить всякие смешные слова и носи ее по дворам. 2) Я бы уступил свое место, да не бывать Марту прежде Апреля. 3) Не сжег бы ты кожу лягушечью, оборотилась бы я снова красной девицей. 4) Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи! 5) «Смилуйся, государыня-рыбка!» - ей с поклоном старик отвечает.

ИЗ ТЕКСТА ВЫПИСАТЬ В ДВА СТОЛБИКА ГЛАГОЛЫ В ФОРМЕ УСЛОВНОГО И ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ.

1) Возьми ножик, Карло, вырежи из этого полена куклу, научи говорить всякие смешные слова и носи ее по дворам.

2) Я бы уступил свое место, да не бывать Марту прежде Апреля.

3) Не сжег бы ты кожу лягушечью, оборотилась бы я снова красной девицей.

4) Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи!

5) «Смилуйся, государыня-рыбка!» - ей с поклоном старик отвечает.

 1 столбик 2 столбик условное наклонение повелительное наклонение уступил бы возьми не сжег бы вырежи оборотилась бы научи  носи  скажи  смилуйся

1 столбик 2 столбик

условное наклонение повелительное наклонение

  • уступил бы возьми
  • не сжег бы вырежи
  • оборотилась бы научи

носи

скажи

смилуйся

Спасибо, ребята, выручили.  И опять поближе к ночи Братьев царь зовет пред очи: - Не хотите наказанья Вот-ка вам еще заданье!

Спасибо, ребята, выручили.

И опять поближе к ночи

Братьев царь зовет пред очи:

- Не хотите наказанья

Вот-ка вам еще заданье!

ОБРАЗОВАТЬ ОТ ГЛАГОЛОВ ФОРМЫ ТРЕХ НАКЛОНЕНИЙ   РАБОТАТЬ, СРАЖАТЬСЯ, ЛИКОВАТЬ, УЧИТЬ, СТРОИТЬ

ОБРАЗОВАТЬ ОТ ГЛАГОЛОВ ФОРМЫ ТРЕХ НАКЛОНЕНИЙ

  • РАБОТАТЬ,
  • СРАЖАТЬСЯ,
  • ЛИКОВАТЬ,
  • УЧИТЬ,
  • СТРОИТЬ
РАБОТАТЬ – работает, работай, работал бы СРАЖАТЬСЯ- сражается, сражайся, сражался бы ЛИКОВАТЬ- ликует, ликуй, ликовал бы УЧИТЬ – учит, учи, учил бы СТРОИТЬ – строит, строй, строил бы
  • РАБОТАТЬ – работает, работай, работал бы
  • СРАЖАТЬСЯ- сражается, сражайся, сражался бы
  • ЛИКОВАТЬ- ликует, ликуй, ликовал бы
  • УЧИТЬ – учит, учи, учил бы
  • СТРОИТЬ – строит, строй, строил бы
А Иван-то где, ребята?  Ох, Ивану трудновато!..  Камень на его дороге.  Обойдется ль без  подмоги ?

А Иван-то где, ребята? Ох, Ивану трудновато!.. Камень на его дороге. Обойдется ль без подмоги ?

Спишите пословицы, вставляя буквы и раскрывая скобки, определите наклонение глаголов.  Бе… смелости (не)возьм… ш... и крепости.   Днём раньше посе…ш…– неделей раньше пожн…ш….   По твоим делам о тебе суд…т.   Глубже вспаш…ш…– больше хлеба возьм…ш….   На помощ… надейся, а сам (не)плошай.   Не сп…ши языком – торопись делом.   Учись доброму – худое на ум (не)пойдёт.  

Спишите пословицы, вставляя буквы и раскрывая скобки, определите наклонение глаголов.

Бе… смелости (не)возьм… ш... и крепости.  Днём раньше посе…ш…– неделей раньше пожн…ш….  По твоим делам о тебе суд…т.  Глубже вспаш…ш…– больше хлеба возьм…ш….  На помощ… надейся, а сам (не)плошай.  Не сп…ши языком – торопись делом.  Учись доброму – худое на ум (не)пойдёт.  

 Днём раньше посе е ш ь – неделей раньше пожн е ш ь .   По твоим делам о тебе суд я т.   Глубже вспаш е ш ь – больше хлеба возьм е ш ь .   На помощ ь надейся, а сам не плошай.   Не сп е ши языком – торопись делом.   Учись доброму – худое на ум не пойдёт.

Днём раньше посе е ш ь – неделей раньше пожн е ш ь По твоим делам о тебе суд я т.  Глубже вспаш е ш ь – больше хлеба возьм е ш ь На помощ ь надейся, а сам не плошай.  Не сп е ши языком – торопись делом.  Учись доброму – худое на ум не пойдёт.

    Физминутка.

Физминутка.

Данные словосочетания переделайте так, чтобы в них были глаголы повелительного наклонения. При этом, сохраните вид глагола.  Рисую солнце, люблю свой поселок, уважаю взрослых, горжусь своей страной, получу хорошее образование, выучил английский язык, прочитал стихи Пушкина, дорожу дружбой.

Данные словосочетания переделайте так, чтобы в них были глаголы повелительного наклонения. При этом, сохраните вид глагола.

Рисую солнце, люблю свой поселок, уважаю взрослых, горжусь своей страной, получу хорошее образование, выучил английский язык, прочитал стихи Пушкина, дорожу дружбой.

Самопроверка.  Рисуй солнце, люби свой поселок, уважай взрослых, гордись своей страной, получи хорошее образование, выучи английский язык, прочитай стихи Пушкина, дорожи дружбой.

Самопроверка.

Рисуй солнце, люби свой поселок, уважай взрослых, гордись своей страной, получи хорошее образование, выучи английский язык, прочитай стихи Пушкина, дорожи дружбой.

Как изменить наклонение глаголов, не изменяя ни одной буквы?   ходите, держите, носите, остановите

Как изменить наклонение глаголов, не изменяя ни одной буквы?

  • ходите,
  • держите,
  • носите,
  • остановите
Определите наклонение глаголов. Я крикнул солнцу: «Погоди! Послушай, златолобо, чем так, без дела заходить, ко мне на чай зашло бы!» Если хочешь быть счастливым – будь им! Спой мне песню, как синица тихо за морем жила. Меньше бы говорил, да больше бы делал. Доброе дело само себя хвалит.

Определите наклонение глаголов.

  • Я крикнул солнцу: «Погоди! Послушай, златолобо, чем так, без дела заходить, ко мне на чай зашло бы!»
  • Если хочешь быть счастливым – будь им!
  • Спой мне песню, как синица тихо за морем жила.
  • Меньше бы говорил, да больше бы делал.
  • Доброе дело само себя хвалит.
Ответ :  крикнул – изъявит., погоди – повелит., послушай – повелит., зашло бы – условн., хочешь – изъявит., будь – повелит., спой – повелит., жила – изъявит., говорил бы – условн., делал бы – условн., хвалит – изъявит..

Ответ :

крикнул – изъявит., погоди – повелит., послушай – повелит., зашло бы – условн., хочешь – изъявит., будь – повелит., спой – повелит., жила – изъявит., говорил бы – условн., делал бы – условн., хвалит – изъявит..

Определите наклонение глаголов и обозначьте соответственно цифрами: 1- изъявительное, 2 – повелительное, 3 – условное   а) Труд кормит, а лень портит ….. б) Поздней осенью скворцы отлетают на юг…. в) Владимир и писал бы оды, да Ольга не читала их….. г) Читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой…… д) Когда на то моя была бы власть, я, зная медведей породу, не допускал бы их до меду…….

Определите наклонение глаголов и обозначьте соответственно цифрами: 1- изъявительное, 2 – повелительное, 3 – условное

а) Труд кормит, а лень портит …..

б) Поздней осенью скворцы отлетают на юг….

в) Владимир и писал бы оды, да Ольга не читала их…..

г) Читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой……

д) Когда на то моя была бы власть, я, зная медведей породу, не допускал бы их до меду…….

Взаимопроверка а) 1; 1 б) 1 в) 3; 1 г) 2 д) 3; 3

Взаимопроверка

а) 1; 1

б) 1

в) 3; 1

г) 2

д) 3; 3

Составление синквейна со словом Наклонение  . НАПРИМЕР: Глагол 2 прилагательных: действующий, движущий 3 глагола: обозначает, изменяется, спрягается 4 слова (отношение автора): Глаголы делают речь живой. Синоним: действие

Составление синквейна со словом Наклонение .

НАПРИМЕР:

Глагол

  • 2 прилагательных: действующий, движущий
  • 3 глагола: обозначает, изменяется, спрягается
  • 4 слова (отношение автора): Глаголы делают речь живой.
  • Синоним: действие
А теперь внимание ...  Творческое задание. «Одну минуту на ответ»

А теперь внимание ...

Творческое задание.

«Одну минуту на ответ»

 Друзья мои, я очень рада,   Что состоялся наш урок.  Ну а сейчас приходит время  Уроку подвести итог. Что нового вы узнали о глаголе сегодня?  Как нужно действовать, чтобы выйти из затруднения при  определении наклонения  глагола? Интересно ли было? Изменилось ваше  настроение?  Урока время истекло.  Я вам, ребята, благодарна.  С  заданиями справились легко  И поработали ударно.

Друзья мои, я очень рада,

Что состоялся наш урок.

Ну а сейчас приходит время

Уроку подвести итог.

  • Что нового вы узнали о глаголе сегодня?
  • Как нужно действовать, чтобы выйти из затруднения при  определении наклонения  глагола?
  • Интересно ли было?
  • Изменилось ваше  настроение?

Урока время истекло.

Я вам, ребята, благодарна.

С  заданиями справились легко

И поработали ударно.

Рефлексия. «Сегодня я узнал ….» «Было интересно ….» «Урок дал мне для жизни…..» «Мне было трудно…»

Рефлексия.

  • «Сегодня я узнал ….»
  • «Было интересно ….»
  • «Урок дал мне для жизни…..»
  • «Мне было трудно…»
Вы прошли трудный путь! Справились со сложными заданиями!  МОЛОДЦЫ!!! Домашнее задание: Написать сказку о глаголе по началу « Жил-был глагол» или сочинение « Моя любимая сказка», используя глаголы в разных наклонениях.

Вы прошли трудный путь!

Справились со сложными заданиями!

МОЛОДЦЫ!!!

Домашнее задание:

Написать сказку о глаголе по началу « Жил-был глагол» или сочинение « Моя любимая сказка», используя глаголы в разных наклонениях.

Всем спасибо за урок!

Всем спасибо за урок!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!