Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Тема добра и милосердия по рассказу Ф.Достоевского «Мальчик у Христа на елке»»
Уроки добра и милосердия.
Рождество – праздник ожидания чуда. Как некогда свершилось чудо в Вифлееме, и родился Спаситель человечества, так оно должно вершиться ежегодно в этот день, и поэтому с таким нетерпением и дети, и взрослые ждут Рождества, и если даже чуда не случится, то чуден сам праздник
«Мальчик у Христа на елке» Ф.М.Достоевский.
Рождество – это время милосердия, доброты и всепрощения, это единственные дни в календаре, когда люди…свободно раскрывают друг другу сердца и видят в своих ближних таких же людей, как они сами.
Чарльз Диккенс.
«Я не хочу и не могу поверить,чтобы зло было нормальным состоянием людей». Ф.М.Достоевский.
Цели обучения
- 6.2.2.1 Определять основную мысль произведения, опираясь на его структурные элементы.
- 6.2.3.1 Выделять в тексте произведения элементы композиции, объяснять их роль в сюжете произведения. 6.2. 7.1. определять отношение автора к главным и второстепенным героям
Критерии оценивания:
- Определять основную мысль произведения, опираясь на его структурные элементы.
- Выделять в тексте произведения элементы композиции, объяснять их роль в сюжете произведения.
- Сопоставлять произведения по теме, проблематике, отмечая сходства и различия
- Определять отношение автора к главным и второстепенным героям чия.
Вопросы:
- Ребята, все вы прочитали дома произведение?
- К какому жанру оно относится? (святочный рассказ).
- Чем святочный рассказ отличается от других рассказов?
Работа с видеосюжетом
По заданному фрагменту спрогнозируйте сюжет рассказа.
Выберите 1 фразу
для соседа по парте:
- Ты молодец.
- Я доволен твоей работой на уроке.
- Ты мог бы поработать лучше.
Чтение сказки Х.К.Андерсена «Девочка со спичками».
Работа в группах
- 1-ая группа расположите события произведения в композиционном порядке (« Мальчик у христа на елке»).
- 2- ая определите основную мысль произведения, акцентируя внимание на анализ особенностей двух миров: мира реального и мира искусственного. Укажите на средства и приёмы, которые использует автор, чтобы выразить своё отношение к главному герою.
- 3-ая группа сделайте сравнительно- сопоставительный анализ двух произведений. Укажите на средства и приёмы, которые используют авторы, чтобы выразить своё отношение к названным героям.
Критерии:
- Выделяют в тексте произведения элементы композиции, объясняя их роль в сюжете произведения. – 1 балл
- Определяют основную мысль произведения, опираясь на его структурные элементы – 1 балл
- Сопоставляют произведения по теме, проблематике, отмечая сходства и различия -1 балл
- Определяют отношение автора к главным и второстепенным героям – 1 балл
Критерии к созданию постера:
- 1.доступность – 1 балл
- 2. информативность -1балл
- 3. читаемость – 1 балл
- 4.краткость – 1 балл
- 5. красочность(не более 3-х цветов)-1 балл
- Общий балл - 5
Время выполнения: 7 минут
Правила работы в группе:
Говорим тихо!
Говорит кто -то один!
Выслушиваем мнение каждого!
Взаимооценивание .
Физкультминутка
Послушаем и задумаемся.
МОНОЛОГ СИРОТЫ.
Приглашаю к размышлению:
- Как вы думаете, изменилась ли ситуация сегодня, стало ли наше общество милосерднее ? Стало ли меньше сирот и обездоленных детей в нашем обществе?
И зачем же я сочинил такую историю?
- Переломом в сюжете является эпизод, когда мальчик увидел ёлку: он забывает всё, засыпает и попадает на ёлку к Христу.
- Почему писатель разочаровал: оказывается, что «мальчики эти и девочки» давно «замерзли и задохнулись» - мертвы .В реальном мире для них нет ёлки.
- И мамы их появляются потому, что их судьбы также печальны.
- На земле в реальном мире, дети не могут быть счастливы , это возможно только у Христа.
Вывод : Главный христианский смысл – избавление ангельских душ от неземных мук. Рождественская ночь может быть наполнена и горестями и радостью.
Алгоритм самооценки:
- 1.Чему научился?
- 2.За что себя можешь похвалить?
- 3.Над чем ещё надо поработать?
- 4.Какие задания тебе понравились, оказались трудными?
- 5.Достиг ли поставленную в начале урока цель?
- 6. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)
- 7.Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)
- 8. Задание выполнено самостоятельно или с чьей-то помощью, верно или не совсем верно?( Учимся находить и признавать ошибки.)
Рефлексия
- - Перед каждым из вас лежат листы с изображением сердца. Напишите, пожалуйста, в них те слова, дела и поступки, которые можно было бы сказать и сделать, чтобы отогреть мальчика, спасти его.
- - Думаю, мы своими добрыми и горячими сердцами могли бы спасти мальчика.
Композиционное своеобразие 2 части рассказа.
- 1картина – экспозиция «Мальчик в подвале»(хроника быта «углов» и «подвалов»).
- 2 картина – завязка –(Мальчик выходит на улицу).
- 3 картина – развитие действия «Красивая ёлка в богатом доме».
- 4 картина – развязка – «Мальчик у Христа на ёлке»
-Где, по-вашему
кульминационный момент?
Тема – детская доля в России.
- Авторское повествование во 2 части не остается неизменным. Голос автора незаметно сменяется голосом мальчика.
- Образ мальчика суровый упрёк тем, кто не замечает положения русских детей.
- Роль пейзажа – придать осязаемость образу мальчика, его состоянию холода и голода.
- Вывод : Достоевский в 1 части рассказа дает обобщенный портрет детей, голодных, лишенных всего, вынужденных терпеть унижение и побои.