СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Тема добра и милосердия по рассказу Ф.Достоевского «Мальчик у Христа на елке»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Тема добра и милосердия по рассказу Ф.Достоевского «Мальчик у Христа на елке»»

Уроки добра и милосердия.

Уроки добра и милосердия.

 Рождество – праздник ожидания чуда. Как некогда свершилось чудо в Вифлееме, и родился Спаситель человечества, так оно должно вершиться ежегодно в этот день, и поэтому с таким нетерпением и дети, и взрослые ждут Рождества, и если даже чуда не случится, то чуден сам праздник

Рождество – праздник ожидания чуда. Как некогда свершилось чудо в Вифлееме, и родился Спаситель человечества, так оно должно вершиться ежегодно в этот день, и поэтому с таким нетерпением и дети, и взрослые ждут Рождества, и если даже чуда не случится, то чуден сам праздник

«Мальчик у Христа на елке»  Ф.М.Достоевский.  Рождество – это время милосердия, доброты и всепрощения, это единственные дни в календаре, когда люди…свободно раскрывают друг другу сердца и видят в своих ближних таких же людей, как они сами.  Чарльз Диккенс.

«Мальчик у Христа на елке» Ф.М.Достоевский.

Рождество – это время милосердия, доброты и всепрощения, это единственные дни в календаре, когда люди…свободно раскрывают друг другу сердца и видят в своих ближних таких же людей, как они сами.

Чарльз Диккенс.

«Я не хочу и не могу поверить,чтобы зло было нормальным состоянием людей».  Ф.М.Достоевский.

«Я не хочу и не могу поверить,чтобы зло было нормальным состоянием людей». Ф.М.Достоевский.

Цели обучения 6.2.2.1 Определять основную мысль произведения, опираясь на его структурные элементы. 6.2.3.1 Выделять в тексте произведения элементы композиции, объяснять их роль в сюжете произведения.  6.2. 7.1. определять отношение автора к главным и второстепенным героям

Цели обучения

  • 6.2.2.1 Определять основную мысль произведения, опираясь на его структурные элементы.
  • 6.2.3.1 Выделять в тексте произведения элементы композиции, объяснять их роль в сюжете произведения. 6.2. 7.1. определять отношение автора к главным и второстепенным героям
Критерии оценивания: Определять основную мысль произведения, опираясь на его структурные элементы. Выделять в тексте произведения элементы композиции, объяснять их роль в сюжете произведения.  Сопоставлять произведения по теме, проблематике, отмечая сходства и различия Определять отношение автора к главным и второстепенным героям чия.

Критерии оценивания:

  • Определять основную мысль произведения, опираясь на его структурные элементы.
  • Выделять в тексте произведения элементы композиции, объяснять их роль в сюжете произведения.
  • Сопоставлять произведения по теме, проблематике, отмечая сходства и различия
  • Определять отношение автора к главным и второстепенным героям чия.
Вопросы: Ребята, все вы прочитали дома произведение?  К какому жанру оно относится? (святочный рассказ). Чем святочный рассказ отличается от других рассказов?

Вопросы:

  • Ребята, все вы прочитали дома произведение?
  • К какому жанру оно относится? (святочный рассказ).
  • Чем святочный рассказ отличается от других рассказов?
Работа с видеосюжетом

Работа с видеосюжетом

По заданному фрагменту спрогнозируйте сюжет рассказа.

По заданному фрагменту спрогнозируйте сюжет рассказа.

Выберите 1 фразу для соседа по парте: Ты молодец.  Я доволен твоей работой на уроке. Ты мог бы поработать лучше.

Выберите 1 фразу

для соседа по парте:

  • Ты молодец.
  • Я доволен твоей работой на уроке.
  • Ты мог бы поработать лучше.
Чтение сказки Х.К.Андерсена «Девочка со спичками».

Чтение сказки Х.К.Андерсена «Девочка со спичками».

Работа в группах 1-ая группа расположите события произведения в композиционном порядке (« Мальчик у христа на елке»). 2- ая определите основную мысль произведения, акцентируя внимание на анализ особенностей двух миров: мира реального и мира искусственного. Укажите на средства и приёмы, которые использует автор, чтобы выразить своё отношение к главному герою. 3-ая группа сделайте сравнительно- сопоставительный анализ двух произведений. Укажите на средства и приёмы, которые используют авторы, чтобы выразить своё отношение к названным героям.

Работа в группах

  • 1-ая группа расположите события произведения в композиционном порядке (« Мальчик у христа на елке»).
  • 2- ая определите основную мысль произведения, акцентируя внимание на анализ особенностей двух миров: мира реального и мира искусственного. Укажите на средства и приёмы, которые использует автор, чтобы выразить своё отношение к главному герою.
  • 3-ая группа сделайте сравнительно- сопоставительный анализ двух произведений. Укажите на средства и приёмы, которые используют авторы, чтобы выразить своё отношение к названным героям.

Критерии: Выделяют в тексте произведения элементы композиции, объясняя их роль в сюжете произведения. – 1 балл Определяют основную мысль произведения, опираясь на его структурные элементы – 1 балл   Сопоставляют произведения по теме, проблематике, отмечая сходства и различия -1 балл Определяют отношение автора к главным и второстепенным героям – 1 балл

Критерии:

  • Выделяют в тексте произведения элементы композиции, объясняя их роль в сюжете произведения. – 1 балл
  • Определяют основную мысль произведения, опираясь на его структурные элементы – 1 балл
  • Сопоставляют произведения по теме, проблематике, отмечая сходства и различия -1 балл
  • Определяют отношение автора к главным и второстепенным героям – 1 балл
Критерии к созданию постера: 1.доступность – 1 балл 2. информативность -1балл 3. читаемость – 1 балл 4.краткость – 1 балл 5. красочность(не более 3-х цветов)-1 балл Общий балл - 5

Критерии к созданию постера:

  • 1.доступность – 1 балл
  • 2. информативность -1балл
  • 3. читаемость – 1 балл
  • 4.краткость – 1 балл
  • 5. красочность(не более 3-х цветов)-1 балл
  • Общий балл - 5
Время выполнения: 7 минут Правила работы в группе: Говорим тихо! Говорит кто -то один! Выслушиваем мнение каждого!

Время выполнения: 7 минут

Правила работы в группе:

Говорим тихо!

Говорит кто -то один!

Выслушиваем мнение каждого!

  Взаимооценивание .

Взаимооценивание .

Физкультминутка

Физкультминутка

Послушаем и задумаемся. МОНОЛОГ СИРОТЫ.

Послушаем и задумаемся.

МОНОЛОГ СИРОТЫ.

Приглашаю к размышлению: Как вы думаете, изменилась ли ситуация сегодня, стало ли наше общество милосерднее ? Стало ли меньше сирот и обездоленных детей в нашем обществе?

Приглашаю к размышлению:

  • Как вы думаете, изменилась ли ситуация сегодня, стало ли наше общество милосерднее ? Стало ли меньше сирот и обездоленных детей в нашем обществе?
И зачем же я сочинил такую историю? Переломом в сюжете является эпизод, когда мальчик увидел ёлку: он забывает всё, засыпает и попадает на ёлку к Христу. Почему писатель разочаровал: оказывается, что «мальчики эти и девочки» давно «замерзли и задохнулись» - мертвы .В реальном мире для них нет ёлки. И мамы их появляются потому, что их судьбы также печальны. На земле в реальном мире, дети не могут быть счастливы , это возможно только у Христа.  Вывод :  Главный христианский смысл – избавление ангельских душ от неземных мук. Рождественская ночь может быть наполнена и горестями и радостью.

И зачем же я сочинил такую историю?

  • Переломом в сюжете является эпизод, когда мальчик увидел ёлку: он забывает всё, засыпает и попадает на ёлку к Христу.
  • Почему писатель разочаровал: оказывается, что «мальчики эти и девочки» давно «замерзли и задохнулись» - мертвы .В реальном мире для них нет ёлки.
  • И мамы их появляются потому, что их судьбы также печальны.
  • На земле в реальном мире, дети не могут быть счастливы , это возможно только у Христа.

Вывод : Главный христианский смысл – избавление ангельских душ от неземных мук. Рождественская ночь может быть наполнена и горестями и радостью.

Алгоритм самооценки: 1.Чему научился? 2.За что себя можешь похвалить? 3.Над чем ещё надо поработать? 4.Какие задания тебе понравились, оказались трудными? 5.Достиг ли поставленную в начале урока цель?  6. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)  7.Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.) 8. Задание выполнено самостоятельно или с чьей-то помощью, верно или не совсем верно?( Учимся находить и признавать ошибки.)

Алгоритм самооценки:

  • 1.Чему научился?
  • 2.За что себя можешь похвалить?
  • 3.Над чем ещё надо поработать?
  • 4.Какие задания тебе понравились, оказались трудными?
  • 5.Достиг ли поставленную в начале урока цель?

  • 6. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)
  • 7.Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)
  • 8. Задание выполнено самостоятельно или с чьей-то помощью, верно или не совсем верно?( Учимся находить и признавать ошибки.)

Рефлексия - Перед каждым из вас лежат листы с изображением сердца. Напишите, пожалуйста, в них те слова, дела и поступки, которые можно было бы сказать и сделать, чтобы отогреть мальчика, спасти его. - Думаю, мы своими добрыми и горячими сердцами могли бы спасти мальчика.

Рефлексия

  • - Перед каждым из вас лежат листы с изображением сердца. Напишите, пожалуйста, в них те слова, дела и поступки, которые можно было бы сказать и сделать, чтобы отогреть мальчика, спасти его.
  • - Думаю, мы своими добрыми и горячими сердцами могли бы спасти мальчика.
Композиционное своеобразие 2 части рассказа. 1картина – экспозиция «Мальчик в подвале»(хроника быта «углов» и «подвалов»). 2 картина – завязка –(Мальчик выходит на улицу). 3 картина – развитие действия «Красивая ёлка в богатом доме». 4 картина – развязка – «Мальчик у Христа на ёлке»  -Где, по-вашему кульминационный момент?

Композиционное своеобразие 2 части рассказа.

  • 1картина – экспозиция «Мальчик в подвале»(хроника быта «углов» и «подвалов»).
  • 2 картина – завязка –(Мальчик выходит на улицу).
  • 3 картина – развитие действия «Красивая ёлка в богатом доме».
  • 4 картина – развязка – «Мальчик у Христа на ёлке»

-Где, по-вашему

кульминационный момент?

Тема – детская доля в России. Авторское повествование во 2 части не остается неизменным. Голос автора незаметно сменяется голосом мальчика. Образ мальчика суровый упрёк тем, кто не замечает положения русских детей.  Роль пейзажа – придать осязаемость образу мальчика, его состоянию холода и голода.  Вывод : Достоевский в 1 части рассказа дает обобщенный портрет детей, голодных, лишенных всего, вынужденных терпеть унижение и побои.

Тема – детская доля в России.

  • Авторское повествование во 2 части не остается неизменным. Голос автора незаметно сменяется голосом мальчика.
  • Образ мальчика суровый упрёк тем, кто не замечает положения русских детей.
  • Роль пейзажа – придать осязаемость образу мальчика, его состоянию холода и голода.
  • Вывод : Достоевский в 1 части рассказа дает обобщенный портрет детей, голодных, лишенных всего, вынужденных терпеть унижение и побои.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!