СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 29.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку: Тварь ли я дрожащая или право имею? Тема преступления и теория Раскольникова. Образы «униженных и оскорблённых». Тема наказания и ее воплощение в поэтике романа.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация составлена к уроку Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку: Тварь ли я дрожащая или право имею? Тема преступления и теория Раскольникова. Образы «униженных и оскорблённых». Тема наказания и ее воплощение в поэтике романа.»

Раздел 3. Человек и право Тема 3.3. Тварь ли я дрожащая или право имею? Тема преступления и теория Раскольникова. Тема наказания и ее воплощение в поэтике романа.

Раздел 3. Человек и право

Тема 3.3. Тварь ли я дрожащая или право имею? Тема преступления и теория Раскольникова. Тема наказания и ее воплощение в поэтике романа.

Метод «Стоп-кадр»

Метод «Стоп-кадр»

Проблемные вопросы:  1.Какую роль играет Петербург в романе?   2.Каковы отношения Раскольникова с окружающими его людьми? 

Проблемные вопросы:

1.Какую роль играет Петербург в романе? 

2.Каковы отношения Раскольникова с окружающими его людьми? 

Родион Раскольников Главный герой романа – разночинец, бедный студент. Наделён привлекательной внешностью: «замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами… ростом выше среднего, тонок и строен». Портрет Перед нами молодой, талантливый, гордый, мыслящий человек, в котором нет дурных и низких черт. В его поступках, высказываниях и переживаниях видно высокое чувство человеческого достоинства, благородство, бескорыстие. Он воспринимает чужую боль острее собственной: рискуя жизнью, спасает из огня детей; делится последним с отцом умершего товарища; сам нищий, даёт деньги на похороны едва знакомого ему Мармеладова.

Родион Раскольников

Главный герой романа – разночинец, бедный студент. Наделён привлекательной внешностью: «замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами… ростом выше среднего, тонок и строен».

Портрет

Перед нами молодой, талантливый, гордый, мыслящий человек, в котором нет дурных и низких черт.

В его поступках, высказываниях и переживаниях видно высокое чувство человеческого достоинства, благородство, бескорыстие.

Он воспринимает чужую боль острее собственной: рискуя жизнью, спасает из огня детей; делится последним с отцом умершего товарища; сам нищий, даёт деньги на похороны едва знакомого ему Мармеладова.

Преступление  и  наказание   Преступление - преступить, переступить через что-то. Наказание  — 1) от казнь, получить казнь, 2) получить наказ на будущее

Преступление  и  наказание

  • Преступление - преступить, переступить через что-то.
  • Наказание  — 1) от казнь, получить казнь, 2) получить наказ на будущее
Нравственность Философия Социальные черты

Нравственность

Философия

Социальные черты

Родион Раскольников Причины преступления Социальные: крайняя степень нищеты самого героя и его матери с сестрой; его сердце разрывается от сочувствия и желания помочь окружающим (Мармеладову, его жене, их детям, Соне, пьяной девушке на бульваре). Нравственные: желание проверить свою теорию, согласно которой сильные люди ради великой цели изменения несовершенного мира имеют право перешагнуть «через кровь» других людей. Исторические: теория Раскольникова выросла из разочарований молодого поколения после крушения революционной ситуации 60-х годов на почве кризиса утопических теорий.

Родион Раскольников

Причины преступления

Социальные: крайняя степень нищеты самого героя и его матери с сестрой; его сердце разрывается от сочувствия и желания помочь окружающим (Мармеладову, его жене, их детям, Соне, пьяной девушке на бульваре).

Нравственные: желание проверить свою теорию, согласно которой сильные люди ради великой цели изменения несовершенного мира имеют право перешагнуть «через кровь» других людей.

Исторические: теория Раскольникова выросла из разочарований молодого поколения после крушения революционной ситуации 60-х годов на почве кризиса утопических теорий.

 Путь Раскольникова к преступлению:   а) душевные муки и поиски выхода из тупиковой ситуации; б) безмерная гордость и уверенность в своей исключительности; в) разговор студента и офицера в распивочной;  г) теория о «двух разрядах»; д) случайности, подталкивающие на убийство (страшная история жизни Мармеладовых, письмо от матери, опозоренная девочка на бульваре, случайно услышанный разговор мещан с Лизаветой); е) мысль героя — решиться хоть на что-нибудь; ж) Раскольников идет на преступление, разрешает себе кровь по совести». Он убивает процентщицу и Лизавету.

Путь Раскольникова к преступлению:

  • а) душевные муки и поиски выхода из тупиковой ситуации;
  • б) безмерная гордость и уверенность в своей исключительности;
  • в) разговор студента и офицера в распивочной;
  • г) теория о «двух разрядах»;
  • д) случайности, подталкивающие на убийство (страшная история жизни Мармеладовых, письмо от матери, опозоренная девочка на бульваре, случайно услышанный разговор мещан с Лизаветой);
  • е) мысль героя — решиться хоть на что-нибудь;
  • ж) Раскольников идет на преступление, разрешает себе кровь по совести». Он убивает процентщицу и Лизавету.
Теория Раскольникова Теория Теория

Теория Раскольникова

Теория

Теория

Составление опорного конспекта- схемы теории Раскольникова

Составление опорного конспекта- схемы теории Раскольникова

Родион Раскольников Поиск истины Теория Раскольникова делит людей на «слабых» и «сильных». Родиона мучает вопрос, кто он сам: «тварь дрожащая» или «право имеет». Герой не учитывает главного: убийство противно самой природе человека. Совершив преступление, он остро ощущает невозможность оставаться с людьми и страдает от невозможности общения с матерью и сестрой. Куда же отнести их по своей теории, к какому разряду людей? По логике они относятся к «слабым людям», к «низшему разряду», а значит, топор другого Раскольникова может обрушиться на их головы в любую минуту.

Родион Раскольников

Поиск истины

Теория Раскольникова делит людей на «слабых» и «сильных». Родиона мучает вопрос, кто он сам: «тварь дрожащая» или «право имеет». Герой не учитывает главного: убийство противно самой природе человека.

Совершив преступление, он остро ощущает невозможность оставаться с людьми и страдает от невозможности общения с матерью и сестрой. Куда же отнести их по своей теории, к какому разряду людей? По логике они относятся к «слабым людям», к «низшему разряду», а значит, топор другого Раскольникова может обрушиться на их головы в любую минуту.

Теория о «Делении людей на два разряда» Находясь во власти этой теории, Раскольников убеждён, что на земле нет справедливости и должен прийти спаситель, который разрушит несправедливое общество и создаст общество счастливых людей, пусть даже ценой насилия и кровопролития. «Обыкновенный» или «необыкновенный» он сам – вот вопрос, который более всего волнует Родиона Раскольникова.

Теория о «Делении людей на два разряда»

Находясь во власти этой теории, Раскольников убеждён, что на земле нет справедливости и должен прийти спаситель, который разрушит несправедливое общество и создаст общество счастливых людей, пусть даже ценой насилия и кровопролития.

«Обыкновенный» или «необыкновенный» он сам – вот вопрос, который более всего волнует Родиона Раскольникова.

     Задание для групп      Представьте в виде «Ментальной карты» или «Интеллект –карты» формирование и развитие теории Раскольникова.

Задание для групп  

  • Представьте в виде «Ментальной карты» или «Интеллект –карты» формирование и развитие теории Раскольникова.
Теория Раскольникова Теория Теория «Обыкновенные» «Внешние» «Необыкновенные» «Внутренние»

Теория Раскольникова

Теория

Теория

«Обыкновенные»

«Внешние»

«Необыкновенные»

«Внутренние»

Крушение теории Раскольникова Раскольников признал себя «обыкновенным» человеком Теория Раскольникова о праве сильного на преступление оказалась абсурдной. Она построена на избранности одних и уничижения других. Раскольников понимает, что он не Наполеон, что в отличие от своего кумира, спокойно жертвовавшего жизнями десятков тысяч людей, он не в состоянии справиться со своими чувствами после убийства одной «гаденькой старушонки»: «…я не человека убил, я принцип убил!» Принцип этот – его совесть. Стать «властелином» ему мешает всячески заглушаемый им зов добра. Человеческая натура Родиона противится нечеловеческой, безнравственной теории.

Крушение теории Раскольникова

Раскольников признал себя «обыкновенным» человеком

Теория Раскольникова о праве сильного на преступление оказалась абсурдной. Она построена на избранности одних и уничижения других.

Раскольников понимает, что он не Наполеон, что в отличие от своего кумира, спокойно жертвовавшего жизнями десятков тысяч людей, он не в состоянии справиться со своими чувствами после убийства одной «гаденькой старушонки»: «…я не человека убил, я принцип убил!»

Принцип этот – его совесть. Стать «властелином» ему мешает всячески заглушаемый им зов добра. Человеческая натура Родиона противится нечеловеческой, безнравственной теории.

Крушение теории Раскольникова Созданная теория оказалась безнравственной На каторге Раскольников всё ещё уверен, что теория правильна, просто он себя не к тому разряду отнёс. Лишь приезд Сони и обращение к Евангелию побуждает Родиона пересмотреть свою жизнь и отказаться от теории. Они приходит к христианским моральным ценностям. В финале этого романа «начинается новая история, история постепенного обновления человека» . В этом новом мире христианской праведности для теории «двух разрядов людей» уже нет места.

Крушение теории Раскольникова

Созданная теория оказалась безнравственной

На каторге Раскольников всё ещё уверен, что теория правильна, просто он себя не к тому разряду отнёс. Лишь приезд Сони и обращение к Евангелию побуждает Родиона пересмотреть свою жизнь и отказаться от теории. Они приходит к христианским моральным ценностям. В финале этого романа «начинается новая история, история постепенного обновления человека» . В этом новом мире христианской праведности для теории «двух разрядов людей» уже нет места.

Крушение теории Раскольникова Любая теория абсурдна. Делать жизнь по теории нельзя. Писатель изображает столкновение теории с логикой жизни. По его мнению, жизнь всегда опровергает любую теорию – и самую передовую, революционную, и преступную. Задача Достоевского – показать, какую власть над человеком может иметь идея и какой страшной и преступной она может показаться. Философские вопросы, над которыми мучился Раскольников, занимали умы многих мыслителей. Немецкий философ Ф.Ницше создал теорию «сверхчеловека», которому всё позволено. Позднее она послужила основой для создания фашистской идеологии, которая принесла неисчислимые бедствия всему человечеству.

Крушение теории Раскольникова

Любая теория абсурдна. Делать жизнь по теории нельзя.

Писатель изображает столкновение теории с логикой жизни. По его мнению, жизнь всегда опровергает любую теорию – и самую передовую, революционную, и преступную. Задача Достоевского – показать, какую власть над человеком может иметь идея и какой страшной и преступной она может показаться.

Философские вопросы, над которыми мучился Раскольников, занимали умы многих мыслителей. Немецкий философ Ф.Ницше создал теорию «сверхчеловека», которому всё позволено. Позднее она послужила основой для создания фашистской идеологии, которая принесла неисчислимые бедствия всему человечеству.

Нравственность Философия Социальные черты

Нравственность

Философия

Социальные черты

Можно ли …..
  • Можно ли …..
Можно ли лишать человека жизни ради идеи???!!!
  • Можно ли лишать человека жизни ради идеи???!!!
Стратегия  «Творческая мастерская» Напишите эссе-рассуждение “Внутренняя и внешняя расплата Раскольникова”. Какую роль они сыграли в становлении его новой личности — после духовного перерождения? Укажите, в каких частях романа происходят эти события.

Стратегия «Творческая мастерская»

  • Напишите эссе-рассуждение “Внутренняя и внешняя расплата Раскольникова”. Какую роль они сыграли в становлении его новой личности — после духовного перерождения? Укажите, в каких частях романа происходят эти события.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя